Энциклопедия растений

Расчет пеней по земельному налогу калькулятор. Пени за неуплату налогов: что будет, если не платить в срок? По какой формуле рассчитывается пеня

В 2019 году при расчете пени учитывайте последние изменения. Используйте наш калькулятор пени по налогам в 2019 году, чтобы автоматически рассчитать сумму пени.

Чтобы не ошибиться с расчетом пеней за просрочку уплаты налогов или страховых взносов в 2019 году, мы предлагаем вам автоматический калькулятор, который посчитает штраф за вас. Делать расчет с его помощью могут как компании, так и ИП.

Как пользоваться калькулятором пени по налогам и взносам

  1. Сначала кликом мышки выбираете, кто вы: компания или ИП;
  2. Также мышкой отмечаете вид просроченного платежа: налог или взнос;
  3. Вбиваете просроченную сумму: полные рубли и копейки;
  4. Напротив строки «Срок уплаты» жмете на значок календаря, выбирает крайнюю дату, когда нужно было сделать платеж;
  5. Напротив строки «Фактическая дата уплаты» также жмете на значок календаря и выбираете день, когда вы сделали этот платеж;
  6. Кликаете на кнопку «Рассчитать пени».

Калькулятор автоматически произведет расчет, и выдаст на экране монитора справку с подробностями расчета, которую вы сможете распечатать для себя.

Будьте внимательны! После того, как воспользуетесь калькулятором и рассчитаете пени, подлежащие уплате в бюджет, не ошибитесь с КБК. Ведь КБК при уплате самого налога или взноса отличается от КБК при платеже пени и штрафов.

Расчет пени по страховым взносам

ИНФС подчиняется общим правилам, и вы можете также воспользоваться калькулятором, предложенным выше. Не забудьте, что если компания после 30 сентября просрочила уплату взносов в инспекцию больше чем на 30 дней, налоговики посчитают пени в повышенном размере - исходя из 1/150 ставки рефинансирования.

Внимание! День погашения задолженности в количество дней просрочки не включают.

Расчет пени в ФСС

Пени по взносам на травматизм считают по своим правилам, но это не мешает использовать калькулятор. Просто ставка не зависит от продолжительности просрочки и всегда равна 1/300 ставки рефинансирования.

Внимание! День оплаты включите в период просрочки.

Расчет пеней по налогам в 2019 году

Если нарушить сроки уплаты, придется заплатить пени. Сумма пеней зависит от размера недоимки, количества календарный дней просрочки платежа и ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Размер пени считается по формуле:

Вы можете самостоятельно воспользоваться формулой, но проще и быстрее, если вы обратитесь к онлайн-калькулятору по расчету пени по налогам, который вы найдете ниже.

Важно! С 1 октября 2017 года при опоздании с уплатой налогов или взносов больше чем на 30 дней пени рассчитают за каждый календарный день просрочки по 1/150 ставки рефинансирования. Такое изменение в п.4 ст. 75 НК внес Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Таким образом, после 30 дней просрочки в 2018 году пени будут считаться следующим образом:

При этом просрочка в 30 дней и меньше обойдется дешевле - пени рассчитают из прежней 1/300 ставки рефинансирования. Ставку рефинансирования Центробанк приравнял к ключевой ставке, поэтому используйте ее (указание от 11.12.15 № 3894-У).

Нормы, регулирующие налоговые правоотношения на территории нашей страны, гласят: каждый гражданин или какая-либо организация, имеющие в собственности транспорт, использующийся для передвижения или перевоза груза, например, обязаны выплачивать в бюджет Российской Федерации отчисления по транспортному налогу. Кроме всего прочего, Налоговый Кодекс нашей страны определяет также и подробный список всех средств передвижения, которые могут находиться в собственности у людей и компаний. Кроме того, в этом же своде сведений оговаривается величина пени за просрочку транспортного налога в 2017 году. Это значит, что за пропуск установленных сроков выплаты искомого отчисления будут налагаться штрафные санкции.

К сожалению, ввиду низкой осведомленности об установленных Налоговым кодексом правилах среди населения, а также некачественной работы бухгалтерских отделов компаний, ситуация с несвоевременным внесением на государственный баланс денежных средств является не такой уж и редкой.

С октября текущего года в некоторые правила, касающиеся начисления пени на просроченную выплату, были внесены коррективы. Коснулись эти изменения также и отчисления по налогу на автотранспортные и иные средства передвижения. В этом материале мы подробно рассмотрим все взаимосвязанные с этим важным вопросом нюансы.

Пени за просрочку транспортного налога в 2018

По уровню поступления средств в государственный бюджет рассматриваемый нами налоговый сбор относится к региональным отчислениям. Его актуальность согласована с законодательными актами каждого региона Российской Федерации. Если вы являетесь владельцем автомобиля, мотоцикла, грузовика или другого средства передвижения, то в обязательном порядке должны переводить полагающиеся суммы в государственный бюджет.

Кто платит?

Налоговым кодексом также определяется понятие налогоплательщика. В случае с транспортным налогом им будет являться то лицо, которое имеет зарегистрированный на себя по всем установленным государством правилам транспорт.

Таблица 1. Кто является плательщиком налога

Плательщик Определение величины налогового сбора
Юридическое лицо Если плательщиком выступает лицо юридическое, то есть какая-либо компания, то оно самостоятельно обязано определять:
  • полную величину полагающегося государству налогового отчисления;
  • суммы авансовых платежей.
  • Авансовые платежи – это предварительные взносы в государственную казну, которые по окончанию года учитываются в полной величине налогового сбора. По итогу года компании выплачивают в бюджет разницу, оставшуюся между «телом» налога и внесенными ими ранее платежами авансового характера.

    Физическое лицо Физические лица освобождены от обязанности по самостоятельному определению величины налогового сбора, а также от уплаты в казну авансовых платежей. За них рассматриваемую процедуру проводит Федеральная налоговая служба. Сведения, необходимые для определения размера налогового сбора, представители власти получают из структур, производящих официальную процедуру регистрирования средств передвижения в пределах границ страны нашего проживания.

    Чтобы в конце года выплатить в бюджет некоторую сумму денежных средств по налоговому отчислению за владение транспорта, нужно являться владельцем искомого наименования, входящего в список, определенный главным сводом сведений, регулирующим налоговые правоотношения в России.

    Величина сбора, причитающаяся государственной казне, определяется согласно списку следующих данных:

    • вначале необходимо определить подлежащую обложению налоговым сбором базу;
    • затем следует выяснить ставку, актуальную для вашего региона и средства передвижения.

    Компании при этом должны на основе полученных сведений производить не только расчет величины налогового сбора, но также определять размеры полагающихся к отправке за каждый отчетный период налоговых платежей.

    Объекты, подлежащие налогообложению

    Согласно Налоговому кодексу, действующему на территории России, под объектами, подлежащими налогообложению, понимаются следующие наименования:

    • автотранспорт, то есть машины, грузовики и тому подобное;
    • мототранспорт, то есть мотороллеры, мопеды и аналогичного типа средства передвижения;
    • механизмы, передвигающиеся посредством гусеничного или пневматического хода;
    • суда воздушной направленности, например, вертолеты, самолеты и прочее;
    • водные суда, как маленькие, так и большие, например, гидроциклы, парусники, яхты;
    • транспортные средства для передвижения по снегу, например, моторные сани или снегоход;
    • суда, буксируемые другими средствами передвижения;
    • транспорт иных разновидностей.

    Все искомые наименования установлены перечнем, содержащимся в законодательных актах Российской Федерации. Кроме того, определены также объекты, с которых налог не взымается. Это:

    • лодки, которые переправляются по воде с помощью весел, а также оснащенные двигателем, мощность которого не превышает пять лошадиных сил;
    • машины легкового формата, которые были переоборудованы для использования лицами, имеющими подтвержденную инвалидность, а также автомобили, мощность моторной части которых не превышает сотни лошадиных сил, которые были приобретены гражданином посредством помощи органов, осуществляющих социальную защиту населения нашей страны, при условии, что в процедуре получения соблюдался законодательно утвержденный порядок;
    • суда водные, ходящие по морям и рекам, использующиеся ради рыбного и иного промысла;
    • морские суда, осуществляющие транспортировку грузов и пассажиров;
    • суда воздухоплавательные, являющиеся собственность юридических лиц или фирм с иной организационной формой, профильным направлением работы которых являются перевозки граждан и груза;
    • техническое оборудование для сельского хозяйствования, находящееся в непосредственном владении у производителей товаров сельскохозяйственной направленности, и используются в производственном процессе;
    • автотранспортные и другие средства передвижения, находящиеся на балансе федеральных государственных структур, представленных исполнительной властью, служба в которых приравнивается к несению военной обязанности;
    • угнанные автомобили и другие средства передвижения, по которым оформлен и производится розыск, а также, состоявшийся факт их угона является официально подтвержденным, и имеются соответствующие бумаги, изданные уполномоченными государственными органами;
    • транспорт для перелетов на балансе санавиации и иных служб, оказывающих медицинскую помощь населению Российской Федерации;
    • платформы, плавающие по морям, имеющие стационарную форму, а также передвижные установки для бурения морского дна и суда, использующиеся для аналогичной цели.

    Видео – Налог на транспорт в России

    Размер транспортного налога: определение

    Выплата налогового сбора, а также предварительных платежей, в государственную казну производится плательщиками налоговых сборов согласно месту их нахождения. При этом, в обязательном порядке должны соблюдаться установленные законодательно сроки, определенные в нормативных актах каждого субъекта нашей страны.

    Хотим обратить ваше внимание на следующий факт: если плательщиком налоговых сборов является компания, владеющая транспортными средствами, масса которых превышает разрешенную законодательно максимальную границу в двенадцать тонн, то по упомянутому транспорту она не должна выплачивать авансовые платежи. При этом транспортное средство в обязательном порядке должно быть зарегистрировано в реестре транспортных средств Российской Федерации.

    Рассмотрим формулу, благодаря использования которой можно определить величину транспортного налога.

    Величина налогового сбора = А*В*(С:12)*К

    Под буквой «А» в этой формуле подразумевается актуальная для конкретного региона и средства передвижения налоговая ставка. Под «В» скрывается величина облагаемой налоговым сбором базы. «С» — это количество месяцев в подотчетном году, в течение которых средство передвижения находится во владении у конкретного гражданина. Деление величины «С» на 12 обозначает отношение количества месяцев владения к полному календарному году. Под буквой «К» значится повышающий коэффициент.

    Последняя составляющая формулы будет применяться лишь в том случае, когда во владении у гражданина находится автомобиль, средняя цена которого составляет 3 миллиона российских рублей и выше.

    Для каждого уровня стоимости коэффициент будет различаться.

    Уровень 1. Так, если новая машина стоит от трех до пяти миллионов единиц национальной валюты россиян, то, чтобы вычислить по ней величину транспортного сбора в 2018 году, необходимо будет добавить следующий повышающий коэффициент: 1,1.

    В 2017 году действовало правило, согласно которому в течение трех лет с момента выпуска искомого автомобиля на заводе, величина коэффициента будет понижаться, пока не достигнет величины в 1,1. Когда машина по названной стоимости сроком эксплуатации переходила порог в три года с момента выпуска, учет транспортного коэффициента прекращался. Но с 1 января 2018 года повышающий коэффициент для автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн в течение трёх лет с даты выпуска установлен на уровне 1,1.

    Уровень 2. Если новый автомобиль, приобретенный налогоплательщиком, будет иметь цену от 10 до 15 миллионов, например, то до момента, пока срок со дня его выпуска не достигнет десяти полных лет, к расчёту величины налогового сбора за владением им будет применяться транспортный коэффициент в размере 3 единиц .

    Минпромторг России на своем официальном электронном ресурсе до наступления первого числа марта месяца каждого года размещает обновленные списки автомобилей, средняя цена которых составляет от 3 миллионов российских рублей и выше. Просмотреть этот список может каждый пользователь компьютера, смартфона, планшета или иного гаджета, имеющего выход в интернет.

    Выше мы рассмотрели формулу, актуальную для обоих типов налогоплательщиков:

    • физических лиц;
    • юридических лиц.

    Однако, разница в выплате у них все же будет. По окончанию налогового периода компании будут вносить в государственный бюджет остаток по налогу. Как мы уже говорили ранее, все дело в том, что в течение года фирмы обязаны перечислять в государственную казну платежи авансового характера. По окончанию года их величина подсчитывается, и вычитается из основной суммы налога, остаток вносится на баланс государственной казны.

    Как определить ставку?

    Ставки, по которым производится обложение налоговым сбором транспорта, находящегося во владении налогоплательщиков, определяются на государственном уровне.

    Дифференциация налоговых ставок находится в прямой зависимости от множества различных параметров транспортных средств, таких как:

    • мощность моторной части;
    • вместимости валового характера;
    • разновидности конкретного транспортного средства;
    • количества лет, которые средство передвижение не находилось в эксплуатации.

    Когда производится установление ставок налогообложения, основанное на годе выпуска объекта, нужно принимать во внимание, что срок, который прошел с момента выпуска транспорта на заводе, определяется по состояние на первое число января месяца актуального годичного периода, начиная с года, следующего за моментом выпуска транспортного средства.

    Согласно букве закона, органы власти субъектов Российской Федерации имеют право на дифференцирование налоговых ставок. Имеется ввиду уменьшение или увеличение установленного тарифа в 10 раз от текущей величины, определенной Налоговым Кодексом нашей страны.

    База для налогообложения

    Когда речь идет о транспортных средствах, под налоговой базой понимается мощность мотора конкретного наименования. Для автомобилей она измеряется в так называемых лошадиных силах, транспорт иной разновидности имеет иные единицы измерения. Кроме того, для водных средств передвижения или воздушных судов, не оснащенных двигателями, единицей измерения будет служить валовая вместимость.

    Период налогообложения

    Налоговым периодом в случае с транспортным сбором служат календарные двенадцать месяцев. Однако, налогоплательщики, являющиеся компаниями, должны также предоставлять отчетность и переводить средства в следующие временные рамки:

    • первые календарные три месяца года;
    • в полугодие;
    • девять месяцев от начала годичного периода.

    Органы власти субъектов Федерации имеют право на отмену отчетных периодов.

    Как произвести расчёт пени за просрочку транспортного налога?

    Специализированные документы, с помощью которых производится перевод денежных средств по рассматриваемому нами налоговому отчислению в пользу бюджета страны, в обязательном порядке содержат необходимые для осуществления процедуры реквизиты. В эту категорию также входит КБК – код бюджетной классификации.

    Пени – специализированная разновидность штрафных начислений, выражающаяся в определенной сумме денежных средств. Она применяется при проведении расчетных процедур бухгалтерского характера. Это относится также к неуплате налоговых сборов за владение средством передвижения.

    Если у налогоплательщика имеется уважительная причина, которую он может подтвердить, пеня ему прощается. Однако в противном случае он должен будет выплатить не только ее, но также и штраф. Это правило будет актуально даже в том случае, если налоговый сбор к конкретному моменту уже частично был переведен в бюджет.

    Официально избавиться от выплаты пени можно при условии актуальности следующих двух ситуаций:

    • если по судебному решению была произведена заморозка всех операций на всех счетах расчетного характера, принадлежащих налогоплательщику;
    • если имущество гражданина было арестовано инспекторами.

    Определяем размер пени: формула

    Существует специализированная формула, по которой в 2017 году можно определить размер пени, которую вам придется уплатить в казну нашей страны, ввиду несвоевременного перечисления налогового сбора. Вот она:

    Где «А» — сумма образовавшегося долга, «В» — количество дней, которые принимаются за просрочку, «С» — одна трехсотая часть ставки рефинансирования, установленной банком России.

    Необходимо отметить, что последний элемент формулы всегда определяется Центральным банком нашей страны. Он может меняться, поэтому каждый раз при применении приведенной формулы отслеживайте актуальный показатель.

    Существует два способа перечисления денежных средств в ситуации с накоплением пени:

    • самостоятельная выплата средств, производимая также после погашения основной части налогового долга;
    • принудительное взыскание со стороны налогового органа.

    И в том и в том случае необходимо знать, какой код классификации бюджетной направленности используется при переводе в казну денежных санкций по налоговому сбору на использующийся лицами транспорт.

    Обратите внимание на следующий факт: периодически происходит замена кодировки, как для обычных граждан, так и для организаций, следовательно, узнавать текущую кодировку нужно будет ежегодно.

    В октябре текущего года произошли некоторые изменения, касающиеся расчета величины начисленной на транспортный сбор пени. Они коснулись прежде всего организаций, для которых с тридцать первых суток просрочки определение размера выплаты будет определяться не от 1/300 ставки рефинансирования, а от 1/150.

    При этом, пени являются основной, однако не единственной мерой осуществления наказания для злостных неплательщиков. Чтобы ужесточить налоговую дисциплину, а также усилить контроль над выплатами, к пене дополнительно начисляют еще одну разновидность денежных санкций – штраф. Основой для его вменения является несоблюдение определенных законодательно норм. Штраф вносится на баланс государства также в денежном эквиваленте. Величина названной выше дополнительной штрафной санкции находится в прямой зависимости от того, в чем виноват нарушитель порядка. Если будет доказано, что выплата не вносилась умышленно, то придется расстаться еще с 40% от величины уже существующего долга налогового характера.

    Какие КБК используются в 2017 году для штрафных санкций

    Поскольку мы рассматриваем две категории плательщиков сборов, необходимо определить кодовые значения бюджетной классификации для каждой из них.

    Итак, компании, имеющие организационной формой юридическое лицо, обязаны выплатить деньги за просрочку любой длительности по следующим кодировкам:

    • КБК для вноса в бюджет денег по пеням выглядит следующим образом: 182 1 06 04011 02 2100 110 ;
    • КБК для штрафов будет таким: 182 1 06 04011 02 3000 110 .

    Полученные значения вносятся бухгалтерами организации в поручения платежного характера, используясь в качестве реквизитов.

    Обычные граждане, а также самозанятое население используют иные кодовые последовательности:

    • пени отчисляются по следующей последовательности цифр КБК: 182 1 06 04012 02 2100 110 ;
    • для штрафов используйте КБК этого вида: 182 1 06 04012 02 3000 110 .

    Определение величины пеней и штрафов для физических лиц

    Давайте разберем конкретный пример, который поможет вам более четко понять, как рассчитать задолженность гражданина, при этом принимая во внимание и штрафы и пени. Итак, приступим.

    Представим, что некая гражданка Лисовская попала в дорожно-транспортное происшествие, ввиду чего была госпитализирована в дежурную больницу города, в котором она проживает. Ввиду возникновения этого обстоятельства, она пропустила последний день, когда можно было внести налоговую выплату по транспортному сбору за текущий год. Согласно закону, этой датой выступает первое число декабря месяца.

    На восстановление здоровья госпожи Лисовской ушло в общей сложности 4 месячных периода. Ежегодная величина выплаты за находящийся в ее владении легковой автомобиль составляет 4 тысячи единиц национальной валюты за календарные двенадцать месяцев.

    Предположим, актуальная ставка рефинансирования, определенная Центробанком Российской Федерации, составила на рассматриваемый нами период налогообложения 9%.

    Все представленные выше показатели помогут нам определить размер пеней, начисленных для госпожи Лисовской. Нужно только подставить их в имеющуюся у нас формулу:

    4 тыс. руб. * 9% : 300 * 121 сутки = 145 рублей и 2 копейки.

    Уведомление о выплате налогового сбора к физическим лицам поступает непосредственно от налоговой службы. Получить его можно в трех форматах:

    • в виде бумажного документа по традиционной почте;
    • в электронном виде, но уже не на интернет-почте, а в личном кабинете налогоплательщика.

    Определить наиболее удобный для вас вариант вы можете самостоятельно. Однако, в последнем случае придется пройти обязательную регистрацию на официальном электронном ресурсе Федеральной налоговой службы .

    Сведения для определения величины сбора, а также налоговых санкций различного характера, поступают в Федеральную налоговую службу из других государственных структур, ответственных за проведение регистрации и учета транспортных средств передвижения граждан и компаний, живущих и работающих соответственно на территории Российской Федерации.

    Если до выплаты налога остался месяц, но вы так и не получили налоговое уведомление, вам придется самостоятельно обратиться в отделение службы, к которому вы относитесь согласно месту официальной прописки, и получить его там вместе с реквизитами на выплату.

    Кроме того, вы можете связаться со специалистами налоговой инспекции по телефону, и запросить у них реквизиты на оплату дистанционно. Воспользоваться полученными реквизитами можно будет, не покидая родные пенаты. Для этого необходимо иметь доступ в онлайн-системы банков, такие как «Сбербанк-онлайн».

    Помните, выплата налогового сбора за прошедший налоговой срок производится не позднее наступления декабря месяца следующего за ним годичного периода. Получается, если, например, вы не перевели в бюджет страны средства в 2017 году за 2016 год до 01.12.17, то получите пеню.

    Сведения по этим долгам также вносятся в квитанцию, с помощью которой вы планируете совершить выплаты налога на транспорт. Все эти денежные обязательства будут учитываться в налоговой инспекции, и если часть из них не поступит, вы рискуете вновь получить штрафные санкции. Напоминаем, что каждая разновидность их разновидность подразумевает использование конкретного кода бюджетной классификации. Кроме того, кодировки будут различаться для обыкновенных граждан и компаний. Их мы уже упоминали выше. Запомнить такую длинную последовательность цифр с первого раза не представляется возможным. Поэтому, лучше всего выписать ее на квитанцию сразу же, или перенести на какую-нибудь другую бумагу и взять с собой в банк.

    Величина налоговых санкций будет расти прямо пропорционально количеству дней просрочки.

    У взыскания искомых средств существует период, называемый исковой давностью. Подразумевается, что после его окончания, налоговая служба не сможет получить с вас полагающиеся ей деньги. В данном случае он составляет 36 месяцев. Действительно, случается так, что налоговый орган в течение трех лет не предъявляет никаких требований по покрытию задолженности. В таком случае, плательщики не теряют часть своих финансов.

    Определение размера пеней и штрафов для лиц юридических лиц

    Налоговый сбор на транспорт, находящийся во владении у различных организаций, имеет специфические отличия от обложения тем же отчислением лиц физических.

    Так, компании должны выплачивать установленные им предварительные платежи, носящие характер авансовых. Сроки для выплаты каждого такого платежа установлены законодательными актами субъектов Российской Федерации. Пени, принадлежащие к категории штрафных санкций, начисляются, следовательно, не на основную величину сбора, а как раз-таки на авансовые платежи.

    Согласно установленным нормам, единых правил по срокам перечисления предварительных выплат в региональную казну не существует, так как каждый субъект Федерации самостоятельно производит формирование собственного бюджета, рассчитывая на поступления компаний-плательщиков транспортного сбора. Дело в том, что стратегия экономического развития у каждого региона различная, следовательно, одинаковые правила для всех из них формировать нельзя.

    Существует, тем не менее, перечень исключений, при которых некоторые компании получают освобождение от выплаты по рассматриваемому нами в этой статье налогу в некоторых субъектах страны. Узнать, как обстоят дела в вашем регионе, можно с использованием специализированных сервисов ФНС РФ, доступных на официальном электронном ресурсе службы.

    Определение недоимок в случае с организациями производится при помощи декларационных бланков, которые были ими сданы на проверку. Только благодаря этим бумагам можно увидеть платежи, подлежащие обложению и проверить вытекшие по ним расчеты.

    Подведем итоги

    Соблюдение сроков перечисления выплат по налоговым сборам – одна из главнейших обязанностей жителей России. Не важно, простой ли вы гражданин, или представитель организации. Правила сформированы для всех. Благодаря поступлению средств в казну и ее наполнению производятся значительные улучшения в стране. В частности, выплаты по транспортному налогу идут на восстановление полотен российских дорог, а также на прокладывание трасс по новым направлениям. Утаивание или задержка налогов приводят к ухудшениям, общим для страны, поэтому, лучше соблюдать сроки. Заодно убережете кровно заработанные средства от излишней выплаты по пеням и штрафам.

    Пени по недоимке, появившейся при неуплате страховых обязательных платежей, рассчитывается за каждый просроченный день длительности задолженности. С 1 октября 2017 года расчет выполнять требуется по новым правилам. Калькулятор дает возможность онлайн рассчитать пени от неуплаченной суммы, зафиксированной с 01.10.2017.

    В калькуляторе заложены необходимые изменения, внедренные налоговиками. Главное учитывать корректировки ставки рефинансирования. Ее величина постоянно обновляется, период долга может попасть на переломный момент корректировки, это нужно учитывать. Текущий размер данного показателя 8.5 проц. с 18.09.17.

    Онлайн калькулятор для расчета пени по недоимке до октября 2017 года – .

    Расчет суммы пени по страховым взносам с 01.10.2017 в онлайн калькуляторе – рекомендации

    Для расчета укажите показатель страхового взноса, не уплаченного в срок, введенный законодательством, то есть величину недоимки. Долг вписывается в начальную строку онлайн калькулятора.

    Как рассчитать пени по налогу — такой вопрос встанет перед бухгалтером, если налог будет перечислен в бюджет с нарушением сроков или не будет перечислен вовсе. Рассмотрим в нашей статье нюансы исчисления пеней в случае несвоевременной уплаты налогов. Также выясним, пени или пеня - как правильно писать.

    За какой период производится расчет пеней по налогам

    Если организацией или индивидуальным предпринимателем не уплачен налог в установленный законодательством срок, то начиная со следующего дня по окончании этого срока на сумму недоимки начисляются пени согласно п. 3 ст. 75 НК РФ.

    О правилах, которым подчиняются сроки уплаты налогов, читайте в материале .

    Период начисления суммы пеней, в соответствии с пп. 57, 61 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, заканчивается днем перечисления недоимки в бюджет. Таким образом, на следующий день после погашения задолженности начисление пеней прекращается. Данной точки зрения придерживается и ФНС России в разъяснениях от 28.12.2009.

    Позиция Минфина по этому вопросу иная. О ней — в статье .

    По какой формуле можно посчитать пени по налогу

    При расчете к уплате пеней бухгалтер в данной формуле должен использовать те фактические значения ставки рефинансирования, которые действовали в период просрочки платежа по налогу (п. 4 ст. 75 НК РФ). Т. е. если ставка рефинансирования меняется в течение этого периода, нужно рассчитывать пени отдельно по периодам действия каждой ставки рефинансирования, а затем складывать полученные суммы.

    Такую формулу расчета до 01.10.2017 применяли все налогоплательщики без привязки к длительности периода просрочки.

    А вот с 01.10.2017 для юрлиц, допускающих задержку платежа на срок более 30 календарных дней, этот расчет изменился. Изменение относится к периоду просрочки, выходящему за пределы 30 календарных дней, касается недоимки, возникшей только после 30.09.2017 , и выражается в удвоении величины применяемой в расчете ставки (подп. «б» п. 13 ст. 1, п. 9 ст. 13 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Т. е. дополнительно применяемая при длительной задержке оплаты юрлицами формула расчета выглядит так:


    Если налоговики решат округлить процентную ставку начисления пеней, например, до целых значений, что приведет к увеличению платежа, то подобные действия инспекторов можно обжаловать либо в вышестоящем налоговом органе, либо в суде (ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ). Причем суды зачастую принимают сторону налогоплательщиков, как, например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2005 № А42-5178/04-29 или постановлении 14-го Арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 № А05-9658/2010. Связано это с тем, что текстом ст. 75 НК РФ округление процентной ставки не предусмотрено.

    Пример исчисления пеней по налогу

    Рассмотрим, как рассчитываются пени по налогу на конкретном примере.

    На основании декларации по ЕНВД индивидуальному предпринимателю Серебрякову Ю. В. нужно было заплатить единый налог на вмененный доход за 2-й квартал 2017 года в размере 48 000 руб. не позднее 25.07.2017. ИП Серебряков перечислил налог в бюджет только 2 августа. То есть просрочка по налогу у предпринимателя составила 8 дней (с 26 июля по 2 августа включительно), и на весь этот период в 8 дней нужно начислить пени.

    В данный период времени ставка рефинансирования (с 01.01.2016 приравненная к ключевой ставке) была установлена ЦБ РФ в размере 9%.

    Рассчитаем сумму подлежащих оплате пеней:

    Пени = 48 000 × 8 × 1/300 × 9% = 115,20 руб.

    Итак, перечислению в бюджет подлежат пени в размере 115,20 руб.

    О том, что поможет избежать начисления пеней по налогам, читайте в статье .

    Как правильно писать: пеня или пени, уплачивает пеню, уплата пеней или оплата пени

    Если есть сомнение при составлении платежного документа, как правильно - пеня или пени, то лучше обратиться к словарю. Так, в словаре Ожегова слово «пеня» используется для обозначения штрафа за невыполнение каких-либо установленных обязательств.

    С другой стороны, если оснований для начисления пени несколько либо если за некоторое число дней начисляется эта неустойка, то принято использовать слово во множественном числе - пени. Кроме того, слово «пеня» на сегодняшний день считается устаревшим - вместо него широко используется слово во множественном числе - пени, это современный приоритет.

    Поэтому, выясняя, как правильно писать - пеня или пени, сумма пеней или сумма пени, уплачивает пеню или пени, уплата пени или пеней, расчет пени или пеней -желательно остановить свой выбор на использовании слова «пеня» во множественном числе.

    Итоги

    Расчет пеней по налогам делается по формуле, приведенной в п. 4 ст. 75 НК РФ. В ней задействованы сумма не оплаченного в срок налога, число дней задержки и ставка, определяемая как доля действующей в периоде просрочки ставки рефинансирования. Эта доля в общем случае составляет величину 1/300. С 01.10.2017 для юрлиц, допускающих задержку свыше 30 календарных дней, применяется еще 1 значение этой доли - 1/150.

    Если все налоги уплачены в установленные сроки, то разговор об неактуален. Но, как показывает практика, налоги и по ним перечисляются в срок далеко не всегда. А в этом случае начисляются пени в установленном налоговым законодательством порядке.

    Уплата налога при УСНО

    "Упрощенцы", независимо от применяемого объекта налогообложения, обязаны уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов и налог по итогам налогового периода (ст. 346.21 НК РФ). Поскольку отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, а налоговым - календарный год, необходимо ежеквартально и по итогам года (ст. 346.19 НК РФ).

    Главой 26.2 НК РФ установлены следующие сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСНО:

    • авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, - не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября;
    • - организациями - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Примечание. В 2017 году "упрощенцы" должны уплатить авансовые платежи не позднее 25 апреля, 25 июля и 25 октября (переноса сроков нет).

    Расчет пеней при несвоевременной уплате налога при УСНО

    Если авансовые платежи или налог при УСНО будут уплачены позже установленного срока, то "упрощенец" будет обязан уплатить пени.

    По своей экономической сути пени являются платой за пользование бюджетными деньгами, которыми являются не уплаченные в срок налоги (авансовые платежи по налогам).

    Порядок исчисления пеней установлен ст. 75 НК РФ; он не зависит от вида налога или авансовых платежей по налогу:

    • пени уплачиваются помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
    • пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога;
    • пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога - процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Обратите внимание! По общему правилу пени должны уплачиваться одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Но, как правило, про пени "забывают", тогда их взыскивают принудительно, выставляя требование на расчетный счет. Также пени могут быть взысканы за счет иного имущества налогоплательщика.

    При этом расчет пеней при уплате авансовых платежей позже установленного срока нужно делать с учетом правовой позиции Пленума ВАС, выраженной им в п. 14 Постановления от 30.07.2013 N 57: если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

    Специально для "упрощенцев", применяющих объект налогообложения "доходы минус расходы", отметим, что указанный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, исчисленных за I квартал, полугодие и девять месяцев, больше суммы минимального налога, уплаченного за налоговый период в порядке, установленном п. 6 ст. 346.18 НК РФ (Письма Минфина России от 24.02.2015 N 03-11-06/2/9012, от 27.10.2015 N 03-11-09/61543, от 30.10.2015 N 03-11-06/2/62714).

    Представители ФНС трактуют обозначенную правовую позицию судей следующим образом (рекомендации даны для территориальных налоговых органов): если налог по итогам налогового периода исчислен в меньшей сумме, чем ранее исчисленные авансовые платежи в течение или по итогам отчетных периодов, то для соразмерного уменьшения пеней необходимо сначала произвести перерасчет авансовых платежей соразмерно сумме налога за налоговый период, и расчет пеней происходит в автоматизированном режиме на пересчитанную сумму авансовых платежей. Пеня будет начислена в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ, на пересчитанную сумму авансовых платежей (Письмо от 05.02.2016 N ЗН-4-1/1711@).

    Таким образом, порядок расчета пеней при уплате налогов и авансовых платежей позже установленного срока действующим законодательством определен, правовая позиция высшей судебной инстанции по данному вопросу высказана, мнение контролирующих органов тоже представлено. Казалось бы, никаких трудностей в расчете пеней по налогу, уплачиваемому при УСНО, быть не должно. Но практика показывает обратное.

    Расчет пеней по налогу при УСНО на примере судебного решения

    Ярким примером принципиально разного подхода к расчету пеней является дело N А78-5061/2016, рассмотренное в Определении ВС РФ от 03.02.2017 N 302-КГ16-21102: расчеты пеней, произведенные налоговым органом, "упрощенцем" и судебной инстанцией, не совпали, размеры пеней, подлежащих уплате, оказались разными.

    Данное дело выделяется из общей массы судебных дел еще и тем, что, как правило, налогоплательщики пытаются уменьшить сумму пеней к уплате в общей сумме исковых требований - доначисленных налогов и штрафов, отдельно пени не уменьшаются в судебном порядке. А в рассматриваемом случае единственным заявленным исковым требованием стало признание недействительным требования налогового органа об уплате пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО.

    Суть спора

    Индивидуальный предприниматель обратился в суд с иском к налоговому органу о признании недействительным требования об уплате пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, в размере 34 984,81 руб. по состоянию на 11.03.2016 (поскольку в данном случае без расчетов не обойтись, приводим конкретные цифры).

    Названный индивидуальный предприниматель зарегистрирован в ЕГРИП, в 2015 году применял УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы".

    Требованием налоговый орган поставил в известность предпринимателя о наличии задолженности по пени по налогу, уплачиваемому при УСНО, за 2015 год в сумме 97 008,04 руб. и указал на обязанность заявителя уплатить ее в установленный срок.

    Предприниматель посчитал, что данное требование нарушает его права, и обжаловал его в вышестоящий налоговый орган, который оставил жалобу без удовлетворения. После чего обозначенное лицо обратилось в суд, который счел соблюденным заявителем досудебный порядок урегулирования спора, обязательность которого предусмотрена п. 2 ст. 138 НК РФ.

    Таким образом, суть спора заключается в том, что расчет пеней, произведенный налоговым органом, указанный в требовании (97 008,04 руб.), не совпадает с расчетом, который сделал предприниматель (62 023,23 руб.), разница составила 34 984,81 руб. На эту сумму предприниматель и хотел уменьшить пени, подлежащие уплате в бюджет.

    Материалы дела

    Спорная сумма пеней была начислена за 2015 год на основании налоговой декларации при УСНО, представленной в налоговый орган 01.03.2016, в связи с тем, что авансовые платежи за I квартал и полугодие 2015 года были уплачены позже установленных сроков (см. таблицу 1, составленную на основании данных налоговой декларации по УСНО за 2015 год, и таблицу 2, составленную на основании материалов дела).

    Таблица 1

    Начисленные платежи по налогу, уплачиваемому при УСНО

    Сумма, руб.

    Сумма налогового платежа по УСНО нарастающим итогом, руб.

    Авансовые платежи за I квартал 2015 года

    К уплате 1 375 093

    1 375 093

    Авансовые платежи за II квартал 2015 года

    К уплате 996 024

    2 371 117

    Авансовые платежи за III квартал 2015 года

    К уменьшению 776 681

    1 594 436

    По итогам налогового периода 2015 года

    К уменьшению 90 895

    1 503 541

    Итого

    1 503 541

    1 503 541

    Таблица 2

    Уплата авансовых платежей и по итогам налогового периода по налогу при УСНО

    Сумма (руб.)

    Дата фактической уплаты

    Срок уплаты в соответствии с гл. 26.2 НК РФ

    За I квартал 2015 года

    200 000

    24.04.2015

    27.04.2015

    За полугодие 2015 года

    20.07.2015

    27.07.2015

    300 000

    26.08.2015

    200 000

    15.10.2015

    За девять месяцев 2015 года

    450 000

    27.10.2015

    26.10.2015

    За налоговый период 2015 года

    353 540

    16.03.2016

    04.05.2016

    Итого

    1 503 541

    Таким образом, предприниматель допустил случаи неполного и несвоевременного перечисления сумм авансовых платежей к установленным законом срокам, а потому в силу совокупности норм НК РФ на соответствующие суммы не поступивших в срок авансовых обязательств по налогу при УСНО подлежали начислению пени.

    Позиция налогового органа

    Налоговый орган в данном случае произвел расчет пеней по авансовым платежам без учета конечного значения налога при УСНО к уплате за налоговый период.

    Инспекцией при осуществлении расчета спорных пени не учтено то, что отдельные суммы задолженностей по авансовым платежам, по которым он произведен, несоразмерны итоговому обязательству предпринимателя по УСНО за 2015 год, задекларированному в размере 1 503 541 руб., и превышают его. Например, сумма пенеобразующей задолженности по авансовым платежам составила:

    • за период 28.07.2015 - 25.08.2015 - 2 171 117 руб. (1 375 093 + 996 024);
    • за период 26.08.2015 - 14.10.2015 - 1 871 116 руб. (2 171 117 - 300 001);
    • за период 15.10.2015 - 25.10.2015 - 1 671 116 руб. (1 871 116 - 200 000).

    Таким образом, общая сумма пеней по расчетам налоговиков - 97 008,04 руб., что, по мнению суда, неверно.

    Позиция индивидуального предпринимателя

    Представленный заявителем расчет пени за несвоевременную уплату налога при УСНО за 2015 год на сумму 62 023,23 руб., по мнению суда, не может заслуживать внимания, поскольку основан на неверном толковании п. 4 и 5 ст. 346.21 НК РФ, предусматривающих исчисление обязательств по данному налогу, основывающееся на методе нарастающего итога. Предпринимателем такой расчет произведен в отрыве от обозначенного обстоятельства, поквартально, и без учета принципа поглощения последующими обязательствами предыдущих, с принятием в связи с этим за основу расчета некорректных пенеобразующих показателей действительной задолженности по авансовым платежам.

    Предприниматель рассчитал пени исходя из установленных сроков уплаты авансовых платежей, а не из фактических.

    Позиция судов

    В рассматриваемом деле все судебные инстанции (включая ВС РФ) были едины в своем мнении по вопросу расчета пеней. При этом непосредственно расчет пеней судьями отличается от расчета, произведенного налоговым органом: суд признал расчет пеней, представленный индивидуальным предпринимателем, неверным, но и расчет, произведенный налоговым органом, тоже неправильным. Суд удовлетворил заявление предпринимателя частично, решение инспекции признано недействительным в части пени в размере 11 641,3 руб., то есть, по мнению судов, сумма пеней в рассматриваемом случае равна 85 366,74 руб. (см. таблицу 3).

    Таблица 3

    Период для расчета пени

    Сумма авансовых платежей по декларации (руб.)

    Даты уплаты

    Суммы уплаты (руб.)

    Долг по авансовым платежам в сравнении с налогом (руб.)

    Соразмерная недоимка для пени (п. 14 Пленума ВАС РФ N 57) (руб.)

    Дни просрочки

    Расчет пени (руб.)

    28.04.2015 - 20.07.2015

    I квартал - 1 375 093

    24.04.2015

    200 000

    117 509

    (1 503 541)

    1 175 093

    1 175 093 x 0,000275 x 82 = 26 498,34

    21.07.2015 - 27.07.2015

    20.07.2015

    1 175 092

    (1 503 541)

    1 175 092

    1 175 092 x 0,000275 x 7 = 2 262,05

    28.07.2015 - 25.08.2015

    Полугодие - 996 024

    1 175 092 + 996 024 = 2 171 116

    (1 503 541)

    1 503 541

    1 503 541 x 0,000275 x 29 = 11 990,74

    26.08.2015 - 14.10.2015

    26.08.2015

    300 000

    2 171 116 - 300 000 = 1 871 116

    (1 503 541)

    1 503 541

    1 503 541 x 0,000275 x 50 = 20 673,69

    15.10.2015 - 25.10.2015

    15.10.2015

    200 000

    1 871 116 - 200 000 = 1 671 116

    (1 503 541)

    1 503 541

    1 503 541 x 0,000275 x 11 = 4 548,21

    26.10.2015 - 26.10.2015

    Девять месяцев - к уменьшению на 776 681

    1 671 116 - 776 681 = 894 435

    (1 503 541)

    894 435

    894 435 x 0,000275 x 1 = 245,97

    27.10.2015 - 31.12.2015

    27.10.2015

    450 000

    894 435 - 450 000 = 444 435

    (1 503 541)

    444 435

    444 435 x 0,000275 x 66 = 8 066,50

    01.01.2016 - 08.03.2016

    444 435

    (1 503 541)

    444 435

    444 435 x 0,000366 x 68 = 11 081,24

    Итого:

    85 366,74

    Для расчета пеней необходимо значение ставки рефинансирования в 2015 - 2016 годах: процентная ставка пени принимается равной 1/300 действовавшей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    В 2015 году ставка рефинансирования ЦБ РФ была равна 8,25% годовых (Указание ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У).

    С 01.01.2016 ставка рефинансирования была приравнена к ключевой ставке и равна 11% годовых (Информация ЦБ РФ от 31.07.2015 "О ключевой ставке Банка России", Указание ЦБ РФ от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России").

    Таким образом, ставка пени за каждый день просрочки составила:

    • в 2015 году - 0,000275 (1/300 x 8,25%);
    • в 2016 году - 0,000366 (1/300 x 11%).

    В расчете пеней судами учтены разъяснения п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 57. При этом отмечено, что порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

    Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или - в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

    Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, суды исходят из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

    Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

    Аналогичные разъяснения в части необходимости соразмерного уменьшения пени в случае несвоевременного внесения авансовых платежей при превышении их показателей по соответствующим отчетным периодам относительно сумм налога по итогу налогового периода содержатся в Письмах Минфина России N 03-11-06/2/62714 и ФНС России N ЗН-4-1/1711@. Но при этом соответствующего алгоритма соразмерного уменьшения пени приведенные разъяснения не содержат.

    По мнению судов, руководствуясь принципами разумности и объективности, соразмерным при определении пени за несвоевременное внесение авансовых платежей за отчетные периоды относительно итоговых сумм налога за соответствующий налоговый период следует признать такой показатель, который задолженность по авансовым платежам для расчета пени приравнивает к сумме налога в случае их превышения над последним.

    Соответственно, в рассматриваемом случае сумма задолженности для расчета пени по авансовым платежам по налогу при УСНО за полугодие 2015 года по приведенным периодам не должна была превышать 1 503 541 руб. по каждому из них.

    Таким образом, сумма пени по оспариваемому требованию в размере 11 641,30 руб. (97 008,04 - 85 366,74), по мнению суда, является излишне предъявленной заявителю, а потому при указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что инспекцией не доказано соответствие оспариваемого требования фактической обязанности налогоплательщика по уплате рассматриваемых пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, за 2015 год в вышеуказанной сумме (11 641,30 руб.), в связи с чем оно выставлено с нарушением ст. 45, 69, 75 НК РФ и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере его экономической деятельности в данной части.

    В приведенном случае соразмерность состоит в том, что размер ответственности должен соответствовать размеру налога (1 503 541 руб.), на сумму, превышающую указанную сумму, ответственность применена быть не может. Обязанность по уплате авансовых платежей в счет уплаты исчисленного налога за налоговый период была бы выполнена в тот момент, когда налогоплательщик уплатил бы всю сумму в размере 1 375 093 руб. за I квартал и сумму в размере 128 448 руб. за полугодие, поскольку это составит 1 503 541 руб. Расчет, представленный заявителем в суд, основан именно на указанных принципах, предусмотренных законодательством, и составляет сумму пени 62 023,23 руб. Но фактически предприниматель не уплатил авансовые платежи в установленные сроки.

    "Упрощенцы", независимо от применяемого объекта налогообложения, обязаны уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов (за I квартал, полугодие и девять месяцев) и налог по итогам налогового периода. В случае уплаты авансовых платежей и налога при УСНО позже установленных сроков налоговый орган начислит пени и выставит требование об их уплате.

    При уплате пеней "упрощенцы" должны проверить расчет пеней налоговиками: как показывает практика, они не всегда правильно исчисляют пени. Надо помнить, что если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Данное мнение полностью соответствует действующему законодательству, правовой позиции Пленума ВАС, и его применяют суды на практике при рассмотрении аналогичных дел.

    Безусловно, уплачивать авансовые платежи и налог при УСНО нужно в установленные законодательством сроки, но если уж налоговые платежи фактически уплачены позже, то расчет пеней должен быть сделан корректно.