Планировка

Храм николая чудотворца, что в старом ваганькове. Церковь николая чудотворца, что в старом ваганькове Храм николая чудотворца м боровицкая

Староваганьковский переулок находится между улицами Воздвиженкой и Знаменкой. Местность эта занята была великокняжеским селом Ваганьковым, впоследствии ставшим частью Москвы. Существует несколько версий происхождения названия села. Согласно словарю В.И. Даля слово «ваганиться» означает «баловать», «шалить», «играть», «шутить». П.В. Сытин в книге «Откуда произошли названия улиц Москвы» сообщает: «Переулок известен с 1446 года. Назывался по жившим здесь в XV–XVI веках скоморохам и псарям, которые «ваганили» (потешали) царя и бояр. В начале XVII века переулок назывался Шуйским по дому боярина Шуйского, стоявшему на месте современной библиотеки Ленина. В XVII–XVIII веках назывался Благовещенским по стоявшей в середине его церкви».


С.К. Романюк предлагает другое толкование топонима Ваганьково: «Логичнее объяснить это название наименованием денежного налога за взвешивание товаров, который назывался «ваганным». В жалованной грамоте конца XV века на право беспошлинной торговли было написано: «А коли с чем пошлют, с каким товаром или чего купят себе, ино им с того товару не надобе мыт… ни померное, ни побережное, ни ваганное». Место же, где взимался такой налог, звалось ваганец; отсюда и наименование «Ваганьково». Предположение о связи этого названия с торговлей может подтверждаться и тем, что поблизости от села Ваганьково находился брод через Москву-реку, по которому проходила важная дорога из Новгорода в приокские города. Естественно было ожидать появления заставы у самого брода под стенами крепости на Боровицком холме, где и собиралась «ваганная» пошлина».

В Москве во имя Николая чудотворца было освящено столько храмов, что их перечисление заняло бы не один абзац. Вот и в нашей книге уже не первый раз встречается Никольская церковь. Русский народ с благоговением относился к памяти Мирликийского чудотворца, поэтому в исторических источниках нашего государтва XVI–XVII веков чрезвычайно редко можно встретить, особенно в высшем обществе, русского человека с именем этого святителя. Митрополит Макарий в «Слове на перенесение мощей святителя Николая» говорит: «Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева. Если инаковерующим случалось встретится с ним где-нибудь по дороге и лишь услышать сладчайший его глас, они уходили, отвергшись ереси, в которой с детства возросли, и утвердившись в истинном учении».


В XV веке жена великого князя Василия I Софья Витовтовна построила в Ваганькове загородный дворец. При Василии II на месте церкви святителя Николая существовал Николаевский монастырь, участок земли для которого подарил сам великий князь. Василий II помнил, что перед Куликовской битвой в знак ободрения благоверному князю Дмитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца. В Ваганькове, как великокняжеском селе, был построен Государев двор. При Василии III, предположительно в 1531 году, здесь возвели каменную церковь Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Храм стоял на высоком белокаменном подклете и был сложен из маломерного кирпича, который называют «алевизовским» по имени знаменитого архитектора Алевиза Фрязина – создателя Архангельского собора в Кремле. В некоторых источниках Алевиз Фрязин указывается архитектором Никольской церкви, но никаких реальных доказательств этому нет. В XVI веке храм сначала назывался «святителя Николая у Государева двора», а потом – «святителя Николая у нового Государева двора».


В середине XVII века обветшавший храм святителя Николая разобрали до подклета. На его месте, включив подклет в объем, построили новую каменную церковь. Если верить плану Мейберга 1660-х годов, храм в то время был трехшатровым. В 1690-х годах к северу от Никольского храма построили маленькую придельную церковь во имя Сорока Севастийских мучеников – воинов-христиан, пострадавших за христианскую веру в 320 году. В 1740–1750-х годах храм перестраивался. Из-за затянувшейся реконструкции несколько лет службы проходили в приделе Сергия Радонежского. Лишь в 1759 году был освящен главный престол. Новую церковь построили на белокаменном подклете XVI века. К слову сказать, и в настоящее время храм святителя Николая в Старом Ваганькове стоит на том же подклете.


В 1782 году с запада к церкви пристроили колокольню. В конце XVIII века на Ваганьковском холме – месте, где когда-то находился загородный дворец Софьи Витовтовны, выдающимся московским архитектором В.И. Баженовым был построен дом для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка П.Е. Пашкова, ставший одним из символов Москвы. Князь П.А. Вяземский вспоминал: «А дом Пашкова на Моховой? Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком. На горе, отличающийся самобытною архитектурою, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как бывало ни идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решетке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым народом».


Из-за строительства усадебных корпусов в 1792 году пришлось разобрать церковь Сорока Севастийских мучеников. На ее месте поставили камень со знаком Креста, а кирпич, оставшийся от разобранной церкви, был использован для возведения церковной ограды, которая продолжила по улице ограду дома. Никольская церковь, разграбленная во время нашествия французов, сильно обветшала, потеряла самостоятельность и стала домовой церковью. Главный храм был заново освящен в 1814 году, тогда как Сергиевский придел оставался неосвященным в течение тридцати лет. В 1842 году разобрали колокольню. В это время в доме Пашкова разместился Дворянский институт – сословное учебное заведение для детей московских дворян, готовящихся получать образование в университете. В 1849 году Дворянский институт в доме Пашкова сменила четвертая мужская гимназия, а в 1862 году здание на Ваганьковском холме занял Румянцевский музей. В течение нескольких десятилетий храм святителя Николая в Старом Ваганькове оставался домовым храмом этих учреждений. Во второй половине XIX века церковь даже называли «музейской».

С Никольской церковью связано имя великого русского писателя Н.В. Гоголя. Публицист Н.А. Головкин в статье «Гоголь в Москве» сообщает: «О любви писателя к Москве говорят и письма, которые он отправлял своей предполагаемой невесте Анне Михайловне Виельгорской. Когда та собиралась приехать в Первопрестольную, Николай Васильевич писал ей: «От всей души желаю, чтобы Москва оставила в душе вашей навсегда самое благодатное впечатление». В другой раз он приглашает ее для осмотра московских святынь. Сам Гоголь регулярно посещал храмы Москвы. К примеру, за домом Пашкова и поныне сохранился храм Святителя и Чудотворца Николая в Старом Ваганькове, построенный в XVI столетии. В 40-х годах XIX века в доме Пашкова располагался Дворянский институт. Его воспитанники свидетельствовали, что не один раз храм посещал Николай Васильевич. Вместе с ними он слушал Пасхальную заутреню, стоял у клироса рядом с Погодиным».


Новый этап в истории Никольской церкви начался в 1896 году, когда настоятелем храма стал священник Леонид Чичагов – будущий Митрополит Серафим. На принятие священного сана Чичагова благословил сам праведный отец Иоанн Кронштадтский, который предсказал своему духовному чаду великое будущее на поприще служения Христу. Отец Леонид со свойственной ему энергией, большею частью на свои средства, принялся реставрировать церковь святителя Николая в Старом Ваганькове. После смерти жены Леонид Михайлович в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре принял монашеский постриг с именем Серафим. Прихожане Никольского храма долго помнили своего настоятеля. В 1905 году года митрополит Московский Владимир посвятил Леонида Чичагова в сан епископа. Внучка владыки Серафима, настоятельница Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря, игуменья Серафима в житии митрополита отмечает: «Отличаясь разносторонними талантами, владыка все их претворял в жизни во славу Божию. Его военные подвиги, литературная деятельность, организаторские способности, направленные на укрепление веры, возрождение приходов, восстановление порядка в церквах и монастырях, его проповедничество – все служило Богу».


В 1902 году церковь святителя Николая обновлялась. Был увеличен придел и расширен старый притвор, над которым возвели открытую звонницу псковского типа, сохранившуюся до наших дней. В 1920-х годах из храма вывезли иконы, кресты спилили, колокола сбросили и разбили, в звоннице заложили проемы. Церковь была закрыта, а здание отдано Ленинской библиотеке под склад и другие нужды. В 1980-х годах в Никольском храме начинается реставрация под руководством архитектора А.А. Клименко. К 1990 году восстановили главы на церкви и звоннице. В 1992 году храм возвратили Русской Православной Церкви, и в нем возобновились богослужения. Однако здание храма продолжало принадлежать Российской государственной библиотеке. Лишь спустя год церковь святителя Николая заново освятили. В 1994 году с грубым нарушением охранного законодательства был снесен дом причта.


Сегодня благодаря усилиям настоятеля церкви, отца Виктора Шишкина, продолжающего духовное дело священномученика митрополита Серафима, Никольский храм полностью восстановлен. В нем сформировалась крепкая община, которая ведет активную деятельность. Святынями храма являются кресты-мощевики с частицами мощей многих святых, особо чтимые иконы Божией Матери «Достойно есть», «Державная», «Скоропослушница» и иконы преподобного Сергия Радонежского, великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Тихона, патриарха Всероссийского, с частицами мощей этих святых. При Никольской церкви открыты детская воскресная школа «Светоч» и молодежный клуб, в котором собираются для общения находящиеся в духовном поиске молодые люди. Двери Никольского храма открыты для всех желающих.


Скромная церковь святителя Николая в Старом Ваганькове окружена зданиями более позднего времени – домом Пашкова и Библиотекой имени Ленина. Внутренний двор храма настолько мал, что непонятно, как на нем умещаются хозяйственные пристройки. Вот бы не знать о существовании Никольской церкви и случайно обнаружить ее, гуляя по центру Москвы! Это событие стало бы настоящим открытием, пусть и локального характера. Типичный для московской архитектуры восьмерик на четверике имеет неповторимый вид, потому что церковь сложилась в несколько строительных периодов. Белокаменный подклет XVI века, немного вытянутый с севера на юг четверик XVII века, скромный, почти лишенный декора восьмерик XVIII века, завершенный главкой на восьмигранном барабане, и звонница в псевдорусском стиле XIX века – многовековую историю храма можно изучать прямо в церковном дворе. А это, уж поверьте, гораздо интереснее пыльных архивов!

В Москве недалеко от Кремля на Староваганьковском переулке находится Храм Святителя Николая в Старом Ваганькове , основанный в 1531 году.

Вывеска выглядит так.

Ворота на территорию Храма.

Вход в Храм.

Территория Храма небольшая, есть совсем крохотный дворик с памятником Николаю II

и деревянным крестом.

Граничит с домом Пашкова.

Храм имеет колокольню (там же Главный престол) и придел.

Интересно было покопаться в интернете и найти информацию по этому Храму. На фотографии 1884 года указано название придела — Церковь Преподобного Сергия Радонежского .

Кстати, вот тот же вид, только сейчас.

В других источниках она называется Церковь Николая Чудотворца в Старом Ваганькове .

На сайте oldmos.ru мне попалась жаркая дискуссия о том, что эта церковь церковью Преподобного Сергия никогда не называлась. И что все это историческая ошибка. (UPD — страница с дискуссией на сайте уже удалена…)

Хотя…см вывеску.

Церковь Николая Чудотворца поставлена на ровном участке за озером, неподалеку от Чернятинского стекольного завода. Сооружена в 1903 г. на средства заводовладельцев Мальцевского товарищества, вместо прежнего деревянного храма 1900 г., переделанного из часовни 1866 г. Кирпичные стены выполнены в лицевой кладке. В стилистическом отношении памятник характерен для своего времени эклектическим соединением элементов русского стиля и форм позднего классицизма.

ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Престолы: Казанской иконы Божией Матери
Год постройки: 2002.
Адрес: Брянская область, Дятьковский район, п. Любохна.

В 1857 году в поселке Любохна заводчиком С.И. Мальцевым был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был пятикупольным, ковчегообразным и являлся архитектурной редкостью того времени (по рассказам старожилов). В 1884 году при храме на кладбище была построена каменная часовня. С этого времени ежегодно в день сошествия Святого Духа совершался Крестный ход, установленный в память об избавлении от эпидемии холеры.

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был построен на месте деревянного храма, устроенного в 1900 году из деревянной часовни, основанной в 1866 году. Строительство длилось с 1900 по 1903 год и осуществлялось за счет пожертвований Мальцевского товарищества. Храм был освящен во имя Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских в 1903 году.

Дятьковский район. Поселок Старь. Церковь Николая Чудотворца.


Храм в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость был
построен на месте деревянного храма, устроенного в 1900 г. из деревянной
часовни, основанной в 1866 г. Строительство длилось с 1900 по 1903 год и
осуществлялось за счет пожертвований Мальцовского товарищества. Храм
был освящен во имя Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских в
1903 г.

В центре Москвы недалеко от Кремля в Староваганьковском переулке стоит небольшой храм со скромным декором, храм святителя и чудотворца Николая с приделом в честь преподобного Сергия Радонежского.
Храм замечателен своею пятивековою историей и хранящимися в нём святынями.

Много раз за свою долгую жизнь храм подвергался ограблениям и разрушениям, и каждый раз усердием благочестивых людей он восстанавливался не только в прежнем, но даже и в лучшем благолепии.

Первоначальное основание храма теряется в глубине первых веков истории Москвы и входит в историю собственного двора Великих князей и царей Московских. Возвышенное, красивое положение Ваганькова около Кремля обратило на себя внимание Великих князей и скоро стало их загородным имением.

Исторически это место оказалось связанным с именем благоверного князя Димитрия Донского, при котором началось возвышение Москвы. Князь Димитрий известен своей победой в Куликовской битве, на которую его благословил преподобный Сергий Радонежский. Перед битвой в знак ободрения благоверному князю Димитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца.

В XV веке Софья Витовтовна, жена Василия I, сына князя Димитрия Донского, оценив по достоинству местонахождение Ваганькова, купила себе участок и построила загородный дворец. Впоследствии внук князя Димитрия Донского подарил небольшой участок этой земли монастырю святителя Николая, который находился на месте нынешнего храма. Царское пребывание служило основанием для украшения Ваганькова. В Ваганькове был сооружён Государев двор, на месте которого впоследствии был поставлен новый Государев Двор. В 1531 году князь Василий III построил в Ваганькове каменный храм святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Для чего пригласил в Москву итальянского мастера Алевиза Фрязина. Сначала этот храм именовался храмом святителя Николая у Государева двора, потом святителя Николая у нового Государева двора, а в более позднее время храмом святителя Николая на Старом Ваганькове.

В конце XVII века храм святителя Николая Чудотворца на Старом Ваганькове был трёхпрестольный и имел два придела. C правой стороны во имя преподобного Сергия, с левой - во имя Сорока Севастийских мучеников, воинов-христиан, которые посрадали за христианскую веру в 320 году.

В XVIII веке Николаевский храм на Старом Ваганькове, простояв более двух столетий, обветшал. В 1745 году прихожане просили разрешения разобрать обветшалое церковное здание и соорудить его вновь во имя тех же святых: святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Разрешение последовало, и в 1755 году был выстроен и освящён придел преподобного Сергия, а в 1759 году закончен и главный храм. Здание храма сооружено было каменное, стоящее на белокаменном подклете XVI века, с деревянной крышей, чешуйчатой на куполе. Белокаменный подклет сохранился, и храм стоит на нём в настоящее время. В 1782 году была сооружена каменная колокольня близ западных дверей главного храма.

В 1792 году епархиальные власти разрешили разобрать церковь - придел Сорока Севастийских мучеников из-за ветхости. На месте её поставили камень со знаком Креста, а из камня придела установлена ограда вокруг Николаевского храма, которая до сих пор окружает храм. В настоящее время на месте придела стоит деревянный Крест. В 1812 году, во время нашествия наполеоновских войск храм разделил участь Москвы: он был разграблен неприятелем. С этого времени он потерял самостоятельность и стал домовым храмом.

Главный храм был возобновлён и освящён в 1814 году, а придел оставался невосстановлённым до 1842 года. В 1842 году разобрана была его колокольня и возобновлён придел преподобного Сергия.

В XVIII веке на месте дворца Софьи Витовтовны появился дом Меньшикова. Этот дом купил П. Пашков и пригласил архитектора В. Баженова, перестроившего его. В 1842 году его занимал Дворянский институт, в 1849 – мужская гимназия, а с 1862 года – Румянцевский музей. Ныне здание принадлежит Российской Государственной библиотеке. С 1842 года Николо-Ваганьковский храм стал домовым храмом при Дворянском институте и гимназии, а затем Румянцевском музее.

Из исторических воспоминаний недавнего прошлого любопытно отметить одно, связанное с именем великого писателя Н. В. Гоголя. Питомцы Московского Дворянского института сороковых годов XIX века сохранили воспоминание о том, что их церковь любил посещать великий писатель. Пасхальную заутреню он слушал вместе с ними, стоя у левого клироса, рядом с русским историком, писателем М. П. Погодиным.

Новый период в истории храма Румянцевского музея начался с 1896 года, когда настоятелем храма был поставлен священник Леонид Михайлович Чичагов, благословлённый на принятие священного сана самим праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Благодаря усердию и пастырским заботам священника, забытый и заброшенный храм становится одним из привлекательных московских храмов. До наших дней в храме сохранились настенные изображения четырёх евангелистов, сделанные отцом Леонидом Чичаговым в пору настоятельства. В храме хранятся копии с написанных им икон «Спаситель в белом хитоне» и «преп. Серафим Саровский, молящийся на камне». Отец Леонид находил время и силы не только для того, чтобы успешно нести своё настоятельское послушание, но и подготовить канонизацию великого подвижника Русской земли преподобного Серафима Саровского. Чудесным проявлением Промысла Божия было составление им «Летописи Серафимо–Дивеевского монастыря». Оно имело определяющее значение для всей дальнейшей жизни будущего архипастыря. В 1898 году отец Леонид оставляет храм вниманию и попечению своих духовных детей. Он принимает монашество с именем Серафим и зачисляется в число братии Свято –Троицкой Сергиевой Лавры. Долгая, исполненная трудов, скорбей и лишений, богоугодная жизнь митрополита Серафима (Чичагова) увенчалась мученичеством Христа ради. 11 декабря 1937 года он на 82-м году своей благочестивой жизни был расстрелян на так называемом «Бутовском полигоне». Канонизация священномученика митрополита Серафима состоялась 23 февраля 1997 года.

В начале 1902 века в храме святителя Николая расширили старый притвор и возвели над ним открытую звонницу псковского типа, которая сохранилась до наших дней. С 1905 года по предложению директора Румянцевского музея И. Цветаева из постоянных богомольцев храма образовался Попечительный совет, задачею которого было поставлено изыскание средств для покрытия церковных расходов.

В 1924 году храм был закрыт. В 1926 году из храма вывезли иконы, кресты сбили, колокола сбросили и разбили. Храм был отдан Ленинской библиотеке под склад.

В 1992 году храм возвращён Русской Православной Церкви. Усилиями небольшой группы людей, продолжающих духовное дело священномученика митрополита Серафима, под руководством священника Виктора Шишкина храм Святителя Николая был восстановлен и в 1993 году освящён.

В настоящее время в храме святителя Николая находится много святынь.

Это иконы Божией Матери:
«Достойно есть»
«Державная»
«Скоропослушница»
деревянный скульптурный образ свт. Николая Можайского
скульптурный образ прп. Нила Столобенского
чтимый образ святителя Николая
крест с могилы протоиерея Валентина Амфитеатрова с частицами мощей многих святых:
прп. Нила Столобенского
сщмч. исповедника Сергия (Серебрянского)
свт. Луки Крымского (Войно – Ясенецкого)
сщмч. Петра (Зверева) архиепископа Воронежского
прп. Саввы Вишерского
прпп. Оптинских старцев
прп. Антония Радонежского (Медведева)
часть древа дуба Мамврийского
часть гроба прп. Варнавы Гефсиманского
иконы:
св. вмч. Пантелеимона с частицей его мощей;
свт. Иннокентия Московского с частицей его мощей;
прп. Сергия Радонежского с частицей его мощей;
прп. Иосифа Волоцкого с частицей его мощей,
прп. Амвросия Оптинского с частицей его мощей;
св. праведного воина Феодора (Ушакова) с частицей его мощей;
святителя Тихона, патриарха Всероссийского с частицами его мантии и гроба;
блаж. Матроны Московской с частицей её гроба.
Московский храм во имя святителя Николая в Старом Ваганькове (Московская епархия)

В конце XIX века храм окормлял артиллерийские части, заведения и учреждения Московского военного округа.

Новый период в истории храма Румянцевского музея начался с года, когда настоятелем храма был поставлен священник Леонид Чичагов , будущий священномученик Серафим. Благодаря усердию и пастырским заботам священника, забытый и заброшенный храм становится одним из привлекательных московских храмов. До наших дней в храме сохранились настенные изображения четырёх евангелистов, сделанные отцом Леонидом Чичаговым в пору настоятельства. В храме хранятся копии с написанных им икон «Спаситель в белом хитоне» и «преп. Серафим Саровский, молящийся на камне». В году отец Леонид оставляет храм вниманию и попечению своих духовных детей. Он принимает монашество с именем Серафим и зачисляется в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В начале века в храме святителя Николая расширили старый притвор и возвели над ним открытую звонницу псковского типа, которая сохранилась до наших дней. С года по предложению директора Румянцевского музея И. Цветаева из постоянных богомольцев храма образовался Попечительный совет, задачею которого было поставлено изыскание средств для покрытия церковных расходов.