Идеи для сада

Тесты для определения интеллектуальной лабильности: бланки, вопросы, ключи. Исследование познавательной сферы подростка Тест интеллектуальная лабильность автор

Интеллектуальная лабильность предполагает способность испытуемого достаточно быстро и без потерь качества переходить от выполнения одних задач к решению других, переходить от процесса слухового и зрительного восприятия к выполнению заданий.

Экспериментатор зачитывает ряд несложных заданий, а испытуемый в бланке в отведенное время их выполняет. Задания читаются один раз, не повторяются, перед началом исследования испытуемых просят быть предельно внимательными и не переспрашивать.

Процедура проведения исследования:

Испытуемым раздают бланки для ответа, просят заполнить шапку.

Инструкция: «Сейчас я громко, четко и медленно буду читать задания. Вы должны слушать очень внимательно и сразу выполнять задание. После очень короткой паузы я буду читать следующее задание. Будьте предельно сосредоточенны. Повторять задания я не буду. Переспрашивать не разрешается - этим вы будете мешать слушать задания».

Задания читаются четко, громко, со скоростью, обеспечивающей понимание задания при сосредоточенном слушании. В среднем это занимает 5-8 секунд. После прочтения задания делается небольшая пауза 3-5 секунд и читается следующее задание.

По окончании прочтения испытуемых просят проверить, заполнена ли шапка бланка и работы собираются.

Тест предназначен для взрослых испытуемых и позволяет исследовать вашу интеллектуальную лабильность, то есть способность переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Алгоритм исследования

1. Цель: исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

2. Специальный бланк для ответов (JPG, 42 Кб), который рекомендуется распечатать для выполнения теста.

3. Тест состоит из ряда несложных заданий, описания которых приведены далее.

4. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 с.

5. Свои ответы фиксируйте на ранее распечатанном специальном бланке (JPG, 42 Кб).

6. Тест предназначен для взрослых испытуемых.

Тестовый материал

Квадрат 1. Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 с).

Квадрат 2. Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 с).

Квадрат 3. Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 с).

Квадрат 4. Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 с).

Квадрат 5. Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 с).

Квадрат 6. Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4с).

Квадрат 7. Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 с).

Квадрат 8. Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4с).

Квадрат 9. Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4с).

Квадрат 10. Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4с).

Квадрат 11. Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4с).

Квадрат 12. Если в слове СИНОНИМ шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 с).

Квадрат 13. Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3с).

Квадрат 14. Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав точки 1 и 3(3 с).

Квадрат 15. Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 с).

Квадрат 16. Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4с).

Квадрат 17. Соедините конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой (3 с).

Квадрат 18. Зачеркните нечетные цифры и подчерните четные (5 с).

Квадрат 19. Заключите две фигуры в круг и отделите их друг от друга вертикальной линией (4с).

Квадрат 20. Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку» направленную вверх, под буквой С - галочку (3с).

Квадрат 21. Если слова ДОМ и ДУБ начинаются одной и той же буквой, поставьте между ромбами минус (3 с).

Квадрат 22. Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в средней проведите диагональ (3 с).

Квадрат 23. Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 с).

Квадрат 24. Если в слове ПОДАРОК третья буква не И, напишите сумму чисел 3 + 5 (3 с).

Квадрат 25. В слове САЛЮТ обведите кружком согласные буквы, а в слове ДОЖДЬ зачеркните гласные (4с).

Квадрат 26. Если число 54 делится па 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 с).

Квадрат 27. Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы они проходила под четными цифрами и над нечетными (4с).

Квадрат 28. Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 с).

Квадрат 29. Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево (5 с).

Квадрат 30. Напишите слово МИР так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая к прямоугольнике (3 с).

Квадрат 31. Укажите стрелками направления горизонтальных линии вправо, а вертикальных - вверх (5с).

Квадрат 32. Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 с).

Квадрат 33. Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 с).

Квадрат 34. Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево (2с).

Квадрат 35. Заключите букву М в квадрат, букву К - в круг, букву О - в треугольник (4с).

Квадрат 36. Сумму чисел 5 + 2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромбе (4с).

Квадрат 37. Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5с).

Квадрат 38. Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник (3 с).

Квадрат 39. Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5с).

Квадрат 40. Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные - в круглые (5с).

1. Оценка производится по количеству ошибок.

2. Ошибкой считается и пропущенное задание.

3. Нормы выполнения:

Оценивается количество допущенных ошибок. Ошибкой считается неправильно выполненное задание или пропущенное задание.

В соответствии и количеством ошибок выделяются следующие уровни интеллектуальной лабильности:

0-4 – высокая интеллектуальная лабильность

5-9 – средний уровень интеллектуальной лабильности

10-14 – низкий уровень интеллектуальной лабильности

Более 15 ошибок – очень низкая лабильность.

Интересным может быть также сопоставление количества выполненных заданий с количеством допущенных ошибок - можно делать предварительные выводы о том, какой параметр требует развития в большей степени - скорость или точность выполнения заданий.

Методику можно использовать начиная с подросткового возраста. Возможна индивидуальная или групповая работа. Для воспроизведения можно использовать аудио запись.

Методика

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ»

или УМЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАТЬСЯ

(в модификации С.Н. Костроминой)
Цель : Исследование лабильности, т. е. способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Материал : Специальный бланк для ответов, выдается каждому испытуемому.

Описание: Методика состоит из нескольких заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд . Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке.

Инструкция : «Вам предлагается выполнить несколько несложных заданий, ответы на которые Вы будите фиксировать на специальном бланке. Время работы над каждым заданием ограничено несколькими секундами. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполнятся именно в нем. Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание. Начинаем».

Текстовый материал


  1. (Квадрат 1) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года. (3 сек.)

  2. (Квадрат 2) Напишите цифры 1, 6, 3. Нечётные цифры обведите в кружок. (3 сек.)

  3. (Квадрат 4) Напишите слово «ПАР» наоборот. (3 сек.)

  4. (Квадрат 5) Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя вертикальными линиями и двумя горизонтальными линиями. (4 сек.)

  5. (Квадрат 6)Начертите четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните. (3 сек.)

  6. (Квадрат №7) Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались. (3 сек).

  7. (Квадрат 8) Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево. (4сек).

  8. (Квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга» (3 сек).

  9. (Квадрат 12) Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а ромбе разность этих чисел. (4 сек).

  10. (Квадрат 13) Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник (4 сек).

  11. (Квадрат 15) Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните. (4 сек).

  12. (Квадрат 17) Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия вашего города.(4сек).

  13. (Квадрат 18) Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте цифру 1. (3 сек).

  14. (Квадрат 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность. (4 сек).

  15. (Квадрат 21). Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните. (4 сек)

  16. (Квадрат 22) Если число 54 делится на 9, то поставьте галочку (3 сек)

  17. (Квадрат 19). Если в слове «подарок», третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3. (3 сек)

  18. (квадрат 23). Если слово «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире. (3сек)

  19. (Квадрат 24). Напишите буквы «М», «К», «О». Букву «М» заключите в квадрат, букву «К» – в круг, букву «О» - в треугольник (3сек)

  20. (Квадрат 25) Напишите слово «Салют». Обведите в круг согласные буквы (3сек)

  21. При проведении исследования от психолога требуется четкое произношение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов не совпадают.

  22. Оценка производиться по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание.

Норма выполнения :
0-2 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к переключению внимания;

3 – 4 ошибки – средняя лабильность;

5-7 ошибок – низкая интеллектуальная лабильность;

более 7 ошибок – малоуспешен в любой деятельности.
Примечание: Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладает высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешной деятельности.

Бланк для ответов


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Бланк для ответов


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Отложите на горизонтальной линии графика количество правильно решенных задач. Затем проведите вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пересечения проведите горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует вашему КИ. Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о ваших способностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.

Тест «Интеллектуальная лабильность»

Цель. Исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Материал. Специальный бланк для ответов, выдается каждому испытуемому.

Описание. Методика состоит из нескольких заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке (рис. 22). Методика предназначена для взрослых испытуемых.

Инструкция. «Вам предлагается выполнить 40 несложных заданий, ответы на которые вы будете фиксировать на специальном бланке. Время работы над каждым заданием ограничено несколькими секундами. Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание. Начинаем».

Тестовый материал

    (Квадрат 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек.).

    (Квадрат 4). Напишите слово «ПАР» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.).

    (Квадрат 5). Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.).

    (Квадрат 6). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.).

    (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).

    (Квадрат 8). Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.).

    (Квадрат 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.).

    (Квадрат 12). Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.).

    (Квадрат 13). Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.).

    (Квадрат 15). Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.).

    (Квадрат 17). Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 сек.).

12. (Квадрат 18). Если в слове «СИНОНИМ» шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.).

13. (Квадрат 19). Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.).

14. (Квадрат 20). Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек.).

15. (Квадрат 21). Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.).

16. (Квадрат 22). Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.).

17. (Квадрат 23). Соедините конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой (3 сек.).

18. (Квадрат 24). Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 сек.).

19. (Квадрат 25). Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.).

20. (Квадрат 26). Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В - стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку (3 сек.).

21. (Квадрат 27). Если слова «ДОМ» и «ДУБ» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек.).

22. (Квадрат 28). Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек.).

23. (Квадрат 29). Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.).

24. (Квадрат 30). Если в слове «ПОДАРОК» третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек.).

25. (Квадрат 31). В слове «САЛЮТ» обведите кружком согласные буквы, а в слове «ДОЖДЬ» зачеркните гласные (4 сек.).

26. (Квадрат 32). Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.).

27. (Квадрат 33). Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.).

28. (Квадрат 34). Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.).

29. (Квадрат 35). Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево (5 сек.).

30. (Квадрат 36). Напишите слово «МИР» так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек.).

31. (Квадрат 37). Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных - вверх (5 сек.).

32. (Квадрат 39). Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.).

33. (Квадрат 40). Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.).

34. (Квадрат 41). Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево (2 сек.).

35. (Квадрат 42). Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4 сек.).

36. (Квадрат 43). Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромбе (4 сек.).

37. (Квадрат 44). Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек.).

38. (Квадрат 45). Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник (3 сек.).

39. (Квадрат 46). Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.).

40. (Квадрат 47). Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые (5 сек.).

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения: 0-4 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению; 5-9 ошибок - средняя лабильность; 10-14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении; 15 и более ошибок - мало успешен в любой деятельности.

Ещё совсем недавно при приёме на творческую или ответственную работу, требующую высоких умственных способностей, претендентам предлагали пройти тест на IQ (коэффициент интеллекта). Однако было выявлено, что человек с повышенным показателем IQ не всегда способен принимать мгновенные решения и своевременно переключаться с одной задачи на другую.

Оказалось, что здесь срабатывает иной параметр - психофизиологический. Это интеллектуальная лабильность - скорость возникновения и передачи циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях. Так что на сегодняшний день во многих компаниях при приёме на работу соискатели проходят тест на быстроту мыслительных процессов.

Что это такое

В психологии интеллектуальная лабильность - это способность быстро переключать внимание, уметь в короткие сроки решать как можно больше задач и как можно качественнее. В отличие от IQ, данный показатель не зависит от умственных способностей, которые обусловлены либо генетикой, либо постоянным развитием. Здесь главную роль играют процессы ЦНС. Скорость мысли определяется тем, как быстро происходит переключение между возбуждающим и тормозным импульсами, которые передаются от нейрона к нейрону, и насколько они уравновешены.

Чем быстрее человек отвечает на вызов извне, чем подвижнее у него нервная система, тем быстрее его мозг запускает психомоторные реакции в соответствии с полученными задачами и тем выше его интеллектуальная лабильность. От неё зависит успешность в процессе обучения и карьерном росте. Особенно в современном мире, когда требуется мобильность не только гаджетов и Интернета, но и мыслительных операций. Если сотрудники или учащиеся медленно приспосабливаются к новым обстоятельствам, обладая регидной нервной системой, вряд ли они добьются высоких вершин при сдаче экзаменов или при продвижении по карьерной лестнице.

Признаки

  • Повышенная концентрация внимания;
  • быстрая реакция на информацию извне;
  • способность моментально переключать внимание;
  • чёткий анализ сразу нескольких заданий;
  • высокая скорость выполнения поставленной задачи;
  • быстрый переход между заданиями;
  • кратковременность активной деятельности;
  • умение ориентироваться даже в запутанных и усложнённых условиях;
  • отсутствие ошибок, высокое качество выполненной работы;
  • умение учесть сразу несколько требований в синхроне.

Методика Костроминой

Психологи настаивают на том, что наряду с тестами на IQ в учебных заведениях и компаниях должна также проводиться диагностика интеллектуальной лабильности. Это позволит выявить учеников, студентов и сотрудников, которые многозадачны в своей деятельности и способны принимать не просто верные, но и быстрые решения.

Чаще остальных для этой цели применяется методика под названием «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой). Она представляет собой тест, состоящий из вопросов и бланка ответов, разделённого на квадраты.


Инструкция:

  1. Рядом с № вопроса в скобках обозначен № квадрата, в который вписывается ответ.
  2. На один вопрос даётся не более 4 секунд.

Примечание. Формулировка вопросов может незначительно отличаться от оригинальной методики при сохранении их значимости и степени сложности. С ключами расхождений нет.

Для студентов и сотрудников

  1. (4) Записать «пар», причём «а» должна оказаться в изображённой фигуре.
  2. (5) Пересечь 4-х угольник 2-мя вертикалями и 2-мя горизонталями.
  3. (6) Провести черту от 1 круга к 4, чтобы она шла ПОД вторым и НАД третьим.
  4. (7) Вписать «+» в треугольник. Вписать «1» в общую площадь фигур.
  5. (8) Поделить 2 окружность на 3 сектора, а 4 - на 2.
  6. (10) Вписать любую букву своей фамилии или имени (на выбор того, кто проводит тест) при условии, что сегодняшний день не является средой (день недели тоже можно менять).
  7. (12) Вписать в 1 прямоугольник «+», 3 перечеркнуть, в 6 вписать цифру «ноль».
  8. (13) Замкнуть точки прямой чертой, вставить «+» в наименьший по площади получившийся треугольник.
  9. (15) Обвести 1 согласную и перечеркнуть гласные.
  10. (17) Продолжить боковые стороны изображённой фигуры, пока не пересекутся. Точку, где пересеклись, назвать предпоследней (последней) буквой в названии улицы (города), где вы живёте.
  11. (19) Обозначить самый большой по площади круг, вписать «+» в наименьший из них.
  12. (20) Объединить 2, 4, 5, но не задев 1 и 3.
  13. (21) Вписать в промежуток галочку при условии, что указанные числа не одинаковы.
  14. (22) Поделить 1 линию на 3 сектора, 2 - на 2, 2 конца 3 - соединить с А.
  15. (23) Объединить нижний кончик 1 черты с верхним второй, верхний кончик 2 - с нижним 4.
  16. (24) Перечеркнуть нечётные, обозначить нижним подчёркиванием чётные.
  17. (25) Обвести фигуры, поделить их вертикалью.
  18. (26) Под А изобразить стрелочку вниз, под В - вверх, под С - обычную галочку.
  19. (27) Вписать между ромбиками «-» при условии, что «дама» и «дуброва» начинаются с одной буквы.
  20. (28) Вписать в левую клетку «0», в правую - «+», центральную разделить диагональю.
  21. (29) Нижними подчёркиваниями обозначить галочки, над первой надписать «А».
  22. (30) Вписать сумму 1 и 7 при условии, что в слове «купчиха» третья буква - не «и».
  23. (31) Заключить согласные в кружочек в слове «салют», перечеркнуть гласные в слове «дождь».
  24. (32) Если 54 кратно 9, вписать 4-х угольник в окружность.
  25. (33) Провести черту от 1 к 7, чтобы она расположилась ПОД чётными, но НАД нечётными.
  26. (34) Перечеркнуть кружочки без цифр, с ними - подчеркнуть снизу.
  27. (35) Под согласными обозначить стрелочку вниз, под гласными - влево.
  28. (36) Записать «мир», чтобы 1 буква заключалась в круг, а 2 в прямоугольник.
  29. (37) Указать стрелочками направления изображённых линий: горизонтальных - вправо, вертикальных - вверх.
  30. (39) Поделить 2 линию на 2 равных сектора, объединить оба конца 1 линии с центром 2.
  31. (40) Поделить нечётные и чётные вертикалями.
  32. (41) Над линией обозначить стрелочку вверх, под ней - влево.
  33. (42) Сделать так, чтобы «М» оказалась в прямоугольнике, «К» в окружности, «О» в треугольнике.
  34. (43) Сложить 5 и 2, что получилось - вписать в прямоугольник, их разность - в ромбик.
  35. (44) Перечеркнуть цифры, кратные 3, обозначить нижним подчёркиванием оставшиеся.
  36. (45) Обвести галочку, заключить «3» в квадрат.
  37. (46) Нижними подчёркиваниями обозначить буквы. Обвести цифры, делящиеся на 2.
  38. (47) Взять нечеты в квадратные скобки , чёт - в круглые ().

Бланк для взрослых

Бланк на 20 вопросов для подростков (12-15 лет)

  1. (1) Записать начальную букву топонима «Санкт-Петербург» и конечную - «Симферополь».
  2. (2) Записать 1, 6, 3. Обвести нечётные.
  3. (4) Записать «пар» в обратном порядке.
  4. (5) Изобразить прямоугольник. Поделить его 2 горизонталями и 2 вертикалями.
  5. (6) Изобразить 4 круга. Затем первый перечеркнуть, 3 обозначить нижним подчёркиванием.
  6. (7) Изобразить треугольник и прямоугольник, чтобы у них была общая площадь.
  7. (8) Записать «мел». Под согласными обозначить стрелочку вниз, под гласными - влево.
  8. (10) Вписать любую букву своей фамилии (имени) при условии, что сегодняшний день не является средой (день недели тоже можно менять).
  9. (12) Изобразить прямоугольник, вписать сумму 5 и 2. Затем - ромб, и в нём - их разность.
  10. (13) Изобразить 3 точки, при соединении которых образуется треугольник.
  11. (15) Вписать «ручка». Гласные перечеркнуть.
  12. (17) Поделить квадрат 2 диагоналями. Точку, где пересеклись, назвать предпоследней (последней) буквой в названии улицы (города), где вы живёте.
  13. (18) Поставить «1» при условии, что в слове «антоним» 6 буква гласная.
  14. (20) Изобразить треугольник, в нём - окружность.
  15. (21) Записать «82 365». Все нечётные перечеркнуть.
  16. (22) Поставить галочку при условии, что 54 кратно 9.
  17. (19) Вписать сумму 2 и 6 при условии, что в слове «купчиха» 3 буква не «и».
  18. (23) Вписать между ромбами «-» при условии, что «дама» и «дуброва» начинаются с одинаковой буквы.
  19. (24) Сделать так, чтобы «М» оказалась в прямоугольнике, «К» в окружности, «О» в треугольнике.
  20. (25) Вписать «салют». Обвести кружочком согласные.

Бланк для подростков

Интерпретация

  • До 4 невыполненных заданий - повышенная интеллектуальная лабильность;
  • 5-9 - посредственный уровень;
  • 10-14 - пониженная интеллектуальная лабильность;
  • 15 и более - критически низкая.

Ключи к методике


Ключи для теста «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой) для взрослых
Ключи для теста «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой) для подростков

Что касается теста на определение интеллектуальной лабильности для младших школьников, здесь мнения психологов расходятся. Во-первых, нет методики, разработанной исключительно для них. Во-вторых, в таком возрасте высшие нервные психические процессы ещё не настолько развиты физиологически, чтобы их как-то оценивать.

Развитие

Интеллектуальная лабильность - это полностью биологически запрограммированный процесс. Он зависит от нейрофизиологических свойств коры головного мозга, которые закладываются генетически. Поэтому есть мнение, что развить её невозможно. Однако некоторые предлагают для повышения этого показателя применять следующие методики:

  • дифференцированный подход;
  • тренинги;
  • задания на внимание и память.

Интеллектуальная лабильность - важное качество для современного человека любого возраста. Школьникам в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами предлагают решать комплексные тесты, включающие в себя вопросы из разных областей знаний. Сотрудники компаний должны молниеносно реагировать на задачи, поставленные руководством для того, чтобы выжить в условиях жесточайшей конкуренции. И лишь те, у кого скорость мыслительных процессов достаточно высока, способны успешно справляться со всем этим.