Веранды и террасы

Когда начинают действовать зимние нормы списания гсм. Списание гсм по зимним нормам с какого числа. Что такое путевой лист

Нормой расхода топлива называется величина, отражающая среднюю потребность в ГСМ для разных видов автотранспорта на определенный километраж. Как правило, расчет нормы производится из расчета литров затрачиваемого горючего на сто километров пути.

Данный показатель актуален для компаний, имеющих в распоряжении служебные автомобили, которые обеспечиваются горючим. Нормы расхода ГСМ дают возможность вести учет расходов на топливо, контролировать его перерасход и списывать бензин со счетов организации в соответствии с действующим законодательством.

Кроме этого, нормы расхода горючего необходимы:

  • для ведения отчетности;
  • определения себестоимости определенной поездки с участием служебного автотранспорта (или всех поездок в целом);
  • расчета налогообложения.

Показатели затрат ГСМ не нормированы: каждая организация может тратить на горючее столько, сколько считает необходимым, и сколько требует производственный процесс.

При этом следует помнить, что при расчете налога на прибыль учитываются исключительно обоснованные расходы. Инспекторы могут просить предоставить документы, которые подтверждают обоснованность затрат (к примеру, сведения о контрольных замерах затрат ГСМ).


Особенности расчета

Нормы затрат ГСМ рассчитываются исходя из расхода, указанного в паспорте автомобиля, который определялся в благоприятных условиях – на ровной дороге, при определенной скорости движения, без каких-либо препятствий. Поскольку реальные условия часто отличаются от идеальных, нормативный расход определяется математическим путем с учетом коэффициентов.

Коэффициенты учитываются следующие:

  • население района;
  • интенсивность движения на автодорогах, наличие пробок;
  • время года и погодные условия;
  • техническое состояние транспортного средства и его оснащенность (прицепом, кондиционером и т. д.).

Нормы расхода горючего можно рассчитывать самостоятельно, опираясь на рекомендации Министерства транспорта РФ, или не учитывая их.

Самый простой способ расчета: разделение литров топлива на пройденный километраж и умножение на сто (так определяется количество бензина, необходимое автомобилю для ста километров пути).

Следует учитывать, что если автомобиль будет ездить по городу на небольшой скорости, с загрузкой, в холод или жару, расход ГСМ будет намного выше рассчитанных норм. Именно для этого и нужны коэффициенты, перечисленные выше. К примеру, в городах с населением больше пяти миллионов человек для каждого автомобиля нормы увеличиваются на 35%. Подобных правил в рассматриваемом документе достаточно много.

Минтранс России еще в 2008 году выпустил рекомендации относительно расчета норм расхода топлива, которые были закреплены в распоряжении №АМ-23. Чтобы эти рекомендации соответствовали реальным условиям, документ постоянно обновляется и дополняется новыми значениями. К примеру, недавно таблица была дополнена такими марками, как Lada Granta 219020 1,6, Honda Accord IX 2,4, Toyota RAV4 2,0 2W, кроме того, было внесено много других дополнений.

Утвержденными в 2015 году. Именно тогда в документ вносились последние правки. Эти рекомендации не являются обязательными, но могут учитываться при проведении расчетов.

Чтобы узнать нормативные величины расхода ГСМ для конкретного авто, необходимо открыть таблицу, соответствующую типу транспорта (легковой, грузовой, тягач, спецназначения) и выбрать нужную марку.

В перечень Минтранса РФ входит более 800 автомобилей.

Для каждого из них указан ориентировочный расход топлива и перечень повышающих коэффициентов. К примеру, для авто Lada Granta норма расхода ГСМ на сто километров пути определена в объеме восьми литров. Для этого же расстояния для автомобиля «Шевроле Нива» из-за большей мощности норма составляет уже 10,6.

Для таких автомобилей как КАМАЗ, «Газель», УАЗ, установлены свои нормы. К примеру, для УАЗ-3159 они составляют 15,9 литров, для «Газели» – от 19 до 21 литра, для КАМАЗа – от 20 до 31 литра.

  • предприятия, деятельность которых направлена на осуществление грузоперевозок, списывают ГСМ с использованием путевых листов, в которых фиксируется пробег автомобилей;
  • для ведения бухучета используются специальные счета и субсчета (приходное топливо учитывается в дебете счета 10, списанное – в кредите этого же счета);
  • налоговый учет предусматривает списание в материальных либо прочих расходах (затраты ГСМ для автомобилей, перевозящих грузы, учитываются в материальных затратах, а расходы топлива для служебных авто – в прочих расходах);
  • налоговый учет может выполняться как с использованием норм, так и с фактическим количеством ГСМ;
  • для автотранспорта, не прописанного в рекомендациях Минтранса РФ, нормы могут рассчитываться индивидуально.

В холодное время года нормы затрат ГСМ возрастают на 5%-20%. Аналогичная надбавка прибавляется при передвижении в горной местности. Повышающие коэффициенты применяются и с учетом возраста автомобилей. Чем дольше эксплуатируется авто – тем больше повышающие коэффициенты.

Норма расхода топлива на 100 километров пробега i-го транспортного средства согласно методическим рекомендациям "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", предусмотренным приложением к распоряжению Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р;


Федеральная налоговая служба направляет для руководства в работе Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, взамен Руководящего документа Р3112194-0366-03 от 29.04.2003.


Нормами расхода топлив и смазочных материалов в соответствии с Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденными распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р;


Nгсмi - норма расхода горюче-смазочного материала по типам, рассчитанная на основе распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте";


3) в абзацах тринадцатом, четырнадцатом, пятнадцатом слова "сжиженный нефтяной газ (СНГ)", "сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)" заменить словами "сжиженный углеводородный газ (СУГ)" и "компримированный природный газ (КПГ)" в соответствующем падеже соответственно.


Нормами расхода топлива и смазочных материалов в соответствии с Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденными распоряжениями Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-Р и от 14 мая 2014 г. N НА-50-р ;


Путевой расход топлива так же зависит от средней скорости сообщения. Однако его величина зависит от топливно-скоростных свойств конкретной модели автомобиля. Поэтому для определения нормативной зависимости путевого расхода топлива от средней скорости сообщения требуется проведение лабораторно-дорожных испытаний для каждой модели автомобиля. Поскольку это могут сделать только заводы изготовители, применить такую зависимость для оценки качества управления автомобилем при обучении вождению невозможно. Поэтому для нормирования путевого расхода топлива были использованы Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте , утверждаемые Минтрансом России. Нормы расхода топлива устанавливаются практически для всех моделей транспортных средств, эксплуатируемых на территории России. В основу нормирования положена базовая норма расхода топлива, которая устанавливается для каждой модели автомобиля. А для учета условий эксплуатации применяются повышающие коэффициенты. Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:


Списание ГСМ производится в пределах Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте.

Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки и модификации автомобилей. Кроме того, учитывается время года, численность населения пункта, в котором эксплуатируется автомобиль, и прочие факторы, которые могут повлиять на расход ГСМ.

Надбавки к нормам расхода топлива.

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса РФ № АМ-23-р от 14 марта 2008 года, предусматривают повышение или снижение норм расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.

2. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, изменяющих норму расхода топлива, производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок) , регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).

3. Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 метров) – до 15%. (один случай снижения).

4. В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

5. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

6. Нормы расхода повышаются при следующих условиях:

а) работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5 до 20% включительно. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в приложении 2 вышеуказанных методических рекомендаций.

Пример: срок действия зимних надбавок в одном из регионов России – 5 месяцев. Администрация региона,города, района, поселения своим распоряжением может установить срок действия надбавок по месяцам зимнего периода по единой предельной величине (например 10 % на ноябрь, декабрь, январь, февраль, март) или дифференцированно по каждому месяцу. Если распоряжения администрации нет, то предприятие (организация) своим приказом устанавливает зимние надбавки самостоятельно.

б) работе автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий (дорогах с усовершенствованным покрытием) в горной местности , включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

– от 300 до 800 метров– до 5% (нижнегорье);

– от 801 до 2000 метров– до 10% (среднегорье);

– от 2001 до 3000 метров– до 15% (высокогорье);

– свыше 3000 метров– до 20% (высокогорье).

в) работе автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом , вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500 поворотов) – до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий – до 30%.

К IV категории относятся дороги с твердым покрытием из булыжника и гравия, к V категории относятся профилированные дороги, не имеющие твердого покрытия (проходящие по естественному грунту).

г) работе автотранспорта в городах с населением:

– свыше 5 млн. человек – до 35%;

– от 1,0 до 5,0 млн. человек – до 25%;

– от 250 тысяч до 1,0 млн. человек – до 15%;

– от 100 до 250 тысяч человек – до 10%;

– до 100 тысяч человек – в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – до 5%.

д) работа автотранспорта при частых технологических остановках , связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутных таксомоторов – автобусов, грузопассажирских и грузовых автомобилей малого класса, автомобилей типа «пикап», «универсал», включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при условии в среднем более чем одна остановка на один километр пробега, при этом остановки у светофоров, перекрестков, и переездов не учитываются) – до 10%;

е) перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движении в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях с пониженной скоростью движения автомобилей 20-40 км/час – до 15%, с пониженной средней скоростью ниже 20 км/час – до 35%;

ж) при обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) – до 10%; При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной – до 10%; при перегоне – буксировке автомобилей в спаренном состоянии – до 15%, при перегоне – буксировке в строенном состоянии – до 20%;

з) для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км – до 5%, более 8 лет или с общим пробегом более 150 тыс.км – до 10%;

и) при работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%;

к) при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20%

л) при работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.п.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. – до 20%;

м) при работе в карьерах , при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий:

– для АТС в снаряженном состоянии (без груза) – до 20%;

– для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля – до 40%;

н) при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий – до 35%, для дорог IV и V категорий – до 50%;

о) при учебной езде на дорогах общего пользования – до 20%. При учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом – до 40%;

п) при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля — до 7%;

р) при использовании кондиционера при движении автомобиля — до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается);

с) при использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы;

т) при простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем – до 10% от базовой нормы за один час простоя;

у) в зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем – до 10 % от базовой нормы.

7. Примеры применения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива приведены в приложении №5 методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» 2008 года.

8. В условиях конкретного предприятия издается приказ (распоряжение) о значениях применяемых поправочных коэффициентов.

8.1. Зимние надбавки: ноябрь – 7%, декабрь, январь, февраль, март -10% (по распоряжению органов власти или же приказом по предприятию);

8.2. Движение в городе (400 тыс чел.) – 15%, движение в городе (1,3 млн.чел.) – 25%, движение в городах до 100 тыс. чел. – 5% (с указанием городов);

8.3. Движение за городом (маршрут – протяженность загородной зоны – снижение 8%);

8.4. Для конкретных марок автомобилей по госномерам – 5 или 10% в зависимости от их возраста;

8.5. При работе без учета массы перевозимого груза – 10%.

Примечание. Если имеют место разовые случаи применения других надбавок (поправочных коэффициентов), то ответственным за использование автомобиля лицом вносится соответствующая запись в графу «Особые отметки».

4.1. Нормы расхода топлива для автомобилей общего назначения

Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и ус­танавливается отдельно.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

-базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;

-транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы;

-автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;

-самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);

Транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, - или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.

Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.

Нормы расхода топлив на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

Для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах бензина или дизтоплива;

Для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) - в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует «1,32 л СНГ, не более» (рекомендуемая норма в пределах 1,22±0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан- бутановой смеси);

Для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (СПГ) - в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1±0,1 м СПГ (в зависимости от свойств природного газа);

Для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в м 3 с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).

Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях.

1. Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны - от 5% до 20% (включительно - и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов).

2. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

    от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);

    от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);

    от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);

    свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).

3. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.

4. Работа автотранспорта в городах с населением:

    свыше 3 млн. человек - до 25%;

    от 1 до 3 млн. человек - до 20%;

    от 250 тыс. до1 млн. человек - до 15%;

    от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;

До 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.

5. Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы- автобусы, грузопассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.

6. Перевозка нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движение в колоннах и при сопровождении, и других подобных случая:

С пониженной средней скоростью движения автомобилей 20...40 км/ч - до 15%;

С пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

7. При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта, (пробег определяется производителем техники) - до 10%.

8. При централизованном перегоне автомобилей:

Своим ходом в одиночном состоянии или колонной - до10%;

При перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии - до 15%;

При перегоне-буксировке в строенном состоянии - до 20%.

9. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации:

Более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км- до 5%;

Более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс.км - до 10%.

10. При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, а также при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия - до 10%.

11. При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п.- до 20%.

12. При работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий:

Для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20%;

Для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля - до 40%.

13. При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях:

    для дорог I, II и III категорий - до 35%;

14. При учебной езде:

    на дорогах общего пользования - до 20%;

    на специально отведенных учебных площадках, при ма­неврировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом - до 40%.

15. При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» при движении автомобиля - до 7% от базовой нормы.

16. При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

17. При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем - до 10% от базовой нормы за один час простоя.

18. В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

19. Допускается на основании приказа руководителя предприятия или распоряжения руководства местной администрации:

На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);

Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлив в тех же размерах, что и для базовой модели;

Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлив могут определяться:

На каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями, из расчета до 1,3 л/100 км - с дизельными двигателями, из расчета до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе, из расчета до 2 м 3 /100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе;

При газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.

Норма расхода топлив может снижаться.

1. При работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) - до 15%.

2. В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

Для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий - до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;

Для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля - до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки согласно разделу 4.3;

На маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа,

До 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.

Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, природного и климатического характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам расхода топлив по распоряжению руководства местных администраций регионов и других ведомств - при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России.

На период действия документа «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данных нормах расхода), руководители местных администраций регионов ипредприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

гдеQ h - нормативный расход топлива, л;

H s - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля,

S - пробег автомобиля, км;

D

Пример. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 500 - 1500 м, совершил пробег 244 км.

Исходные данные:

Базовая норма для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляетH s = 13,0 л/100 км;

Надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 500 до 1500 м составляетD = 5%.

ДЛЯ АВТОБУСОВ нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично легковым автомобилям. В случае использования на автобусе в зимнее время штатных независимых отопителей, расход топлива на работу отопителя учитывается в общем нормируемом расходе топлива следующим образом:

, (2)

гдеQ h

H s - базовая норма расхода топлива на пробег автобуса,

л/100 км или м /100 км;

S - пробег автобуса, км;

Н от - норма расхода топлива на работу отопителя или отопителей, л/час;

Т - время работы автомобиля с включеннымотопителем, час;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Пример. Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км, при времени работы на линии 8 часов.

Исходные данные:

Базовая норма на пробег для городского автобуса Ikarus- 280.33 составляетH s = 43,0 л/100 км;

Надбавка за работу в зимнее время составляетD = 10%;

Норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет Н от =3,5 л/час.

Нормируемый расход топлива составляет:

ДЛЯ БОРТОВЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ИЛИ АВТОПОЕЗДОВ

,(3)

гдеQ H - нормативный расход топлива, в литрах или м 3 ;

S

H saв - норма расхода топлива на пробег автопоезда,

H sa в =H s +H g ·G г p , л/100 км или м /100 км,

H s - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км или м/100 км;

H sa в =H s - для одиночного автомобиля, тягача, л/100 км или м 3 /100 км;

H g - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 ткм или м /100 ткм);

H w - норма расхода топлива на транспортную работу,

л/100 ткм или м /100 ткм;

W - объем транспортной работы,W = G г p S г p , т км;

G sp - масса груза, т;

S г p - пробег с грузом, км;

G п p - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная

надбавка или снижение) к норме в процентах.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив:

    для бензина - до 2 л;

    сжиженного нефтяного газа (СНГ) - до 2,64 л;

    сжатого природного газа (СПГ) - до 2 м;

    при газодизельном питании ориентировочно - до 1,2 м 3 природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив:

    бензина - до 2 л;

    дизельного топлива - до 1,3 л;

    сжиженного газа - до 2,64 л;

    природного газа - до 2 м;

Пример 1. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при общем пробеге 217 км выполнил транспортную работу в размере 820 ткм в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или их снижения.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ-43141 составляетH s = 31,0 л/100 км;

Норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляетH w = 2,0 л/100 ткм.

Нормируемый расход топлива составляет:

Пример 2. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 при общем пробеге 1000 км по маршруту Брянск-Москва-Брянск выполнил перевозку груза массой 3,5 тонны из Москвы в Брянск в зимних условиях эксплуатации.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 составляет H s = 24,5 л/100 км;

Норма расхода дизельного топлива на перевозку полезного груза составляетH w = 1,3 л/100 ткм.

Надбавки на работу в зимнее время в Брянской области D = 10 процентов.

Нормируемый расход топлива составляет:

Пример 3. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350, выполнил 6413 ткм транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте от 1501 до 2000 метров и совершил общий пробег 475 км.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляетH s = 25,0 л/100 км;

H w = 1,3 л/100 ткм;

Норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа составляетH g = 1,3 л/100 ткм;

Надбавки на работу в зимнее времяD = 10%, на работу в горных условиях на высоте от 1501 до 2000 метров над уровнем моряD = 10 процентов, D =10+10=20%;

Масса снаряженного прицепа ГКБ-8350G np = 3,5 тонны;

Норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе: автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:

H sa в =H s +H g ·G np = 25 +1,3· 3,5 = 29,55 л/100 км.

Нормируемый расход топлива:

Пример 4. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 с прицепом ГКБ-8350, при общем пробеге 2000 км по маршруту Киров- Москва-Киров выполнил перевозку груза массой 3,5 тонны из Москвы в Киров в зимних условиях на дорогах общего пользования II категории.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 установлена приказом руководителя предприятия и составляет H s = 24,5 л/100 км;

Норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляетH w = 1,3 л/100 ткм;

Норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа составляетH g = 1,3 л/100 ткм;

Масса снаряженного прицепа ГКБ-8350G np = 3,5 тонны;

Надбавки на работу в зимнее время в Кировской области D = 12 %,

Снижение расхода топлива при работе на дороге общего пользования II категорииD = -8%. Итого ∑ D=12-8=4%;

Объем транспортной работы,W = G г p · S г p = 3,5·1000 =3500ткм;

Норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе: автомобиль КамАЗ-53212 с прицепом ГКБ-8350 составляет:

H sa в =H s +H g ·G np = 24,5 +1,3 · 3,5 = 29,05 л/100 км.

Нормируемый расход топлива:

ДЛЯ СЕДЕЛЬНЫХ ТЯГАЧЕЙ нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично грузовым бортовым автомобилям.

Пример. Из путевого листа установлено, что автомобиль- тягач МАЗ-5429 с полуприцепом MA3-5205A выполнил 9520 ткм транспортной работы при пробеге 595 км по загородной дороге с усовершенствованным покрытием.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ- 5429 составляетH s = 23,0 л/100 км;

Норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляетH w = 1,3 л/100 ткм;

Норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа составляетH g = 1,3 л/100 ткм;

Масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А G np = 5,7 тонны;

Надбавка на работу в зимнее время D = 10%, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15 %; Итого ∑ D=10-15= 5%;

Норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе: тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А составляет:

H sa в =H s +H g ·G np = 23 +1,3· 5,7 = 30,41 л/100 км.

Нормируемый расход топлива:

ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ И САМОСВАЛЬНЫХ АВТОПОЕЗДОВ нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:

, (4)

гдеH сам - норма расхода топлива самосвального автопоезда,

H сам =H s +H w · (G np + 0,5·q),л/100 км;

H w - норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т км или м /100 т км;

G np -собственная масса прицепа, полуприцепа, т;

q - грузоподъемность прицепа, т;

H s - базовая норма расхода топлива автомобиля самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км;

S - пробег автомобиля или автопоезда, км;

H z - дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, л;

Z - количество ездок с грузом за смену;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлив увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки - 0,5):

    бензина - до 2 л;

    дизельного топлива - до 1,3 л;

    сжиженного газа - до 2,64 л;

    природного газа - до 2 м.

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлив(H z ) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

    до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;

    до 0,2 м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.

Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа «БелАЗ» дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.

В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей.

Пример 1. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал МАЗ-510 совершил пробег 165 км, выполнив при этом 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере на дороге IV категории.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-510 составляетH s = 28,0 л/100 км;

Норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляетH z = 0,25 л;

Надбавка на работу в зимнее времяD = 10%, на работу в карьере с грузом D = 30%. Итого ∑ D=10+30= 40%;

Нормируемый расход топлива:

Пример 2. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 тонн кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 тонн щебня. Общий пробег составил 240 км.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 составляетH s = 34,0 л/100 км;

Норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляетH w = 1,3 л/ ткм;

Работа проводилась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений;

Масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 G np = 4,5 тонны;

Учитывая, что коэффициент загрузки более 0,5, норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиль КамАЗ-5511 с прицепом ГКБ-8527 составляет:

H сам =H s +H w ·G np =34,0 +1,3 · 4,5 = 39,85 л/100 км;

Нормируемый расход топлива:

ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ-ФУРГОНОВ (СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ), выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям.

Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента - до 10% к базовой норме.

Пример. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая с почасовой оплатой в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляетH s = 34,0 л/100 км;

Надбавка на работу, с почасовой оплатойD = 10 %, надбавка на работу с частыми технологическими остановками D = 8 %. Итого ∑ D=10+8=18%;

Нормируемый расход топлива:

ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МИКРОАВТОБУСОВ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА нормируемое значение расхода топлива рассчитывается аналогично легковым автомобилям российского производства по формуле (1).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АВТОМОБИЛИ с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:

Автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);

Автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).

Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:

гдеH sc - индивидуальная норма расхода топлива на пробег специального автомобиля, л/100 км (в случаях, когда специальный автомобиль предназначен также для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выпол­нения транспортной работы:H " sc =H sc +H w · W ;

Н т - норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/час или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и др.);

S - пробег автомобиля;

Т - время работы оборудования, час или количество выполненных операций;

D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, процент (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горных местностях). Нормативный расход топлива для специальных автомобилей, выполняющих работу впроцессе передвижения, определяется следующим образом:

гдеH sc - индивидуальная норма расхода топлива на пробег

спецавтомобиля, л/100 км;

S " - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

H s " - норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы по время передвижения, л/100 км;

S " - пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;

H sd - дополнительная норма расхода топлива на разбрасывание одного кузова песка или смеси, л;

N - количество кузовов разбрасываемого песка или смеси за смену.

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (на передвиже­ние) устанавливаются, исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.

Нормы расхода топлив для спецавтомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России (Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова).

Пример. Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 часа.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для автомобильного крана КС-4571 составляетH sc = 52 л/100 км;

Норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляет Н т = 8,4 л/100 км;

Надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи км после капитального ремонтаD = 5 %.

Нормируемый расход топлива.

Организации, у которых на балансе есть автотранспорт, должны списывать топливо по новым нормативам, утвержденным Минтрансом. Теперь по нормам можно также списывать ГСМ, израсходованное новыми автомобилями отечественного производства семейства ВАЗ и УАЗ.

Что случилось?

Минтранс России издал распоряжение от 06.04.2018 № НА-51-р , которым изменил нормы расхода топлива для организаций. Изменения в нормах расхода топлива связаны с расширением перечня автомобилей. В действующие Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р были включены марки автомобилей, которых там раньше не было:

  • Lada Granta,
  • Priora,
  • Vesta;
  • УАЗ-Patriot;
  • автобусы ГАЗ, МАЗ, ПАЗ;
  • ГАЗон Next C41R11

Кроме того, в методичку внесены дополнительные повышающие коэффициенты к нормам списания ГСМ для крупных городов.

Какие нормы расхода ГСМ должны применять организации

Сразу отметим, что при расчете налогов организации и ИП не обязаны руководствоваться нормами, рекомендованными Минтрансом. Можно разработать и свои нормы необязательно. Но если организация решила руководствоваться именно нормами Минтранса, учитывая расходы по налогу на прибыль или на УСН, то изменения необходимо принять во внимание. А также обновить документы и учетную политику, при необходимости. В частности, нужно нужно издать обновленный приказ директора о нормах расхода топлива. В этом документе нужно сослаться на новое распоряжение Минтранса.

В приказе необходимо указать все марки транспортных средств на балансе компании и рассчитать для них лимиты расхода ГСМ. Сделать это удобнее в виде таблицы. Пр этом летние и зимние нормсы расхода топлива можно утвердить одним приказом. Для этого этого в нем должны быть указаны точные даты, с которых списывать топливо нужно по летним или зиммним нормативам.

Новый перечень автомобилей, по которым Минтранс разработал нормы расхода ГСМ также приведен в виде таблицы. Он выглядит так:

Lada Granta 219010 1.6

Lada Granta 219170 1.6

Lada Priora 217020 1.6

Lada Kalina 219410 1.6

Lada Largus 1.6 (RSOY5L)

(Renault K4M 490)

УАЗ-3163-10 Patriot

Обратите внимание также на то, что Минтранс регулярно обновляет не только перечень моделей автотранспорта в Методических рекомендациях, но и повышающие коэффициентов к нормам. В частности, последним распоряжением был внесен повышающий коэффициент для городов с населением от 1 млн человек. Теперь если организация эксплуатитирует автотранспортные средства в городе:

  • с населением более 5 млн человек, то норма расхода топлива увеличивается на 35%;
  • с населением от 1 млн до 5 млн человек, то норма расхода ГСМ повышается на 25%.

Зависимость расхода топлива от пробега и сролка эксплуатации автомобиля

Помимо вышеописанных изменений Минтранс изменил подход к нормативам расходования топлива для автомобилей с разным сроком эксплуатации. Теперь повышающий коэфициент по пробегу и возрасту транспортного средства можно применять после достижения только одного из следующих признаков:

  1. пробег более 100 тыс. километров или срок экссплуатации более 5 лет - до 5%;
  2. пробег более 150 тыс. километров или срок эксплуатаации более 8 лет - до 10%.

Раньше Минтранс обязывал автовладельцев одновременное соблюдать эти условия и по пробегу и по возрасту автомобилей.

Особенности примения нормативов

Кроме того, чиновники обновили разновидности нормирования расхода горюче-смазочных материавлов:

  • базовая норма (исчисляется в литрах на каждые 100 км пути, при этом учитывается средняя загрузка транспортного средства);
  • транспортная норма (аналогично базовой, исчисляется в литрах на 100 км пути при проведении транспортной работы);
  • автобусная (учитывается масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
  • самосвальная (учитывается масса и нормативная загрузка);
  • транспортная норма в литрах и тонно-километрах (для грузовых автомобилей).