Многолетники

Капитан Флёров из Двуречек: преодоление музейного забытья. Чудо-оружие товарища Сталина. Как мир узнал о грозной «Катюше Подвиг первой экспериментальной реактивной батареи

Биография

После окончания боевых действий вернулся к учёбе в академии. Жил в городе Балашихе Московской области.

С первых дней Великой Отечественной войны принимал участие в боях.

Командовал на Западном фронте отдельной экспериментальной батареей реактивной артиллерии из установок БМ-13 («Катюша»). Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях в 10 часов утра 14 июля 1941 года при обстреле вражеских войск и техники в городе Рудня , поддержав обороняющиеся части Красной Армии . А 16 июля показали высокую эффективность при уничтожении неэвакуированных советских эшелонов на железнодорожном узле города Орша . 7 октября 1941 года капитан Флёров, находясь в окружении, геройски погиб.

Боевой путь во время Великой Отечественной войны

В первые дни войны капитан Флёров по предложению начальника академии генерал-майора Говорова был назначен командиром первой в Красной Армии отдельной Первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. 3 июля батарея, вооружённая пятью опытными и двумя серийными боевыми машинами М-13-16 (позднее получившими название «Катюша») и одной 122-мм гаубицей, использовавшейся в качестве пристрелочной, была отправлена на Западный фронт.

Кроме того, в составе батареи было 44 грузовые машины для перевозки 600 реактивных снарядов М-13, 100 снарядов для гаубицы, шанцевого инструмента, трех заправок ГСМ, семи суточных норм продовольствия и другого имущества. Личный состав батареи составлял 160 человек (вышло из окружения к своим 46 человек).

В ночь на 3 (4) июля 1941 года из Москвы по Можайскому шоссе, батарея капитана Флёрова И. А. выехала на фронт по маршруту: Москва-Ярцево-Смоленск-Орша. Через два дня (6 июля) батарея прибыла на место и вошла в состав артиллерии 20 армии Западного фронта .

Вторым залпом батарея разрушила понтонный мост через реку Оршица на дороге Минск-Москва наведённый немецкими сапёрами на месте взорванного Загранотрядом Западного фронта. Под удар попала 17-я танковая дивизия Вермахта. В течение 3-х дней 17 танковая дивизия не могла принимать участие в боевых действиях. 15 июля тремя залпами помогла сломить сопротивление немецких войск занявших г.Рудню. Батарея в составе 42-го дивизиона принимала участие в Ельницком контрнаступлении.

В 2 октября батарея Флёрова оказалась в окружении в Вяземском котле. Батарейцы прошли по вражеским тылам более 150 километров. Капитан сделал всё возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, он приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать.

В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатыри (Знаменского района Смоленской области). Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой. Под шквальным огнём они взорвали машины. Многие из них погибли. Будучи тяжело раненым, командир взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Похоронен в Смоленской области,Угранский район,д. Богатырь.

  • Из боевых донесений командира первой батареи «Катюш» капитана И. А. Флерова 14 июля - 7 октября 1941 г.:

14.7.1941 г. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня. 7.X.1941 г. 21 час. Попали в окружение у деревни Богатырь - 50 км от Вязьмы. Будем держаться до конца. Выхода нет. Готовимся к самовзрыву. Прощайте товарищи.

Подразделение Командир примечания
Командир батареи капитан Флеров Иван Андреевич находясь в окружении погиб в бою 7.10.41 г.
заместитель командира батареи лейтенант Сериков Константин Константинович 11.10.1941 г. под г. Юхнов попал в плен (офлаг № 57), освобождён
помощник командира батареи по технической части воентехник 2 ранга И. Н. Бобров
Комиссар батареи политрук Журавлев Иван Фёдорович
парторг батареи сержант Нестеров Иван Яковлевич (водитель установки М-13) (вышел к своим)
комсорг батареи сержант Захаров Алексей Анисимович (радист) (вышел к своим)
Командир паркового взвода старший лейтенант А. В. Кузьмин (вышел к своим)
Автотехник батареи воентехник 2 ранга И. Е. Скигин
Электротехник батареи воентехник 2 ранга А. К. Поляков
представитель НИИ военинженер 2 ранга Дмитрий Шатов покинул батарею через неделю
представитель НИИ инженер-конструктор Алексей Попов покинул батарею через неделю впоследствии обучал личный состав 2-й батареи лейтенанта А.М.Куна
Взвод управления лейтенант П. К. Ветряк
Пристрелочный взвод лейтенант М. И. Науменко
1 огневой взвод лейтенант И. Ф. Костюков
2 огневой взвод лейтенант Н. А. Малышкин
3 огневой взвод лейтенант М. А. Подгорный
Командиры/водители боевых расчетов пусковых установок:

сержант Овсов Валентин

сержант Гаврилов Иван/сержант Нестеров И. Я. (вышли к своим)

сержант Есенов

сержант Коннов Иван Николаевич (попал в партизанский отряд)

сержант Курганов Александр

сержант Рушев

сержант Наяглов Константин

взвод боепитания лейтенант А. В. Кузьмин
хозяйственное отделение
отделение горюче-смазочных материалов
санитарная часть военфельдшер Автономова Юлия Владимировна (вышла к своим)

Награды

Память

Осенью 1995 года группа вяземских поисковиков в 250-ти метрах западнее деревни Богатырь нашла погибших вместе с «Катюшами» артиллеристов. Были найдены останки 7 ракетчиков. Среди них опознаны останки капитана Флёрова. 6 октября 1995 года все останки перезахоронены рядом с обелиском у деревни Богатырь, установленным в память о подвиге ракетчиков.

В Батарея Флёрова и 2 panzer division

Коли уж заговорили об октябрьских приключениях немецкой 2 тд...

...вполне уместно вспомнить и такой эпизод. Фото из бильбанда дивизии атрибутировано как "Этот stalinorgel захвачен под Вязьмой". Если фото не залетное(такое бывает, составители ошибаются), то на нем машина из батареи капитана Флёрова.

Обстоятельства гибели ГСС Флёрова с точки зрения советской истории выглядят так:

"В начале октября батарея Флёрова вместе с другими частями оказалась в окружении в Спас-Деменском котле. Батарейцы прошли по вражеским тылам более 150 километров. Капитан сделал все возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, он приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать. В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатырь (Знаменского района Смоленской области). Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой. Пока одни отбивали атаки врага, другие бросились к боевым установкам. Под шквальным огнем они взорвали машины. Многие из них погибли. Будучи тяжело раненым, командир взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Оставшиеся в живых с боем оторвались от гитлеровцев. Только 46 воинам удалось выйти из окружения. "

Более современное описание:

"Вот и выехала батарея Фле-рова в ночь с 06 на 07 октября 1941 года к деревне Богатырь, расположенной на большаке Вязьма - Юхнов, чтобы через 3 км в деревне Доброе повернуть на восток. В колонне осталось всего 12 автомашин: боевые ус-тановки и 5 бортовых автомашин ЗИС-5. Двигались прямой лес-ной дорогой Гряда - Богатырь . Недалеко от опушки останови-лись и выслали полуторку с раз-ведчиками по маршруту следо-вания. Через час разведчики вернулись. Лейтенант Науменко доложил, что ни в деревне, ни на дороге, ни в лесу, по которо-му комбат намеревался про-ехать дальше на восток, немцев не обнаружено.

К сожалению, поспешность разведчиков дорого обошлась минометчикам. В этот день в че-тыре часа вечера того же дня тан-ки и батальон пехоты гитлеров-цев стали занимать боевые пози-ции в деревне Богатырь.

Пропустив ЗИС-5 с несколь-кими разведчиками, немцы от-крыли огонь по головным маши-нам колонны, выехавшим из леса. В первые минуты боя капитан Флеров получил тяжелое ране-ние в голову. Шансов отступить в лес или прорваться вперед не было. Командир подает коман-ду: «Делай как я!» - и дает залп реактивными снарядами, нахо-дясь на установке. После вклю-чает самоподрыв боевой маши-ны и вместе с ней погибает. Вслед за головной установкой дали залп и были взорваны ос-тальные «Катюши». Гитлеровцы, обозленные гибелью реактивных установок, в плен минометчиков не брали, а добивали штыками. "

Есть еще вариации на тему(разной степени подробности). Отдельные авторы педалируют момент с засадой, дескать за батарей шла охота. Но все сходятся - БМ в руки врага не попали.

Теперь смотрим немцев. В ЖБД 2 тд есть запись:

"...части противника пытаются прорваться в темноте, 2 ракетные установки захвачены в хорошей сохранности, 2 уничтожены. В след ночь 7/8 октября еще 3."

В документах разведотдела штаба дивизии две захваченные установки тоже зафиксированы:

Отметил на карте приблизительное положение немцев и батареи к ночи с 6 на 7.10.:

В сухом остатке имеем: Флёров вывел батарею к шоссе, по которому во всю уже шли немцы из 2 тд. Видимо расчет его был - проскочить в темноте. Но разведчики дали маху и батарея напоролась на немецкое боевое охранение(какие на фиг охота/засада).

ЗЫ. Для ув.

А.Милютин
Редакция от 3.6.2019

Введение
Изменения в составе батареи Флерова и 42-го отдельного артдивизиона (оад) отражены в статье «Катюши (БМ-13) на Западном направлении к началу операции «Тайфун»
Ретроспективно: в 42-м оад на 10.9.41 оставалось 12 БМ-13, после потери одной установки во время авианалета. Дивизион состоял из 3 батарей: Черкасова, Шуктомова и Флерова. В батарее Флерова с 1 сентября были 4 серийные установки, которыми заменили неисправные экспериментальные. До 27 сентября 42-й оад находился в 24-й армии, а в период 27 сентября – 3 октября дивизион был передан в 43-ю армию, что подтверждается Боевым приказом №034/оп командующего Резервным фронтом маршала Буденного от 06.10.41
24 А в составе… дивизион М-13…
43 А в составе … 42 дивизион М-13…

На эту дату количество установок в дивизионе документально не установлено.

О чем умолчал Науменко
Исследование начнем с воспоминаний лейтенанта Науменко, командира пристрелочного взвода батареи Флерова, опубликованных в журнале Обозреватель – Observer .
В воспоминаниях Науменко утверждает, что Флеров 6 октября сначала послал его в разведку, а после возвращения отправил с пакетом к командиру дивизиона, 7 октября он встретил штаб дивизиона и батарею Черкасова, установки которой были взорваны 9 октября. Учтем, что ошибки при датировке событий в мемуарах обычное дело, и обратимся непосредственно к документам немецкой 2-й тд, которая действовала этом районе. Посмотрим, когда же реально были захвачены и уничтожены БМ-13. Вот что записано в журнале 2-й тд на 17:50 (18:50 мск) 7 октября :
«Боевые группы Люббе (БГ 1) и Кёлица (БГ 2) получили приказ перерезать дороги на запад… (хотя 2 хорошо сохранившихся ракетных орудия захвачены, 2 уничтожены и 3 остальных в ночь 7/8.10) »
Т.е. согласно документам 2-й тд 7 установок были уничтожены или захвачены уже 7 октября.
7 октября боевая группа Люббе (БГ 1), двигавшаяся по дороге Юхнов – Вязьма, к 9:40 (мск) заняла участок Блохино – Лосьмино (15-22 км ю-ю-в Вязьмы) и должна была далее зачистить лес западнее дороги и затем занять линию обороны еще ближе к Вязьме: Красных Холм – Пузикова – Селиванова.
Откуда следует, что в этом районе были захвачены или уничтожены установки не батареи Флерова, остатки которых были обнаружены в Богатырях, а установки батарей Черкасова и Шуктомова (по состоянию на 10 сентября в этих батареях было 8 установок). Т.к. согласно Науменко, установки батареи Черкасова взорвали, то захваченные целыми 2 установки с боеприпасами принадлежали батарее Шуктомова. Из 7-ми указанных установок 4 (в т.ч. 2 целые) были захвачены вечером 7 октября, поэтому они, вероятно принадлежали батарее Шуктомова, а остальные 3 установки захваченные в ночь 7/8 октября принадлежали батарее Черкасова.
В батарее Флерова на 10 сентября было 4 установки и батарейцы уничтожили их в Богатырях.
Однако никаких данных о залпах реактивной артиллерии в районе Богатырей или о захвате установок в документах 2-й тд не обнаружено, откуда следует, что батарея Флерова в своем последнем бою установки не применяла.
Поэтому оставался последний шанс найти данные об установках батареи Флерова хотя бы среди документов о трофеях при подведении итогов операции.
И такой документ нашелся, в нем приведены трофеи дивизии за 8-13 октября, среди которых указаны уже 10 ракетных орудий . Очевидно, что дополнительные 3 установки принадлежали батарее Флерова.
Почему они попали в трофеи позже, чем были взорваны, это отдельный вопрос, ответ на который постараюсь дать при детальном исследовании последнего дня батареи Флерова.
Таким образом, неточность датировки в воспоминаниях Науменко уже очевидна, но оставалась надежда, что он достоверно изложил хотя бы последовательность событий, в которых принимал личное участие.
Так, Науменко говорит, что вечером получил приказ разведать Богатыри и дорогу 8-10 км дальше, и двигался впереди батареи на расстоянии 5-10 км. Ничего не обнаружив, он вернулся назад, доложил обстановку, затем получил от Флерова пакет с донесением и отправился опять вперед.
Фрагмент карты с нанесенными маршрутами движения частей 5-6 октября

Зная расположение своих частей и частей противника, посмотрим, была ли возможна такая последовательность событий, как ее изложил Науменко?
Вечером 6 октября и далее невозможна, т.к. Богатыри и дорога до Знаменки уже с полудня 6 октября были заняты противником.
Вечером 5 октября также невозможна, т.к. в Богатырях находился штаб 43-й армии и вероятно там же находился штаб 42-го оад. Вспомним, что части реактивной артиллерии с начала боевых действий являлись частями армейского подчинения и после выполнения конкретных боевых задач возвращались в расположение штаба армии или фронта.
Подтверждением вышесказанного является запись в журнале боевых действий армии : «…В 19:00 5.10. штарм переходит в новое место – Богатыри»
Если же предположить, что Науменко отправился в разведку ранее, чем батарея остановилась на ночевку, при этом за время разведки надо было пройти 5-10 км до Богатырей и 8-10 км севернее Богатырей и обратно, то сама батарея уже должна была войти в Богатыри и встретить там штабы армии и дивизиона, чего, как известно, не произошло.
Таким образом, установлено, что последовательность событий, изложенная Науменко, недостоверна.
Какая же последовательность событий не противоречит известным фактам?
Науменко, вероятно, отправился в разведку в сумерки 5 октября (около 19 часов), когда батарея уже встала или готовилась встать на ночевку, на расстоянии 5-10 км юго-западнее или южнее Богатырей.
Науменко прибыл в Богатыри, встретил штаб 42-го оад, получил информацию о расположении противника и … не вернулся назад, сославшись в своих мемуарах на слова командира дивизиона: «…И добавил (командир дивизиона): – Вас, лейтенант, посылать назад, искать вашу батарею бессмысленно…»
Здесь Науменко противоречит сам себе. Ведь он утверждал, что возвращался в батарею после разведки, а второй раз, по непонятной причине, оказалось искать батарею бессмысленно.
Допускаю, что ночью действительно могли быть проблемы с поиском, но ведь утром 6 октября он обязан был вернуться и доложить Флерову результаты разведки, зная, что батарея выйдет на дорогу, по которой идут немцы. Однако не вернулся, нарушив, таким образом, приказ командира батареи и имея на это какие-то более веские основания, чем те, о которых он поведал в своих мемуарах.
Дальнейшее развитие событий.
Посмотрим, где находилась 2-я тд вечером 5 октября. Дивизия была разбита на 3 боевые группы: Люббе (БГ 1), Кёлица (БГ 2) и Декера (БГ 3). Основной была БГ 1, она двигалась вдоль дороги Юхнов – Вязьма и в нее входили основные силы, включая танковый полк дивизии и все штабы. БГ 2 двигалась западнее и преодолевала сильное бездорожье. БГ 3 была в резерве. Передовой отряд БГ Люббе состоял из 2-го мотоциклетного батальона, который к 24:00 (мск) 5 октября занял Якимцево :
Еще не наступило утро 6 октября, а передовой дозор БГ 1 обнаружил нашу колонну (вероятно часть штаба 33-й или 43-й армии), вышедшую на дорогу Юхнов – Вязьма в районе Добрая и двинувшийся в Якимцево. В бою в 6.25 (мск) были уничтожены «5 пассажирских машин и 2 грузовика. Убиты 7 русских, среди них: 1 полковник, 1 лейтенант, 1 комиссар»
Звуки близкого боя (4-5 км восточнее Богатырей) заставили штаб 43-й армии еще в сумерках продолжить отход к Вязьме :
«Утром 6.10 около половины машин штарма прибыли в Богатыри. В это время противник занял Добрая, Шумихино. Вследствие этого штаб армии, не задерживаясь, начал отход через Знаменка и по дорогам южней в район Лосьмино»
Так как штаб покинул Богатыри еще в сумерки, то его отход не был обнаружен авиаразведкой противника. Были зафиксированы только последние машины. Надо признать, что штаб армии вовремя покинул Богатыри, т.к. уже в 8:00 там появились первые разведчики 2-й тд, что следует из донесения авиации противника :
«1. в 7:00 (8:00 мск) голова 2 тд Богатыри 8 км ю-в Знаменка (уточнение: Богатыри 6 км ю-в Знаменка, А.М.)
2. в 7:10 (8:10 мск) около 20 грузовиков противника на дороге ю-в Знаменка [в направлении] Знаменка»
Местоположение наших машин уточнено в донесении летчика разведки :
«7:15 3 км южнее Знаменка 3 автобуса противника движутся в направлении Знаменка.
7:25 на том же участке 20 грузовиков противника, направление движения Знаменка»

Так что Науменко правильно указал, что над ними постоянно висел самолет-разведчик.
Если бы Науменко вернулся в батарею и доложил обстановку, то Флеров мог принять совсем другое решение, например, уничтожить установки в лесу, а личный состав батареи вести лесными дорогами в обход Богатырей. В данной же ситуации батарея вечером 5 октября двигалась вслепую и повернула на восток в р-не Петрищево, не доезжая Богатырей. Продолжая двигаться ночью, вероятно в р-не Губино - Митьково натолкнулась на части 2-й тд, которые заночевали на этой дороге. Батарее удалось развернуться и отойти на запад, но возвращалась она уже другой дорогой. Отход проходил по дороге Костинка, Жердовка, Трофимово, где батарея отдыхала после того как всю ночь гатили болото. Утром они слышали бой в р-не Якимцево и простояли поэтому целый день в Трофимове, рассчитывая ночью пересечь дорогу. Однако, около 8-9 часов вечера 6 октября, уже в темноте, батарея наткнулась на ту же 2-ю тд, часть которой ночевала в Богатырях. В этом бою капитан Флеров погиб, о чем свидетельствовали и батарейцы и местные жители (Кащеев И.С. и эвакуированный Базулкин В.А.)
Танковый полк 2-й тд до вечера 6 октября ожидал подхода заправщиков в Хвощеватой .
Данные о дальнейшем движении колонны штаба 43-й армии подтверждены донесением авиаразведки :
«11:10 (12:10 мск) на дороге Знаменка – Лосьмино колонны машин и транспортных средств на тяге (80 шт) в северо-западном направлении едут, занимают всю дорогу»
В 12:15 авангард группы Люббе завязал бой уже на переправе через Угру у Знаменки.
Теперь попробую объяснить, почему установки батареи Флерова не попали в дневные сводки 2-й тд, а появились только в итоговых документах.
Бой в Богатырях состоялся с применением исключительно стрелкового оружия, т.к. БМ-13 не приспособлена для стрельбы прямой наводкой. Минимальный угол возвышения направляющих 7 градусов и для стрельбы по цели прямой наводкой необходимо было опустить передние колеса ниже уровня земли, что в условиях ближнего боя представляется нереальным. Когда стало очевидно, что батарея обречена, Флеров приказал уничтожить установки. А для немцев сгоревшие установки не представляли интереса, даже наоборот, к ним опасно было приближаться, т.к. могли последовать взрывы боеприпасов. Сгоревшие установки, вероятно, были обследованы позже трофейной командой, и поэтому попали только в итоговые документы.
Мне кажется, что здесь будет уместно осветить еще один эпизод из жизни лейтенанта Науменко. Вот как он сам описал его:
«Мне довелось заново создавать Флеровскую батарею, костяком которой были мои боевые товарищи, и командовать ею в течение нескольких месяцев»
После выхода из окружения и прохождения фильтрации некоторые батарейцы Флерова поступили в 36-й отдельный гвардейский минометный дивизион (огмд).
Из описания подвига о награждении Орденом Красной Звезды Науменко Михаила Ивановича, 1919 г.р., ст. лейтенанта, начштаба 36-го огмд :
«С начала боевых действий командовал 1-й отдельной минометной батареей , участвовал в боях под Оршей, Рудней, Смоленском, Ярцевым, Ельней, Спас-Деменском, Юхновым …»

А кем же тогда был капитан Флеров?

Эпилог
Когда вы встречаетесь с описанием последнего боя, в котором указывается, что седьмая установка отошла в лес, знайте, что с 1 сентября в батарее было всего 4 установки, а в последнем бою – вероятно 3.

Источники
1 А.Милютин Катюши (БМ-13) на Западном направлении к началу операции «Тайфун»

В основу статьи положены воспоминания, которые автор записал от воинов-флёровцев в 60-е годы ХХ века.

Иван Андреевич Флеров родился в апреле 1905 года в селе Двуречки Грязинского района Липецкой области в семье служащего. Окончив земскую школу, работать начал при Советской власти, был учеником слесаря на Боринском заводе. В 1926 году окончил школу фабрично-заводского обучения (ФЗО) в г. Липецке. Как лучший ученик был оставлен работать мастером производственного обучения и преподавателем математики. В 1927-1928 годах проходил срочную службу в Красной Армии в артиллерийской части.

В 1933 году был призван на краткосрочные курсы офицеров запаса, после их окончания был оставлен в армии. Участвовал в Советско-финской войне 1939-1940 гг., командовал гаубичной батареей. Отличился в боях при прорыве линии Маннергейма. Показал себя храбрым, знающим свое дело офицером, способным сплотить личный состав и действовать в сложной обстановке. Его батарея оказалась в окружении у озера Саунаярви. Кончились снаряды, продукты питания. Около двух недель батарея защищалась только стрелковым оружием. Каждому бойцу была поставлена задача на прорыв. Но вскоре война закончилась, необходимость в прорыве отпала сама собой.

О случившемся и о действиях в окружении случайно узнала его жена Валентина, когда нашла в его гимнастерке записи и письмо на случай гибели при прорыве из окружения.

В 1940 году капитан И.А. Флеров был награжден орденом Красной звезды и направлен на учебу в артиллерийскую академию имени Ф.Э. Дзержинского. Проживал с семьей в городе Балашихе Московской области.

22 июня 1941 года вместо сдачи первого экзамена в академии И.А. Флеров написал начальнику академии генерал-майору Л.А. Говорову рапорт с просьбой отправить на фронт. Через шесть дней его неожиданно пригласили в Кремль. Разговор был короткий. Флерову была поставлена задача: «Товарищ Флеров, Родина доверяет вам мощное секретное оружие, которого не имеет ни одна армия в мире. Если оно попадет в руки врага, то не вашей жизни, ни жизни ваших близких родственников не хватит, чтобы искупить эту вину». Там же его познакомили с комиссаром будущего подразделения.

К Флерову подошел человек в штатском, поздоровался, назвал себя. «А сейчас поедете на вокзал и из прибывающих эшелонов будете формировать свою батарею». Были подобраны водители, артиллеристы, связисты, все, что нужно для мобильного, самостоятельного подразделения. Через пару дней Флеров, комиссар и 10 человек, которые были назначены на должности командиров машин (огневых взводов), прибыли на окраину Москвы знакомиться с новой техникой.

В ангаре стояли машины (зачехленные), похожие на понтоны. Когда сняли чехол с одной, увидели решетчатую конструкцию на базе трехосного грузовика ЗиС. Послышался шепот: «Но мы же артиллеристы…» Подошли инженеры Дмитрий Шитов и Алексей Попов. «Ничего записывать нельзя, слушайте. Это БМ-13/16 132-миллиметровая реактивная установка на 16 ракет, пуск которых осуществляется за 7-8 секунд, вес ракеты 40 кг, боевой заряд 1,5 кг, скорость полета около 320 м/с, дальность стрельбы от 300 метров до пяти километров. Траектория полета ракеты близка к траектории полета 122-миллиметровой гаубицы».

В ночь на 3 июля 1941 года из Подмосковья назад, на Смоленск, вышла колонна из 44 автомашин, которую замыкала на прицепе единственная 120-миллиметровая гаубица. В составе колонны: семь БМ-13/16, ракеты на десять залпов, сто зарядов к гаубице. Все необходимые службы для автономных действий, личный состав - 160 бойцов и командиров, небольшой отряд НКВД для охраны колонны на маршруте и беспрепятственного движения к линии фронта.

В дневное время колонну загоняли в лес, ставили охранение и инженеры проводили занятия по изучению материальной части, тренировались в овладении техникой, подготовкой боевых позиций. Вечером двигались дальше. Прибыли под Оршу. Соблюдая строгую секретность, ни командующий армией, ни командующий фронтом не были уведомлены о прибытии батареи.

Вот как вспоминали после войны выжившие батарейцы первый залп (до этого никто, даже Флеров не видел и не слышал стрельбы из БМ-13/16). Приводим воспоминания, записанные автором в 60-е годы прошлого века:

«14 июля 1941 года, 15 часов. Знойное безоблачное небо. От обилия ярких красок режет глаза. Наших войск не видно (нашей артиллерии не было, а солдаты укрылись в индивидуальных окопах на одного человека). В бинокль хорошо виден забитый железнодорожный узел станции Орша. Через несколько лет станет известно, что в тот день на станцию прибыла новая 17-я танковая дивизия, которую немецкое командование намеревалось ввести в прорыв восточнее Орши, поэтому войска не разгружались. Послеобеденный сон. Между эшелонами лениво шагают часовые.

…Проверены расчеты, условным кодом по радио переданы команды. Семь темно-зеленых грузовиков выехали из леса в лощину на огневые позиции, подготовленные ночью.

Рядом с командирами взводов инженеры Попов и Шитов. Все готово. Солдаты бегут от машин в отрытые окопы. 15 часов 15 минут. Капитан Флеров, находящийся на наблюдательном пункте, берет радиомикрофон, радист на батарее повторяет команду: «По фашистским захватчикам батареей залп!». Слышен скрежет и ни с чем не сравнимый рев. На месте стоянки машин клубы дыма и пыли. В небо взметнулись 112 ярких молний, оставляя приглушенный рокот, и снова тишина. В секунды машины зачехлены и срываются с места. Группа фашистских бомбардировщиков разворачивается, проходит над машинами и начинает бомбить место, откуда только что произведен залп. Когда раздался необычный грохот, уставшие от отступлений и зноя красноармейцы с тревогой выглянули из окопов, пытаясь понять, что же произошло. А скрывшиеся из глаз молнии продолжали полет в сторону врага. Через несколько мгновений огненная лавина обрушилась на железнодорожный узел. Земля затряслась. Запрыгала. Взрывались вагоны с боеприпасами и цистерны с бензином. Все перемешалось. В море огня было видно, как взрывы отрывали рельсы от пропитанных бензином шпал. Земля горела. Вагоны превращались в бесформенные груды металла. В Москву ушла шифровка: «14.7.41 г. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня».

Так начался славный боевой путь советской реактивной артиллерии и охоты фашистов за батареей, которой командовал капитан И.А. Флеров.

15 июля 1941 года батарейная разведка доложила, что через реку Оршица немцы наводят понтонную переправу, а к переправе по большаку идут колоннами с песнями немецкие подразделения численностью не менее пехотного полка. Машины вышли на линию огня и по переправе к приблизившейся колонне был произведен залп. Колонна и переправа были полностью уничтожены. Несколько уцелевших фашистов с переправы бежали на наш берег сдаваться.

Этим же вечером во время привала зашел разговор о том, что в каждом роде войск есть техника, которую называют ласковыми именами «Чайка», «Курносый»… «А как мы назовем нашу “Машу”»? Кто-то предложил «Катюшей». - «Почему?..» - «"Катюша" вышла на берег, спела песню и нет фашистского полка. А как эти мокрые с переправы бежали с поднятыми руками объясняться ей в любви…»

Однажды капитан Флеров находился на батальонном наблюдательном пункте, когда неожиданно враг пошел в атаку силами, в несколько раз превышающими наш обескровленный в предыдущих боях батальон. Немцы стали окружать командный и наблюдательный пункт батальона. Чтобы не быть окруженными и плененными, Флеров вызвал огонь на себя. Наблюдательный пункт был разбит. Флерова нашли в полуразваленном блиндаже без сознания с сильной контузией.

Ежедневно батарея наносила удары по врагу, участвуя и в контрнаступлении под Вязьмой. Гаубица использовалась для уничтожения отдельных, малоразмерных целей. Если целеуказание давал Флеров, то цель поражалась с первого раза.

За три месяца пребывания на фронте батарея капитана Флерова нанесла фашистам огромный урон. Охоту за батареей гитлеровцы начали после первого залпа и не прекращали ни на один час. Применяя военную хитрость, искусство маневра и маскировки, батарея наносила мощные удары и уходила от врага.

7 октября 1941 года батарея попала в окружение и угодила в засаду в деревне Богатырь. Ночь, тихо, собаки не лают, ставни закрыты, свет не горит, стали выходить из машин. И вдруг с обеих сторон кинжальный ружейно-пулеметный огонь. Поняв, что выхода нет, дали последний залп, чтобы ни одна ракета не досталась врагу. Будучи раненым в горло и не имея возможности взорвать машину дистанционно, И.А. Флеров бросился к головной машине и взорвал ее из кабины (каждая машина имела 40 кг динамита для самоликвидации).

Личный состав, верный своему воинскому долгу и воодушевленный примером своего командира, уничтожил остальные. Из состава батареи после войны в живых осталось менее пятидесяти человек. Кому-то удалось перейти линию фронта, кто-то оказался в партизанах, кто-то пережил плен. Появились другие батареи (кстати, в конце июля на этот участок фронта поступила батарея из девяти БМ-13/16 «катюш»), дивизионы, полки, дивизии реактивной артиллерии, но все это было потом».

Слава о подвиге капитана Ивана Андреевича Флерова и его первой реактивной батарее переживет века, как слава о подвиге батареи полковника Раевского, героя войны 1812 года.

Валентин Агеев

← Вернуться к списку

Игорь
24.10.2015 22:52

И все бы здорово и воевали неплохо. Но вот взорвать установки толком не смогли. Три из них немцы захватили почти целыми.
Хотя,то ничего бы не изменило.
Первые две "катюши" были захвачены на Украине месяцем раньше.
--
И еще -14.07.41 немцев в Орше еще не было.

В 1961 году в Верховный Совет СССР поступило ходатайство о присвоении капитану Флёрову И.А. звания Героя Советского Союза, однако просьба не была удовлет­ворена. Только в 1963 году выхо­дит Указ о награждении его ор­деном Отечественной войны I сте­пени. Одновременно государ­ством были выделены средства для изготовления гранитного мо­нумента и его установки на братс­ком захоронении погибших мино­метчиков у деревни Богатырь.
Бой батареи Флёрова с нем­цами произошел на южной окра­ине деревни. Гранитный мону­мент было решено поставить в 2-х километрах от основного ме­ста гибели батареи - на въезде в деревню со стороны п. Зна­менка.
В 1964 году был торжествен­но открыт гранитный памятник, благоустроена прилегающая территория. В конце 70-х годов рядом с мемориалом пролегла асфальтированная дорога Вязь­ма - Юхнов. Здесь ежедневно останавливаются десятки авто­машин, чтобы люди могли отдать дань памяти и уважения погиб­шим героям. В 80-х годах в п. Знаменка на перекрестке дорог в целях увековечивания подвига первой батареи реактивных ми­нометов на высокий постамент была установлена боевая маши­на «Катюша».
21 июня 1995 года Указом Президента России Флёрову И.А. присвоено звание Героя России. Долгое время подробности трагической гибели батареи не были известны. Ее командир Иван Андреевич Флёров считался без вести пропавшим, и семья ничего не знала о нем. Много труда приложил, чтобы восстановить историю знаменитой батареи, журналист Н. М. Афанасьев. Он написал книгу «Первые залпы», за которую все гвардейцы-минометчики благодарны ему.
Один из оставшихся в живых участников событий, каждый год, на 9 мая, приезжал на могилу своих однополчан, ухаживал за ней вместе с местными жителями. После 1984 года, видимо с его смертью, поездки прекратились, местные жители постарели, многие ушли из жизни. Заборчик, огораживающий могилу, сгнил и упал, после чего, место запахали вместе с дорогой, которая шла через поле на деревню. Захоронение было потеряно.
С присвоением капитану Флёрову звания «Герой России» перед руководством Угранского района Смоленской области возникла дилемма: «Памятник есть (памятная плита в начале деревни Богатырь), а останки не захоронены и находятся где-то среди поля». Были приглашены вяземские поисковики. Они выехали на место гибели Флёрова, выслушали местных жителей, прошли дорогой, по которой на деревню Богатырь вышли «Катюши». Одна пожилая женщина не просто поведала историю происходившего здесь в 1941 году, но и принесла фотографию, на которой было запечатлено захоронение с деревянной оградкой. По фото и рассказам сузили участок поиска до минимума прямоугольника 100 на 200 метров. Вооружившись щупами, сантиметр за сантиметром обследовали каждый подозрительный провал или бугорок. К большому полю, примыкающему к деревне, вплотную подступает мелколесье. И здесь, в молодой поросли деревьев, оказалась братская могила. Помогла ее разыскать жена командира поискового отряда Горшкова Люба, когда поисковики уже отчаялись ее обнаружить. Откопали, действительно, семнадцать человек. Сохранились знаки отличия капитанские. В сорок первом году еще погон не было. А нашивки со знаками отличия капитана не истлели. Обнаружили также нашивки со знаками отличия старшего политрука, записную книжку, несколько противогазов, противопехотные гранаты и патроны. Находки эти стали музейными экспонатами. На петлицах погибших также хорошо просматривались артиллерийские эмблемы (две перекрещенные пушки).
6 октября 1995 года, в годовщину гибели бата­реи, церемония перезахоронения началась митингом в районном центре Угра, а затем колонна с гробами на артиллерийском лафете и почетным караулом отправилась на поселок Знаменка, где дали залп реактивные установки «Град» - современные «Катюши». Останки бойцов и их командира были торжественно перезахоронены около почти вымершей к тому времени д. Богатырь, у самого большака Вязьма – Юхнов.
Однако в гибели первой экс­периментальной минометной батареи остается много неисс­ледованного. Так, по воспоми­наниям бывшего комиссара ба­тареи, их техника, воинский контингент и деятельность были строго засекречены. При выходе из окружения никто не имел права сказать, что служил в данной батарее. Так и провое­вал комиссар всю войну после выхода из окружения, не посвя­тив никого в детали гибели ба­тареи и ее командира.
Другой пример: известно, что колонна Флёрова И.А. при про­рыве через шоссе состояла из 12 автомашин (5 бортовых ЗИС-5 и 7 установок БМ-13). Непосред­ственно на месте боя с гитлеров­скими солдатами было взорвано 4 установки. Где были взорваны остальные - неизвестно. В то же время на опушке леса, рядом с дорогой Корнюшково - Синяково Добринского сельсовета, со времен войны лежали искоре­женные останки двух БМ-13, а рядом - несколько целых реак­тивных снарядов. Было видно, что боевые установки уничтоже­ны самоподрывом. Вероятно, что эти две машины были из состава экспериментальной батареи. Во время боя они находились в кон­це колонны и не успели попасть под обстрел. А гитлеровцы но­чью не рискнули преследовать остатки колонны. Командиры ос­тавшихся установок продолжили выполнять приказ капитана Флёрова И.А. по выводу из окруже­ния секретного оружия. За ночь, двигаясь лесными дорогами, с запада обошли деревню Доброе (по маршруту: Подпоры - Жердовка - Корнюшково) и решили немного южнее ее пересечь большак Юхнов - Вязьма, чтобы двигаться к реке Угра. Однако наступило утро, и стало хорошо видно, что по большаку непре­рывным потоком идут гитлеров­ские войска. Как могли пробить­ся две машины через лавину дви­гавшихся фашистских войск? Ко­нечно, можно было дать залп по наступающим войскам и погиб­нуть, но минометчики приняли другое решение - взорвать ус­тановки и продолжить путь на восток пешком. На рамах взор­ванных машин хорошо просмат­ривалось клеймо Воронежского завода и номера машин.
В начале 80-х годов в г. Моск­ва создается Государственный музей на Поклонной горе. Было решено доставить во вновь со­здаваемый музей экспонат с ме­ста гибели батареи Флёрова. В конце апреля 1984 года предста­витель музея посетил д. Гряда и место, где наши бойцы взрывали автоколонну. Внимание привлек­ла осина, в которую при взрыве автомашины вонзился кусок рамы направляющей установки. За 40 лет затянулись на дереве все раны. Поздней осе­нью этого же года кусок осины вместе с фрагментами рамы установки был доставлен в Государственный музей на Поклонной горе.