Планировка

Придумать символ истории географии биологии. Предметная неделя. презентация по географии на тему. Блиц-вопросы на слайдах для коллективного обсуждения

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с символами своего государства; с их историей становления и развития; с историей российского флага.
  • Учить сравнивать материалы различных исторических источников и делать выводы;
  • Способствовать пробуждению в душах детей настоящего патриотизма, открывая им истинные национальные ценности.

Оборудование:

изображения гербов России, гербы российских городов, семейные гербы; флаги; Т.С. Голубева " Государственная символика России”; Е.В. Саплина, А.И. Саплин "Введение в историю”; видеозапись "Сие место поле Куликово”, И. К.История Руси Великой от начала веков, Е.В. Саплина, А. И. Саплин "Путешествие в историю”.

Ход урока

I. Организационный момент.

У. - У нас сегодня необычный урок, где много гостей. Давайте поприветствуем их, и как гостеприимные хозяева приглашаем вас, пройти вместе с нами, по дороге истории возникновения и развития символики нашего государства

II. Повторение изученного.

У. - Ребята у кого карточки работают самостоятельно. КАРТОЧКА № 1

Впишите в таблицу, какие животные символизируют качества перечисленные ниже:

КАРТОЧКА № 2

Используя графические изображения цвета, закрасьте гербы следующими цветами.

У. – Начнём нашу экскурсию с того, что обратимся к истокам геральдики и объясним, чем занимается наука геральдика?

Д. Геральдика – наука, которая занимается сбором информации о различных гербах, их описанием и правилами составления новых.

У. - У каждого государства, области, города есть свои священные символы, которые человек должен почитать и уважать. Перед вами гербы городов.

У. - Расскажите и покажите, какой из них вам запомнился и понравился.

У. - Очень часто мы в речи слышим выражения: "Большая Родина, малая Родина, что это значит”?

Д. - Наш город Пугачёв- это малая Родина, тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.

Малая Родина –
Островок Земли
Под окном смородина,
Вишни расцвели
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья,
Ласковая, милая
Родина моя!

У. - То, что у нашего славного города есть герб, вы знаете. А как он выглядит и что символизирует, расскажите, пожалуйста.

У. - А есть ещё меньшая Родина. Что бы вы отнесли к маленькой Родине?

Д. Семья.

У. - Обратите внимание на выставку семейных гербов и попробуйте проникнуть в тайны каждой семьи. Желающие расскажут нам о своём гербе.

Д. (Рассказывают о своем семейном гербе).

III. Сообщение темы и цели урока.

У. - Все семьи разные, но объединяет нас то, что мы живём в одном государстве и у нашего государства тоже есть герб.

У. - Как вы думаете должны ли граждане нашей страны знать историю возникновения символики нашего государства?

У. - Сегодня мы будем говорить о символике нашего государства.

У. - Я вас приглашаю в зал 15 века. <Рисунок 1>

Рассказ учителя:

В этом веке герб России двуглавый орёл, на своих мощных крыльях взмывающий над страной, более четырёх столетий олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире долговечных гербов! Принятие этого герба связано с именем Ивана 3 Васильевича (1404-1505), великого князя московского. Двуглавый орёл в качестве государственного герба появился на Руси вместе с Софьей Палеолог племянницей последнего византийского императора, которая стала женой великого князя Ивана 3

Первоначально по византийской традиции, орёл был золотого цвета с опущенными крыльями вниз. И только с 17 века орёл поднимает крылья. А при Петре 1 золотой цвет был изменён на чёрный.

По мере роста территорий России к гербу добавляются символы новых земель городов. Двуглавый орёл как Российский герб существовал до 1918 года, после чего был упразднён и заменён гербом СССР.

На пороге 21 века двуглавый орёл снова становится символом России.

IV. Работе с текстом:

У. - У вас на столе есть текст, прочитав, его вы узнаете о гербе Российской Федерации.

а) ТЕКСТ.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и одной большой короной соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, а в левой держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще, поражающий копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона/ <рисунок 2 >

У. - Ребята в тексте вам встретились слова скипетр и держава. Кто сможет объяснить значение этих слов (словарная работа на доске: скипетр и держава).

Д. Скипетр греческое слово обозначает жезл украшенный резьбой и драгоценными камнями – символ царской власти.

У. - На гербе у орла две головы, три короны, в лапах скипетр и держава, а что они символизируют?

У. - А подробнее вас с этим познакомит: (дополнительный материал подготовлен учащимися).

Д. б) Дополнительный материал:

"Двуглавый орёл символ вечности России, символ сохранения в чистоте в русском народе веры православной, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю 3-х восточнославянских народов – русских, белорусов и украинцев. Скипетр и держава в когтях орла образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищенная щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как на собирательницу и защитницу земель русских”.

У. - Две головы орла, о чём напоминают?

V. Физминутка.

Вы, наверное, устали
Настало время отдыхать
Предлагаю усталость
Физкультминуткой снять.

Встали прямо вытянули руки вдоль туловища – как орёл в 15 веке. Посмотрели вправо, влево, на запад, восток. Плавно поднимаем руки вверх, опускаем вниз. Мы летим над страной на своих мощных крыльях, смотрим всё ли в порядке.

У. - Мы переходим в следующий зал. Перед вами два полотнища, как они называются?

Д. Флаги.

У. - От какого слова произошло слово "флаг”?

Д. От греческого слова, что означает сжигать, гореть, озарять.

У. - С глубокой древности восточные славяне – русы, имели свои слова для обозначения флагов. – Какое это слово и что оно означает?

Д. Стяг, жердь, палка, шест.

У. - Стягами назывались и древнерусские знамёна. Сейчас мы посмотрим видеозапись, и вы увидите, какое знамя вдохновляло воинов и что было изображено на нём? < Рисунок 3>

У. - Так что же вдохновляло воинов?

Д. Их вдохновляло знамя, данное Сергием Радонежским со словами: "Вот оружие нетленное! Да послужит оно вам вместо шлемов”.

У. - Этот стяг – знамя был тёмно - багряного, червленого, как тогда говорили цвета.

Цвет флага никогда не выбирают случайно. Даже русские цари при утверждении флага должны считаться с древними традициями народа, с их любимыми цветами.

В России право на существование имеет, прежде всего, черно – золото- белый флаг, поскольку в нём заимствуются цвета государственного герба: черный цвет – державного орла; золотой- фон герба, принятого ёще Иваном третьим, белый цвет одежд Святого Георгия Победоносца, издавна почитаемого на Руси как символ жертвенности в борьбе с врагами Отчества. Этот флаг существовал вплоть до Петровских времен.

В январе 1705 года Петр 1 издал указ о даровании бело – сине- красного флага коммерческим торговым судам.

Каждый из Российских монархов вносил свои поправки в государственную символику. За период царствования каждого из них происходили заметные перемены в русском обществе, расширялись границы страны.

Окончательный вопрос о бело – сине- красном флаге решился при Николае II 9 апреля 1896году Особое совещание при министерстве юстиции постановило: "народным” или "государственным” для всей империи, в том числе для Финляндии и Польши флагом должен окончательно считаться бело – сине- красный и никакой другой. Все прошлые черно – желто- белые флаги подлежали не медленной замене.

Я вам уже сказала, что с изменением власти в России появляются изменения в государственной символике. Так вот: с установлением Советской власти государственным флагом становится флаг красного цвета с изображением серпа и молота.

Очередная неопределённость с этим государственным символом возникла в 2000 году.

По решению государственной думы и Президента Россия вступила в 21век с бело – сине- красным государственным флагом.

VI. Работа в группах.

У. - Государственный флаг РФ – официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства. Описание государственного флага и порядок его использования определяется Федеральным конституционным законом. По русским обиходным понятиям красный цвет означает: отвагу, героизм, огонь. Синий - небо, духовность веру. Белый – мир, чистоту, правду, благородство. < Рисунок 4>

У. - Каждый цвет что-то символизирует, об этом вы узнаете из текста. Работать будете в группах, вам нужно найти ответ на свой вопрос. (1ряд, что означает красный цвет, 2 – синий, 3 – белый.) проверка.

У. - От каждой группы выбирается один человек, который отвечает на вопрос.

У. - Ребята сейчас мы проверим, внимательно ли вы слушали меня и моих помощников экскурсоводов.

У. - Перед вами дерево, которое символизирует развитие геральдики. На нём пронумерованные таблички с вопросами, вам предстоит ответить на заданные вопросы.

У. - А остальные будут консультантами, им поможет в этом материал учебника на странице 83.

  1. Какой цвет имел 1 Российский флаг?
  2. Кто издал указ о даровании коммерческим торговым судам флага?
  3. Что постановило особое совещание при министерстве юстиции 1896 году?
  4. Цвет флага при советской власти?
  5. С каким флагом Россия вступила в 21 век?

У. - Ребята, а где в жизни вы встречали подтверждение того, как граждане с уважением относятся к символике государства?

У. - Сейчас ребята вы будете работать в парах. Вам нужно разгадать кроссворд и найти ключевое слово. Кто выполнит, просигналит нам.

1. Кроссворд

По горизонтали:

1.Герольд в переводе с немецкого языка означает…
2.Оборотная сторона монеты.
3.Ребро или боковая сторона монеты.
4. Слово, которое происходит от глагола "рубить”

По вертикали:

1. Символика государства

(1.Глашатай, 2. Резьба. 3. Гурт. 4. Рубль.) Ключевое слово: ГЕРБ.

2. Кроссворд:

По горизонтали:

1.Форма герба.
2.Символ успеха, расцвета (цветок)
3. Лицевая сторона монеты.
4.Название старинной русской монеты.

По вертикали:

1. Символика государства

Ответы: (1. Французский. 2. Лилия, 3. Аверс. 4. Ногата.) Ключевое слово: ФЛАГ.

3. Кроссворд:

По горизонтали:

1.Символ неустрашимости, свирепости.
2.Житель Рима.
3.Слово, которое означает "предупреждаю, предостерегаю”.
4.Специальная наука, изучающая монеты.

По вертикали:

1. Символика государства.


Ответы:(1. Гриф, 2.Римлянин,3. Монео,4. Нумизматика). Ключевое слово: ГИМН.

У. Какие ключевые слова получились?

Д. Герб, флаг, гимн

У. - Герб, флаг, гимн – как можно назвать одним словом?

Д. Символы государства. <Рисунок 5>

У. - Для любого современного государства его символы существуют в триединстве.

VII. Итог урока.

У. Символы государства это история страны, и её сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, её отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства нужно относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на государственный герб и флаг во всех странах мира воспринимаются, как знак неуважения и враждебности к стране, её народу.

Наша экскурсия подошла к концу. – Что нового вы узнали?

VIII. Домашнее задание.

У. - Дома я предлагаю вам познакомиться с произведениями, в которых описывается, как во время войны, рискуя своей жизнью, спасали знамя. Также прошу вас найти в периодической печати толкование триколора российского флага и три короны на гербе.

IX. Оценки.

У. Благодарю вас за урок. Вы молодцы. Скажите себе: Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ географии истории биологии и экологии В ШКОЛЕ № 21.

Состоится с 27 февраля по 3 марта! Мероприятия будут представлены: География Плужниковой В.Н. История Тимербулатовой Е.П. и Дмитриевой О.А. Биология Обломовой Л.А. и Морсаковой В.И. Экология Обломовой Л.А.

Приветствуем вас! География – это образ жизни, мысли и поведения.

"ГЕОГРАФИЯ " - ваш проводник на пути к настоящему в этой жизни. Мы откроем вам мир во всём его безграничном многообразии и поможем проявить всю многогранность вашей индивидуальности.

Здравствуй, география! Здравствуй, география! Шлю тебе привет! Я жду тебя и радуюсь Что есть такой предмет! Здравствуй, география! Ты мне так нужна! Как человеку воздух, А рыбам всем вода. Ведь если б не было тебя И ничего б не знала я. Я б не знала острова, Сельву, страны, города, Реки, горы и моря И тебя моя страна.

История - одна из старейших наук. С тех пор, как у человека появилось прошлое, у него появился и интерес к нему.

Слово "история" пришло к нам из глубокой древности. В древнегреческом языке слово " historia " означало - рассказ о прошедшем, об узнанном.

«Биология - это наука о жизни, она помогает понять мир и себя в этом мире»

Биология - это наука, которая изучает жизнь во всех ее проявлениях. Она исследует разнообразие организмов, их строение, процессы жизнедеятельности, химический состав, взаимосвязи с окружающей средой и много других разнообразных проявлений живого.

Биология это целый мир …. Лев Зильбер.

Экология - это интересно для всех

Экология это серьёзно! Экология - это наука о взаимодействии организма с окружающей средой. Нужно научиться правильно - с позиции этики - взаимодействовать со всем окружающим нас миром воплощённых и невоплощённых существ. Проще говоря, нужно научиться их любить.

Сотри случайные черты и ты увидишь мир прекрасен!

Наш мир во всём его проялении!

Благодаря этим наукам мы все знаем о мире в котором живем! Приглашаем принять участие в мероприятиях предметной недели: География: 5кл- Защита проекта «Материки Земли». 6кл.- «Урок занимательной географии». 7кл.- Улицы нашего города – беседа. 8кл. – Уникальное озеро Байкал – презентация 9-10кл. – уникальные места нашей планеты.

ИСтория 7-8кл. – Конкурс знатоков истории. 11кл. – Презентация проекта «Им досталась на долю нелегкая участь солдат». П о всем предметам готовят стенгазету «Символ предмета», географии, биологии, истории, экологии.

Биология и экология 5-6кл. – Конкурс стихов по теме: «Мои домашние друзья». 6-7кл. – Викторина «Что ты знаешь об экологической обстановке в г.Балаково». 8-9кл. – конкурс презентаций по теме: «Глобальные экологические проблемы нашей планеты». 10кл.- Конкурс знатоков биологии.

Приглашаем всех принять участие в мероприятиях. Желаем успеха!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 79

ПРОЕКТ УРОКА

окружающего мира

во 2 классе

Знаки и символы

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Левкиной Ольги Ивановны

Ульяновск 2012

Предмет: окружающий мир.

Класс : второй.

УМК «Планета знаний », Окружающий мир (автор Г.Г. Ивченкова)

Тема урока : Знаки и символы.

Тип урока : ОНЗ (открытие новых знаний).

Цель урока:

обучающий компонент:

    познакомить учащихся с терминами «знаки » и «символы », с историей их возникновения, с их значением в жизни каждого человека и общества в целом, с разновидностями знаков;

    закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса;

развивающий компонент:

    развивать речь, операции мыслительной деятельности: анализ сравнение, обобщение;

воспитательный компонент:

    воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц.

Оборудование : учебная презентация,карточки со знаками,

толковый словарь.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности. 2 минуты.

Цель этапа: организовать выработку на личностно – значимом уровне готовности реализации нормативных требований учебной деятельности учащимися.

-Какие знания мы открывали на прошлом уроке? Знакомились со словарями и энциклопедиями. Учились работать с ними.

Слайд 2 « То, что мы знаем, ограничено, а то, чего не знаем, бесконечно. » Пьер Симон

-Как вы, ребята, понимаете данное высказывание?

Мы знаем еще очень мало, а не знаем многого.

- Хотите вы узнать немного больше? Да.

- Ну, тогда за работу!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. 6 минут.

Цель этапа: подготовить мышление учащихся к организации осознания ими внутренней потребности к построению нового знания

Дома вы должны были найти в толковом словаре незнакомое слово и его толкование. (Учащиеся называют выбранные ими слова, и растолковывают их значения)

-какие умения вы проявили? Повторили правила работы со словарем.

- Отгадайте загадку: Слайд 3

Человечки сели в ряд,

Обо всём нам говорят. (Буквы.)

- Для чего нужны буквы?

Буквы нужны, чтобы составлять слова.

- Составьте слова из букв

Бык, бок, ком.

-Отгадайте загадку: Слайд 4

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. Цифры.

- Для чего нужны цифры?

Цифры нужны, чтобы составлять числа.

-Назовите самое большое однозначное число (9)

- Двузначные числа, образованные с помощью цифр 5 и 6 (56, 65)

- Трехзначное число, в котором 3 сотни (300)

Пробное действие

- Как назвать одним словом буквы и цифры?

Слайд 5

(Часть детей затрудняется ответить, а часть детей говорят, что это знаки.)

-Почему возникло затруднение ?

Не знали, что буквы и цифры называют знаками

Мы поняли, что не знаем.

Слайд 6

3. Выявление места и причины затруднения. 2 минуты.

Цель этапа: организовать работу по осознанию учащимися того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

-Что же обозначает слово «знаки »? (Называют свои варианты)

-Почему получились разные ответы?

Мы не знаем пока значение слова «знаки ».

-Верно, мы ещё не знаем, что обозначает слово «знаки »

4. Построение проекта и выхода из затруднения. 4 минуты.

Цель этапа: организовать работу по постановке целей учебной деятельности, и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

-Какую цель следует поставить?

Узнать, что обозначает слово « знаки », применять полученные знания в жизни.

-Значит, тема нашего урока…. Знаки.

Что нам поможет? Умение работать со словарем, учебником, знания предыдущих уроков, помощь одноклассников.

-Составим план, по которому будем работать.

По ходу ответов на доске фиксирую графически пункты плана.

Коллективное составление плана работы:

1.Найти значение слова «знак ».

2.Познакомиться с различными знаками.

3.Выяснить, какое значение имеют знаки в жизни человека.

5. Реализация построенного проекта. 6 минут.

Цель этапа: организовать работу по построению учащимися нового знания и формирование умений применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении всех задач этого типа. Формировать умение самостоятельно работать с дополнительными источниками, развивать мышление, память, монологическую речь.

Организую работу в группах.

Повторяем правила работы в группах.

Задание 1 группе:

Возьмите толковый словарь Ожегова и найдите значение слова «Знак »

(Дети работают со словарем)

Задание 2 группе:

Прочтите первый абзац на странице 34 учебника и расположите изображения знаков рядом с их названиями. (Работа организуется на интерактивной доске) Приложение 1


Задание 3 группе:

Прочтите второй абзац на странице 34 учебника, и выясните, какое значение имеют знаки в жизни человека. (Дети читают и отвечают на вопрос)

Каждая группа знакомит класс с результатами своей работы.

По ходу ответов учеников выясняется, что знак – это пометка, изображение, предмет, которыми отмечается, обозначается что-нибудь.

Дети знакомятся со знаками, которые встречаются в жизни современного человека

Выясняется, что знаки нужны для того, чтобы кратко передавать какую – либо информацию.

- Какой шаг учебной деятельности мы выполнили?

Сами открыли новые знания. (Слайд №7)

6.Физкультминутка 1 минута

7. Первичное закрепление во внешней речи. 7 минут.

Цель этапа : организовать усвоение учащимися открытого ими нового знания.

Организуется работа на интерактивной доске. Приложение 2

1. Вставьте нужный знак. В лесу растут ели сосны.

2. Вставьте нужный знак. 34 …25 = 9

3. Какой из знаков вы бы поставили в лесу, чтобы мальчику помочь избежать данной ошибки?

4.Какой знак поможет пешеходам перейти дорогу в нужном месте?

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 3 минуты.

Цель этапа : обеспечить интериоризацию нового способа действия и исполнительской рефлексии.

Организую самостоятельную работу по карточкам. Приложение 3

Фронтально обосновывается ход выполнения задания.

У кого задание вызвало затруднение?

В каком месте возникло затруднение?

Почему возникло затруднение?

9. Включение в систему знаний и повторение. 6 минут.

Цель этапа : организовать работу по включению нового способа действий в систему знаний.

Что теперь необходимо выяснить? Где наши новые знания пригодятся .

1.- Как вы думаете, как давно появились знаки? (Ответы детей)

-Да, знаки появились очень давно, когда люди не умели читать и писать. Самые древние знаки - рисунки (пиктограммы). Ученые обнаружили их на стенах пещер, в которых жили древние люди. (Дети рассматривают рисунки на странице 34 учебника)

- Некоторые знаки приобрели для человека особое значение. Такие знаки называют символами . Слайд 8.

Символы часто изображают на гербах и знаменах.

Слайд 9

Первый известный герб Симбирска пожалован городу в 1672 году за храбрую оборону от разбойника Стеньки Разина. Герб представлял собой стоящего на трех лапах и смотрящего в правую сторону льва с высунутым языком, и мечем в левой лапе, над головой льва - трехлепестковая корона. Герб символизировал храбрость симбирян.

Слайд 10

Современный герб города Ульяновска представляет собой «изображение геральдического щита прямоугольной формы, вытянутый по вертикали, в лазоревом поле которого серебряный столб, стоящий на золотой с черным земле в оконечности. На столбе - золотая закрытая корона ».

Столб на гербе Ульяновска является символом незыблемости народовластия. Венчающая столб корона (венец) символизирует городское самоуправление как проявление власти жителей города.

Слайд 11

Флагом является прямоугольное полотнище, состоящее из трех равновеликих вертикальных полос: двух полос голубого цвета (по краям) и одной белого цвета (в центре). В центре белой полосы - желтая императорская корона. Синие полосы на флаге обозначают реки Волгу и Свиягу. Золотистая корона связывает флаг и герб города.

2. -Посмотрите на эти дорожные знаки.

Слайд12 (Предлагаю по 1 -2 знака каждого вида)

- Кто знает эти знаки? Что они обозначают?

- А почему все знаки разной формы и разного цвета? Знаки имеют разное предназначение.

Отгадайте.

1.Всем знакомые полоски

Знают дети, знает взрослый.

На ту сторону ведёт

……… (пешеходный переход )

2. У посадочных площадок

Пассажиры транспорт ждут

Вот автобус, вот трамвай

Знак дорожный угадай

….. (место остановки транспорта)

- Что это за знаки? Информационно – указательные дорожные знаки.

3. Если ты поставил ногу

На проезжую дорогу

Обрати внимание друг,

Знак дорожный - красный круг

Человек, идущий в чёрном,

Красной чёрточкой зачёркнут

И дорога вроде, но

здесь ходить …… (запрещено )

4. Красный круг с полоской белой

Что за знак, а ну смелее!

И дорога вроде, но - ездить тут …..(въезд запрещен)

- Что это за знаки? Запрещающие дорожные знаки.

5.Всё не просто, всё не так -

Ездим там, где этот знак

Круг окрашен в синий цвет

А в кругу велосипед …

…… (велосипедное движение разрешено)

- Что это за знаки? Предписывающие дорожные знаки.

6.Не доедешь без бензина

До кафе и магазина.

Этот знак вам скажет звонко:

«Рядышком ….(бензоколонка!) »

7.Коли вам нужна еда,

То пожалуйте сюда.

Эй, шофер, внимание!

Скоро пункт… (питания!)

- Что это за знаки? Знаки сервиса.

8.В белом треугольнике

С окаёмкой красной

Маленьким ребяткам

Очень безопасно

Этот знак дорожный

Знают все на свете

Будьте осторожны

……(на дороге дети)

9.Скорость сбавить нужно будет,

Там ведь на дороге люди.

Чинит здесь дорогу кто-то.

Знак ….. « дорожные работы ».

-Что это за знаки? Предупреждающие дорожные знаки.

-А для чего нужны все эти дорожные знаки? Чтобы соблюдать законы дорог и улиц, и избежать ДТП.

10. Рефлексия учебной деятельности. 2 минуты.

Цель этапа : организовать работу по самооценке учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Итак, урок подходит к завершению. Что вы должны сделать? (Подвести итог нашей работы.)

Каких, два основных шага вы выполнили? (Мы выяснили, что не знаем и сами нашли новые знания.)

Какова была цель? (Узнать значение слова « знак », познакомиться с некоторыми знаками, узнать, для чего нужны знаки людям)

Достигли мы цели?

Чем вы пользовались при достижении цели? (Учебником, словарем.)

Что вы узнали?(Ответы детей)

- Какие качества ученика проявили для достижения цели?

Активность, внимание, старание, терпение, трудолюбие…

- Оцените свою работу, используя сигнальные карточки. Если вы во всём разобрались, не было ошибок, то поднимите карточку зеленого цвета. Если у вас были вопросы, вы не до конца во всём разобрались, то поднимите карточку красного цвета.

Домашнее задание.1 минута.

2. Ответить на вопрос 3 на странице 35.

3.Выполни № 25 в рабочей тетради.

4. Задание на выбор: нарисовать свой знак и дать ему название.

Класс: 10

Примечание 1: Хронометраж представляемого урока рассчитан на 2*30 = 60 минут, что обусловлено блочно-модульной технологией обучения в гимназии. Однако путем изменения продолжительности этапов урока (возможно – исключения или увеличения некоторых из них) можно добиться стандартизированных временных затрат (45 и/или 90 минут).

Цель: формирование информационно-коммуникативной компетентности школьников через деятельностный подход в обучении и интеграцию содержания образования.

Задачи:

1. Актуализировать и расширить знания учащихся в околопредметных областях «Геральдика», «Вексиллология», «Нумизматика» на основе сведений о символике. Рассмотреть значение биологических объектов (животных и растений) как символов в государственной и международной эмблематике.
2. Развивать навыки коллективной мыслительной и оценочной деятельности учащихся; умения «читать» флаги и гербы государств, устанавливать причинно-следственные связи, делать логические умозаключения, аргументировано отвечать; совершенствовать навыки разработки, создания и представления интерактивных и творческих проектов.
3. Воспитывать гражданское сознание школьников, формировать уважение к государственным символам.

Личная образовательная задача ученика: научиться применять теоретические знания о биологических символах эмблематики стран для «чтения» государственных символов (гербов, флагов) и практической разработки их проектов.

Реализуемые межпредметные связи: история, основы правоведения, экономическая география, экономика, биология.

Основная педагогическая технология: проектная + блочно-модульная.

Форма проведения: регламентированная дискуссия /урок-проект.

Оборудование, материалы: интерактивная доска, компьютер, проектор, комплекс презентаций урока, оценочные листы, грамоты, сертификаты, карточки (адаптированное тестирование), макеты (флагов, гербов, банкнот), маркеры, фломастеры, клей, скотч, стикеры.

План мероприятия

1. Вступительное слово учителей. Тема, эпиграф.

2. Инициализация урока: цель, личная образовательная задача ученика. Инструктаж по плану проведения 1ой части блока – 3 мин.

3. Теоретический модуль – 27 минут

Презентация командных проектов:
А) Геральдика, вексиллология, нумизматика – исторический обзор – 3 + 1 мин.
* Дефиниции темы (коллективная работа с глоссарием) – 3 мин.
Б) Значение цветов и символов в геральдике и вексиллологии – 3 + 1 мин.
* Значение цветов и символов флага, герба Казахстана (практикум по «чтению») – 3 мин.
В) Изображение животных на государственных символах мира – 3 + 1 мин.
Г) Изображение растений на государственных символах мира – 3 + 1 мин.
* Значение биологических объектов на государственных символах Казахстана разных эпох (практикум по «чтению») – 3 мин.
Оценочная деятельность команд. Рефлексия – 2 мин.

4. Практический модуль – 30 минут

Инструктаж по плану проведения 2-й части блока – 1 мин.
А) Актуализация знаний учащихся.
Презентация учебного фильма-проекта «Создание Европейского экономического сообщества как пример успешной интеграции стран постсоветского пространства» – 3 + 2 мин.
Б) Проектная деятельность (разработка макетов эмблематики ЕврАзЭС) – 7 мин.
В) зПредставление и обсуждение проектов – 5*(2) мин.= 10 мин.
Г) Проверка усвоения материала (марафон-тест) – 5 мин.

5. Подведение итогов жюри, награждение победителей в номинациях – 2 мин.

6. Рефлексия.

ХОД УРОКА

– Здравствуйте, уважаемые гости и участники творческих групп.
Ни одно государство на высокой стадии своего развития немыслимо без государственных символов – герба и флага. Меняются эпохи и правители, вместе с ними меняются и эмблемы государств, как зеркало происходящих исторических и политических преобразований. Изменяются также наименование, внешний вид и оформление денег как специфического товара независимого государства.
Герб, флаг, денежные знаки являются носителями символических изображений – это геометрические фигуры, астрономические объекты, предметы, архитектурные сооружения, портреты знаковых личностей стран и др. Однако объектом нашего внимания сегодня станут биологические символы – животные и растения – в государственной эмблематике стран мира.
Представляю Вашему вниманию тему (на доске) и эпиграф нашей встречи (Слайды 1, 2 Приложения 1 )

Язык символов есть истинный, всемирный, всечеловеческий язык, одинаково справедливый для всех времен и народов.

В.Шмаков

Личная образовательная задача ученика заключается в том, чтобы научиться применять теоретические знания о биологических символах для «чтения» государственных символов (гербов, флагов) и практической разработки проектов эмблематики. (Слайд 3)
Форма проведения нашей встречи – регламентированная дискуссия: 4 творческие группы предварительно работали над разработкой проектов путем «погружения» в тему. В течение 1ого модуля они будут представлять свой труд, команды оппонентов и гости имеют возможность задавать вопросы. Отвечать на вопросы имеют право участники презентующей проект команды (но не спикеры). По завершению презентаций мы проведем оценку работы команд для того, чтобы выявить победителей в номинациях «Золотой проект», «Информативный проект», «Творческий проект», «Практический проект», «Перспективный проект». (Слайд 4)
В ходе урока будет представлен большой объем новой информации, поэтому предполагается конспектирование новых терминов и понятий. Это пригодится на этапе проверки знаний в конце урока.

Теоретический модуль

Презентация и защита командных проектов:

Хочешь знать новое – читай древнее.

Старинная пословица .

А) Геральдика, вексиллология, нумизматика – исторический обзор. Обсуждение.

Самыми древними банкнотами являются китайские (династии Тан), датируемые VIII веком .

Купюра – бумажный денежный знак . Понятие используется для обозначения денежных знаков в обыденной речи.
Боны в современном мире – это бумажные деньги, вышедшие из обращения.

Цвет давно стал феноменом эстетическим, культурологическим и – впоследствии – политическим.

Н.В.Серов

Б) Значение цветов и символов в геральдике и вексиллологии. Обсуждение.

Приложение 4 , Приложение 5 . Значение цветов и символов в геральдике и вексиллологии.

* Значение цветов и символов флага, герба, штандарта Президента Казахстана (практикум по «чтению». (Слайды 10-18)

Блиц-вопросы на слайдах для коллективного обсуждения:

1. Голубой цвет флага – символ:

А) свободы и независимости;
*Б) общего благополучия, мира и единства
В) власти народа.

2. Одноцветие фона флага означает:

А) дань тюркским корням
Б) мирное небо над головой граждан Республики;
*В) единство Казахстана.

3. Национальный орнамент слева (вдоль древка) олицетворяет:

*А) культуру и традиции Казахстана
Б) особенное значение развития культуры в Казахстане
В) эстетический подход к оформлению флага.

4. Солнце на флаге:

А) символ Президента Республики
*Б) источник жизни и энергии
В) символ надежды на мирную жизнь.

5. Образ общего дома всех людей, проживающих в Казахстане, на гербе символизирует:

А) звезда
Б) тулпар
*В) шанырак.

6. То, что наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов, имеет отражение на гербе страны в виде:

*А) пятиконечной звезды
Б) шанырака
В) купольных жердей (уык), расходящихся от центра.

7. Человек на штандарте Президента:

А) Золотой человек
*Б) юный вождь эпохи саков
В) батыр как символ защитника народа.

8. На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными на государственном языке:

А) первыми строками Конституции РК;
*Б) фамилией, именем и отчеством Президента Республики Казахстан и датами, указывающими срок его избрания;
В) главными историческими вехами казахского народа.

9) Местонахождение эталона штандарта Президента Казахстана:

*А) служебный кабинет в резиденции Президента
Б) Дворец мира и согласия
В) Байтерек.

Животное царство в своих разных породах воплощает в себе разные импульсы человеческой психики.

Н.П.Рудникова

В) Изображение животных на государственных символах мира. Обсуждение.

Приложение 6 , Приложение 7 . Изображение животных на государственных символах мира.

Красота растений есть общее достояние мира, то есть она всегда макрокосмична.

В.Шмаков

Г) Изображение растений на государственных символах мира. Обсуждение.

Приложение 8 , Приложение 9 . Изображение растений на государственных символах мира.

* Значение биологических объектов на государственных символах Казахстана разных эпох (практикум по «чтению»). Уберите лишнее понятие в каждой группе слов, пояснив смысл выбора. (Слайды 21, 22)

1) Зерно – лучи Солнца – изобилие – степь – благополучие.
2) Орел – свобода – агрессия – мощная сила – независимость.
3) Тулпар – крылья – Золотой человек – мечта – мужество.
4) Барс – всадник – горы – браслет – беркут.

Оценочная деятельность команд (командам предлагается оценить деятельность других команд путем голосования – закрепления стикеров, содержащих письменный комментарий, в секторе соответствующей команды на доске). Голосование за собственную команду исключено. По итогам голосования команде-победителю вручается грамота «Золотой проект».

Рефлексия.

Практический модуль

10 октября 2000 г. президенты пяти стран – Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
В 2006 году членом ЕврАзЭС стала Республика Узбекистан (24 декабря 2008 г. Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС). Кыргызстан и Таджикистан вновь присоединятся к работе единого экономического пространства по мере готовности их экономик и после выполнения всех необходимых обязательств.
Представляем Вашему вниманию учебный фильм-проект «Создание Европейского экономического сообщества как пример успешной интеграции стран постсоветского пространства» с текстовым англоязычным сопровождением, что обусловлено важностью представляемого Международного объединения. (Слайды 23, 24)

Примечание 2: Скачать указанный фильм – учебный проект Вы можете, пройдя по ссылке http://depositfiles.com/files/yjsol0sw1 (просмотр возможен только после скачивания, но не в режиме on-line).

Демонстрация фильма с комментариями ученика на английском языке.

Приложение 10 . Текст фильма «Создание Европейского экономического сообщества как пример успешной интеграции стран постсоветского пространства» (рус/англ).

Б) Проектная деятельность (разработка макетов эмблематики ЕврАзЭС) в группах: проекты герба, флага, купюры. Выдерживается общая стилистика. Особое внимание – биологическим символам. (Слайд 25) Работает также творческая группа взрослых.

Рис. 1-3. Работа в составе творческих групп

В) Представление и обсуждение проектов. Обязательное прочтение символов, в т.ч. биологических. (Слайд 26)

Рис. 4. Защита проектов Рис. 5. После награждения

Г) Проверка усвоения материала (адаптированное тестирование).

Вариант 1

1. Историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов , а также традиция и практика их использования.
2. Толкование гербов, изъяснение символов, эмблем, девизов и других геральдических знаков, т.е. их прочтение, расшифровка их значения.
3. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и боны как исторические документы, отражающие экономическое и политическое положение общества в то время.
4. Почётный персонифицированный знак различия главы государства ряда стран, поднимающийся в месте его пребывания.
5. Денежный знак, изготовленный из бумаги , плотной ткани (обычно шелка), металла либо пластика, обычно прямоугольной формы.
6. Условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица.
7. Геральдический цвет, который символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
8. Популярный в средневековье геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, четырьмя ногами, длинным завитым остроконечным хвостом, с чешуйчатым телом. В современности – символ Бутана и Исландии.
9. Старинными геральдическими символами – символы триумфа, победы и миролюбия; по сей день – самые часто изображаемые на гербах растения.
10. Геральдический цвет, который означает храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Вариант 2

1. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.
2. Бумажные деньги, вышедшие из обращения.
3. Прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда – с изображением на нем герба, эмблемы.
4. Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов, знамен, штандартов.
5. Единичное флажное изделие, которое изготавливается из дорогостоящих материалов и богато украшается вышивкой , бахромой, кистями, лентами.
6. Геральдический цвет – символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.
7. Млекопитающее животное – самый популярный геральдический символ; присутствует на гербах многих стран (Бельгия, Болгария, Великобритания, Дания, Канада, Нидерланды, Норвегия, Сингапур, ЮАР и др.)
8. Геральдический цвет – символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
9. Цветок – королевский символ Франции, означавший чистоту и свет.
10. Символические цвета, олицетворяющие Европу и Азию на эмблеме ЕврАзЭС.

Подведение итогов жюри, награждение победителей в номинациях «Информативный проект», «Творческий проект», «Практический проект», «Перспективный проект».

Рефлексия:

– Что нового я узнал на уроке?
– Что мне, возможно, пригодится в жизни?
– Изменилось ли мое отношение к символам государственности?
– Появился ли интерес к дальнейшей разработке темы?
– О каких символах я хотел бы узнать в дальнейшем? (Слайды 27,28)

Ключ к тесту: