Уход 

Мясопустная седмица

Близится самый строгий пост, который в 2018 году наступит 19 февраля. Чтобы подготовиться к Великому посту, нужно знать не только дату его начала, но и традиции и обычаи периода, предшествующего ему. Это поможет настроиться на духовное очищение.

Православной церковью установлены три подготовительные недели. Они имеют не только своеобразный календарь питания, но и свои правила и особый смысл. Предпоследняя (третья) неделя перед центральным постом названа мясопустной. Название неслучайно: в это время происходит заговенье на мясную пищу — верующие люди, соблюдающие пост, перестают есть мясо. Стоит упомянуть, что неделя о Страшном суде в православии — это один-единственный день, воскресенье, а не целая неделя. В этот день верующие вспоминают притчу о Страшном суде, которая читается именно 11 февраля. Однако мясопустной, сырной или масленичной называется вся неделя, которая начинается с воспоминаний о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых.

Особенности недели о Страшном суде

Масленичная неделя в 2018 году будет проходить с 11 по 18 февраля. Мясо в это время уже не едят, съестное готовится исключительно с использованием молочных продуктов. Подготовительная седмица перед Великим постом начнется в воскресенье. 11 числа всякий человек, прошедший таинство крещения, обязан вспомнить притчу о том, что грядет второе пришествие Сына Божьего. Мир сгинет в пучине хаоса, пепелища, войны и греха. В простонародье это время называют концом света, уничтожением всего материального и низкого. Все станут равны и предстанут перед Господом в ответе за свои грешные деяния. Каждый получит по заслугам.

Церковнослужители советуют проснуться 11 февраля с мыслями о содеянных грехах, с желанием покаяться. Постарайтесь пересмотреть свою жизнь и найти в ней все изъяны. Это время благодарственных молитв Господу и святым , а также молитв о прощении грехов . Конечно, замаливать свои грехи нужно искренне, а не из-за опасений о Страшном суде. Будьте честны с собой и с Богом, который простит вам все, из чего вы сумели вынести жизненный урок.

Это особенный день для всех и каждого, наполненный светом и любовью, хоть с первого взгляда это можно и не заметить. Пророчество не должно пугать вас, оно должно лишь напомнить о том, что есть лишь один путь в жизни каждого, и имя ему — путь веры. Залог спасения — это праведность, и неделя о Страшном суде должна стать для всех показательной. Добро рано или поздно может поселиться в душе даже самого скверного человека, потому что спасения и любви Божьей заслуживает каждый, независимо от его положения в обществе, мировоззрения, ценностей и взглядов. Истина всего одна, и каждый должен ее обрести.

Всю последующую неделю в храмах будут проходить богослужения, посвященные неделе о Страшном суде. Священнослужители прочтут проповеди о том, какова цена блуду, греху, безверью и каков исход такого пути.

Мясопустная неделя в 2018 году

Мясопустная неделя иначе именуется сырной или масленичной. Начиная с 11 февраля и вплоть до 18 числа нельзя вкушать мясо, поэтому стоит продумать меню, которое будет соответствовать всем церковным канонам. Воскресенье 18 февраля считается завершающим днем перед Великим постом и называется Прощеным. В это время можно в последний раз перед длительным воздержанием вкусить мясную пищу, но это не главный обычай этого периода. 18 числа все люди должны попросить прощения друг у друга , чтобы войти в самый строгий пост в году с чистым сердцем и готовностью к встрече Светлого Христова Воскресения.

Все люди грешны, но любой из нас может найти в себе силы, чтобы признать свои ошибки и ответить за грехи, раскаяться в них. Священнослужители рекомендуют сходить церковь, чтобы прочитать молитвы в этот тяжелый, но светлый день. Если нет возможности наведаться в храм Божий, то прочитайте молитвы дома. Пусть неделя о Страшном суде поможет вам очистить свою душу и сердце от скверны перед самым главным православным праздником — Светлой Пасхой . Мы желаем вам мира в душе, и не забывайте нажимать на кнопки и

10.02.2018 05:05

Чистый четверг - один из самых важных дней Страстной недели. Он обладает глубоким смыслом и...

Икона «Страшный суд». Новгород,
XV век, Третьяковская галерея

Тре-тье вос-кре-се-нье под-го-то-ви-тель-но-го пе-ри-о-да к Ве-ли-ко-му по-сту име-ну-ет-ся в Пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре Неде-лей о Страш-ном су-де, или Неде-лей мя-со-пуст-ной. Пер-вое на-зва-ние про-дик-то-ва-но те-мой еван-гель-ско-го чте-ния за Ли-тур-ги-ей - о бу-ду-щем Страш-ном су-де жи-вых и мёрт-вых; вто-рое - пред-пи-са-ни-ем Цер-ков-но-го уста-ва: не упо-треб-лять по-сле это-го вос-кре-се-нья мя-са.

Что зна-чит «мя-со-пуст»?

Сла-вян-ский тер-мин «мя-сопу ст» (греч. апо кр-эос , лат. carnis privium - ли-ше-ние мя-са ) озна-ча-ет пре-кра-ще-ние вку-ше-ния мя-са. Неде-ля мя-со-пуст-ная - это вос-кре-се-нье за 56 дней до Пас-хи. За ним сле-ду-ет ещё од-на - по-след-няя пе-ред Ве-ли-ким по-стом седми ца - «сыр-ная», или, в про-сто-ре-чии, - «мас-ле-ни-ца» (в на-род-ном ка-лен-да-ре она вклю-ча-ет в се-бя ещё и Про-щё-ное вос-кре-се-нье в ка-че-стве за-вер-ша-ю-ще-го ак-кор-да ли-хих на-род-ных гу-ля-ний). Стро-го со-блю-да-ю-щие ди-е-ти-че-скую сто-ро-ну по-ста от-ка-зы-ва-ют-ся на этой неде-ле от мя-са и едят толь-ко яй-ца и мо-лоч-ные про-дук-ты (от-ку-да и на-зва-ние этой неде-ли). В этом - по-след-няя сту-пень под-го-то-ви-тель-но-го воз-дер-жа-ния.

Мас-ле-ни-ца - хри-сти-ан-ский празд-ник?

Об-ра-зо-ван-ный хри-сти-а-нин (да и каж-дый че-ло-век) дол-жен знать, что мас-ле-ни-ца в сво-ей ос-но-ве - празд-ник со-всем не хри-сти-ан-ский! На-про-тив - это древ-ний язы-че-ский празд-ник про-во-дов зи-мы и встре-чи вес-ны, со-глас-но по-сло-ви-це: «Мас-ле-ни-цу про-во-жа-ем, све-та солн-ца ожи-да-ем». Это - свое-об-раз-ный «се-вер-ный кар-на-вал», вак-ха-на-лия, со-про-вож-да-ю-ща-я-ся необуз-дан-ным ве-се-льем, зу-бо-дро-би-тель-ны-ми дра-ка-ми, иг-ра-ми и хмель-ны-ми пи-ра-ми (это то, что у нас все-гда хо-ро-шо по-лу-ча-ет-ся). В до-хри-сти-ан-ские вре-ме-на по-доб-ные гу-ля-ния с «уми-ло-стив-ле-ни-ем» язы-че-ских бо-гов со-про-вож-да-лись да-же че-ло-ве-че-ски-ми жерт-во-при-но-ше-ни-я-ми: вспом-ним о на-ших хри-сти-ан-ских пер-во-му-че-ни-ках - ки-ев-ских ва-ря-гах Фе-о-до-ре и сыне его Иоанне (983 г.). (Пред-ста-вим, что они вос-крес-ли, ока-за-лись на на-шей мас-ле-ни-це и уви-де-ли стран-ные на-ря-ды хмель-ных гу-ляк, пры-га-ю-щих во-круг ко-ст-ра с язы-че-ским идо-лом ста-ру-хи-зи-мы и бли-на-ми в ру-ках... Му-че-ни-ки ре-ши-ли бы, что на Ру-си всё ещё тор-же-ству-ет язы-че-ство, ко-то-рое рев-ност-но на-саж-дал князь Вла-ди-мир в на-ча-ле сво-е-го прав-ле-ния, а кре-ще-ние на-шей мно-го-стра-даль-ной стра-ны так и не со-сто-я-лось!) По-это-му су-ро-вый го-лос Свя-той Пра-во-слав-ной Церк-ви, воз-ве-щая о Страш-ном Су-де, зо-вёт к по-ка-я-нию и предо-сте-ре-га-ет от язы-че-ской мен-таль-но-сти, до сих пор жи-ву-щей в на-шем со-зна-нии.

По-сле кре-ще-ния Ру-си «от-ме-нить» мас-ле-ни-цу (как и неко-то-рые дру-гие язы-че-ские иг-ри-ща, на-при-мер, «Ива-нов день») так и не смог-ли: наш на-род го-тов от-ка-зать-ся от мно-го-го, но толь-ко не от бес-ша-баш-ных гу-ля-нок и за-сто-лий с тра-ди-ци-он-ным во-про-сом: «Ты ме-ня ува-жа-ешь?» По-это-му Цер-ковь вы-нуж-ден-но сов-ме-сти-ла эту неде-лю вак-ха-на-лий с по-след-ней под-го-то-ви-тель-ной сед-ми-цей пе-ред Ве-ли-ким по-стом, чтобы хоть как-то кон-тро-ли-ро-вать про-ис-хо-дя-щее и не до-пус-кать про-дол-же-ния ко-щун-ствен-но-го раз-гу-ла во вре-мя Ве-ли-ко-го по-ста. При этом обы-чай по-ми-нать на хмель-ной тризне пред-ков бли-на-ми (это аст-ро-ло-ги-че-ский со-ляр-ный знак) был пе-ре-осмыс-лен как за го-ве-нье - празд-нич-ную тра-пе-зу на-ка-нуне по-ста. Гре-ки и дру-гие хри-сти-ане не мо-гут по-нять, по-че-му наш бо-го-слу-жеб-ный (!) - а не толь-ко «на-род-ный» - ка-лен-дарь об-зы-ва-ет пра-во-слав-ную сыр-ную сед-ми-цу, име-ю-щую по-лу-пост-ный по ра-ци-о-ну, но вполне по-ка-ян-ный по сво-е-му на-зна-че-нию ха-рак-тер, язы-че-ским тер-ми-ном «мас-ле-ни-ца» (хо-тя бы и в скоб-ках). Тем са-мым, в гла-зах про-сто-го на-ро-да, име-ну-ю-ще-го се-бя «пра-во-слав-ным», санк-ци-о-ни-ру-ет-ся как сам «кар-на-вал», так и свя-зан-ные с ним язы-че-ские об-ря-ды и зло-упо-треб-ле-ния. В хра-мах зву-чит пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, а на ули-цах - язы-че-ские ри-ту-аль-ные за-кли-на-ния и визг-ли-вые ча-стуш-ки, осквер-ня-ю-щие слух цер-ков-но-го че-ло-ве-ка.

Сыр-ная сед-ми-ца или мас-ле-ни-ца?

«Сыр-ная сед-ми-ца - пред-две-рие и на-ча-ло по-ста»

Пра-во-слав-ный Цер-ков-ный ка-лен-дарь име-ну-ет по-след-нюю седми цу (неде-лю) пе-ред Ве-ли-ким по-стом сы-ропу стно й (а на-род - мас-ле-ни-цей). Смысл этой сед-ми-цы - в по-сте-пен-ном пе-ре-хо-де от обы-ден-ной жиз-ни к ве-ли-ко-пост-ным «по-дви-гам», ко-то-рые, ко-неч-но же, у каж-до-го хри-сти-а-ни-на свои - и опре-де-ля-ют-ся его по-лом, воз-рас-том, со-сто-я-ни-ем здо-ро-вья и про-фес-си-ей. В сре-ду и пят-ни-цу да-же не со-вер-ша-ет-ся Бо-же-ствен-ная Ли-тур-гия (это в знак по-ка-ян-ной скор-би), а служ-бы су-точ-но-го цик-ла, со-дер-жа-щие и по-ка-ян-ную мо-лит-ву пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, по-чти со-от-вет-ству-ют ве-ли-ко-пост-ным. Всё это, со-глас-но за-ме-ча-тель-но-му вы-ра-же-нию свт. Ти-хо-на За-дон-ско-го, - «свет-лые предпу тия по-ста»!

Но на-род - не толь-ко «про-стой» и «необ-ра-зо-ван-ный» (эта от-го-вор-ка ныне смеш-на) - про-во-дит это «на-ча-ло уми-ле-ния и по-ка-я-ния» вполне по-язы-че-ски - в шум-ных гу-ля-ньях и со-мни-тель-ных за-ба-вах.

Один из ино-стран-ных пу-те-ше-ствен-ни-ков, по-се-тив-ших Рос-сию в XVII ве-ке, мо-сье Одер-бон, с удо-воль-стви-ем но-си-те-ля за-пад-ной ци-ви-ли-за-ции кон-ста-ти-ро-вал (по-доб-ных сви-де-тельств мно-го): «В это вре-мя у рус-ских по-чти бес-пре-рыв-но про-дол-жа-ет-ся об-жор-ство и пьян-ство; они пе-кут паш-те-ты, то есть ола-дьи и бли-ны из мас-ла и яиц, за-зы-ва-ют к се-бе го-стей и упи-ва-ют-ся мё-дом, пи-вом и вод-кой до упа-ду и до бес-па-мят-ства. В те-че-ние всей мас-ле-ни-цы толь-ко и слыш-но, что то-го-то уби-ли, то-го-то бро-си-ли в во-ду…».


«Взя-тие снеж-но-го го-род-ка»
В. Су-ри-ков, 1891 г.

Со вре-ме-нем ма-ло что из-ме-ни-лось. Вспом-ним кар-ти-ну Ва-си-лия Су-ри-ко-ва «Взя-тие снеж-но-го го-род-ка» или хре-сто-ма-тий-ное изо-бра-же-ние боя «стен-ка на стен-ку» в филь-ме «Си-бир-ский ци-рюль-ник». Мно-гие про-сто-душ-ные лю-ди от-но-сят-ся к этим лу-боч-ным кар-тин-кам про-шло-го с но-сталь-ги-че-ским при-ды-ха-ни-ем и все-рьёз счи-та-ют, что всё это - «су-гу-бо по-пра-во-слав-но-му»; что так и сле-ду-ет «го-то-вить-ся» к Ве-ли-ко-му по-сту: на-пить-ся до без-об-ра-зия, сло-пать (про-сти-те за от-кро-вен-ный гла-гол!) как мож-но боль-ше бли-нов, ста-ра-ясь не уме-реть от за-во-ро-та ки-шок (что дей-стви-тель-но слу-ча-лось), уме-ло раз-бить ближ-не-му нос или вы-вих-нуть че-люсть, а по-том «по-ка-ять-ся» - по-па-рить-ся в Чи-стый по-не-дель-ник в бань-ке, дабы смыть с се-бя мас-ле-нич-ные из-ли-ше-ства, и с чув-ством хо-ро-шо ис-пол-нен-но-го «пра-во-слав-но-го дол-га» бу-хать зем-ные по-кло-ны.

Ко-неч-но же, это язы-че-ская раз-гуль-ная об-ряд-ность, во мно-гом ис-кус-ствен-но воз-рож-да-е-мая сей-час под ви-дом воз-вра-ще-ния к «на-род-ным тра-ди-ци-ям». Оче-вид-но, мно-гим, же-ла-ю-щим ко-щун-ствен-но смыть с Ру-си во-ды дне-пров-ской ку-пе-ли, хо-чет-ся вер-нуть-ся непре-мен-но к до-хри-сти-ан-ским «на-цио-наль-ным ис-то-кам». Неуди-ви-тель-но, что на-шу стра-ну, в ко-то-рой за де-вять сто-ле-тий не смог-ли утвер-дить-ся хо-тя бы эле-мен-тар-ные нор-мы хри-сти-ан-ской мо-ра-ли и по-ве-де-ния, по-стиг-ли столь тяж-кие на-ка-за-ния в XX сто-ле-тии. Это и был «Страш-ный суд», к сча-стью, ещё не окон-ча-тель-ный; но ра-зум-но ли ис-пы-ты-вать Бо-жие дол-го-тер-пе-ние? Ещё один «Страш-ный суд» для на-ше-го об-ще-ства, си-дя-ще-го на «по-ро-хо-вой (ядер-ной и тер-мо-ядер-ной) боч-ке» мо-жет стать в пря-мом смыс-ле Страш-ным (уже без ка-вы-чек) и по-след-ним. Всё за-ви-сит от спо-соб-но-сти по-ка-ять-ся (то есть на биб-лей-ском язы-ке - «пе-ре-ме-нить со-зна-ние») и хо-тя бы по-пы-тать-ся жить по-хри-сти-ан-ски. К со-жа-ле-нию, вме-сто то-го, чтобы «на се-бя обо-ро-тить-ся» - вспом-нить сло-ва Спа-си-те-ля о том, что Отец Небес-ный зна-ет о каж-дом из нас всё (да-же во-ло-сы на на-ших го-ло-вах со-счи-та-ны!) и что без Его по-пуще-ния ни-че-го не про-ис-хо-дит, - мно-гие на-ши «рев-ни-те-ли» от-ма-хи-ва-ют-ся от про-мыс-ла Бо-жия и ви-нят во всех на-ших бе-дах раз-ных внеш-них су-по-ста-тов (их име-на хо-ро-шо из-вест-ны). Здесь есть над чем за-ду-мать-ся, осо-бен-но в пред-две-рии Ве-ли-ко-го по-ста.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ло-же-ние

Свя-ти-тель Ти-хон За-дон-ский (†1783) о мас-ле-ни-це

«Сыр-ная сед-ми-ца есть пред-две-рие и на-ча-ло по-ста. А по-то-му ис-тин-ным ча-дам Церк-ви сле-ду-ет в Сыр-ную сед-ми-цу по-сту-пать во всём го-раз-до воз-дер-жан-нее. Слу-ша-ют ли, од-на-ко, хри-сти-ане сла-дост-ных пес-ней люб-ве-обиль-ной Ма-те-ри сво-ей? Она за-ве-ща-ет в эти дни бо-лее бла-го-го-веть - а они ещё боль-ше бес-чин-ству-ют. Она за-по-ве-ду-ет воз-дер-жи-вать-ся - а они ещё боль-ше пре-да-ют-ся невоз-дер-жа-нию. Она по-веле-ва-ет очи-щать те-ло и ду-шу - а они ещё боль-ше осквер-ня-ют их. Она ве-лит се-то-вать о со-де-ян-ных гре-хах - а они при-бав-ля-ют но-вые без-за-ко-ния. Она вну-ша-ет уми-ло-стив-лять Бо-га - а они ещё боль-ше про-гнев-ля-ют Все-выш-не-го. Она на-зна-ча-ет пост - а они ещё боль-ше объ-еда-ют-ся и упи-ва-ют-ся. <…> Са-мое празд-но-ва-ние мас-ле-ни-цы - есть де-ло язы-че-ское. У языч-ни-ков был лож-ный бог Вакх (изоб-ре-та-тель хмель-но-го пи-тья), ко-то-ро-му они учре-ди-ли осо-бен-ные в го-ду празд-ни-ки (так на-зы-ва-е-мые вак-ха-на-лии ) и про-во-ди-ли эти празд-не-ства во вся-ких непо-треб-ствах и мер-зо-стях. Смот-ри-те, не так ли хри-сти-ане про-во-дят мас-ле-ни-цу, а рав-но и мно-гие празд-не-ства? <…> А я ещё раз ска-жу, что, кто про-во-дит мас-ле-ни-цу в бес-чин-ствах, тот ста-но-вит-ся яв-ным ослуш-ни-ком Церк-ви и по-ка-зы-ва-ет се-бя недо-стой-ным са-мо-го име-ни хри-сти-а-ни-на» (цит. по: Бул-га-ков С. В. На-столь-ная кни-га для свя-щен-но-цер-ков-но-слу-жи-те-лей. М., 1993. Т. 1. С. 543-544).

Первая, в году, Вселенская родительская суббота приходится на Мясопустную седмицу. В этот день Церковь вспоминает усопших и поминает всех умерших от времен Адама. Служба в эту субботу так и называется:

«Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Всецерковное поминовение во вселенскую родительскую субботу (и в другие поминальные дни) напоминает нам о необходимости спасения всех людей — живые молятся за умерших братий и сестер. Мы своей заботой о них служим во спасение их душ, этим же поминовением мы помогаем и самим себе. Ведь мы все – братья и сестры, живем в одном мире, в одной Церкви, у нас один Отец.

Почившие люди, за которых мы молимся – мертвы, но мертвы только их тела, а не души. Души живые, а значит, время для покаяния у них еще есть.
И у всех нас, живых и мертвых, есть еще время до Страшного Суда, но правда никто не знает, хватит ли его для покаяния. Своими усердными молитвами мы можем помочь усопшим разбудить себя и успеть покаяться. Чудеса случаются и с нами, ведь молитвы потихоньку действуют на нас, мы сами незаметно очищаемся от зла и начинаем любить людей.

На поминальной трапезе существует одно обязательное блюдо – кутия.
Кутия или коливо — это сваренная пшеница, смешанная с мёдом. Это блюдо символизирует Воскресение умершего.
Для того, чтобы зерно дало колос, оно сначала должно истлеть. Также и тело человека сначала истлевает, чтобы потом восстать для Будущей жизни. (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд означает сладость благ в будущей жизни.

Приготовление кутии: необходимо замочить зерно пшеницы (можно рис или не дробленую перловую крупу), а потом сварить из него кашу, чтобы каждое зернышко было по отдельности. В кашу следует добавить наполнитель, обычно это мед и изюм. Также можно добавлять сухофрукты, но сначала их надо распарить и измельчить, а еще орехи, семечки, мак, фрукты, все зависит от вашего вкуса. Вместо меда можно добавить сахарный сироп. Все ингредиенты надо перемешать, положить в миску и отнести в Церковь на панихиду и там кутию освятить.

НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ

Неделя – это старинное название воскресения. Произошло оно от соединения слов “не” и “делать”, в этот день люди отдыхали и ничего не делали.
Последний день мясопустной седмицы – мясопустная неделя (воскресенье). В этот день перед , еще можно по Уставу употреблять в пищу мясные продукты. Мы последний раз едим мясо и «отпускаем» его. Отсюда и название — «мясопустная».
Но на следующий день строгий пост еще не начинается, всю следующую седмицу в пищу можно употреблять сыры и молочные продукты — начинается Сыропустная седмица, Масленица.

Таким образом, осуществляется постепенная подготовка человека к самому строгому Великому посту, даже в мясопустную седмицу, по средам и пятницам мясо есть уже нельзя, поэтому эту седмицу в народе раньше называли «пестрой».
По приметам, в «пеструю» седмицу нельзя было играть свадьбы, в это время начинают готовиться к Масленице, делают уборки в домах, приглашают гостей.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

В мясопустную неделю (воскресенье) вспоминается Страшный суд (Мф. 25:31-46). Церковь напоминает людям об их грехах, о том, что для спасения наших душ нельзя быть беспечными, нельзя забывать, что в деле спасения нужно уповать на милость Божию. Неотвратимость наступления Страшного Суда подтвердил и Сам Спаситель:

«Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29).

Все умершие люди оживут, каждый предстанет перед Господом, и обязательно ответит за свои дела, которые он совершал в течение своей земной жизни.
Если добрых дел будет больше – душу этого человека ждет слава и жизнь блаженная, а если злые – вечное осуждение.

Первое пришествие Господа на Землю прошло очень скромно. Он Своим примером показал нам то, какими должны быть люди – смиренными, кроткими и добрыми. Именно поэтому, Спаситель позволил Себя распять, чтобы никто во время Второго Пришествия, на Страшном Суде, не смог упрекнуть Господа в несправедливости и предвзятом к нему отношении.
Для каждого из людей этот день и на самом деле страшный, нет людей без грехов. Все тайные, невидимые поступки и желания станут явными, и нам не на кого будет надеяться, все получат по делам своим.

Во время Страшного Суда никто не спросит о том, как мы молились, как постились, какие книги духовные читали, как часто и искренне исповедовались и т.д. Все это будет совершенно неважно, по сравнению с тем, какими мы были людьми по отношению к окружающим нас людям.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Великий пост - это не только время очиститься физически, но и духовно, вспоминая важные события из Писания и усмиряя свою плоть. Это крайне важно проводить в мире с самим собой, Богом и близкими, чтобы должным образом подготовиться к главному христианскому празднованию - Воскресению Господа Иисуса Христа или Пасхе.

Подготовка к Пасхе

Великий пост имеет ряд своих особенностей, которые позволяют православным христианам правильно подготовить себя к празднованию Пасхи. Весь подготовительный период насчитывает 70 дней и три седмицы (при этом недель всего 4). Каждая седмица (7 дней) посвящена отдельной теме и начинается все с воспоминания истории мытаря и фарисея, когда они молились в храме. Заканчивается подготовительный период сыропустной седмицы, когда православные христиане подходят к 40 дням полного аскетизма Великого поста.

Отказ от мясной и молочной пищи во время Великого поста идет на пользу человеку

Каждая седмица во время Великого поста и во время подготовки к нему посвящена отдельной теме и имеет свои определенные богослужения. Каждое воскресение в течение этого периода (как и самого Поста) имеет свое название и предопределяет ее течение:

  1. О мытаре и фарисее.
  2. О блудном сыне.
  3. Мясопустное.
  4. Сыропустное.

Все это необходимо для того, чтобы облегчить человеку переход от привычного образа жизни к крайне аскетичному и суровому. Такой порядок подготовки и проведения Великого поста Церковь использует уже более 16 веков.

Описание мясопустной недели

Мясопустная седмица - это третья неделя подготовки к общему посту, и она подводит православного христианина к отказу от мясных продуктов, облегчая его. Уже в среду и пятницу люди должны отказаться от вкушения мясных продуктов, т. е. начать говеть, чтобы дальнейшее воздержание прошло успешно. Само слово «мясопуст» означает лишение мяса, перевод с латыни означает «прощай, мясо» что и определяет всю неделю. Это последние дни перед грядущим Постом, в которые еще можно кушать мясо.

Мясопустная седмица — одна из четырех недель подготовки к Великому посту

Раньше на Руси в эту неделю было принято устраивать веселье и карнавалы, так сказать, напоследок, перед аскетичным воздержанием от мяса, вкусностей и веселья. В этот период завершались все свадебные гулянья и ярмарки, люди готовились к воспоминанию Страданий Христа. В следующие 7 дней проводят празднование Масленицы перед отказом от молочных продуктов, поэтому подготовка к ней начинается уже на мясопустной неделе. Раньше люди могли устраивать небольшие пиршества и карнавалы, стараясь наесться мясом вдоволь перед полным отказом от него.

Во вторник священники рекомендуют продумать рацион питания на среду, в которую уже нельзя кушать мясные продукты. То же самое следует сделать и в четверг, поскольку пятница также проходит постной. В эти дни еще можно кушать молочные продукты и заменить ими мясо. Отказ от молока и производных него произойдёт в следующие 7 дней на Сыропустной неделе.

Христианские богослужения

Мясопустная неделя начинается с воскресенья, в которое вспоминают историю о блудном сыне. В течение всей недели вспоминают на литургиях грядущий Страшный Суд, после второго пришествия Христа. Священнослужители на литургиях в будние дни читают стихи из Евангелия, где сам Христос говорил о будущем Суде.

На заметку! Сама неделя проходит достаточно свободно - православным людям рекомендуют регулярно посещать богослужения, а также читать утреннее и вечернее молитвенное правило, особенно уделяя внимание стихам, которые читаются на литургии о Страшном Суде.

Завершается мясопустная неделя Родительской субботой, когда все православные христиане собираются на кладбище у могил своих родителей и родственников, чтобы помянуть их. Делается это в контексте всей недели, на протяжении которой вспоминают Страшный Суд и будущее воскресение всех мертвых.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых

В память о родителях и умерших близких заказывают панихиды и молебны.

В воскресенье проводят Великий Мясопуст - праздник мяса перед полным отказом от него. Обычно это гулянья, народные ярмарки, праздники и большое количество мяса, которое жарят на гриле, запекают и едят в большом количестве, наедаясь впрок.

Важно! Это последний день перед грядущими 47 днями, в которые нельзя кушать ничего мясного.

До этого времени священники рекомендуют продумать свой рацион питания на следующий месяц, учитывая необходимость в нем постных блюд. Не менее важно и подготовиться психологически, для будущего отказа от всех развлекательных мероприятий и праздничных.

Важно! Этот месяц перед Пасхой должен пройти в приготовлении своей души и тела к великому празднованию Воскресения Иисуса Христа, который спас своей смертью всех грешных людей.

Отказ от вкусной мясной и молочной пищи, отказ от веселого времяпрепровождения, от любых удовольствий идет на пользу человеку, который всю жизнь проводит в сплошном удовлетворении своей плоти. Это прекрасное время, которое помогает осознать, что дух человека важнее и ему следует также уделять постоянное внимание, напитывая духовной пищей.

Мясопустная неделя

Мясопустная неделя

предпоследнее воскресенье перед Великим постом и последующая неделя, в которые по Уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресенье вспоминается грядущий Страшный суд.


. 2014 .

Смотреть что такое "Мясопустная неделя" в других словарях:

    Мясопустная неделя - (пестрая) последняя неделя перед Масленицей, после Всеядной недели. Назв. объясняется тем, что в ней дни скоромные чередуются с постными (среда, пятница), т. е. узаконена пестрота. Поск. слово пестрый в рус. яз. нередко означает ненадежный,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Неделя о Страшном суде - Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называется мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще мясопуст (т.е. отпуск мяса, лишение,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Мясопустная суббота - Мясопустная суббота … Википедия

    МЯСОПУСТНАЯ {(Сырная) }НЕДЕЛЯ

    МЯСОПУСТНАЯ (Сырная) НЕДЕЛЯ - последняя (третья) приготовительная неделя перед Великим постом. В народе она называется Масленой, или Масленицей, потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только сыр, молоко, масло и яйца. Само воскресенье мясопустной недели … Русская история

    Неделя Мясопустная - воскресение на второй подготовительной неделе перед Великим постом. В этот день вступает в силу церковный запрет на употребление мяса. Другое ее название – Неделя о Страшном суде … Православная энциклопедия

    Пёстрая неделя - И. С. Куликов. В крестьянской из … Википедия

    Неделя, предшествующая Великому посту; в это время по Уставу не разрешается употребление мяса (отсюда другое именование масленицы – мясопустная неделя), но разрешается употребление молочных продуктов (в том числе и масла), рыбы и яиц … Православие. Словарь-справочник