Веранды и террасы

СМИ: Из ФСБ, ФСО и СВР будет создано Министерство безопасности. Cлухи об объединении ФСБ, ФСО и СВР в Министерство безопасности России

Комплекс зданий ФСБ на Лубянке Фото: Flickr / Фото Москвы Moscow-Live.ru

Идею Федеральной службы расследований поддерживает глава следственного департамента МВД Александр Романов, которому подобная перегруппировка добавит влияния. Против выступает Владимир Колокольцев, поскольку его Министерство после такой реформы останется фактически «ведомством участковых»

В рамках этого же наступления в середине декабря 2017 года в Госдуму сенатор Алексей Александров внес законопроект, который предлагает дать генеральному прокурору и его заместителям право изымать любое уголовное дело или материалы проверки о преступлении, выявленном ФСБ, и передавать его на расследование в службу. «Предлагаемые изменения позволят повысить эффективность и объективность предварительного следствия по ряду уголовных дел, выявленных органами ФСБ, предварительное следствие по которым сегодня осуществляется следователями иных органов предварительного расследования (например, следователями Следственного комитета России в отношении судей, прокуроров и следователей)», - отмечает автор документа в пояснительной записке, не скрывая, чьи полномочия будут урезаны. Сейчас законопроект направлен в комитет по государственному строительству и законодательству. Собеседник NT в руководстве Госдумы говорит, что закон готовился при участи ФСБ, потому у него неплохие шансы на принятие.

Судьба Бастрыкина

Федеральная служба расследований - не единственный вариант реформы силовых структур. NT уже писал, что Следственный комитет может вернуться в лоно Генеральной прокуратуры, из которой он был выделен в 2011 году. Кроме того, могут быть поделены между МВД и ФСБ: полиции отойдут экономические преступления, а контрразведке - коррупционные. Один из собеседников NT говорит, что не до конца похоронена еще идея создания единого следственного комитета на базе СКР и следственного департамента МВД. Главным лоббистом такого преобразования был генерал полиции , которого в конце ноября 2016 года Владимир Путин уволил из Министерства внутренних дел. Однако и после этого в правоохранительных органах хватает сторонников этого варианта реформирования следствия, замечает источник.

Все три сценария предусматривают, что нынешний председатель СКР Александр Бастрыкин не останется на своем посту. Хорошо знакомый с ним собеседник NT полагает, что в случае отставки Бастрыкин будет проситься на пост руководителя Санкт-Петербургской академии Следственного комитета. Источник объясняет это тем, что учебное заведение уцелеет, как бы ни развивались события. Кроме того, Бастрыкин считает академию своим детищем и хочет о нем позаботиться.

Все три сценария предусматривают, что нынешний председатель СКР Александр Бастрыкин не останется на своем посту. В случае отставки Бастрыкин будет проситься на пост руководителя Санкт-Петербургской академии Следственного комитета

Недовольство Бастрыкиным у руководства страны зреет давно. Его выступления в прессе, с заместителем главного редактора «Новой газеты» , найденная у Бастрыкина недвижимость в Чехии, якобы имевшаяся связь с членами тамбовской преступной группировки, которая упоминается в материалах испанского расследования, - это лишь несколько лежащих на поверхности причин, по которым работа председателя СКР перестала устраивать президента. Среди менее очевидных источники NT называют затяжной конфликт Бастрыкина с генпрокурором Юрием Чайкой, который вылился в дело , «дело генералов СКР» и противостояние с ФСБ. Так, спецслужба продолжает добиваться уголовного преследования близкого к Бастрыкину по делу Шакро Молодого.

Сам председатель СКР , осенью выступая перед студентами юридического факультета МГУ, признавал, что разговоры о реформировании Следственного комитета ведутся. Выдержки из записи его речи есть в распоряжении NT . Тогда же Бастрыкин напомнил, что у его ведомства есть собственное предложение по реформированию, которое заключается в воссоздании должности судебного следователя. Про эту идею в СКР говорят с конца 2015 года, но, как обращает внимание высокопоставленный собеседник NT в силовых структурах, маловероятно, что в ближайшее время эта инициатива будет претворена в жизнь, поскольку на повестке пока стоят более радикальные изменения.

До президентских выборов 2018 г. в России планируется создать Министерство госбезопасности (МГБ), пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники. Новое суперведомство будет создано на основе ФСБ, которому фактически возвращаются функции КГБ СССР. В его состав войдут Служба внешней разведки и большинство подразделений Федеральной службы охраны. При этом ФСО сохранится в виде Службы безопасности президента и получит под свой контроль спецсвязь и транспортное обслуживание высокопоставленных чиновников. МГБ также будет обеспечивать работу структур собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых ведомствах.

Новое министерство будет не только сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, которые по их материалам возбуждают СКР и МВД, но и осуществлять процессуальный надзор. Занимавшееся этим до сих пор главное управление процессуального контроля СКР сейчас фактически ликвидировано. «Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд», - поясняет информированный источник издания в ФСБ. Также чекисты будут проверять, насколько эффективно следователь использовал служебную информацию.

Следственное управление МГБ получит статус главка и сможет принимать в свое производство наиболее резонансные уголовные дела, которые сейчас по УПК ведут СКР и МВД, а также дела коррупионной направленности. Источники издания утверждают, что новая схема уже обкатывается. Так, уголовное дело в отношении вора в законе Захария Калашова (Шакро молодой) и его соратников, возбудила ФСБ, хотя соответствующая статья 210 УК РФ не относится к ее подследственности.

Следственный комитет России может стать подразделением прокуратуры, откуда был выделен пять лет назад. Ожидается и уход с руководящих позиций создателя СКР Александра Бастрыкина. Ему, по словам собеседника издания, «дали понять, что в новой структуре он может рассчитывать лишь на почетную, но лишенную управленческих полномочий должность».

С 1 января 2017 г. в управление Генпрокуратуры превратится Главная военная прокуратура России. Закон об этом был принят еще в 2014 г. Военные следствие и надзор перестанут финансироваться из бюджетов Минобороны, МВД и ФСБ.

В нескольких ведомствах подтверждают обсуждения варианта, при котором МЧС прекратит существование. Его службами, включая войска гражданской обороны, спасательные и чрезвычайные подразделения, частично усилят Минобороны, а Госпожнадзор отойдет в МВД.

Новой Думе предстоит принять и поправить целый ряд законопроектов, запускающих реформу. А государственным финансистам придется найти десятки миллиардов рублей на выплаты компенсаций сотрудникам, которые не захотят служить в новых структурах.

До президентских выборов 2018 года планируется провести масштабную реформу силовых и правоохранительных ведомств с целью повышения эффективности управления и искоренения коррупции; речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР, сообщили источники.

По данным источников «Коммерсанта» , подготовка к новой реформе началась вскоре после того, как указами президента были ликвидированы ФМС и ФСКН, функции которых получило МВД, а на основе внутренних войск и ряда подразделений органов внутренних дел создана Росгвардия.

«Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд»

Теперь речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР.

Предполагается, что новая структура получит статус Министерства госбезопасности (МГБ). При этом в его состав войдут Служба внешней разведки (СВР) и большинство подразделений Федеральной службы охраны (ФСО). Нынешняя ФСО сохранится в виде Службы безопасности президента России, которой, помимо охраны, будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.

Помимо структурных изменений новое министерство получит и новые функции. Например, предполагается, что сотрудники МГБ будут не просто сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, возбужденных по их материалам СК и МВД, а осуществлять процессуальный надзор за ними.

Как отмечает издание, выполнявшее эти функции главное управление процессуального контроля СК уже фактически ликвидировано. Более того, МГБ будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах.

Следственное же управление МГБ, которое получит статус главка, сможет принимать в свое производство наиболее резонансные и имеющие государственное значение уголовные дела, подследственность которых в данный момент закреплена в УПК за СК и МВД.

Говорят, что новая схема расследования уже обкатывается. Например, именно ФСБ возбудила уголовное дело об организации преступного сообщества в отношении вора в законе Захария Калашова (Шакро Молодой) и его соратников, хотя соответствующая ст. 210 УК РФ не относится к ее подследственности. При этом с эпизодами предполагаемых преступлений, совершенных ОПС, разбираются другие ведомства.

ГСУ ГУ МВД по Москве расследует два факта вымогательства, обвиняемыми по которым проходят участники ОПГ Шакро, а СК разбирается в перестрелке, устроенной теми же фигурантами в ходе разборки на Рочдельской улице Москвы, и халатности не вмешавшихся в нее полицейских.

Сама же ФСБ, ведущая уголовное преследование высокопоставленных сотрудников СК, предположительно получавших взятки от Шакро, при этом фактически осуществляет процессуальный контроль за всеми расследованиями в целом.

«Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд», – сообщил информированный источник в ФСБ, подчеркнувший, что речь идет о громких делах, в том числе коррупционной направленности. По его словам, сотрудники ФСБ будут также проверять, насколько эффективно и в полном ли объеме использовал следователь предоставленную ему спецслужбой информацию. Однако в какой форме будет осуществляться подобный контроль, еще до конца не ясно.

Как отмечает издание, в ходе реформы серьезные изменения могут произойти в Следственном комитете России. СК снова может стать структурой при прокуратуре России, из которой он был выделен в 2011 году. Соответственно, будет понижен и статус его главных управлений.

Например, главное военное следственное управление предполагается сделать обычным управлением. Кстати, с 1 января 2017 года в управление Генпрокуратуры превратится Главная военная прокуратура России. Соответствующий закон был принят еще в 2014 году в связи с тем, что военное следствие и надзор за ним перестанут финансироваться из бюджетов Минобороны, МВД и ФСБ.

В свою очередь, Минобороны может быть усилено за счет включения в его состав войск гражданской обороны, а также спасательных, пожарных и других служб МЧС. В МВД же из расформированного министерства отойдет Госпожнадзор, который и ранее находился в его структуре.

Предполагается, что реформирование силовых и правоохранительных ведомств будет завершено к выборам президента России, которые должны состояться в 2018 году. Однако для этого необходимо еще подготовить соответствующие законопроекты и принять их новым парламентом, а самое главное, найти средства на это. Ведь по самым скромным подсчетам, только на выплаты компенсаций сотрудникам реформируемых ведомств, которые не захотят служить в новых структурах, потребуются десятки миллиардов рублей, отмечает издание.

Также, по данным источников издания, в процессе предполагаемой реформы планируется сменить текущих руководителей служб и ведомств. Одним из них называют создателя СК Александра Бастрыкина, которому уже якобы «дали понять, что в новой структуре он может рассчитывать лишь на почетную, но лишенную управленческих полномочий должность».

Сразу в нескольких ведомствах изданию неофициально подтвердили, что вопрос об упразднении спасательного ведомства с передачей его функций другим министерствам действительно рассматривается.

В частности, по словам источников, речь может идти о передаче «пожарной» составляющей МЧС в ведение МВД, а спасательных и чрезвычайных подразделений – Минобороны.

Отметим, что в составе военного ведомства в августе 2014 года был сформирован 100-й отдельный полк материального обеспечения (расположен в подмосковном Алабино). Основной функцией формирования, подчиненного замминистра обороны Дмитрию Булгакову, является эвакуация населения, разбор завалов, работа в районах затопления или пожаров и усиление группировок войск в любой точке России. Как отмечает издание, участие в ликвидации последствий ЧС записано и в положении о Росгвардии.

Напомним, в начале апреля президент Владимир Путин Госнаркоконтроль и миграционную службу в качестве самостоятельных федеральных ведомств, передав их в ведение МВД России.

Кроме того, 5 апреля Путин Росгвардии на базе внутренних войск МВД. Структура борьбой с терроризмом, организованной преступностью.

Помимо этого, 15 сентября официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин якобы скорую отставку председателя СК Александра Бастрыкина.

Напомним также, 19 июля Лефортовский суд Москвы арестовал замглавы ГСУ СК по Москве , замначальника управления собственной безопасности Следственного комитета России , а также главу управления службы собственной безопасности СК по делу о взятках. Позднее суд ареста Никандрова до 19 декабря.

Высокопоставленные сотрудники СК были задержаны из-за возможной причастности к делу : якобы за крупную взятку следователи обещали «решить вопрос» с делом против вора в законе.

Также источник в правоохранительных органах сообщал, что сотрудники трех отделов ГСУ московской полиции уведомления об увольнении.

Между тем официальный представитель ведомства Владимир Маркин подтвердил, что в Следственном комитете России реорганизация.

Ранее СМИ сообщали, что в Следственном комитете под руководством председателя ведомства Александра Бастрыкина масштабные реформы, в ходе которых статус ряда главных управлений СК был понижен до управлений, а некоторые из управлений стали отделами.

Сотрудники спецслужб рассказали «Новой», как связаны аресты губернатора Кировской области Никиты Белых, питерского миллиардера Дмитрия Михальченко и создание Национальной гвардии

Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»

3 июня Никита Белых принял участие в Великорецком крестном ходе. Именно в этот день кировские чекисты получили оперативную информацию, что в «ближайшее время» губернатор внесет наличными 20-25 миллионов на восстановление одного из православных храмов. Глава региона особо и не шифровался: по мобильной связи разговаривал со спонсором, говорил ему, что лето - самое время развернуть стройку, что именно сейчас надо помочь церкви…

Белых прекрасно знал, что помощь церкви, даже если она происходит юридически небезупречно, у нас уголовно ненаказуема, - рассказывает наш собеседник, высокопоставленный сотрудник ФСБ. - В России огромное количество церквей и мечетей, возведенных на деньги, собранные руководителями регионов. Не всегда эти деньги проходили через благотворительные фонды. Намного чаще священники и муллы получали деньги именно налом… И получилось: Белых взяли не за то, за что можно брать. Его арест - это явное превышение «понятийных полномочий». И вот еще почему - потому что, по негласному правилу, даже оперативная разработка должностных лиц, назначенных президентом, может производиться только с личного разрешения Путина. А Белых разрабатывали без президентского благословения, под прикрытием сбора информации о Навальном

По словам нашего собеседника, в последние несколько месяцев в окружении президента произошло резкое обострение противостояния двух кланов - эфэсбэшного, неформальный лидер которого - руководитель администрации президента Сергей Иванов, и эфэсошного - формальным и неформальным лидером которого был многолетний руководитель Федеральной службы охраны Евгений Муров.

Создание Национальной гвардии стало аппаратной победой клана ФСО, полагают наши источники:

Разговоры о том, что Нацгвардия создана для усмирения протестных настроений, - пустопорожняя болтовня. Толпы мы не боимся, мы боимся друг друга.

А основания для опасений есть. Дело в том, что самая серьезная функция, которая появилась у Национальной гвардии, - это возможность ведения оперативно-разыскной деятельности (ОРД).

И никто не может гарантировать, что под ОРД оперативников Нацгвардии не попадут кадры ФСБ, расставленные и в министерствах, и ведомствах, и в регионах, и в руководстве крупнейших предприятий и банков страны.

Справедливости ради надо сказать, что ФСО тоже расставляло свои кадры. К примеру, при каждом губернаторе, по информации наших источников, есть «смотрящий» от ФСО. Где-то он занимает должность руководителя губернаторского аппарата, где-то помощника губернатора, а где-то и самого губернатора…

Наши источники в ФСО подтвердили, что решение о создании Нацгвардии и наделение новообразования функциями проведения ОРД эфэсбэшный клан воспринял довольно болезненно. Дело в том, что параллельно шли два процесса. Предполагалось не только создание Нацгвардии, именно в это время активно лоббировалось и создание Министерства государственной безопасности (МГБ), в котором собирались объединить ФСБ, ФСО и СВР. Но Евгению Мурову удалось отстоять независимость ведомства. Без ФСО создание МГБ теряло смысл, идею отложили, но маховик создания Нацгвардии к тому времени уже был запущен.

Эфэсбэшный клан не мог спокойно наблюдать за процессом резкого усиления эфэсошников и нанес болезненный удар по «противнику». 16 марта был арестован известный питерский предприниматель Дмитрий Михальченко (подробности в «Новой», № 65 от 20 июня 2016 г.). В ФСБ прекрасно знали, что Михальченко покровительствовал глава ФСО Евгений Муров. Более того, по нашим сведениям, Муров представил Михальченко Владимиру Путину, отрекомендовав его как незаурядного бизнесмена, щедро поддерживающего все президентские инициативы.

Вообще-то Михальченко арестовывали дважды. Когда сотрудники ФСБ «приняли» бизнесмена в первый раз, руководителю операции, по данным наших источников, будто бы позвонил Евгений Муров и задержанный был отпущен. За что сотрудники ФСБ получили нагоняй от московского руководства. И тут же кинулись арестовывать Михальченко «на бис».

Через несколько дней после задержания Михальченко руководство ФСБ доложило президенту об аресте бизнесмена и о роли членов эфэсошного клана (в том числе и среди действующих коллег - сотрудников центрального аппарата ФСБ) в, так скажем, бизнес-схемах питерского миллиардера. Практически в этот день и была решена судьба непотопляемого руководителя ФСО Евгения Мурова. Его отправили в отпуск, откуда он на работу уже не вышел. А 26 мая Путин подписал указ об освобождение Мурова от должности руководителя ФСО.

Еще одной знаковой победой эфэсбэшного клана стала ликвидация ФСКН и увольнение главы антинаркотического ведомства Виктора Иванова - несомненно, тяжеловеса из клана ФСО.

Окрыленный тактической аппаратной победой, эфэсбэшный клан перешел в наступление, посчитав, что под шум, вызванный отставкой Мурова, можно расчистить от ставленников ФСО и центральный аппарат ФСБ, самой заметной фигурой из которых можно считать руководителя управления «К» Службы экономической безопасности ФСБ генерала Виктора Воронина. Он-то и стал первой жертвой «чистки». По нашим сведениям, еще 11 июня был подписан указ президента об освобождении Воронина от занимаемой должности. В ФСБ стремительно начали расползаться слухи о серьезных кадровых перестановках (подробности в «Новой», № 59 от 3 июня 2016 г.). Предполагалось, что новые руководители появятся не только в управлении «К», но еще в нескольких управлениях СЭБ. Да и сам руководитель СЭБ начал собирать вещи, чтобы освободить кабинет.

Но кадровые перестановки затянулись. Наш источник в ФСО высказал предположение, что эфэсбэшный клан занервничал, не понимая, что происходит, и ко всему прочему совершил роковую ошибку, арестовав Никиту Белых. Офицер ФСО, с которым мы побеседовали, так же как и офицер ФСБ, полагает, что сотрудники чекистского УСБ, «принявшие» губернатора Кировской области, превысили «понятийные полномочия». Прежде всего тем, что не доложили президенту о проведении «оперативного эксперимента» в отношении Никиты Белых. И тем, что тут же «слили» в СМИ информацию о его задержании.

Возможно, это случайное совпадение, но именно после ареста губернатора Кировской области рапорты об увольнении руководителя СЭБ и нескольких управлений этой службы были возвращены «без рассмотрения» тем, кто их написал. Иван Ткачев из 6-го управления УСБ ФСБ, примерявшийся к должности руководителя управления «К», по нашим сведениям, будет назначен лишь 1-м заместителем управления. А возглавит управление - Андрей Егоров, сейчас работающий там 1-м заместителем. Все остальные предполагавшиеся рокировки и отставки, по-видимому, не состоятся.

Иван Пискунов

На прошлой неделе, 19 сентября Рунет облетела новость о готовящихся фундаментальных реформах в отечественных силовых структурах. По данным источников издательства «Коммерсанта» в сжатые сроки, до президентских выборов 2018 года планируется провести масштабную реформу с целью повышения эффективности управления ведомств, искоренения коррупции и усиления безопасности как гражданского общества таки и государства в целом. И ладно бы на этом все. К примеру, несколько лет назад мы уже переживали реформу МВД , когда на смену советской милиции пришла полиция. Сейчас же речь по сути идет о фактическом возвращении нынешней ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР.

Возможно все это слухи, но как говорит хорошая русская поговорка "дыма без огня не бывает" и "кто предупрежден тот вооружен".

Слухи или реальная перспектива

Как сообщает «Коммерсант» подготовка к новой реформе началась вскоре после того, как указами президента были ликвидированы структуры ФМС и ФСКН, функции которых получило МВД РФ, а уже в 2016 году на основе внутренних войск и ряда подразделений органов внутренних дел специальным указаном президента была создана Росгвардия .

Помимо заявленных изменений по слухам так же, ожидается возвращение СК России в надзирающую за ним Генпрокуратуру. Упоминается так же, что некоторые функции МЧС могут быть разделены между Минобороны и МВД.

Но, что более существенно волнует большинство так это, то что в предполагаемых реформах речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР .

Пресс-служба президента России обнародовала подписанный Владимиром Путиным указ о реформировании Федеральной службы безопасности. Согласно указу, число заместителей директора ФСБ сократится с 12 до четырех, директор ФСБ и его замы будут приравнены по статусу к министру и заместителям министра, а департаменты преобразуются в службы. Вместе с тем в Кремле вчера категорически опровергли информацию о том, что в состав ФСБ будут включены Служба внешней разведки и Федеральная служба охраны

Предполагается, что новая структура получит статус Министерства госбезопасности (МГБ) . При этом в его состав войдутСлужба внешней разведки (СВР) и большинство подразделений Федеральной службы охраны (ФСО) . Нынешняя же ФСО сохранится в виде подструктуры Службы безопасности президента России , которой, помимо охраны, будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.

Помимо структурных изменений новое министерство получит и ряд доселе не ведомственных функций. Например, предполагается, что сотрудники МГБ будут не толькоо сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, возбужденных по их материалам СК и МВД, а так же осуществлять процессуальный надзор за ними.

Следственное же управление МГБ, которое получит статус главка, сможет принимать в свое производство наиболее резонансные и имеющие государственное значение уголовные дела, подследственность которых в данный момент закреплена в УПК за СК и МВД.

Как отмечает издание, в ходе реформы серьезные изменения могут произойти в Следственном комитете России. СК снова может стать структурой при прокуратуре России, из которой он был выделен в 2011 году . Соответственно, будет понижен и статус его главных управлений.

Минобороны может быть усилено за счет включения в его состав войск гражданской обороны, а также спасательных, пожарных и других служб МЧС. В МВД же из расформированного министерства отойдет Госпожнадзор, который и ранее находился в его структуре.

Начало уже положено

Напомним, в начале апреля президент Владимир Путин ликвидировал Госнаркоконтроль и миграционную службу в качестве самостоятельных федеральных ведомств, передав их в ведение МВД России.

Во-первых, перестановки - часть широкого процесса подготовки системы к 2018 году [когда пройдут выборы президента России]. Во-вторых, это попытка финансовой оптимизации всех этих служб. Третье: перестановки - это отражение некой внутренней борьбы в силовых и правоохранительных органах. Четвертое - система должна подстроиться под Путина, под его понимание эффективности.
Андрей Солдатов, главный редактор сайта Agentura.ru

Очень многие решения, особенно кадровые, которые мы сейчас видим, напрямую диктуются из Кремля. Не спецслужбы являются их инициаторами. Они пытаются продвигать свои интересы, но войну начали не они. Кремль сейчас пытается мобилизовать свои элиты и организовать административный аппарат в условиях нарастающей, как ему кажется, угрозы политической стабильности.

Прежняя модель - 2000-х годов - заключалась в том, что Кремль периодически разочаровывался в какой-нибудь спецслужбе, например в ФСБ, и создавал новую структуру, на которую возлагал работу по обеспечению политической стабильности. Так появился [антитеррористический] центр «Т» в МВД, потом Следственный комитет, потом были даны широкие полномочия казакам, в конце концов, появилась Национальная гвардия.

Валерий Ширяев , заместитель директора «Новой газеты», бывший сотрудник КГБ

То, что в силовых структурах что-то происходит, стало понятно еще год назад. За это время было ликвидировано ведомство по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, ФМС; уволили начальника ФСО - важнейшую фигуру в раскладе силовиков. Но изменения еще не закончены, они и дальше будут происходить.

А вот сокращение расходов может быть огромным стимулом для административной реформы. Параллельные функции, которые разные ведомства выполняют, параллельные сферы оперативной разработки, административный аппарат - вот на этом на всем можно сэкономить. Но это не обязательно делать в рамках объединения всех спецслужб в какую-то грандиозную структуру.

Сергей Канев , журналист The New Times

Власть боится протестов. Жизнь становится все хуже и хуже, идут массовые увольнения, невыплаты, задержки зарплат. И чтобы проще было противостоять этому, создается этот монстр из спецслужб.

Сейчас все силовые структуры существуют по отдельности. Даже служба безопасности президента разделена на две части: одна охраняет Путина, другая - Медведева. Мне рассказывали, что они друг с другом даже не общаются, у них конфликт. Между двумя ключевыми подразделениями ФСО! То же самое - и в самом ФСБ. Там идет внутриклановая борьба. Ребята говорили мне, что вторая служба (Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом - прим. «Медузы») воюет с шестой (Служба организационно-кадровой работы - прим. «Медузы»), шестая служба не подчиняется ни одному начальнику, потому что они считают себя элитным подразделением.

Идет борьба за финансовые потоки. Руководство ФСБ и других силовых ведомств - это ставленники разных кланов. Одни поддерживают Газпром, другие поддерживают «Роснефть», третьи - «Ростех». И то же самое в МВД, в прокуратуре, в Следственном комитете.

Как это было в США после событий 911

Террористические акты совершенные 11 сентября 2001 года заставили президента Буша младшего пересмотреть всю систему национальной безопасности и чуть больше месяца после нападения, 26 октября 2001 года президент США подписал документ под названием USA Patriotic Act , разрешающий властям ограничение прав и свобод граждан, перечисленных в Билле о правах (первые 10 поправок к конституции США)

А через год 26 ноября 2002 года указом президента было создано министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security) под руководством Тома Риджа. Тогда Буш младший так прокомментировал свое решение: «Создание министерства - результат расширения и объединения усилий по защите нашей страны. Продолжающаяся угроза терроризма, угроза массовых убийств будет встречена объединенными и эффективными ответными действиями. Если мы будем ждать, пока опасность материализуется, может оказаться слишком поздно, а войну с террором не выиграешь, обороняясь» .

Министерство внутренней безопасности, которое американские журналисты единодушно окрестили «Большим братом», объединило 22 федеральных ведомства, полностью поглотив федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям, службу иммиграции и натурализации, таможенное управление, береговую и пограничную охрану, секретную службу министерства финансов США, которая охраняет высших госчиновников и борется против фальшивомонетчиков.

Одной из важнейших функций министерства стал анализ информации, поступающей от ЦРУ, ФБР, агентства национальной безопасности и спецслужб, которые остаются самостоятельными ведомствами. Среди прочих функций - противодействие возможной химической, бактериологической, радиоактивной или ядерной агрессии; обеспечение пограничной безопасности и безопасности средств сообщения; поддержание состояния немедленной готовности к чрезвычайным ситуациям; координация действий между спецслужбами, федеральными и местными властями.