Озеленение

«Сфинкс, не разгаданный до гроба»: как изменилась Россия за годы правления императора Александра I. Литературная страница

За три месяца до появления на свет великого князя Александра, будущего императора, в Петербурге 10 сентября 1777 года произошло самое страшное в XVIII веке наводнение. Вода поднялась на 3,1 метра выше ординара. К окнам Зимнего дворца прибило несколько трехмачтовых купеческих судов. Дворцовая площадь превратилась в озеро, посреди которого тогда еще не возвышался Александровский столп. Ветер срывал кровлю с домов и завывал в дымоходах. Мария Федоровна, жена Павла Петровича, была настолько испугана, что все опасались преждевременных родов.

Когда в результате дворцового заговора 11 марта 1801 года был убит император Павел, Александру еще не исполнилось 24 лет. Но характер его уже сложился. Он формировался при активном участии венценосной бабки - Екатерины II, которая сама подбирала для любимого внука воспитателей и сама же писала для них специальные наставления. С другой стороны, Александр находился под влиянием отца, требовавшего от него беспрекословного повиновения. Распоряжения Павла часто отменялись Екатериной II. Александр не знал, кого же ему слушать, как поступать. Это приучило его к скрытности и замкнутости.

Узнав о смерти отца, Александр, несмотря на то, что он был посвящен в заговор, едва не упал в обморок. Заговорщикам с трудом удалось уговорить его выйти на балкон Михайловского замка и объявить собравшимся войскам, что император умер от апоплексического удара и что теперь все будет, как при Екатерине II. Войска с минуту молчали, затем дружно грянули: «Ура!» Первые дни Александр, чувствуя угрызения совести, не мог собраться с мыслями и во всем следовал советам графа П. Л. Палена - одного из основных участников заговора.

После вступления на престол новый император отменил ряд законов и правил, введенных его отцом. Как это уже не раз бывало при смене правителей, были освобождены многие осужденные в период царствования Павла. Александр I возвратил опальным их должности и все права. Он освободил священников от телесных наказаний, уничтожил Тайную экспедицию и Тайную канцелярию, восстановил выборы представителей дворянства и отменил ограничения в одежде, введенные его отцом. Народ вздохнул с облегчением, дворянство и офицерство ликовали. Солдаты сбросили ненавистные напудренные косы. Гражданские чины вновь могли теперь носить круглые шляпы, жилеты и фраки.

Вместе с тем, новый император постепенно стал избавляться от участников заговора. Многие из них были отправлены в подразделения, находящиеся в Сибири и на Кавказе.

Первая половина царствования Александра I прошла под знаком умеренно-либеральных реформ. Они были разработаны императором и друзьями его молодости: князем В.П.Кочубеем, графом П.А.Строгановым, Н.Н.Новосильцевым. Основные реформы «Комитета общественного спасения», как назвал его Александр I, давали право купцам и мещанам получать незаселенные земли. Учреждался Государственный совет, открывались Царскосельский лицей и ряд университетов в разных городах России.

Сохранению самодержавия и предотвращению революционных потрясений способствовал и разработанный проект государственных реформ статс-секретаря М.М.Сперанского, ставшего в октябре 1808 года ближайшим помощником Александра I. В том же году император неожиданно для всех назначил любимца Павла I А. А. Аракчеева военным министром. «Преданному без лести» Аракчееву доверил Александр I отдавать приказы, которые ранее отдавал сам. Однако многие положения проекта государственных реформ так и не были реализованы. «Дней Александровых прекрасное начало» грозило остаться без продолжения.

Внешняя политика императора тоже не отличалась твердой последовательностью. Поначалу Россия лавировала между Англией и Францией, заключив мирные договоры с обеими странами.

В 1805 году Александр I вступил в коалицию против наполеоновской Франции, грозившей поработить всю Европу. Поражение союзников (Пруссии, Австрии и России) под Аустерлицем в 1805 году, где русский император был фактически главнокомандующим, а через два года под Фридландом привели к подписанию Тильзитского мира с Францией. Однако этот мир оказался непрочным: впереди были Отечественная война 1812 года, пожар Москвы, жесточайшая битва под Бородино. Впереди было изгнание французов и победное шествие русской армии по странам Европы. Лавры победителя Наполеона достались Александру I, и он возглавил антифранцузскую коалицию европейских держав.

31 марта 1814 года Александр I во главе союзных армий вступил в Париж. Убедившись, что их столицу не постигнет участь Москвы, парижане с восторгом и ликованием встречали русского императора. Это был зенит его славы!

Победа над наполеоновской Францией способствовала тому, что Александр I покончил игру в либерализм во внутренней политике: Сперанский был отстранен от всех должностей и сослан в Нижний Новгород, было восстановлено отмененное в 1809 году право помещиков без суда и следствия ссылать крепостных в Сибирь, университеты были ограничены в самостоятельности. Зато в обеих столицах расцвели различные религиозные и мистические организации. Вновь ожили масонские ложи, запрещенные Екатериной II.

Патриаршество было упразднено, в Синоде председательствовал санкт-петербургский митрополит, однако членов Синода из числа духовных лиц назначал сам император. Оком государевым в этом учреждении являлся обер-прокурор. Он докладывал государю обо всем, что происходит в Синоде. Н a должность обер-прокурора Александр I назначил своего друга князя А.Н. Голицына. Этот человек, ранее отличавшийся вольнодумством и атеизмом, неожиданно впал в набожность и мистицизм. В своем доме на набережной Фонтанки, 20, Голицын устроил мрачную домовую церковь. Пурпурного цвета лампады в виде кровоточащих сердец освещали тусклым светом стоящие по углам странные предметы, похожие на саркофаги. Пушкин, посещавший живших в этом доме братьев Александра и Николая Тургеневых, слышал заунывное пение, доносившееся из домовой церкви князя Голицына. Бывал в этой церкви и сам государь.

С 1817 года Голицын возглавил новое Министерство духовных дел и народного просвещения. Светская жизнь наполнялась мистицизмом и религиозной экзальтацией. Сановники и придворные с жадностью внимали проповедникам и прорицателям, среди которых было немало шарлатанов. По примеру парижан и лондонцев в Петербурге появилось Библейское общество, где изучались тексты Библии. В это общество были приглашены представители всех христианских вероисповеданий, находившиеся в северной столице.

Православное духовенство, почувствовав угрозу истинной вере, стало объединяться для борьбы с мистицизмом. Возглавил эту борьбу монах Фотий.

Фотий пристально следил за собраниями мистиков, их книгами, их высказываниями. Он сжигал масонские издания, повсюду проклинал масонов как еретиков. Это о нем писал Пушкин:

Полу-фанатик, полу-плут;
Ему орудием духовным
Проклятье, меч, и крест, и кнут.

Под давлением православного духовенства, которое заручилось поддержкой всесильного военного министра Аракчеева и санкт-петербургского митрополита Серафима, Голицыну, несмотря на его близость ко двору, пришлось подать в отставку. Но мистицизм среди знати уже пустил глубокие корни. Так, у великого князя Михаила Павловича часто собирались на спиритические сеансы видные сановники.

В 1820-е годы Александр I все чаще погружается в мрачную задумчивость и несколько раз посещает монастыри России. Он почти не реагирует на доносы об организации тайных обществ и все чаще заговаривает о желании отречься от престола. В 1821 году государь получил еще один донос о существовании тайного общества «Союз благоденствия». На замечание одного из высших сановников о необходимости срочно принять меры Александр I тихо ответил: «Не мне их карать».

Наводнение 7 ноября 1824 года он воспринял как Божью кару за все его грехи. Участие в заговоре против отца всегда тяжелым грузом давило на его душу. Да и в личной жизни император был далеко не безгрешен. Еще при жизни Екатерины II он потерял всякий интерес к своей супруге Елизавете Алексеевне. После ряда мимолетных связей он вступил в длительную связь с Марией Антоновной Нарышкиной, супругой обер-егермейстера Д.Л.Нарышкина. Сначала эта связь была тайной, но позже о ней знал уже весь двор.

От брака с Елизаветой Алексеевной у Александра было две дочери, которые умерли в младенчестве. В 1810 году скончалась и дочь от его внебрачной связи с Нарышкиной. Все эти смерти представлялись мнительному Александру I расплатой за тяжкие грехи.

Он скончался 19 ноября 1825 года, спустя год после самого разрушительного петербургского наводнения. Скончался в Таганроге, куда сопровождал свою жену для лечения.

В закрытом гробу тело почившего императора перевезли в Петербург. Семь дней гроб стоял в Казанском соборе. Для членов императорской семьи его открыли лишь один раз, ночью. Близкие заметили, как изменилось лицо императора. За несколько дней до смерти Александра I в Таганроге погиб фельдъегерь, внешне весьма на него похожий. Поползли слухи, что император жив, что похоронили не его, а того самого фельдъегеря. А в 1836 году в Сибири появился старец, называвший себя Федором Кузьмичом. Он был, по его собственным словам, «бродяга, не помнящий родства». Было ему на вид лет 60. Императору к тому времени исполнилось бы 59. Старец одет был по-крестьянски, но держался величаво, отличался мягкими, изящными манерами. Его арестовали, судили за бродяжничество, приговорили к наказанию 20 ударами плетьми.

Хотя, если бы в народе утвердилось мнение, что Федор Кузьмич - это не кто иной, как сам Александр I, сомнительно, что подобное наказание могло бы состояться. Скорее всего, слух этот распространился позже.

Лейб-хирург Д.К. Тарасов, лечивший императора и сопровождавший его в поездке из Петербурга в Таганрог, так подробно описал течение болезни и смерть государя, что сам факт его кончины, казалось бы, не может вызывать сомнения. Однако сомнения возникали, и не раз. Ореол религиозного мистицизма продолжал окутывать образ Александра I и после его смерти. Не случайно Петр Вяземский сказал однажды об Александре I: «Сфинкс, неразгаданный до гроба».

Среди преданий об этом императоре есть и такое. В 1920-х годах, когда в усыпальнице Петропавловского собора был вскрыт саркофаг Александра I, он якобы оказался пустым. Но документальных свидетельств, подтверждающих этот факт, нет.

Известно, что у многих выдающихся людей, живших в Петербурге, были свои судьбоносные числа. Было оно и у Александра I. Им оказалось «двенадцать». Это число действительно словно сопровождало государя в течение всей его жизни. Он родился 12 декабря (12.12) 1777 года. Взошел на трон 12 марта 1801 года на 24-м году жизни (12x2). Нашествие Наполеона на Россию произошло в 1812 году. Скончался Александр I в 1825 году, когда ему было 48 лет (12x4). Болезнь его длилась 12 дней, а царствовал он 24 года.

Александровскую колонну на Дворцовой площади венчает ангел с крестом. Под крестом извивается змея, символизирующая врагов России. Ангел чуть склонил голову перед Зимним дворцом. Лик ангела не случайно напоминает лицо Александра I; при жизни русского императора называли Победителем. К тому же по-гречески его имя означает «победитель». Но грустно и задумчиво лицо этого Победителя...

* * *
«...имел ли император Александр I намерение оставить трон и удалиться от мира? На этот вопрос можно вполне утвердительно, с полным беспристрастием, ответить, - да, безусловно он имел намерение отречься от престола и удалиться от мира. Когда созрело в его душе это решение - как знать? Во всяком случае, он открыто об этом высказывался еще в сентябре 1817 года, и это не было минутным увлечением, красивою мечтою. Нет, он настойчиво повторяет упоминание об этом намерении: в 1819 году летом - Великому князю Николаю Павловичу, осенью - Великому князю Константину Павловичу; в 1822 году - более чем странно держит себя в вопросе о престолонаследии; в 1824 говорит Васильчикову, что был бы рад избавиться от гнетущей его короны и, наконец, весной 1825 года всего только за несколько месяцев до таганрогской катастрофы подтверждает принцу Оранскому свое решение; решение, которое никакие доводы принца не могут поколебать».

Личность Александра Благословенного остаётся одной из самых сложных и загадочных в русской истории. «Сфинкс, неразгаданный до гроба», – скажет о нём князь Вяземский. К этому можно добавить, что и за гробом судьба Александра I столь же загадочна. Мы имеем в виду житие праведного старца Феодора Кузмича Благословенного, причисленного к лику Святых Русской Православной Церкви.

Мировая история знает немного деятелей, сопоставимых по масштабу с императором Александром. Эта удивительная личность остаётся непонятой и сегодня. Александровская эпоха была, возможно, наивысшим взлётом России, её «золотым веком», тогда Петербург был столицей Европы, и судьбы мира решались в Зимнем дворце.

Современники называли Александра I «ангелом на троне», победителем антихриста, освободителем Европы. Европейские столицы с восторгом приветствовали царя-освободителя: население Парижа встречало его цветами. Главная площадь Берлина названа его именем – Alexander Platz. На миротворческой деятельности царя Александра я и хочу остановиться. Но вначале напомним кратко исторический контекст Александровской эпохи.

Глобальная война, развязанная революционной Францией в 1795 году, продолжалась без малого 20 лет (до 1815 года) и по-настоящему заслуживает название «Первой мировой», как по своему размаху, так и по длительности. Тогда впервые на полях сражений Европы, Азии и Америки сталкиваются миллионные армии, впервые война велась в масштабах планеты за господство тотальной идеологии. Рассадником этой идеологии была Франция, а распространителем – Наполеон. Впервые войне предшествовала пропаганда тайных сект и массовая психологическая обработка населения. Просвещенцы-иллюминаторы работали не покладая рук, создавая управляемый хаос. Век просвещения, а точнее помрачения, закончился революцией, гильотиной, террором и мировой войной.

Богоборческая и антихристианская основа нового порядка была очевидна для современников. В 1806 году Святейший Синод Русской Православной Церкви предал анафеме Наполеона за его гонения на Западную Церковь. Во всех храмах Российской Империи (православных и католических) Наполеон был объявлен антихристом и врагом рода человеческого.

Зато европейская и русская интеллигенция приветствовали Наполеона как нового Мессию, который сделает революцию всемирной и объединит под своей державой все народы. Так, Фихте воспринимал революцию во главе с Наполеоном как подготовку к построению идеального мирового государства. Для Гегеля во французской революции «явилось само содержание воли человеческого духа». Гегель, несомненно, прав в своём определении, но с уточнением, что этот европейский дух был апостасийным. Незадолго до французской революции глава баварских иллюминаторов Вайсхаупт стремился вернуть человека в его «природное состояние». Его кредо: «мы должны разрушить всё без сожаления, как можно больше и как можно быстрее. Моё человеческое достоинство не позволяет мне никому повиноваться». Наполеон стал исполнителем этой воли.

После разгрома австрийской армии в 1805 году, тысячелетняя Священная Римская империя была упразднена, и Наполеон – официально «Император Республики» – стал фактически императором Запада. Пушкин скажет о нём:

Мятежной вольности наследник и убийца,
Сей хладнокровный кровопийца,
Сей царь, исчезнувший как сон, как тень зари.

После 1805 года Александр I, оставаясь единственным христианским императором в мире, противостоял духам злобы и силам хаоса. Но об этом не любят вспоминать идеологи мировой революции и глобалисты. Александровская эпоха необычайно насыщена событиями: в сравнении с ней бледнеют даже Петровское и Екатерининское царствования. За неполные четверть века император Александр выиграл четыре военные кампании, отразив агрессию Турции, Швеции, Персии и в 1812 году вторжение европейских армий. В 1813 году Александр освобождает Европу и в Битве Народов под Лейпцигом, где он лично руководит союзными армиями, наносит смертельное поражение Наполеону. В марте 1814 года Александр I во главе русской армии с триумфом вступает в Париж.

Тонкий и дальновидный политик, великий стратег, дипломат и мыслитель – Александр Павлович был необыкновенно одарён от природы. Его глубокий и проницательный ум признавали даже враги: «Он неуловим как морская пена», – говорил о нём Наполеон. Как же после всего этого объяснить, что царь Александр I остаётся одной из самых оклеветанных фигур русской истории?

Он – победитель Наполеона, объявляется бездарностью, а разбитый им Наполеон (кстати, проигравший за свою жизнь шесть военных кампаний) – военным гением. Культ людоеда-Наполеона, устилавшего трупами Африку, Азию и Европу, этого грабителя и убийцы, поддерживается и превозносится уже 200 лет, в том числе и у нас в сожженной им Москве. Глобалисты и клеветники России не могут простить Александру Благословенному его победы над «глобальной революцией» и тоталитарным мировым порядком.

Это длинное вступление мне потребовалось для того, чтобы обрисовать в общих чертах положение мира в 1814 году, когда после окончания Мировой войны, все главы европейских государств собрались на конгресс в Вене, чтобы определить будущее устройство мира.

Главным вопросом Венского Конгресса стал вопрос о предотвращении войн на континенте, определение новых границ, но, прежде всего, пресечения подрывной деятельности тайных обществ. Победа над Наполеоном не означала победы над идеологией иллюминатов, которая успела пронзить все структуры общества в Европе и России. Логика Александра была ясна: кто зло попускает, тот сам зло творит. Зло не знает ни границ, ни меры, поэтому противостоять силам зла нужно всегда и везде.

Внешняя политика является продолжением политики внутренней, и как не бывает двойной морали – для себя и для других, так нет политики внутренней и внешней. Православный царь и во внешней политике, в отношениях с неправославными народами, не мог руководствоваться иными нравственными принципами. Александр по-христиански прощает французам все их вины перед Россией: пепел Москвы и Смоленска, грабежи, взорванный Кремль, расстрелы русских пленных. Русский царь не позволил своим союзникам разграбить и разделить на части побеждённую Францию. Александр отказывается от репарации с обескровленной и голодной страны. Союзники (Пруссия, Австрия и Англия) были вынуждены покориться воле русского царя, и в свою очередь отказались от репараций. Париж не был ни ограблен, ни разрушен: Лувр с его сокровищами и все дворцы остались в неприкосновенности.

Европа была ошеломлена великодушием царя. В оккупированном Париже, переполненном наполеоновскими солдатами, Александр Павлович гулял по городу без эскорта, в сопровождении одного флигель-адъютанта. Парижане, узнавая царя на улице, целовали его коня и сапоги. Никому из наполеоновских ветеранов не пришло в голову поднять руку на русского царя: все понимали, что он был единственным защитником поверженной Франции. Александр I амнистировал всех поляков и литовцев, воевавших против России. Он проповедовал личным примером, твёрдо зная, что изменить другого можно только собой. По словам Святителя Филарета Московского: «Александр наказал французов милостью». Русская интеллигенция – вчерашние бонапартисты и будущие декабристы – осуждали великодушие Александра и в то же время готовили цареубийство.

Как глава Венского конгресса Александр Павлович приглашает побеждённую Францию к участию в работе на равных и выступает в Конгрессе с невероятным предложением о строительстве новой Европы на основе евангельских принципов. Никогда ещё за всю историю Евангелие не закладывалось в фундамент международных отношений. В Вене император Александр даёт определение правам народов: они должны покоиться на заветах Священного Писания. Православный царь предлагает в Вене всем монархам и правительствам Европы отказаться от национального эгоизма и макиавеллизма во внешней политике и подписать Хартию Священного Союза (la Sainte-Alliance). Важно отметить, что сам термин «Священный Союз» по-немецки и по-французски звучит как «Священный Завет», что усиливает его Библейское значение.

Окончательно Хартия Священного Союза будет подписана участниками Конгресса 26 сентября 1815 года. Текст был составлен лично императором Александром и только слегка подправлен императором австрийским и королём прусским. Три монарха, представлявшие три христианские конфессии: Православие, Католицизм и Протестантизм, обращаются к миру в преамбуле: «Торжественно заявляем, что настоящий акт не имеет другой цели, кроме как желания перед всем миром явить своё непоколебимое намерение избрать правилом, как во внутреннем управлении своими государствами, так и в отношениях с другими правительствами, заповеди Святой религии, заповеди справедливости, любви, миролюбия, которые соблюдаются не только в частной жизни, но должны руководить политикой государей, будучи единственным средством упрочения человеческих учреждений и исправления их несовершенства».

С 1815 по 1818 год устав Священного Союза подписали пятьдесят государств. Не все подписи были поставлены искренне, оппортунизм свойственен всем эпохам. Но тогда, перед лицом Европы правители Запада не посмели открыто опровергнуть Евангелие. С самого возникновения Священного Союза Александра I обвиняли в идеализме, мистицизме и мечтательности. Но Александр не был ни мечтателем, ни мистиком; он был человеком глубокой веры и ясного ума, и любил повторять слова царя Соломона (Притчи, гл. 8,13-16):

Страх Господень – ненавидит зло, гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда, я – разум, у меня сила. Мною цари царствуют, и правители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.

Для Александра I история была проявлением Промысла Божия, Богоявлением в мире. На медали, которой награждали русских воинов-победителей, были выбиты слова царя Давида: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу» (Псалом 113,9).

Планы устроения европейской политики на евангельских принципах были продолжением идей Павла I – отца Александра I и строились на святоотеческой традиции. Так, Святитель Тихон Задонский в своём труде «Истинное христианство» посвятил две главы теме царской власти. В христианском обществе Святитель Тихон различает двоевластие: власть светскую и церковную. Он пишет: «Монарх должен помнить, что как сам Христос, Царь царей, не стыдился нарицать нас братиею, так тем более и ему, как человеку, подобных себе людей следует почитать братьями. Корона, украшенная добродетелями, прославляется более, чем победная над врагами внешними» (Святитель Тихон Задонский. Творения в 5 томах. М., 1889. Т. 3, с. 348 ).

Эти слова, казалось, прямо относились к Александру, победителю Европы. Другой великий современник Александра I Святитель Филарет (Дроздов) провозглашал Библиоцентризм основой государственной политики. Его слова сравнимы с положениями Устава Священного Союза. Враги Священного Союза прекрасно понимали, против кого направлен Союз. Либеральная пропаганда и тогда, и после всячески очерняла «реакционную» политику русских царей. По словам Ф.Энгельса: «Мировая революция будет невозможна, пока существует Россия». Вплоть до смерти Александра I в 1825 году главы европейских правительств собирались на конгрессы для согласования своей политики.

На Конгрессе в Вероне царь сказал министру иностранных дел Франции и знаменитому писателю Шатобриану: «Считаете ли Вы, что, как говорят наши враги, Союз лишь слово, прикрывающее амбиции? […] Больше нет политики английской, французской, русской, прусской, австрийской, а есть только общая политика, её-то ради общего блага и должны принять народы и цари. Мне первому следует проявить твёрдость в принципах, на которых я основал Союз».

В своей книге «История России» Альфонс де Ламартин напишет: «Такова была идея Священного Союза, идея, которую оболгали в её существе, представляя её низким лицемерием и сговором о взаимной поддержке для угнетения народов. Долг истории вернуть Священному Союзу его истинное значение».

В течение сорока лет, с 1815 по 1855 год, Европа не знала войн. В то время митрополит Филарет Московский говорил о роли России в мире: «Историческая миссия России – утверждение нравственного порядка в Европе, на основе Евангельских заповедей». Наполеоновский дух воскреснет с племянником Наполеона I – Наполеоном III, который при помощи революции захватит трон. При нём Франция в союзе с Англией, Турцией, Пьемонтом, при поддержке Австрии развяжет войну против России. Европа Венского Конгресса закончится в Крыму, в Севастополе. В 1855 году будет похоронен Священный Союз.

Многие важные истины могут постигаться от противного. Попытки отрицания часто приводят к утверждению. Последствия нарушения мирового порядка хорошо известны: Пруссия разбивает Австрию и, объединив германские государства, громит Францию в 1870 году. Продолжением этой войны будет война 1914-1920 годов, а следствием Первой мировой – Вторая мировая война.

Священный Союз Александра I остался в истории благородной попыткой возвысить человечество. Это единственный пример бескорыстия в области мировой политики в истории, когда Евангелие стало Уставом в международных делах.

В заключение хочется привести слова Гёте, сказанные в 1827 году по поводу Священного Союза, уже после смерти Александра Благословенного: «Миру необходимо ненавидеть что-нибудь великое, что и подтверждалось его суждениями о Священном Союзе, хотя ещё не задумывалось ничего более великого и более благодетельного для человечества! Но чернь этого не понимает. Величие ей нестерпимо».

Александр I был сыном Павла I и внуком Екатерины II. Императрица недолюбливала Павла и, не видя в нём сильного правителя и достойного преемника, все нерастраченные материнские чувства отдавала Александру.

С детства будущий император Александр I часто проводил время с бабушкой в Зимнем дворце, но тем не менее успевал бывать и в Гатчине, где проживал отец. По мнению доктора исторических наук Александра Мироненко, именно эта двойственность, проистекающая из желания угодить столь разным по темпераменту и взглядам бабушке и отцу, сформировала противоречивый характер будущего императора.

«Александр I в юношестве любил играть на скрипке. В это время он переписывался со своей матерью Марией Фёдоровной, которая сказала ему, что он слишком увлекается игрой на музыкальном инструменте и что ему следует больше готовиться к роли самодержца. Александр I ответил, что лучше будет играть на скрипке, чем, как его ровесники, в карты. Он не хотел царствовать, но в то же время мечтал излечить все язвы, исправить любые непорядки в устройстве России, сделать всё так, как в его мечтаниях должно быть, а после этого отречься», — рассказал в интервью RT Мироненко.

По мнению экспертов, Екатерина II хотела передать трон своему любимому внуку, минуя законного наследника. И лишь внезапная смерть императрицы в ноябре 1796 года нарушила эти планы. На престол взошёл Павел I. Началось короткое, длившееся всего четыре года правление нового императора, получившего прозвище Русский Гамлет.

Чудаковатого Павла I, помешанного на муштре и смотрах, презирал весь екатерининский Петербург. Вскоре среди недовольных новым императором возник заговор, итогом которого стал дворцовый переворот.

«Неясно, понимал ли Александр, что отстранение его родного отца от трона невозможно без убийства. Тем не менее Александр пошёл на это, и ночью 11 марта 1801 года заговорщики вошли в спальню Павла I и убили его. Скорее всего, Александр I был готов к такому исходу событий. Впоследствии из мемуаров стало известно, что Александр Полторацкий, один из заговорщиков, быстро сообщил будущему императору, что его отец убит, а значит, ему надо принимать корону. К удивлению самого Полторацкого, он застал Александра посреди ночи бодрствующим, в полном обмундировании», — отметил Мироненко.

Царь-реформатор

Вступив на престол, Александр I занялся разработкой прогрессивных реформ. Обсуждения проходили в Негласном комитете, в который входили близкие друзья молодого самодержца.

«Согласно первой реформе управления, принятой в 1802 году, коллегии заменились министерствами. Главное отличие заключалось в том, что в коллегиях решения принимаются коллегиально, а в министерствах вся ответственность лежит на одном министре, которого теперь надо было выбирать очень осторожно», — пояснил Мироненко.

В 1810 году Александр I создал Государственный совет — высший законосовещательный орган при императоре.

«Известная картина Репина, на которой изображено торжественное заседание Госсовета в его столетнюю годовщину, написана в 1902 году, в день утверждения Негласного комитета, а не в 1910 году», — отметил Мироненко.

Государственный совет как часть преобразования государства разработал не Александр I, а Михаил Сперанский. Именно он положил в основу российского государственного управления принцип разделения властей.

«Не стоит забывать, в самодержавном государстве этот принцип было трудно осуществить. Формально первый шаг — создание Госсовета как законосовещательного органа — был сделан. С 1810 года любой императорский указ выходил с формулировкой: «Вняв мнению Госсовета». При этом Александр I мог издавать законы и не прислушиваясь к мнению Госсовета», — пояснил эксперт.

Царь-освободитель

После Отечественной войны 1812 года и заграничных походов Александр I, воодушевлённый победой над Наполеоном, вернулся к давно забытой идее реформ: изменению образа правления, ограничению самодержавия конституцией и решению крестьянского вопроса.

  • Александр I в 1814 году под Парижем
  • Ф. Крюгер

Первым шагом в решении крестьянского вопроса стал указ о вольных хлебопашцах 1803 года. Впервые за многие столетия крепостного права было разрешено освобождать крестьян, наделяя их землей, хотя и за выкуп. Конечно, помещики не торопились освобождать крестьян, тем более с землей. В итоге свободными оказались очень немногие. Однако впервые в истории России власть дала возможность крестьянам уходить из крепостной зависимости.

Второе значимое государственное деяние Александра I — проект конституции для России, который он поручил разработать члену Негласного комитета Николаю Новосильцеву. Давний друг Александра I выполнил это поручение. Однако этому предшествовали события марта 1818 года, когда в Варшаве при открытии заседания Польского совета Александр по решению Венского конгресса даровал Польше конституцию.

«Император произнёс слова, потрясшие всю тогдашнюю Россию: «Когда-нибудь благодатные конституционные принципы будут распространены на все земли, подвластные моему скипетру». Это всё равно что в 1960-е годы сказать, что советская власть больше не будет существовать. Многих представителей влиятельных кругов это напугало. В итоге Александр так и не решился принять конституцию», — отметил эксперт.

План Александра I по освобождению крестьян также не был осуществлён до конца.

«Император понимал, что невозможно освобождение крестьян без участия государства. Определённая часть крестьян должна выкупаться государством. Можно представить такой вариант: помещик разорялся, его имение выставлялось на торги и крестьяне лично освобождались. Однако это не было осуществлено. Хотя Александр был самодержавным и властным монархом, он всё же находился внутри системы. Нереализованная конституция должна были видоизменить саму систему, однако сил, которые поддержали бы императора, в этот момент не было», — рассказал историк.

По мнению экспертов, одна из ошибок Александра I заключалась в его убеждённости в том, что сообщества, в которых обсуждаются идеи переустройства государства, должны быть тайными.

«Вдали от народа молодой император обсуждал проекты реформ в Негласном комитете, не догадываясь, что уже возникающие декабристские общества отчасти разделяют его идеи. В итоге ни те, ни другие попытки не увенчались успехом. Понадобилось ещё четверть века, чтобы понять, что эти реформы были не столь уж и радикальными», — заключил Мироненко.

Тайна смерти

Александр I скончался во время поездки по России: простудился в Крыму, несколько дней пролежал «в лихорадке» и умер в Таганроге 19 ноября 1825 года.

Тело покойного императора предстояло перевезти в Санкт-Петербург. Для этого останки Александра I забальзамировали, однако процедура прошла неудачно: цвет лица и внешний облик государя изменились. В Петербурге во время народного прощания Николай I распорядился закрыть гроб. Именно этот случай породил неутихающие споры о смерти царя и вызвал подозрения о том, что «тело подменили».

  • Wikimedia Commons

Самая популярная версия связана с именем старца Фёдора Кузьмича. Старец появился в 1836 году в Пермской губернии, а после оказался в Сибири. Последние годы он жил в Томске, в доме купца Хромова, где и скончался в 1864 году. Сам Фёдор Кузьмич никогда о себе ничего не рассказывал. Однако Хромов уверял, что старец — это тайно ушедший от мира Александр I. Так возникла легенда, что Александр I, мучимый угрызениями совести из-за убийства отца, инсценировал собственную смерть и отправился странствовать по России.

Впоследствии историки пытались развенчать эту легенду. Изучив сохранившиеся записки Фёдора Кузьмича, исследователи пришли к выводу, что в почерках Александра I и старца нет ничего общего. Более того, Фёдор Кузьмич писал с ошибками. Однако любители исторических тайн считают, что точка в этом деле не поставлена. Они убеждены, что пока не проведена генетическая экспертиза останков старца, нельзя сделать однозначный вывод, кем был Фёдор Кузьмич на самом деле.

В январе 1864 года в далекой Сибири, в маленькой келье в четырех верстах от Томска, умирал высокий седобородый старик. «Молва носится, что ты, дедушка, никто иной, как Александр Благословенный, правда ли это?» - спросил у умирающего купец С.Ф. Хромов. Уже много лет мучила купца эта тайна, которая сейчас, на его глазах, уходила в могилу вместе с загадочным старцем. «Чудны дела твои, Господи: нет тайны, которая бы не открылась, - вздохнул старик. - Хоть ты знаешь, кто я, но ты меня не величь, схорони просто».
Юный Александр взошел на престол в результате убийства масонами - теми самыми «верноподданными извергами, ну то есть господами с благородными душами, первейшими в свете подлецами» - императора Павла I. Сам Александр тоже был посвящен в заговор. Но когда до него дошла весть о смерти отца, он был потрясен. «Мне же обещали не посягать на его жизнь!» - с рыданиями повторял он, и метался по комнате, не находя себе места. Ему было ясно, что теперь он - отцеубийца, навсегда повязанный кровью с масонами.

Как свидетельствовали современники, первое появление Александра во дворЦе представляло собой жалкую картину: «Он шел медленно, колени его как будто подгибались, волосы на голове были распущены, глаза заплаканы... Казалось, лицо его выражало одну тяжелую мысль: «Они все воспользовались моей молодостью, неопытностью, я был обманут, не знал, что исторгая скипетр из рук самодержца, неминуемо подвергаю его жизнь опасности». Он пытался отказаться от престола. Тогда «верноподданные изверги» пообещали показать ему «рекой пролитую кровь всей царствующей семьи»... Александр сдался. Но сознание своей вины, бесконечные упреки самому себе в том, что он не сумел предвидеть трагический исход - все это тяжелым фузом легло на его совесть, ежеминутно отравляя его жизнь. С годами Александр медленно, но неуклонно отодвигался от «братьев». Начатые было либеральные реформы постепенно были свернуты. Александр все чаще находил утешение в религии - позднее либеральные историки испуганно назвали это «увлечением мистикой», хотя религиозность никакого отношения к мистике не имеет и на самом деле мистикой является именно масонский оккультизм. В одной из частных бесед Александр говорил: «Возносясь духом к Богу, я отрешаюсь от всех земных наслаждений. Призывая на помощь Бога, я приобретаю то спокойствие, тот душевный мир, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира»
Крупнейший биограф Александра І Н.К. Шильдер писал: «Если бы фантастические догадки и народные предания могли быть основаны на положительных данных и перенесены на реальную почву, то установленная этим путем действительность оставила бы за собой самые смелые поэтические вымыслы. Во всяком случае, подобная жизнь могла бы послужить канвой для неподражаемой драмы с потрясающим эпилогом, основным мотивом которой служило бы искупление.
В этом новом образе, созданном народным творчеством, император Александр Павлович, этот «сфинкс, неразгаданный до гроба», без сомнения, представился бы самым трагическим лицом русской истории, и его тернистый жизненный путь устлали бы небывалым загробным апофеозом, осененным лучами святости».

Так назвал императора Александра I Петр Андреевич Вяземский, один из наиболее проницательных мемуаристов прошлого века. Действительно, внутренний мир царя был наглухо закрыт для посторонних. Во многом это объяснялось сложным положением, в котором он находился с детства: с одной стороны, исключительно расположенная к нему бабка (для нее он был "отрада нашего сердца"), с другой - ревнивый отец, видевший в нем соперника. А. Е. Пресняков метко заметил, что Александр "вырос в атмосфере не только екатерининского двора, вольнодумного и рационалистического, но и гатчинского дворца, с его симпатиями к масонству, его немецкой, не чуждой пиетизма закваской"*.

Екатерина сама учила внука читать и писать, знакомила его с русской историей. Общий надзор за воспитанием Александра и Константина императрица поручила генералу Н. И. Салтыкову, а среди преподавателей были естествоиспытатель и путешественник П. С. Паллас, писатель М. Н. Муравьев (отец будущих декабристов). Швейцарец Ф. С. де Лагарп не только преподавал французский язык, но и составил обширную программу гуманистического образования. Уроки либерализма Александр запомнил надолго.

Юный великий князь проявил незаурядный ум, но воспитатели обнаружили у него нелюбовь к серьезному труду и склонность к праздности. Впрочем, образование Александра закончилось довольно рано: в 16 лет, даже не посоветовавшись с Павлом, Екатерина женила внука на 14-летней принцессе Луизе Баденской, ставшей после принятия православия великой княгиней Елизаветой Алексеевной. Лагарп покинул Россию. О молодоженах Екатерина сообщала своему постоянному корреспонденту Гримму: "Эта пара прекрасна, как ясный день, в ней пропасть очарования и ума... Это сама Психея, соединившаяся с любовью"**.

Александр был красивым молодым человеком, правда близоруким и глуховатым. От брака с Елизаветой у него родились две дочери, скончавшиеся в раннем возрасте. Довольно рано Александр отдалился от жены, вступив в многолетнюю связь с М. А. Нарышкиной, от которой имел детей. Смерть в 1824 г. любимой дочери императора Софьи Нарышкиной была для него тяжелым ударом.

* Пресняков А. Е. Указ. соч. С. 236.

** Валлоттон А. Александр I. М., 1991. С. 25.

Пока жива Екатерина II, Александр вынужден лавировать между Зимним дворцом и Гатчиной, питая недоверие к обоим дворам, расточать улыбки всем, не доверять никому. "Александр должен был жить на два ума, держать два парадных обличия, кроме третьего - будничного, домашнего, двойной прибор манер, чувств и мыслей. Как эта школа была не похожа на аудиторию Лагарпа! Принужденный говорить, что нравилось другим, он привык скрывать, что думал сам. Скрытность из необходимости превратилась в потребность" *.

Вступив на престол, Павел назначил наследника Александра военным губернатором Санкт-Петербурга, сенатором, инспектором кавалерии и пехоты, шефом лейб-гвардии Семеновского полка, председателем военного департамента Сената, но надзор над ним усилил и даже подвергал его аресту. В начале 1801 г. положение старших сыновей Марии Федоровны и ее самой было самым неопределенным. Переворот 11 марта вознес Александра на престол.

Мемуаристы и историки давали нередко негативную оценку Александру I, отмечая его двуличие, робость, пассивность **. "Властитель слабый и лукавый", - назвал его А. С. Пушкин. Современные исследователи более снисходительны к Александру Павловичу. "Реальная жизнь показывает нам совсем иное - натуру целеустремленную, властную, исключительно живую, способную на чувства и переживания, ум ясный, прозорливый и осторожный, человека гибкого, способного к самоограничению, к мимикрии, учитывающего, с какого рода людьми в высших эшелонах российской власти приходится иметь дело" ***.

* Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. 5 // Собр. соч.: В 9 т. М., 1989. Т. 5. С. 191.

**Как только не называли Александра I: "Северный Тальма" (так назвал его Наполеон), "Коронованный Гамлет", "Блестящий метеор севера" и т. д. Любопытную характеристику Александра дал историк Н. И. Ульянов (см.: Ульянов Н. Александр I - император, актер, человек // Родина. 1992. № 6-7. С. 140-147).

Александр I был реальным политиком. Вступив на престол, он задумал ряд преобразований во внутренней жизни государства. Конституционные проекты и реформы Александра имели целью ослабление зависимости самодержавной власти от дворянства, набравшего огромную политическую силу в XVIII в. Александр сразу прекратил раздачу государственных крестьян в частную собственность, а по закону 1803 г. о вольных хлебопашцах помещикам предоставлялось право освобождать своих крепостных по их взаимному соглашению. Во второй период произошло личное освобождение крестьян в Прибалтике и разрабатывались проекты крестьянской реформы для всей России. Александр старался побудить дворян, чтобы они сами выступили с проектами освобождения крестьян. В 1819 г., обращаясь к лифляндскому дворянству, он заявил:

"Радуюсь, что лифляндское дворянство оправдало мои ожидания. Ваш пример достоин подражания. Вы действовали в духе времени и поняли, что либеральные начала одни могут служить основою счастия народов" ****. Однако дворянство не готово было воспринять мысль о необходимости освобождения крестьян еще более полувека.

Обсуждение проектов либеральных реформ началось в "интимном" кружке молодых друзей Александра, когда он был наследником. "Молодые наперсники императора", как их называли консервативно настроенные сановники, в течение нескольких лет составляли Негласный комитет

*** Сахаров А. Н. Александр I (К истории жизни и смерти) // Российские самодержцы. 1801-1917. М" 1993. С. 69.

****Цит. по: Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М, 1989. С. 117.

(Н. Н. Новосильцев, графы В. П. Кочубей и П. А. Строганов, князь Адам Чарторыйский). Однако результаты их деятельности были невелики: вместо отживших свой век коллегий были созданы министерства (1802), издан упомянутый выше закон о вольных хлебопашцах. Вскоре начались войны с Францией, Турцией, Персией, и планы реформ были свернуты.

С 1807 г. ближайшим сотрудником царя стал один из крупнейших государственных деятелей России XIX в., М. М. Сперанский (до опалы, последовавшей в 1812 г.), который разработал реформу общественного строя и государственного управления. Но исполнения этого проекта не последовало, был создан лишь Государственный совет (1810) и преобразованы министерства (1811).

В последнее десятилетие царствования Александром все более овладевал мистицизм, он все чаще передоверял текущую административную деятельность графу А. А. Аракчееву. Были созданы военные поселения, содержание которых возлагалось на те самые округа, в которых войска поселялись.

В области просвещения было сделано много в первый период царствования: открыты Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский университеты, привилегированные средние учебные заведения (Демидовский и Царскосельский лицеи), институт путей сообщения, Московское коммерческое училище.

После Отечественной войны 1812 г. политика круто изменилась, реакционную политику проводили министр народного просвещения и духовных дел князь А. Н. Голицын; попечитель Казанского учебного округа, организовавший разгром Казанского университета, М. Л. Магницкий; попечитель Петербургского учебного округа Д. П. Рунич, организовавший разгром созданного в 1819 г. Петербургского университета. Большое влияние на царя стал оказывать архимандрит Фотий.

Александр I понимал, что не обладает талантом полководца, жалел, что бабка не отдала его на выучку к Румянцеву и Суворову. После Аустерлица (1805) Наполеон сказал царю: "Военное дело - не Ваше ремесло" *. В армию Александр прибыл только тогда, когда в войне 1812 г. против Наполеона произошел перелом и российский самодержец стал вершителем судеб Европы. В 1814 г. Сенат преподнес ему титул Благословенного, великодушного держав восстановителя **.

Дипломатический талант Александра I проявился очень рано. Он вел сложные переговоры в Тильзите и Эрфурте с Наполеоном, добился больших успехов на Венском конгрессе (1814-1815), играл активную роль на конгрессах Священного Союза, созданного по его инициативе.

Победоносные войны, которые вела Россия, привели к значительному расширению Российской империи. В начале царствования Александра было окончательно оформлено присоединение Грузии (сентябрь 1801 г.) ***, в 1806 г. были присоединены Бакинское, Кубинское, Дербентское и другие ханства, затем Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Царство Польское (1815). В войнах прославились такие полководцы, как М. И. Кутузов (хотя Александр не мог простить ему поражение под Аустерлицем), М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион. Русские генералы А. П. Ермолов, М. А. Милорадович, Н. Н. Раевский, Д. С. Дохтуров и др. не уступали прославленным наполеоновским маршалам и генералам.

*Цит. по: Федоров В. А. Александр I // Вопросы истории.1990. № 1. С. 63.

** См. там же. С. 64.

*** Еще в царствование Екатерины II карталино-кахетинский царь Ираклий II по Георгиевскому трактату 1783 г. признал покровительство России. В конце 1800 г. умер его сын царь Георгий XII. В январе 1801 г. Павел I издал манифест о присоединении Грузии к России, но судьба грузинской династии не была определена. По сентябрьскому манифесту 1801 г., грузинская династия лишалась всяких прав на грузинский престол. В начале XIX в. вассальную зависимость признали Мингрелия и Имеретия, были присоединены Гурия и Абхазия. Таким образом, и Восточная (Картлия и Кахетия) и Западная Грузия были включены в состав Российской империи.

Окончательный поворот к реакции у Александра вполне определился в 1819-1820 гг., когда в Западной Европе происходит оживление революционного движения. С 1821 г. в руки царя попадают списки наиболее активных участников тайного общества, но мер он не принимает ("не мне подобает карать"). Александр все более уединяется, мрачнеет, не может находиться на одном месте. За последние десять лет царствования он проехал более 200 тыс. верст, объездив север и юг России, Урал, Среднюю и Нижнюю Волгу, Финляндию, посещает Варшаву, Берлин, Вену, Париж, Лондон.

Царю все чаще приходится задумываться о том, кто наследует престол. Цесаревич Константин, по праву считавшийся наследником, грубостью и дикими выходками в молодости очень напоминал отца. Он был при Суворове во время итальянского и швейцарского походов, впоследствии командовал гвардией и участвовал в военных действиях. Еще при жизни Екатерины Константин женился на саксен-кобургской принцессе Юлиане Генриетте (великая княгиня Анна Федоровна), но брак был несчастливым, и в 1801 г. Анна Федоровна навсегда покинула Россию*.

*0т связи с актрисой Жозефиной Фридрихе у Константина Павловича родился сын Павел Александров (1808-1857), ставший впоследствии генерал-адъютантом, а от связи с певицей Кларой Анной Лоран (Лоренс), побочной дочерью князя Ивана Голицына, родились сын Константин Иванович Константинов (1818-1871), генерал-лейтенант, и дочь Констанция, воспитывавшаяся у князей Голицыных и вышедшая замуж за генерал-лейтенанта Андрея Федоровича Лишина.

После того как в 1818 г. у великого князя Николая Павловича родился сын Александр, царь решил передать престол, минуя Константина, следующему брату. Летом 1819г. Александр I предупредил Николая и его жену Александру Федоровну, что они "призываются в будущем к императорскому сану". В том же году в Варшаве, где Константин командовал польской армией, Александр дал ему разрешение на развод с женой и на морганатический брак с польской графиней Иоанной Грудзинской при условии передачи своих прав на престол Николаю. 20 марта 1820 г. был опубликован манифест "О расторжении брака великого князя цесаревича Константина Павловича с великою княгинею Анной Федоровной и о дополнительном постановлении об императорской фамилии". Согласно этому постановлению, член императорской фамилии при вступлении в брак с лицом, не принадлежащим к владетельному дому, не мог передать детям права на наследование престола.

16 августа 1823 г. манифест о передаче права на престол Николаю был составлен и помещен на хранение в Успенский собор, а три копии, заверенные Александром I, - в Синод, Сенат и Государственный совет. После кончины императора пакет с копиями надлежало вскрыть прежде всего. Тайну завещания знали только Александр I, Мария Федоровна, князь А. Н. Голицын, граф А. А. Аракчеев и составивший текст манифеста московский архиепископ Филарет.

В последние годы жизни Александр был, как никогда, одинок и глубоко разочарован. В 1824 г. он признался случайному собеседнику: "Когда подумаю, как мало еще сделано внутри государства, то эта мысль ложится мне на сердце, как десятипудовая гиря; от этого устаю" **.

** Цит. по: Пресняков А. Е. Указ. соч. С. 249.

Неожиданная смерть Александра I 19 ноября 1825 г. в далеком Таганроге в состоянии моральной депрессии породила красивую легенду о старце Федоре Кузьмиче - якобы император скрылся и до смерти проживал под чужим именем*. Известие о кончине Александра открыло острейший династический кризис 1825 г.