Планировка

Абсолютный материализм. Основные вопросы в философии марксизма. История учения в Средние века и в эпоху Возрождения

Введение

1.1 Материализм

1.3 Влиятельные современные теории

2. Соотношение материализма и идеализма

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Философия как научная дисциплина имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Один из основных вопросов философии - вопрос об отношении мышления к бытию.

Данный вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного решает материализм; рассматривает сознание и мышление как свойство материи в противоположность идеализму.

Признание первичности материи означает, что:

материи никем не сотворена, существует вечно;

пространство и время объективно существующие формы бытия материи;

мышление неотделимо от материи, которая мыслит;

а единство мира состоит в его материальности.

Отвечая на вопрос об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным: дух или природа, философы разделились на два лагеря.

Философы, утверждающие, что дух существовал прежде природы, и составили идеалистический лагерь. Философы основным началом считавшие природу, примкнули к школам материализма. Соотношение материализма с идеализмом и ныне остается в центре развития философской мысли.

Таким образом, это проблема всегдашняя, неискоренимая, и сегодня является достаточно актуальной.

Цель работы: раскрыть сущность понятия "материализм" и кратко охарактеризовать его разновидности, а также проблемы их соотношения.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Общий объем 17 страниц.

1. Сущность материализма. Его разновидности

1.1 Материализм

Материализм (рис.1) - философское направление, которое исходит из того, что:

мир материален, существует объективно, внесознания и независимо от сознания;

материя первична - никем не сотворена - существует вечно;

сознание и мышление - это свойство материи;

мир, его закономерности познаваемы.

Рисунок 1 - Материализм

Философы и философские школы, которые отдавали преимущество Материи, считали ее первичной, а Дух (Сознание) - производным и зависимым от Материи, назывались философскими школами материализма, или просто - материализмом.

Материализм - философия марксизма, философия Людвига Фейербаха, французских материалистов 18 столетия, Лукреция Кара, Эпикура, Демокрита, китайского философа Ван Чуна, индийских философов школы чарваки. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая этим познаваемость природы.

В обыденном же мировоззренческом видении материалистами называют тех, кто при решении какой-либо жизненной проблемы на первое место ставит материальные интересы, а духовными факторами пренебрегает.

В основе мира лежит материальное начало (причины) - материя, атом, земля, воздух, и т.д. Оно являются решающими для возникновения и существования идеального (духовного), так например, материалисты считают:

в природе материальной основой материю; в результате последующего развития материи через много лет возникла духовная сущность (человеческое сознание);

в обществе главными движущими силами развития соответственно - материальную силу общества (экономику), которая и определяет все остальные идеальные (духовные) сферы - культуру, образование, науку и т.д.

Материализм имеет продолжительную историю. Начала материализма были в философии Древнего мира. Еще Ф. Милетский (античность) считал, что все возникает из воды и в неё превращается.

В современном смысле материализм начинает зарождаться с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения, но он еще склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому. Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает в XIX веке.

Основные линии развития материализма представлены наивным материализмом древней Греции, метафизический материализм нового времени и диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

1.2 Разновидности материализма

В общих чертах в рамках материалистической философии можно встретить разные формы материализма. Исторически первая и простейшая форма - наивный (стихийный) материализм древних - под материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения.

Большинство первых философов считало началом всего лишь материальные начала, т.е. то из чего состоят все вещи, то из чего из чего они возникают, и во что затем превращаются; и потому полагают, что ничто не возникает и не исчезает, т.к такое естество всегда сохраняется.

Они пытались все многообразие мира свести к одной из этих стихий, либо к какому-то сочетанию этих стихий (Гераклит - огонь, Фалес - вода, Анаксимен - воздух, Демокрит - атомы и пустота).

В античном материализме в зародыше содержались все позднейшие течения: механистический, диалектический, вульгарный.

К наивному материализму можно также отнести и материализм естественнонаучный - разновидность материализма, оформляющаяся как мировоззренческое обобщение учёными опыта своей работы на основе данных конкретных наук. Современный естественнонаучный материализм получает дальнейшее развитие благодаря исследованиям в области так называемых самоорганизующихся систем.

Метафизический материализм появляется после открытия законов механики в начале 18 века. Законы механики очень точно описывают физические взаимодействия, механическое движение, за исключением микромира. Но если эти законы использовать для описания и понимания более сложных явлений, чем механические, то это ведет к ошибке под названием редукционизм (сведение сложного к более простому).

Более сложные явления имеют свои более сложные законы, потому, описание их с помощью законов механики является упрощением и ошибкой. Этот же материализм был метафизическим, потому что не признавал развития материи от низшего к высшему, от простого к сложному.

Метафизический материализм признает материю извечно неизменной основой действительности, а отсюда в мире нет никаких внутренних противоречий, нет развития, нет никаких качественных изменений. А то, что мы наблюдаем - это только временные связи между собой элементов материи. А так как количество элементов исчерпаемо, то и варианты комбинаций этих элементов также исчерпаемы, поэтому происходит не развитие, а повторения через определенный промежуток времени одного и того же.

Вид комбинаций материальных частиц обусловлен внешними причинами - это случай, закон тяготения, положение в пространстве и т.д.

Вариант метафизического материализма - вульгарный материализм - направление, получившее широкое распространение в XIX веке. Вульгарный материализм не усматривает в мире ничего другого, кроме материи. Для него даже мысль материальна.

Сторонники вульгарного материализма:

полностью отрицали дух (идею) как реальность;

единственной реальностью считали материю;

отрицали за сознанием качество идеальности, пытались объяснить сознание как химический процесс;

были атеистами;

в своих исследованиях опирались на достижения естественных наук (закон сохранения энергии, сохранения материи, социальный дарвинизм и др.);

придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата на человека и иные процессы бытия);

отвергали диалектику;

всему стремились дать однозначное объяснение, исключающее двойственность и противоречия (по принципу "черное-белое");

значительно упрощали положения традиционного материализма.

Представители данного направления упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей ("мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь"; "нет мысли без фосфора"), и отвергали необходимость разработки философии как науки.

Высшей, современной формой материализма является диалектический материализм (диамат) - философское учение, утверждающее первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития:

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон отрицания отрицания.

Исходным фундаментом его были философские взгляды Маркса, Энгельса и Ленина. В отличие от остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу, материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы. Диалектический материализм преодолевает все недостатки наивного и метафизического материализма.

Его суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь. Центральная идея диалектического материализма - взаимопроникновение и взаимопорождение противоположностей.

Диалектический материализм был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. В течение довольно длительного периода они были канонизированы в странах социализма. Но затем они получают развитие, конкретизацию, уточнение; происходит отказ от некоторых их положений (главным образом, в социально-философских концепциях), выдвигаются новые идеи. Интенсивно разрабатываются проблемы онтологии, гносеологии, методологии и других разделов философии в плане диалектического материализма.

Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.

1. Что первично, сознание или материя?

2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления:

а) материализм;

б) идеализм;

в) дуализм.

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)

Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма)

1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. (Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен - воздух, Демокрит - атомы и пустота.)

2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Ламетри, Гельвецкий.

3. Диалектический материализм (Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности идеализма:

1. Объективный - провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель)

2. Субъективный идеализм (Беркли). Суть: утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли). крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и.т.д., а само бытие рассматривается как иррациональное.

Введение

1. Сущность материализма. Его разновидности

1.1 Материализм

Заключение


Введение

Философия как научная дисциплина имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Один из основных вопросов философии - вопрос об отношении мышления к бытию.

Данный вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного решает материализм; рассматривает сознание и мышление как свойство материи в противоположность идеализму.

Признание первичности материи означает, что:

материи никем не сотворена, существует вечно;

пространство и время объективно существующие формы бытия материи;

мышление неотделимо от материи, которая мыслит;

а единство мира состоит в его материальности.

Отвечая на вопрос об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным: дух или природа, философы разделились на два лагеря.

Философы, утверждающие, что дух существовал прежде природы, и составили идеалистический лагерь. Философы основным началом считавшие природу, примкнули к школам материализма. Соотношение материализма с идеализмом и ныне остается в центре развития философской мысли.

Таким образом, это проблема всегдашняя, неискоренимая, и сегодня является достаточно актуальной.

Цель работы: раскрыть сущность понятия "материализм" и кратко охарактеризовать его разновидности, а также проблемы их соотношения.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Общий объем 17 страниц.


1. Сущность материализма. Его разновидности 1.1 Материализм

Материализм (рис.1) - философское направление, которое исходит из того, что:

мир материален, существует объективно, внесознания и независимо от сознания;

материя первична - никем не сотворена - существует вечно;

сознание и мышление - это свойство материи;

мир, его закономерности познаваемы.

Рисунок 1 - Материализм

Философы и философские школы, которые отдавали преимущество Материи, считали ее первичной, а Дух (Сознание) - производным и зависимым от Материи, назывались философскими школами материализма, или просто - материализмом.

Материализм - философия марксизма, философия Людвига Фейербаха, французских материалистов 18 столетия, Лукреция Кара, Эпикура, Демокрита, китайского философа Ван Чуна, индийских философов школы чарваки. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая этим познаваемость природы.

В обыденном же мировоззренческом видении материалистами называют тех, кто при решении какой-либо жизненной проблемы на первое место ставит материальные интересы, а духовными факторами пренебрегает.

В основе мира лежит материальное начало (причины) - материя, атом, земля, воздух, и т.д. Оно являются решающими для возникновения и существования идеального (духовного), так например, материалисты считают:

в природе материальной основой материю; в результате последующего развития материи через много лет возникла духовная сущность (человеческое сознание);

в обществе главными движущими силами развития соответственно - материальную силу общества (экономику), которая и определяет все остальные идеальные (духовные) сферы - культуру, образование, науку и т.д.

Материализм имеет продолжительную историю. Начала материализма были в философии Древнего мира. Еще Ф. Милетский (античность) считал, что все возникает из воды и в неё превращается.

В современном смысле материализм начинает зарождаться с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения, но он еще склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому. Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает в XIX веке.

Основные линии развития материализма представлены наивным материализмом древней Греции, метафизический материализм нового времени и диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

1.2 Разновидности материализма

В общих чертах в рамках материалистической философии можно встретить разные формы материализма. Исторически первая и простейшая форма - наивный (стихийный) материализм древних - под материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения.

Большинство первых философов считало началом всего лишь материальные начала, т.е. то из чего состоят все вещи, то из чего из чего они возникают, и во что затем превращаются; и потому полагают, что ничто не возникает и не исчезает, т.к такое естество всегда сохраняется.

Они пытались все многообразие мира свести к одной из этих стихий, либо к какому-то сочетанию этих стихий (Гераклит - огонь, Фалес - вода, Анаксимен - воздух, Демокрит - атомы и пустота).

В античном материализме в зародыше содержались все позднейшие течения: механистический, диалектический, вульгарный.

К наивному материализму можно также отнести и материализм естественнонаучный - разновидность материализма, оформляющаяся как мировоззренческое обобщение учёными опыта своей работы на основе данных конкретных наук. Современный естественнонаучный материализм получает дальнейшее развитие благодаря исследованиям в области так называемых самоорганизующихся систем.

Метафизический материализм появляется после открытия законов механики в начале 18 века. Законы механики очень точно описывают физические взаимодействия, механическое движение, за исключением микромира. Но если эти законы использовать для описания и понимания более сложных явлений, чем механические, то это ведет к ошибке под названием редукционизм (сведение сложного к более простому).

Более сложные явления имеют свои более сложные законы, потому, описание их с помощью законов механики является упрощением и ошибкой. Этот же материализм был метафизическим, потому что не признавал развития материи от низшего к высшему, от простого к сложному.

Метафизический материализм признает материю извечно неизменной основой действительности, а отсюда в мире нет никаких внутренних противоречий, нет развития, нет никаких качественных изменений. А то, что мы наблюдаем - это только временные связи между собой элементов материи. А так как количество элементов исчерпаемо, то и варианты комбинаций этих элементов также исчерпаемы, поэтому происходит не развитие, а повторения через определенный промежуток времени одного и того же.

Вид комбинаций материальных частиц обусловлен внешними причинами - это случай, закон тяготения, положение в пространстве и т.д.

Вариант метафизического материализма - вульгарный материализм - направление, получившее широкое распространение в XIX веке. Вульгарный материализм не усматривает в мире ничего другого, кроме материи. Для него даже мысль материальна.

Сторонники вульгарного материализма:

полностью отрицали дух (идею) как реальность;

единственной реальностью считали материю;

отрицали за сознанием качество идеальности, пытались объяснить сознание как химический процесс;

были атеистами;

в своих исследованиях опирались на достижения естественных наук (закон сохранения энергии, сохранения материи, социальный дарвинизм и др.);

придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата на человека и иные процессы бытия);

отвергали диалектику;

всему стремились дать однозначное объяснение, исключающее двойственность и противоречия (по принципу "черное-белое");

значительно упрощали положения традиционного материализма.

Представители данного направления упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей ("мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь"; "нет мысли без фосфора"), и отвергали необходимость разработки философии как науки.

Высшей, современной формой материализма является диалектический материализм (диамат) - философское учение, утверждающее первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития:

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон отрицания отрицания.

Исходным фундаментом его были философские взгляды Маркса, Энгельса и Ленина. В отличие от остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу, материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы. Диалектический материализм преодолевает все недостатки наивного и метафизического материализма.

Его суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь. Центральная идея диалектического материализма - взаимопроникновение и взаимопорождение противоположностей.

Диалектический материализм был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. В течение довольно длительного периода они были канонизированы в странах социализма. Но затем они получают развитие, конкретизацию, уточнение; происходит отказ от некоторых их положений (главным образом, в социально-философских концепциях), выдвигаются новые идеи. Интенсивно разрабатываются проблемы онтологии, гносеологии, методологии и других разделов философии в плане диалектического материализма.

Исторический материализм - теория развития общества, разработанная в 19-20 веках в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Основные ее тезисы изложены Марксом в предисловии к "К критике политической экономии":

Фундаментальная основа общества - материальное производство, оно является источником всех процессов в нем и определяет общественное сознание.

Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершен-ствованием производительных сил.

Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности.

Гегель в своей работе "Философия истории" предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало, высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Исторический материализм окончательно отбросил опору на идеализм.

Маркс считал, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективна и, фактически, не зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах. "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".

Энгельс рассматривает экономические условия - характер и способ, которым люди определенного общества производят средства поддержания собственной жизни и обменивают продукты между собой, как нечто, определяющее общественное развитие.

Исторический материализм стремится быть не только орудием познания, но и инструментом (наряду с политическими средствами власти), могущими в ходе истории содействовать развитию социализма. Его научным методом является позитивизм, его метафизическую основу (хотя он и отклоняет самую возможность всякой метафизики) составляют натурализм и причинно-механическая картина мира, но главным образом, законы диалектики.

Исторический материализм верит в прогресс, в способность человека к совершенствованию и в солидарность человечества. Смысл и цель исторического развития - счастье для всех.

Кроме названных, необходимо также отметить и следующие разновидности материализма:

1) Физический материализм, который усматривал в материи конечную физическую реальность (классическая механика); его принципы поколеблены данными новейшей физики.

2) Биологически и/или физиологический, материализм выставляет те же соображения относительно души и духа, причем он пренебрегает качественным различием между материальным и нематериальным (Ж. Ламетри, В.М. Бехтерев).

3) Этический материализм - он признает достойными только полезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признание царства автономной нематериальной ценности.

Материализм в социальном плане имеет свои основания в деятельности и идеологии передовых социальных групп; материализм ориентирован на отображение данных науки и практики, на мобилизацию сил для прогрессивного изменения общественной жизни.

1.3 Влиятельные современные теории

В 20 веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике. В отличие от античного материализма, материализм сейчас уделяет много внимания духовному развитию человека.

К материализму часто относят:

натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе;

эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественнонаучных методов;

неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он:

отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления;

считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка;

отчасти материалистична и философия Б. Рассела и его школы: хотя он и отрицает понятие субстанции, мышление считает классом событий в мозгу человека.

Материализм конца XX и начала XXI века представлен философским направлением "онтологической философии", лидером которого является американский философ Барри Смит.

Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.

Еще одной в какой-то мере расширяющей материалистическое представление можно назвать принцип "Семантического экстернализма", в котором содержание высказывания объясняется как "внешне обусловленное".

Для понимания специфики философского знания рассматриваемого вопроса необходимо затронуть вопрос о соотношении материализма и идеализма, который мы и рассмотрим в следующей главе.


2. Соотношение материализма и идеализма

Извечный философский вопрос, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? Этот вопрос является главным для философии, составляет основу любого философского построения. От характера его решения зависит деление всех философов на две школы, представляющие противоположные направления в философии - идеализм и материализм.

Изучая мир в целом в его мировоззренческом восприятии, философия установила, что все существующее в мире можно разделить на два качественно отличных друг от друга виды: Материя и Дух. Философы издавна пытаются определить специфику каждого из них: установить характер взаимосвязи и взаимодействия между ними; свести их друг к другу или решительно размежевать их. Трудно найти философа или философскую школу, которые не касались бы вопроса о соотношении материи и сознания.

Таким образом, вопрос об отношении мира и человека есть основной вопрос философии, который имеет следующие стороны:

1. Что первично, сознание или материя?

2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

Противоположность идеализм и материализм фиксируется самыми разными мыслителями. Так, немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона - самым крупным идеалистом.

Марксистская философия считает проблему соотношения Духа и главным и чуть ли не единственным серьезным вопросом философского обсуждения.

Классическое определение обоих направлений было дано немецким философом Ф. Шлегелем. "Материализм, - писал он, - все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю".

Для материализма характерна опора на науку, доказательность и проверяемость утверждений.

Примером сопряжения материализма и идеализма может служить позиция деизма. Еще нагляднее единство позиций материализма и идеализма обнаруживается в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были как в лагере материализма, так и идеализма, а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами, но и идеалистами.

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос о монизме, дуализме и плюрализме.

Монизм - философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Следовательно монизм может быть двух видов - идеалистический и материалистический. Первый выводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данных естествознания.

Согласно второму, материальное обусловлено идеальным (духовным). Он сталкивается с проблемой доказательства творения мира духом (сознанием, идеей, богом.

Дуализм - учение философии, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм предполагает несколько исходных оснований. В основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь служит теория древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т.д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия.

Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков, а философская позиция, которую они предоставляют, - агностицизм (непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления - скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии.

Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.

Отметим также - идеальное и материальное имеет диалектическую взаимосвязь, т.е. с течением времени материальное становится причиной идеального, которое становится причиной нового материального состояния.

Наука неоднократно опровергала идеалистические взгляды. Пример, биологическая эволюция опровергла идеалистические представления о разумном ("по образу и подобию", с целью, по замыслу) сотворении человека и других живых организмов.

Не менее часто опровергались и материалистические идеи. Разница лишь в том, что материалистические теории заменяются новыми материалистическими взглядами, в то время как идеалистическим теориям не всегда на смену приходит новая идеалистическая концепция, иногда их сменяют материалистические подходы.


Заключение

Согласно материализму материя вечна, независима, неуничтожима и первична - источник всех вещей; существует и развивается по своим собственным законам, сознание и идеальное - вторично, определяется материальным. Достоинство материализма - опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона - недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождение, прежде всего) и всего идеального. Виды материализма:

материализм наивный - первоначальный вид материализма, согласно которому окружающий мир состоит из материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех этих первоначал, атомов и т.д.) и рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов (Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.).

метафизический (механистический) материализм Нового времени - в основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, К. Гельвеций и др.)

вульгарный материализм - сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

диалектический материализм - представляет органическое единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, которое происходит по законам диалектики. В результате этого самодвижения материя приобретает все новые и новые формы и проходит различные этапы развития (К. Маркс, Ф. Энгельс). Сознание - свойство материи отражать саму себя. Бог - идеальный образ, созданный человеком для объяснения непонятных явлений.

исторический идеализм - рассматривает общество как систему, обусловленную уровнем развития производительных сил.

Материализм и идеализм - главные направления в философии. Их основное различие определяется решением вопроса о соотношении материального и духовного.


Список использованной литературы

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Рук. авт. колл. И.Т. Фролов. - М.: Республика, 2005. - 623 с.

2. Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях: Учеб. пособие / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.

3. Корниенко А.А. Философия. Учебное пособие / А.А. Корниенко. - Томск: ТПУ, 2007. - 112 с.

4. Момажян К.Х. Введение в социальную философию / К.Х. Момажян. - М: Владос, 2001. - 418 с.

5. Руткевич М.Н. Диалектический материализм: курс лекций для филос. фак. / М.Н. Руткевич. - М.: Мысль, 1973. - 527 с.

6. Семёнов Ю.И. Философия истории / Ю.И. Семёнов. - М.: Современные тетради, 2003. - 776 с.

7. Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: недавнее прошлое, настоящее, будущее / Ю.И. Семёнов // Новая и новейшая история. - 1996. - №3. - С.80-84.

8. Соколов В.В. Основной вопрос философии в его исторической философской конкретике и развитии / В.В. Соколов // Философские науки. - 1990. - №8. - С.83.

9. Таганский Т. Вульгарный материализм. История философии XIX века / Т. Таганский. - М.: Мысль, 1959. - С.333-337.

10. Философия: хрестоматия / Сост.к Б. Иваненко, Е.В. Маргиева Томск: ТПУ, 2000. - 103 с.

11. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика / Ф. Шлегель. В 2-х т. Т.2. - М.: Мысль, 1983. - С.104-105.

12. Якушев А.В. Философия (конспект лекций) / А.В. Якушев. - М.: Приор-издат, 2004. - 224 с.


Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях: Учеб. пособие / В.В.Ильин, А.В.Машенцев.- СПб.: Питер, 2007.- С.14.

Таганский Т. Вульгарный материализм. История философии XIX века / Т.Таганский. – М.: Мысль, 1959. – С.333-336.

Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: недавнее прошлое, настоящее, будущее / Ю.И.Семёнов // Новая и новейшая история. - 1996. - №3. - С.80.

Там же. – С.84.

В том числе и концепции тождества, причастны такие философы как Левкипп, Гоббс, Ламетри, Гольбах, а также Карнап, Шлик и Рейхенбах. Современная теория тождества своим рождением обязана работам У.Т. Плейса (U.T. Place) и Герберта Фейгла. В 1956 году выходит работа Плейса "Является ли сознание процессом мозга?", а в 1958 году - работа Фейгла "“Ментальное“ и “физическое“". В 1959 году к адептам...

Метод: общественные изменения своеобразны, неповторимы, они являются результатом усилий личности и объективные научные методы к ним не приложимы. П.Л.Лавров, безусловно, не был эпигоном европейского позитивизма и материализма. Его философские и социологические взгляды достаточно самостоятельны и оригинальны. Это же можно сказать и о творчестве другого крупного теоретика народничества, Николая...

Материале показаны результаты контактов разных этносов, проживающих в Казахстане. Весьма важным является социолингвистический материал, касающийся взаимодействия русского и казахского этносов и контактирования их языков. Следует также подчеркнуть работу К.М.Абишевой, в которой подробно описаны языковые контакты названных этносов на протяжении многих веков. Если рассмотреть контакты русского и...

Материализм (лат.), означает в теоретическом смысле тот метафизический реализм, который рассматривает «материю», как конечную основу всей действительности, все равно будет ли это протяженная телесная масса, или агрегат рассеянных, разделенных между собой пустым пространством частиц (молекулы, атомы). В качестве реализма, материализм отличается от нигилизма и идеализма допущением материального свойства предположенной реальной основы действительности, от спиритуализма и дуализма – тем, что эта (материальная) основа чувственно постигаемых явлений сама по себе не постигается чувственно, и от позитивизма, тем, что последний считает чувственные явления конечным фактом. В смысле материализма материя естественно считается вечной и неразрушимой; рядом с ней ничего не существует, а напротив, все (даже душевные) явления зависят от неё (как её видоизменения или действия) и потому преходящи (душа есть «мозговой феномен», который гаснет с разрушением мозга).

Материализм в древнее и новейшее время находил многочисленных последователей; причина этому кроется в свойственных внешним (телесным) объектам очевидности и постоянстве, вследствие чего мы наперед уже склонны приписывать им более высокую реальность, чем мимолетным и часто совершенно незаметным душевным состояниям нашего Я. Отсюда происходит то, что и с точки зрения грубого спиритуализма душа представляется лишь, как особенно тонкое вещество. Наконец этому способствуют как наглядность основных элементов (протяжение, движение, форма и проч.), к которым материализм стремится свести всю действительность, так и единство, последовательность и законченность его миросозерцания, являющегося простейшей и самой удобной для понимания формой монизма . Так как рядом с материей и вне её ничего не существует, и сама она по существу своему всюду однородна, то мир с точки зрения материализма является заключенным в себе целым, где все частности подчинены всеобщему закону необходимости.

Эти формальные преимущества делают понятным, почему материализм был одною из первых систем, на которой остановилось мышление, движимое потребностью объяснить мир, как единство; они придали ему известную силу, особенно при сравнении как с супернатурализмом , нарушающим естественный порядок вторжением сверхъестественных сил, так и с дуализмом, рассматривающим тело и душу (природу и дух), как абсолютно различные и лишь внешним образом объединенные явления. Равным образом он выгодно отличается простотою и наглядностью своих предположений от абстрактных понятий многих умозрительных систем.

Но с другой стороны совершенно очевидны и его недостатки. Материализм прежде всего не останавливается на том, что о существовании материального, внешнего мира мы знаем только чрез посредство наших ощущений и представлений и что таким образом реальность материи может быть признана только при условии признания реальности сознания (и вообще реальности внутреннего, духовного бытия). Далее он не может объяснить, каким образом материя создаёт душевные состояния и процессы, ибо из взаимодействия материальных элементов мы можем вывести только внешние (физические), но не внутренние (психические) явления. Следовательно материализм должен или совершенно отрицать мир духовных явлений, или признать способность к ощущению за первоначальное (необъяснимое) свойство материи, т. е. должен отказаться от своего исходного пункта и стать гилозоизмом . Поэтому всем материалистическим системам присущ обыкновенно тот общий недостаток, что они ограничиваются рассмотрением исключительно физической природы и не могут включить в свой образ мира духовной жизни личности и всего человечества со свойственными только ей явлениями интеллектуального, нравственного и эстетического порядка.

В практическом смысле материализм обозначает такой род мышления, который не признает духовных (нравственных и эстетических) ценностей, а ценности только внешние (материальные), или по крайней мере ценит последние несравненно выше первых. Отрицая внутреннее удовлетворение, связанное с исполнением долга, он в нравственном отношении неизбежно приводит к гедонизму ; рассматривая же приобретение материальных благ, как конечную цель жизни – к плоскому маммонизму. Но было бы неверно считать практический материализм следствием теоретического материализма, ибо и без надежды на будущую жизнь и ожидаемых от неё награды и наказания, теоретический материализм, во всяком случае, не отрицает, что человек может стремиться к практическим идеалам, как о том свидетельствует абстрактная этика и конкретная жизнь отдельных личностей.

Что касается истории теоретического материализма, то он уже встречается в атомистических системах Левкиппа и Демокрита , в перенесенном Лукрецием в Рим атомизме Эпикура , и в Новое время у возродившего материализм Гассенди , у англичанина Гоббса , у французских энциклопедистов (

Принципы материализма представляют собой концентри­рованное выражение основного содержания философского материализма, прежде всего его двух наиболее широких кон­цепций - материи и сознания, материалистического решения основного вопроса философии.

Принципы материализма формулируются на основе всей системы материалистической теории и в то же время явля­ются ее наиболее общими основаниями. Двойственное поло­жение принципов в системе материалистической теории (как итога философского материализма и в то же время как его основания) определяет двойственность функций, выполня­емых этими принципами. С одной стороны, эти принципы вы­ступают как завершение материалистической теории, с дру­гой- служат средством построения и обоснования теории материализма. Такая оценка роли принципов в системе ма­териалистической теории приводит к «парадоксу начала», поскольку нелегко теоретически представить, как результат может лежать в основе своих предпосылок. Однако этот па­радокс (в содержание которого мы не будем входить деталь­но) оказывается разрешенным, если учесть, что первоначаль­ная идея материализма не является абсолютно простой и бесструктурной, а содержит в себе в зачаточной форме как свои основания, так и результат, что она развивается в раз­вернутую материалистическую теорию благодаря взаимодей­ствию развивающихся принципов и их теоретических резуль­татов.

Наряду с «внутренними», принципы материализма выпол­няют также не менее важные «внешние» функции - по от­ношению к системе частных наук, точнее, в общей системе наук, включая философию.

Здесь также принципы философии выступают в качестве конечного итога и результата научного знания, поскольку они выводятся на основе всей системы частнонаучного знания, и в качестве основы частнонаучного знания, поскольку отражают наиболее широкие свойства реального мира. Яв­но или по большей части неявно материалистические прин­ципы служат основанием для всей системы частнонаучного знания. В этой своей роли они выступают одновременно в качестве принципов материалистической теории и требований материалистического метода.

Роль материалистической теории вообще, ее принципов в особенности нередко в целом определяют как методологи­ческую. Однако с этим нельзя согласиться. Марксистско-ле­нинская философия по отношению к частным наукам высту­пает в роли как метода (методологии), так и теории. При этом теоретическая функция научной философии является ведущей и определяющей по отношению к ее методологиче­ской функции. Теория, как известно, есть описание и объяс­нение действительности, метод - подход, способ познания и практического изменения. Поскольку способ познания и дей­ствия определяется прежде всего объективной природой ми­ра, понимание этой природы, выраженное в теории, играет определяющую роль по отношению к методу. Признание оп­ределяющей роли теории коренным образом отличает науч­ный материализм от идеализма и позитивизма.

Материалистическая теория, выступая в качестве миро­воззрения, играет необходимую роль в построении целостной научной картины мира. Методологическая функция теории материализма развертывается на базе мировоззренческой функции и имеет в этом смысле производный характер.

Воздействие научного материализма на частные науки, философское обоснование последних осуществляется прежде всего через принципы материализма, выражающие содержа­ние материализма в сжатой форме, придающей этим прин­ципам наиболее «операбельный» характер.

Как уже отмечалось, проблема принципов научного мате­риализма в литературе 50-80-х гг. не получила достаточ­ной разработки. Нет прежде всего полной ясности в том, ка­ковы основные принципы философского материализма.

Определить основные принципы философского материа­лизма- это значит сократить, сконцентрировать материалистическую теорию в виде некоторого множества наиболее об­щих положений. Очевидно, во-первых, что таких принципов должно быть получено немного, во-вторых, они должны иметь необходимый характер, в-третьих, совокупность искомых принципов должна быть достаточной, т. е. достаточно полно выражать содержание материализма и обладать полнотой, достаточной для обоснования материалистической теории в целом.

Ясно, что принципы материализма должны быть произве­дены от его наиболее широких концепций - материи и со­знания, однако не могут с ними полностью совпадать, по­скольку эти концепции имеют сложное и глубоко структури­рованное содержание. Несомненно, далее, что в формулиро­вании основных принципов материализма необходимо исхо­дить также из материалистического решения основного во­проса философии, которое выявляет основную связь созна­ния и материи. При этом следует учесть «двойственную» (по Ф. Энгельсу) и «тройственную» структуру основного вопро­са философии.

С учетом сказанного, как нам представляется, необходи­мо выделить четыре важнейших принципа философского ма­териализма: материальности мира, первичности материи - вторичности сознания, познаваемости мира, партийности.

Принцип материальности мира -у- сокращенное выражение марксистско-ленинской концепции материи. Важнейшей его модификацией выступает принцип материального единства мира, который имплицитно содержится в признании мате­риальности мира, ибо понятие о материи, материальности мира лишается всякого смысла, если материя не рассмат­ривается как единая субстанция, существующая в бесконеч­ном многообразии всего особенного.

Принцип материальности мира может быть кратко сфор­мулирован как утверждение о том, что мир есть развиваю­щаяся и единая материя, обладающая бесконечным много­образием своих свойств и проявлений. «В мире нет ничего, кроме движущейся материи...», - писал В. И. Ленин (1976, 181).

Важнейший исходный принцип материализма определен выше с учетом того, что материализм включает в себя диа­лектику. Принцип материальности мира включает поэтому основные принципы диалектики - развития и всеобщей свя­зи. В целях выявления собственно материалистического со­держания данного принципа было бы достаточно указать, что в мире нет ничего, кроме материи со всеми ее свойства­ми и проявлениями. Однако диалектические принципы раз­вития и всеобщей связи оказались бы при этом просто глуб­же спрятанными в понятии материи, ибо последнее не име­ет научного смысла вне своего диалектического содержания.

Весьма важной особенностью принципа материальности мира является то, что он сформулирован с учетом всех свойств и проявлений материи, в том числе - сознания как идеального, закономерно порождаемого материей и принад­лежащего высокоорганизованной материи. Поэтому следует отвергнуть предпринятую в 50-70-е гг. некоторыми авторами попытку интерпретировать принцип материальности ми­ра и его модификацию -принцип материального единства мира в духе исключения идеального из определения матери­ального мира (Архипов, 1954; Кальсин, 1957; Медведев, 1960; и др.).

Утверждение о материальности мира не означает, что предикат материальности должен быть отнесен ко всем без исключения явлениям мира; принцип материальности мира указывает, что мир есть вечно развивающаяся материя, об­ладающая бесконечным многообразием свойств и проявле­ний, включая идеальное.

Принцип первичности материи - вторичности сознания имплицитно содержится в принципе материальности мира, но не выражается им полностью. В принципы материализма необходимо поэтому включить положение, которое в ясной и прямой форме выражало бы отношение идеального к ма­териальному, прежде всего производность, вторичность иде­ального по отношению к материальному.

Материализм требует строить философскую и частнонаучные теории с учетом основного, наиболее фундаменталь­ного отношения в мире - первичности материи и вторично­сти сознания. Принцип первичности материи, вторичности сознания определяет основную структуру диалектического материализма, деление философии на онтологию и гносеоло­гию, основное содержание онтологии и гносеологии, оценку смысла и значения философского и конкретно-научного зна­ния.

Особенно велико значение этого принципа для обществен­ных наук, для познания и управления общественными про­цессами.

Принцип познаваемости мира выражает материалистиче­ское решение второй стороны основного вопроса философии, вторую существенную сторону отношения сознания к мате­рии.

Являясь результатом всего философского и конкретно-на­учного знания, принцип познаваемости мира служит в свою очередь обоснованием системы научного знания, ее способ­ности к действительному познанию мира. Принцип познава­емости мира выражает связь познания с общественно-исто­рической практикой как основой познания и критерием ис­тины.

Наиболее общий смысл принципа познаваемости мира заключается в признании способности человека к адекват­ному отображению любых предметов, явлений, процессов, свойств, сторон и т. д. объективного мира, включая его це­лостную природу, а также самого человеческого сознания.

Принцип познаваемости мира нередко рассматривается в общем и нерасчлененном виде. Между тем он имеет свою сложную структуру, включает ряд элементов, выполняющих существенные и специфические роли. Связанная с современ­ной наукой и практикой гносеологическая ситуация делает совершенно недостаточным использование принципа позна­ваемости мира только в его абстрактно-всеобщем и недиф­ференцированном виде.

В составе принципа познаваемости мира можно выделить следующие важнейшие элементы.

Прежде всего, характеризуя в первую очередь способ­ность человеческого сознания к адекватному отражению объективного мира, принцип познаваемости мира включает в себя также характеристику и самого объективного мира: мир познаваем потому, что такова его собственная природа. Принцип познаваемости мира в обобщенном виде содержит решение вопроса о природе материального мира, его раз­витии и возникновении из самого содержания материально­го мира способности к его безграничному адекватному ото­бражению. Принцип познаваемости мира уходит своими корнями в трактовку природы материи, развития и человека.

Существенным элементом рассматриваемого принципа является то, что познаваемость мира определена в нем не абстрактно, безадресно, а применительно к человеку, как земному, так и любому другому, т. е. к типу мыслящих су­ществ, обладающих общими «родовыми» свойствами. Между тем в некоторых исследованиях принцип познаваемости ми­ра фактически отнесен не к человеку как определенной сту­пени развития материи, а к бесконечной последовательности: человек - сверхсоциальные цивилизации. Такой подход скво­зит в идее И. С. Шкловского о том, что уже цивилизации II типа (по Н. С. Кардашеву) должны быть цивилизациями ро­ботов- более сложных и совершенных, чем человек, чело­вечество. «Возникновение искусственного разума,-писал И. С. Шкловский, - по-видимому, является высшим этапом развития материи во Вселенной» (1976, 3/5).

Другим вариантом той же идеи является предложенная А. Д. Урсулом трактовка социального прогресса как перехо­да к сверхсоциальной ступени развития (1977, 219). С по­зиций И. С. Шкловского и А. Д. Урсула, следует признать, что человек, человечество не обладают способностью без­граничного познания мира, но, напротив, имеют явно огра­ниченные познавательные и, следовательно, практические возможности. При последовательном подходе следует при­знать, что безграничной способностью к познанию не может обладать вообще никакая ступень развития материи.

С этих позиций следует также, что человечество неспо­собно к созданию научного мировоззрения и обладает всег­да лишь своего рода «провинциальным» воззрением на из­вестную ему часть мира. Остается еще выяснить, возмож­но ли достоверное познание части мира, если сущность ми­ра как целого оказывается принципиально непознаваемой.

По нашему мнению, принцип познаваемости мира опре­делен применительно к земному человеку и ему подобным существам, т. е. типу мыслящих существ, обладающих об­щими родовыми чертами.

Принцип познаваемости мира характеризуется своеобразной полярностью, он отнесен как к частному, конечному, так и к всеобщему, бесконечному. Поэтому в рамках всеобщего принципа познаваемости мира необходимо формулировать идею познаваемости частного, конечного, относящуюся к частным наукам, и идею познаваемости всеобщего, беско­нечного, адресованную прежде всего философии. Соответст­венно следует различать частнонаучный (применительно к частным наукам) и философский агностицизм.

Познаваемость конечного и бесконечного - весьма раз­личные по степени сложности проблемы. Игнорирование это­го различия может привести к серьезному упрощению трак­товки принципа познаваемости мира. В первом приближе­нии принцип познаваемости применительно к частным пред­метам, явлениям и предметным областям решается относи­тельно просто, поскольку для доказательства познаваемости частных свойств, явлений и т. д. достаточно конечной серии практических проверок. Таков, например, случай с ализари­ном, описанный Ф. Энгельсом. Несравненно сложнее оказы­вается доказательство познаваемости всеобщего, бесконеч­ного, поскольку оно связано с проблемой конечности челове­ческого опыта. Однако признание познаваемости частного возможно только при условии признания познаваемости все­общего и бесконечного. Уже в каждом частном знании всег­да остается элемент неопределенности и недоказанности, поскольку критерий практики всегда одновременно абсолютен и относителен. В. И. Ленин указывал, что «критерий прак­тики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления» (1976, 145 -146).

В силу диалектической соотносительности части и целого, конечного и бесконечного познание одной из этих противоположностей возможно в той мере, в какой познается вторая противоположность. Конечное может познаваться только при 1 условии сознательного или бессознательного выделения его из бесконечного, частное-через противопоставление и со-

поставление со всеобщим. Так, ни один предмет не может быть познан, если он не отличен - сознательно или бессозна­тельно- от субъекта как нечто ему противоположное, если он не рассматривается - опять-таки сознательно или бессо­знательно - как объективно реальный. Раздвоение реально­го мира на всеобщее и частное, бесконечное и конечное яв­ляется подспудным условием человеческого познания.

Частное, конечное и всеобщее, бесконечное образуют ос­новную внутреннюю структуру познания, его внутреннюю шкалу, без которой невозможен ни сам процесс познания, ни выяснение места человека в бесконечном мире, его позна­вательных и практических возможностей. Сам факт сущест­вования частных наук обусловлен способностью человека иметь мировоззрение, существование мировоззрения в свою очередь обусловлено способностью человека к частнонаучному познанию.

Важным элементом принципа познаваемости мира явля­ется принцип неисчерпаемости мира. Входя в состав принци­па познаваемости, этот принцип служит его своеобразной внутренней противоположностью и отрицанием, обусловли­вающими диалектический характер принципа познаваемости.

Принцип неисчерпаемости вводит в содержание более широкого принципа, которому он принадлежит, идею беско­нечности, в силу которой (бесконечности) мир, будучи прин­ципиально познаваемым во всех своих моментах и в целом, никогда не может быть познан окончательно и полностью.

Принцип неисчерпаемости мира является прежде всего гносеологическим, а не онтологическим (хотя некоторыми авторами он толковался в последние годы как онтологиче­ский принцип), ибо он характеризует познавательную спо­собность человека в соотнесении с реальным миром, кото­рый никогда не может быть исчерпан познанием. Этот прин­цип имеет также свою онтологическую основу, в качестве ко­торой выступает понятие бесконечности мира. Объективный мир является неисчерпаемым для человеческого познания в силу своей бесконечности, бесконечного многообразия.

В связи с принципом неисчерпаемости мира для челове­ка в составе принципа познаваемости обнаруживается дру­гой, не менее важный теоретический элемент, противостоя­щий ограничительному духу положения о неисчерпаемости | мира - признание бесконечности, неисчерпаемости самой I познавательной способности человека. Способность человека к познанию бесконечного мира никогда не может быть исчерпана. Бесконечный характер познавательной способности (человека обусловлен природой человека. Признание познаваемости мира опирается, следовательно, на совершенно определенную концепцию человека.

Принцип партийности является производным от трех пре­дыдущих принципов материализма. Основное содержание этого принципа марксистско-ленинской философии сводится к трем положениям:

    В философии существуют только две основные линии или направления - материализм и идеализм. Поэтому фи­лософские взгляды могут быть либо материалистическими, либо идеалистическими.

    Невозможна никакая «третья» - ни материалистиче­ская, ни идеалистическая - линия в философии. Это поло­жение является усиленной формулировкой первого, основно­го, тезиса принципа партийности.

    Принцип партийности требует вести непримиримую: борьбу с идеализмом. Материалистическая философия име­ет воинствующий характер.

Партийность как одно из коренных свойств философии обусловлена содержанием основного вопроса философии и в конечном счете фундаментальной «дихотомической» струк­турой мира, его делением на материю и сознание.

Марксистская философия обладает наивысшей формой партийности, которая является коренным условием и след­ствием ее объективной истинности. Партийность и объектив­ная истинность в марксистской философии в известном смыс­ле отождествляются.

В современных условиях, в связи с обострением борьбы капиталистической и социалистической систем, значение принципа партийности марксистской философии непрерывно возрастает. Наряду с усилением значения общих требований этого принципа возрастает роль его все более дифференци­рованных, «проработанных вглубь» требований к истолкова­нию важнейших элементов марксистской теории материи, сознания, развития и т. д. Поэтому нельзя ограничиваться констатацией общих положений принципа партийности, их необходимо доводить, как уже отмечалось ранее, до решения важнейших вопросов теории диалектического и историческо­го материализма.