Многолетники

Какой крестик у староверов. Староверы: отличие от православных. История, характеристики, интересные факты

О нательных крестах.

Нательный крест (на Руси его называют “тельник”) возлагается на человека в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа ИисусаХриста: “Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк. 8, 34). Нательный крест помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей и в трудных обстоятельствах. Крест “всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидящих врагов”, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.

Нательный крест, конечно, является сакральным предметом, в той мере, как и любой крест, понимаемый как христианский. Однако, поскольку в богослужении он не используется, не является объектом личной или коллективной молитвы, то и строгих канонов по отношению к нему не существует. Есть лишь традиция, следовать которой, конечно, не обязательно, но желательно.

Контур может иметь любую форму, однако на лицевой стороне непременно присутствует изображение одного из православных крестов (чаще – восьмиконечного), в виде Распятия или Креста-Голгофы, с соответствующими деталями и надписями.

(На старообрядческих нательных крестах изображение Распятия не допускается: только Крест-Голгофа и только восьмиконечный.)

На обороте обычно имеется надпись «Спаси и сохрани».

К XVII веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста текст молитвы. Например, молитвы Кресту ("Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…"), или только его начало, сколько возможно уместить на крестике.

Встречаются на оборотах или по контуру крестов и тексты других молитв.

Существуют так называемые «именные» нательные кресты. Они бывают двух видов. В первом случае на обороте креста к традиционной надписи «Спаси и сохрани» добавляется имя владельца данного креста, по-церковнославянски. Во втором случае на обороте выполняется изображение тезоименитого святого, небесного покровителя владельца креста.

Различаются кресты мужские и женские. Принципиальной разницы между ними нет. Как правило, мужские кресты делаются крупнее, более строгой формы. Женские, напротив, имеют более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом может быть изображена “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс., 127, 3).

Нательный крест - это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного материала не был сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры. Соответственно, определяющим тут является не материал, не форма и не композиция креста, сколь бы традиционными, "модернистскими", экзотическими или причудливыми они ни были, а отношение к кресту человека, его носящего.

Крест любого вида достоин почитания, коль скоро он возвещает о своем Первообразе – Кресте, на котором была принесена Голгофская Жертва.

Крест, который мы носим на себе – это и внешний знак нашей принадлежности к Церкви, и наше исповедание своей веры, и знак нашей любви ко Христу, и себе напоминание о том, что мы христиане, и о том, к чему это обязывает. А ещё здесь есть и обратная связь. Это ведь и нам самим знак от Господа, знак Его любви к нам. Знак и напоминание, что Он никогда не оставляет нас Своей благодатной помощью.

Стоит лишний раз предостеречь от отношения к нательному кресту, как некоему амулету, который помогает своему владельцу независимо от степени его веры и нравственности. Если мы не будем прикладывать максимум усилий для борьбы со своими грехами, если жизнь по заветам Христа так и не сделаем своей жизнью, то крест, который мы носим на себе, послужит нам не во благо, а только в большее осуждение.

И, конечно, христианский нательный крест должен быть освящён в храме. Традиция эта сравнительно недавняя, появившаяся в России всего лишь в XIX веке, но на сегодня укоренившаяся прочно. Тут есть, конечно, некое логическое противоречие: с ледует знать и помнить, что крест Христов уже свят по определению, так как освящен своим Первообразом. Но есть и такой резон в освящении креста: совершением этого обряда как бы подтверждается, что крест понимается его носителем именно как христианский (или конкретно - православный), что его символика не противоречит христианской (православной) традиции.

Чтобы освятить нательный крест, нужно придти в церковь к началу богослужения и попросить об этом священнослужителя. Если богослужение уже совершается, можно обратиться за помощью к церковному служителю, который поможет передать крест священнику в алтарь. При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил.

При желании, можно просить совершить освящение креста в Вашем присутствии, чтобы соучаствовать в молитве.

Можно ли дарить нательный крест? Безусловно, можно. Думается при этом, что если при вручении креста дорогому для Вас человеку Вы скажете, что ходили в церковь и уже освятили крест, ему будет вдвойне приятно. Однако, есть смысл и в том, если человек хочет освятить свой нательный крест сам, в определённом храме, или у конкретного священника.

Замечено, что у каждого из тех, кто хоть раз в жизни сталкивался со словосочетанием “старообрядческое кладбище” , возникало ощущение нечто большего, чем обозначено в самом термине. И дело не только в том, что часто понятие “кладбище”обозначало духовный центр Старой Веры. Но и само кладбище в расхожем мнении представлялось, и чувственно и зримо, отличающимся от обыденного. В людском воображении возникали картины таинственных и неповторимых кладбищ Выга или Керженца… Или, на худой конец, нежданно открывшееся в глухой чащобе скопление деревянных старинных крестов вперемешку с замшелыми камнями, испещренными непонятными непосвященному знаками.

Между тем, посетитель многих современных старообрядческих кладбищ, особенно новых городских, не сразу и разберется в их конфессиональной принадлежности. На могилах — “стандартные” светского типа плиты, большую часть поверхности которых занимают различные тексты и даже портреты усопших. И среди всего этого, в уголке плиты, — скромно приютившийся крестик, как оправдание правопричины помещения этого памятника на данном кладбище…Деревянные Кресты и вовсе оказались не в чести, и это странно при нынешних продвинутых технологиях обработки и сохранности дерева как материала. Место дерева занял железобетон. Но даже эти относительно дешевые, нетрадиционного материала, но традиционных пропорций Кресты, по нашему мнению, предпочтительнее стандартных плит…

Безусловно, основные правила погребения и поминовения для всех конфессий были разработаны Церковью, и старообрядчество в этом отношении отнюдь не исключение. Правила, в частности, обязывали: могила на староверских кладбищах должна быть ориентирована вдоль линии “восток — запад”. Гроб устанавливается (опускается в могилу) ногами на восток, и в ногах устанавливается восьмиконечный староверский (Древлеправославный) намогильный Крест. Как гласят многочисленные эпитафии, — “в надежде общего воскресения” и духовного облегчения оного. Изначально установка Креста имела чисто сакральное, духовное значение. По народным верованиям, в день Страшного Суда, когда мертвые восстанут из гробов, Крест явится и опорой и возможностью воздать благодарение Господу… Кстати, обычай ставить деревянные Кресты на “свежую” могилу по завершению обряда погребения сохраняется и до нынешнего времени (затем временный деревянный крест может быть заменен постоянным традиционным памятником, но это не должно произойти ранее сорокового дня).

Человечество живо памятью своею. И со временем сакральный намогильный крест приобретает свойства памятника, т.к. на нем стали появляться памятные записи, относящиеся к конкретному человеку или конкретным людям. Первоначально это были минимальные записи об имени усопшего и годе погребения, но со временем записей становилось все больше. И сейчас, осматривая намогильные памятники даже середины девятнадцатого века, можно многое узнать о жизни усопшего, о его благосостоянии, месте в обществе и другие, подчас интереснейшие, сведения.

Можно с уверенностью утверждать, что к середине девятнадцатого века у местных староверов полностью сложились общественные представления о типах памятников, отвечающим и строгим правилам Церкви и в тоже время обладающими достаточной степенью информативности, индивидуальности и художественного исполнения.

Независимо от различия форм памятников (крест, стела, композиция) и материалов изготовления (дерево, камень, металл, сочетание материалов), памятники эти должны были соответствовать следующим условиям:


Пропорции Креста должны строго соответствовать Церковным правилам, хотя на старинных “саморезных” стелах и камнях имеются и отклонения, на поверхности Креста недопустимы какие-либо таблички и слова, кроме изображаемых на Кресте буквиц и титлов Распятия, которые должны соответствовать канонам изображения Креста в Древлеправославной Поморской Церкви (досадные ошибки наблюдаются уже во времена после Первой мировой войны, но особенно в наше время), все записи и эпитафия должны находиться либо на обратной стороне памятника, либо на пьедестале Креста, либо под нижней перекладиной Креста при изображении его на стеле.

Применительно к сегодняшнему времени, на памятнике с Крестом неуместны фотографии и портреты; в исключительных случаях таковые допустимы на отдельных от Креста стелах или плитах, входящих в единый ансамбль памятника.

Первопричина всех вышеперечисленных требований проста – памятник сохраняет сакральные функции. На Крест молятся пришедшие почтить усопшего, перед Крестом периодически исполняются принятые в старообрядчестве поминальные требы.

Моление же на фотографии и портреты – кощунственно.

Старообрядческие погребальные обычаи допускали кроме установки индивидуального памятника (обычно Креста)

и установку общего памятника для семьи или ее части и даже всего рода.

Интересно проследить эволюцию записей на памятниках и эпитафий. Самые ранние из найденных гласят: “ На сем месте погребено тело раба Божия Имярек”. Причем, даже раб Божий – всего лишь раб, и отчества и фамилии ему не полагается иметь по чину.

Но в дальнейшем, появляются и фамилии, и эпитафии и много чего иного. Правильнее всего этот переход обозначен на знаменитом Андреевском Мемориале в Бикерниеках Даугавпилского района.

Еще одна распространенная ранняя каноничная эпитафия — “ В надежды общаго воскресения и жизни вечныя молю вас любезная моя братия и сестры помолитеся о мне грешном …”

Однакo, встречаются и малораспространенные эпитафии – обращения .

На городских же кладбищах Резекне и Даугавпилса на богатых памятниках начала двадцатого века помещаются обширные лирические эпитафии.

Наш “поход” по кладбищам Латгалии в рамках данного проекта можно назвать поиском памятников – носителей утрачиваемых многовековых традиций. В силу многих объективных обстоятельств на современных наших кладбищах намогильные памятники – разной стоимости каменные плиты, по сути – своеобразные “визитки в камне”…

Наша демонстрация здесь лучших образцов и древнего, и современного мемориального искусства в духе древних традиций, надеемся, будет способствовать сохранению этих памятников (особенно древнейших из них) как интереснейшей составной части нашего культурно – исторического наследия. Надеемся мы и на интерес со стороны профессиональных исследователей. Ведь они получат возможность прочтения неведомых страниц из книги общей истории старообрядчества и, конечно, истории староверия Латгалии.

Старообрядческие кладбища в Латгалии, как правило, обособлены. Даже в комплексе больших городских кладбищ они выделены отдельной территорией. Бесспорно, это обстоятельство значительно облегчает поиски…

Отправляясь в поиски по кладбищам Латгалии, мы в первую очередь надеялись обнаружить хотя бы остатки древних “голубцов” – резных деревянных столбиков с “крышечками” и резными деревянными же иконами под ними. Еще в тридцатые годы таковые сохранялись на Дегучайских кладбищах в Литве, что всего в тридцати километрах от Латвии. Значит, “голубцы” вполне могли когда-то красоваться и на Латгальских кладбищах. Но, увы, даже в памяти всезнающих согбенных старушек воспоминаний о них не сохранилось.

Какие же другие памятники из сохранившихся до наших дней мы бы отнесли к категории носителей старообрядческих традиций и нуждающихся в особо бережном отношении?

Конечно же, прежде всего это восьмиконечные старообрядческие Кресты .

Это могут быть большие деревянные кресты с “крылышками” и без оных, стоящие непосредственно в земле или на пьедестале (подножии) из камня. Сегодня на наших кладбищах во всей Латгалии их можно пересчитать по пальцам. Кое-где любители–энтузиасты их реставрируют.

Кстати, в народном православии такие древние Кресты иногда особо почитаемы, ибо, по поверьям, обладают особой жизненной энергией и силой.

Это старинные цельнокаменные не полированные Кресты , высеченные из единой глыбы песчаника или даже гранита. Иные из них бывают высотою под три метра. Кресты эти воздвигались на цельнокаменные же пьедесталы, некоторые из которых отличаются аскетичной гармонией скромной отделки. Эти пьедесталы воспринимаются как естественное основание Креста. Нередко на них имеется небольшая информация об усопшем или эпитафия. Устанавливались, в основном, вплоть до Первой мировой войны.

Это и полированные гранитные Кресты . Появляются в последние десятилетия девятнадцатого века и устанавливаются до сего дня, чаще всего на очень богатых захоронениях.

Пьедестал из того же гранита и также полированный, часто содержит пространную эпитафию.

Это и литые металлические Кресты . Их не так много, видимо, и из-за дороговизны и все-таки нетрадиционности материала.

Отливались “под заказ” с вылитыми записями по обе стороны креста. Устанавливались с последней трети девятнадцатого – в начале двадцатого веков на каменные и даже бетонные подножия.

Наибольшее количество традиционных памятников, достойных изучения и обережения, выполнены в виде вертикально установленных цельнокаменных плит (стел) с изображением Креста.

Это ранние, начала девятнадцатого века (и позднее) “примитивные” цельнокаменные грубой кустарной обработки стелы . Сейчас надземная их часть от 0,5 до 1,2 метра, они ставились обычно без фундамента. Кресты на них, выполненные в технике низкого рельефа, занимают большую часть видимой площади стелы. Письменная, информационная, часть находится на обратной стороне или ниже Креста.


Поскольку памятники эти поставлены без фундамента, то со временем большая часть информации “ушла в землю”. Это обстоятельство, с одной стороны, способствует сохранению информации, а с другой — затрудняет к ней доступ из-за моральных соображений.

Это великолепные цельнокаменные, иногда родовые стелы середины девятнадцатого – начала двадцатого веков . Не полированные, из светлых песчаников, высотою часто в человеческий рост – эти стелы зачастую поражают мастерством камнерезов.

Кроме того, несмотря на строгое соответствие канонам, почти все они имеют индивидуальные отличия. Одно из частых существенных различий – количество крестов на лицевой стороне стелы. “Парные” кресты типичны для семейных памятных стел, на могилах супругов. Однако, нередко встречаются и стелы с изображением двух, трех и даже и четырех крестов разной величины.

Это и полированные “монументальные” стелы с Крестами. (С начала двадцатого века встречаются на богатых захоронениях и даже в качестве памятников лицам духовного звания.

Часто на них вырезались специальные ниши для медных иконок и лампад и помещались пространные эпитафии, нередко вполне светского содержания.

Кроме вышеперечисленных, наиболее распространенных типов старообрядческих памятников, на наших кладбищах встречаются и памятники как бы и не традиционные, но тем более достойные сбережения ввиду своей уникальности, исторической, общественной или художественной ценности:

Древнейшие деревянные намогильные сооружения Северной Руси — так назывемые домовины . На всю Латгалию их пока найдено только четыре — и все в Резекне. Две из них, бывших в очень плохой сохранности, в настоящее время реконструированы. Домовины известны с очень давних времен, но сохранившиеся у нас сегодня относятся к восьмидесятым годам девятнадцатого века и к началу века двадцатого.

Редко встречаемые необработанные камни с еле намеченными Крестами, а также камни примитивной крестообразной формы. Эти памятные знаки и найти сложно, а установить время их изготовления в полевых условиях невозможно.

Памятники роскошные — изготовленные известными скульпторами

Памятные ансамбли и склепы, несомненно, обладают высокими художественными достоинствами. В абсолютном большинстве это памятники городских кладбищ. С горечью отмечаем, что за время советской власти именно многие из них умышленно варварски исковерканы , и все это былое величие стоит постыдно униженное и часто неухоженное.

Общенародные святыни: Памятник павшим старообрядцам за свободу Латвии в Екабпилсе ,

Памятный мемориал павшим воинам — старообрядцам в Первую мировую войну в Даугавпилсе.

Мемориал павшим односельчанам во Вторую мировую войну в староверских Бикерниеках – Кривошееве.

Памятники выдающимся старообрядческим духовным лицам, меценатам, деятелям культуры и подвижникам. Иногда эти памятники по тем или иным причинам излишне скромны. Тем не менее, они есть неотъемлемая часть нашей памяти и должны быть оберегаемы. И, наконец, к достопримечательным памятникам следует отнести древнейший памятник каждого отдельно взятого кладбища. Его сохранность – залог сохранения исторических реалий данного края.

Иногда достопримечательностью кладбища может стать памятник с интереснейшими записями и эпитафиями.

С великим сожалением отмечаем факт разрушения многих, возможно бесценных с исторической и художественной точки зрения, памятников. Поэтому не менее важным результатом нашей работы явилось бы привлечение внимания широкой общественности (прежде всего старообрядческой) и органов самоуправлений к проблеме сбережения хотя бы наиболее ценных памятников. Ведь только элементарное незнание, потеря исторической памяти и преемственности, а также отсутствие общественного внимания привели к тому, что подчас сами “старообрядцы” относятся к своим святыням лишь как к досадной помехе при обустройстве собственного. Как ни сложна проблема сохранения отдельных памятников, но в идеале, по нашему разумению, следовало бы сохранять как заповедные зоны и наиболее древние части отдельных кладбищ. Сегодня еще возможно это осуществить в Бикерниеках (Кривошееве), в Субате, в Мирном (Володине), в Войтишках – все эти кладбища Даугавпилского района — да и на многих других также.

Для этого вполне достаточно “всего–навсего” иметь общий заинтересованный взгляд на проблему сохранения исторических святынь как у староверских общин, так и у самоуправлений и, не в последнюю очередь, — у уполномоченных лиц по охране культурных и исторических памятников. Ибо памятники эти являются ценными и малоизученными хранителями исторически важных сведений о старообрядчестве Латвии, пособием по изучению развития мемориального искусства народа Латвии. Кроме того, при желании, эти памятники могут послужить основой развития небезвыгодного для самоуправлений сакрального туризма. Ведь кладбища являются своеобразными музеями под открытым небом, а часть из них представляет не только историческую и этнографическую, но и большую художественную ценность.

Увы, но общей бедой всех латгальских кладбищ является почти повсеместная безнадзорность. Большинство из них принадлежат самоуправлениям, но те, в лучшем случае, лишь помогают в их содержании. Охраной памятников на кладбищах самоуправления не занимаются, ибо территория кладбищ ограничена, очередного слоя захоронений не избежать… Хочется надеяться, что наш труд и самоуправлениям и общинам будет в пользу.

Достоинством нашей публикации является предоставление читателю обширного изобразительного материала, публикуемого впервые.В большинстве своем, это фотографии наиболее интересных, с нашей точки зрения, памятников некоторых старообрядческих кладбищ Латгалии. Особенно интересны для пытливых исследователей сельские кладбища Володина, Кривошеева, Субат, Войтишек, Красного из Даугавпилсского района а также городские в Резекне, Даугавпилсе. Имеются свои достопримечательности и на кладбищах Екабпилса, Пантелишек, Горбуновки…

Но прежде, чем отправить Вас, уважаемый читатель, в увлекательное созерцание, считаем необходимым дать небольшое разъяснение принятой в старообрядчестве символики.

Итак, главным отличительным элементом старообрядческого традиционного, или, если угодно, – канонического намогильного памятника – является восьмиконечный староверский Крест. В литературе Крест этот часто именуют Голгофскими Крестом. При этом, современные старообрядческие наставники не причисляют к староверским так называемые купольные Кресты, с округленными и приукрашенными концами.

Наиболее наглядно и удобно , для восприятия, Крест и традиционные надписи вокруг него изображены на стеле середины девятнадцатого века Володинского кладбища, Даугавпилсского района

Канонически у старообрядцев Крест считается трисоставный: вертикальное древо, длинный горизонтальный брус и косое подножие. По правую руку распятого Христа косая перекладина выше. Верхняя же короткая перекладина символизирует табличку, которая, согласно Евангелию, была прикреплена над гловой распятого Христа. Каноничны орудия страстей Христовых, изображаемых на стелах, – копье и трость. Крест возвышается на стилизованном очертании горы Голгофы, которая изображается по-разному: чаще всего в виде треугольника, полукруга, трехступенчатого подножия. В подножии изображается череп головы Адама, иногда излишне реалистичный.

Изображение Креста и орудий страстей дополняются совокупностью принятых в старообрядчестве церковнославянских буквиц и сокращений (в церковнославянской традиции – титлов).

Определяющими являются два самых верхних сокращения: ЦРЬ СЛВЫ с титлами (ЦАРЬ СЛАВЫ) – {в отличие от новоправославного ИНЦИ}, и IC ХС (ИСУС ХРИСТОС) – {в отличие от новоправославного IИС ХС (ИИСУС ХРИСТОС)}. На уровне длинной перекладины – СНЪ БЖIИ, с титлами принятое сокращение – Сын Божий. Ниже длинной перекладины – буквы К и Т, соответственно обозначающие копье и трость. На уровне косой перекладины размещают победное слово НИКА (НИ КА). Ниже косой перекладины в разбивке сокращение МЛ РБ – Место Лобное Рай Бысть, еще ниже ГГ (гора Голгофа) и ГА (голова Адама).

В литературе такой набор сокращений принято именовать типичным, или обычным. Хотя по результатам наших поисков этот набор можно назвать и максимально возможным. Реально некоторые элементы на стелах могут и отсутствовать, за исключением самых верхних.

Что касается памятников – Крестов, то на них обязательно наличествуют только “верхние” титлы, да череп головы Адама в подножии. Других титлов может и не быть. Исключением являются литые металлические заказные Кресты: на лицевой стороне у них принят полный набор титлов, а на обратной – информация об усопшем.

О датах на памятниках. Неожиданно для нас, абсолютное большинство дат на памятниках переданы доступными пониманию арабскими цифрами и в летоисчислении от Рождества Христова. Но встречаются и древнерусская датировка от “Сотворения мира”, с разностью счислений в 5508 лет, передаваемая славянской (буквичной) цифирью.

Изучение памятников позволяет сделать предположение о том, что к середине девятнадцатого века в регионе Двинска (Даугавпилса) существовали крупные мастерские по изготовлению намогильных памятников, отличающихся и высоким профессиональным мастерством и тонким художественным вкусом.

Нанесение на готовый памятник эпитафий, титлов, неожиданных записей и деталей, очевидно, происходило в соответствии с установившимися местными обычаями. Поэтому сопоставление памятников даже нескольких кладбищ Латгалии может привести к интересным открытиям. Правда, при этом надо всегда учитывать существование в Латгалии двух основных беспоповских старообрядческих согласий – поморцев и федосеевцев. В настоящее время в Латвии сохранилась лишь одна федосеевская община – в Римшах, Резекненского района.

Приглашаем Вас, уважаемый читатель, в увлекательное путешествие по Латгальским старообрядческим кладбищам. Смотрите и изучайте! Дай Бог Вам душевного благополучия от хотя бы виртуального соприкосновения с древними старообрядческими святынями.

Крест староверов - это восьмиконечная фигура, являющаяся символом православной веры. Он используется для проведения религиозных процедур, таких как крещение и служение Богу. Данная модель креста перестала применяться церковью с 1656 года. Но некоторые староверы-раскольники по сей день используют в богослужении восьмиконечный крест.

Изменение креста после реформы Никона

История церковного переворота началась еще в XVII веке. Патриарх Никон провел всеобщую реформу, которая повлекла следующее:

  1. Замену двоеперстного крещения - на троеперстное.
  2. Пропевание «Аллилуя» не дважды, а три раза.
  3. Замену написания «Исус» на «Иисус».
  4. Поклоны до земли заменяются на поясные поклоны.
  5. Крестный церковный ход должен осуществляться против часовой стрелки.
  6. Сокращение церковной службы для возвращения к единогласию.
  7. Иконописание отныне осуществляется по новым правилам.
  8. При проведении богослужения слово «девица» заменяется на «дева», «наступил» - на «попрал».

В это же время произошла полная замена старых крестов на новые. Важно знать, что именно проведение данной реформы привело к расколу церкви на два лагеря. Люди, продолжающие следовать старым заповедям, отныне считались еретиками. Патриарх же объяснял высокую важность своей реформы следующими причинами:

  1. Церковные книги ручной переписи несут в себе множество ошибок и искаженных фрагментов, в сравнении с оригинальными книгами.
  2. Такие обряды, как крещение двумя пальцами и многоголосие в церковной службе, вызывают сомнения.

Но, несмотря на столь значимые причины, многие крестьяне считали это богоотступничеством и бурно высказывали свое недовольство, в один голос твердя, что готовы умереть за каждую исправленную букву в книге. Они были против любых заимствований с Запада, так как считали, что это лишь загрязняет их православную веру.

Восьмиконечные кресты

Восьмиконечные кресты современной церковью считаются неполноценными. Хотя они и пользуются особой популярностью среди староверов.

Стоит отметить, что, по преданию, именно восьмиконечный крест был найден царицей Еленой на горе Голгофе.

Помимо большой перекладины, восьмиконечный крест содержит еще две. При этом верхняя - символизирует именную табличку Христа, на которой произошло его распятие. А нижняя - расположена у подножья Христа.

Расположение нижней перекладины креста имеет очень большое значение. Предание гласит: если левый край подножья приподнят, то грешник раскаялся в своих грехах, и его душа отправится в рай. А если опущен - грешник не раскаялся перед Богом, усугубил свои грехи, и его душа отправится непременно в ад.

В XIX веке общее число староверов в Российской империи составляло более 30 % всего населения. Утешить бунтовое напряжение верующих удалось митрополиту Амвросию: власть пошла на компромисс и объявила единоверие. Благодаря этому старообрядцам удалось восстановить епархию.

Но иная половина староверов еще больше пришла в недовольство и стала считать митрополита еретиком, желающим свергнуть вероисповедание.

Немного позже власть снова пошла навстречу старообрядцам и разрешила им занимать общественные должности. После этого был частично отменен закон на ограничение крещения двумя перстами и использование в богослужении восьмиконечного креста.

Власть Советского Союза благосклонно относилась к старообрядцам, даже несмотря на то, что большевики не принимали веру и Бога. Служители же церкви имели опасения за свою жизнь, ведь церкви сжигали и разграбляли. Но, несмотря на все это, староверы жили в относительном спокойствии.

Восьмиконечный крест - яркий религиозный символ староверов. Со временем их традиции и манера жизни претерпели кардинальные изменения. Но, несмотря ни на что, этим людям все же удалось сохранить свою веру.

В середине XVII столетия Никоновская реформа расколола Русскую православную церковь. С этого времени между никоновцами и сторонниками старого обряда наблюдаются существенные отличия во внешней атрибутике, коснулись они и нательного креста.

Кресту, как одному из главных символов веры, староверами всегда придавалось особое значение. После Никоновской реформы для них принципиальным было сохранить его традиционную форму – восьмиконечный крест, иногда вписанный в четырехконечный. При этом женские нательные кресты у староверов, согласно традиции, отличались от мужских: они не имели резко очерченной формы и скорее напоминали лепестки цветов. На обратной стороне старообрядческого креста были всегда записаны слова молитвы: «Да воскреснет Бог, и разыдутся враги его или Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Впрочем, будет несправедливо утверждать, что восьмиконечная форма креста – отличительная особенность исключительно старообрядчества. Такие кресты встречаются и в Русской, и Сербской православных церквях. Другое дело, что современная Православная церковь допускает шести– и четырехконечные кресты, которые староверы считают неполноценными. Они обращают внимание на то, что четырехконечный крест – это сугубо католическая традиция (старообрядцы называют его «крыж латынски»).

В этом они ревностно следуют преданию, согласно которому царица Елена, мать римского императора Константина I, в IV веке при раскопках на Голгофе обнаружила восьмиконечный крест – именно на нем был распят Спаситель. Любопытно, что восьмиконечный крест с середины XVI столетия размещался на гербе Российского государства, однако в 1625 году правительство решило заменить его на третью корону.

Что же символизирует восьмиконечный крест? Кроме большой перекладины, к которой были прибиты руки Христа, там есть также верхняя и нижняя планки. Верхняя отождествляется с табличкой, на которой содержалась надпись: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». В Евангелие по этому поводу сказано: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19:19-22).

В старообрядческой среде по поводу этой надписи всегда шли споры: многие считали святотатством размещать на нательном кресте слова того, кто подверг Христа поруганию и отправил его на смерть. Среди них выделялись представители поморского и федосеевского толка. Один из идеологов старообрядчества, архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, даже подал челобитную царю Алексею Михайловичу, чтобы тот запретил «пилатову надпись». В подавляющем большинстве случаев всего этой надписи на крестах староверов нет, но иногда она заменена аббревиатурой ИНЦИ или INRI (на латыни).

Еще одна перекладина – нижняя – была предназначена для ног Иисуса. У нее тоже своя история. По устоявшейся церковной традиции ее считают своеобразным «мерилом праведности». Неслучайно одна сторона этой планки поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, казненного вместе с Христом, другая соответственно направлена вниз и указывает на преступника, не принявшего обещанную Иисусом благодать.

Старообрядцы всегда считали, что нательный крест, который выдается при крещении, снимать ни в коем случае нельзя. Это относится даже к посещению врача или бани. Впрочем, если же верующему по каким-либо причинам пришлось снять свой нательный крест, необходимо прочесть специальную молитву: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови и освяти и сохрани мя силою Креста Живоноснаго Ти».

До XVII века православные нательные кресты были лишены изображения распятого Спасителя (такая традиция была свойственная Католической церкви), однако после Раскола у сторонников патриарха Никона стали появляться нательники с образом Христа. Приверженцы старого обряда продолжали носить традиционные кресты, считая новый обычай неканоническим. Такая тенденция характерна и для настоящего времени.

По убеждениям старообрядцев крест с изображением распятого Христа уподобляется иконе, которая предназначена не для ношения, а для непосредственного созерцания и молитвы. Более того, изображение распятия фактически означает то, что Спасителя распинают дважды, так как крест сам по себе уже является символом распятия.

Староверы считают крест символом, а икону образом. Получается, что, пряча икону под одеждой верующий по сути превращает ее в языческий амулет. Еще в IV веке Василий Великий с осуждением писал об этом: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Крест православный старообрядческий обладает несколько отличной формой от широко распространенной в наше время четырехконечной. У него два перекрестья под углом девяносто градусов, где верхняя перекладина означает табличку, прикрепленную над Христом с надписью «Иисус назарянин царь иудейский», и косая нижняя перекладина, которая символизирует «мерило», оценивающее хорошие и плохие дела всех людей. Ее наклон в левую сторону значит, что покаявшийся разбойник первым попал в рай.

Какую особенность имеет такой крест? Старообрядческий образец иногда включается в четырехконечный крест большего размера и никогда не имеет фигурки распятого Иисуса. Это трактуется как то, что этот символ должен означать Распятие, но не изображать его. Если бы на кресте присутствовала фигура Христа, то крестик стал бы иконой, которая предназначена не для ношения, а для молитвы. Ношение же иконы в скрытом виде (старообрядцы никогда не носят виду) означает для этой группы верующих использование ее не по назначению (как амулет, что является недопустимым действием).

Крест старообрядческий отличается по своей форме для ношения мужчинами и женщинами. Для представителей сильного пола он имеет четкие четырехугольные границы, в то время как верующие дамы носят этот символ, окруженный дополнительным пространством, имеющим форму лепестка плавный форм. На обратной стороне креста присутствует молитва «Да воскреснет Бог, и разыдутся враги его…» или тропарь Кресту.

Когда появился этот крест? Старообрядческий вариант на Руси существовал издревле. Но во время реформ патриарха Никона в 1650-х гг его стали осуждать, наряду с другими символами тех, кто отказался принять церковные нововведения. В частности множество людей не приняли трехперстное вместо двуперстного, а также троекратное провозглашение «Аллилуйя» вместо двукратного. Старообрядцы полагали, что трехкратный кафизм противоречит волеизъявлению Богородицы.

К чему привел раскол на Руси, одним из символов которого стал именно крест? Старообрядческий люд в середине семнадцатого века был вынужден бежать из центральных областей страны на окраины, где складывались общины и секты. Последние имели множество чудных обычаев. Например, Рябиновский толк поклонялся только кресту, сделанному из рябины. Всех же приверженцев старых церковных традиций объединяла замкнутость существования и исключительная строгость в соблюдении исконных, по их мнению, церемоний. В ряде случаев при попытке обратить поселение в новую веру, люди прибегали к массовому самосожжению. Счет жертв в отдельные годы шел на десятки тысяч.

Где сегодня можно увидеть старообрядческие кресты? Фото поселений, где живут именно такие верующие, достаточно широко распространены. Такие населенные пункты можно найти и в центре России и на Алтае. Существуют даже экскурсии для знакомства с бытом и жизнью этого культурного слоя. Однако самих при посещении деревни вы, скорее всего, не увидите, т.к. староверы до сих пор носят их строго под одеждой.