Энциклопедия растений

Технические и научные достижения майя. Культура народов майя: особенности политической и социальной организации, достижения науки и техники. Научные знания и письмо

Своего расцвета цивилизации доколумбовой Америки достигли у майя, инков и ацтеков. Целый ряд общих позволяет ученым сделать вывод, что наследницей культурной традиции ольмеков стала цивилизация майя.

Историю культуры этого народа принято делить на три периода. Первый период (с древности до 317 г.) — время возникновения городов-государств, примитивного подсечного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др. Второй период (317-987) — древнее царство, или классический период, — время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тулума) и одновременно таинственного исхода из них населения в начале X в. Третий период (987-XVI в.) — новое царство, или постклассический период, — время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т.д.

Около 300 г. до н.э. в географической области, охватывающей часть современной Мексики, Гватемалы, Белиза и Гондураса, начала формироваться цивилизация майя. На этой территории народ майя построил несколько величественных ритуальных центров, руины которых сохранились до наших дней. Эти центры состояли из нескольких больших зданий, а их население было незначительным — в основном жрецы, их слуги и ремесленники. В центрах проводились большие религиозные праздники, на которые стекались большие массы людей.

Составляла духовную основу культуры майя, как во многих древних цивилизациях. В представлениях майя мир являлся сложным образованием, его наполняли различные священные силы. Поэтому пантеон богов был очень велик. Известны десятки богов, которые в зависимости от их функций разделяются на группы: боги плодородия, воды, охоты, огня, звезд, смерти, войны и т.д. Главными были бог плодоносного дождя и смертоносной молнии с головой, как у тапира, бог Солнца и ночного неба, бог кукурузы — покровитель жизни и смерти. Все они имели человеческий облик, благодаря которому их можно легко узнать в иероглифических надписях.

В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. Поэтому все божества майя двойственны и совмещают два противоположных начала — жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Своих главных богов майя изображали в виде пернатой змеи: перья — символ неба, змея — символ земли. Они считали, что в зависимости от деяний человека после смерти душа человека пребывает л ибо в состоянии безмятежного блаженства, либо в вечных муках. Вечное блаженство ожидает того, кто его заслужил, а грешники отправляются в Метналь — преисподнюю, вечно холодную область, населенную демонами.

Религиозные ритуалы древних майя были очень сложными, особенно жертвоприношения самого разного вида, среди которых наиболее распространены были человеческие, поскольку считалось, что боги питаются только человеческой кровью. Как и вольмекской цивилизации, у майя в жертву богам приносились самые красивые девушки, получая за это вечную счастливую жизнь, и самые лучшие юноши — победители в игре в мяч.

Считалось, что каждый из богов поочередно правит миром через определенные промежутки времени, например через год или несколько лет. К моменту начала правления определенного бога майя выставляли его статуи в храмах и на площадях и те стояли до тех пор, пока не закончится время его правления. Царствование злого божества приносило людям беды и страдания, а доброго — благоденствие и процветание. Вселенная, по убеждениям майя, устроена сложно: она разделялась на 13 пространств, каждым из них ведал какой-то бог. Небо поддерживали четыре божества, и у каждого был свой цвет: красный цвет принадлежал богу востока, белый — богу севера, черный — богу запада, желтый — богу юга; в центре мироздания располагался зеленый цвет. Таким образом, число четыре у майя имело особое магическое знание. Вероятно, именно этим объясняется существование у майя четырех столиц-городов: Копана, Калакмуля, Тикаля, Паленке.

Архитектура Майя

Архитектура получила наибольшее развитие в материальной культуре майя. Существовали два типа архитектурных сооружений — жилые дома и монументальные церемониальные сооружения. Обычные жилые дома часто возводились на платформах, имели прямоугольные очертания, каменные стены, островерхие, крытые соломой, двускатные крыши; в центре дома сооружали очаг из камней. К типу церемониальных построек относились пирамиды, которые служили основанием храма, поднимая его как можно выше к небу; чаще всего храмы располагались именно на вершинах пирамид. Они были квадратными в плане, имели тес- нос внутреннее пространство (из-за толстых стен), украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ. Образцом архитектуры такого типа является «Храм надписей» в Паленке. Здания у майя строились через определенные промежутки времени — 5, 20 и 50 лет. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали свои пирамиды и каждые пять лет воздвигали стелы (алтари). В записях на алтарях сообщалось о каких-либо событиях. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире.

Скульптура и живопись Майя

Скульптура и живопись гармонично дополняли архитектуру майя. Их образы представляют панораму жизни общества. Основные темы изображений — божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, сочетающими различные скульптурные жанры. Майя применяли все скульптурные жанры — резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. В качестве материала использовались обсидиан, кремень, нефрит, раковины, кость и дерево. Майя умели делать также предметы культа из глины, покрывая их росписью. Многие скульптуры раскрашивались. Скульпторы уделяли большое внимание выражению лиц, деталям одежды.

Скульптурная традиция индейцев майя отличается реализмом, яркостью и энергией. На стелах и в храмовых рельефах скульптурные изображения людей выполнены одновременно реалистично и искусственно неподвижно. Обязательным требованием к скульптурным фигурам являлся S-образный разворот: ступни ног и голова фигуры изображались в профиль, а торс и плечи — анфас. В ритуальных центрах воздвигались скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями, относящимися к правителю-жрецу, чье изображение присутствовало на памятнике, содержащими описание какого-либо исторического события или родословную лица, которому был посвящен данный памятник. Часто указывалась дата смерти этого лица или прихода его к власти. Само лицо изображалось при полных ритуальных регалиях, включая ушные и носовые украшения, браслеты, ожерелья, головной убор с перьями и церемониальный жезл.

Обычаи и традиции Майя

Обычаи и традиции играли особую роль в жизни майя, в первую очередь связанные с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак. Рождение человека считалось проявлением благосклонности богов, особенно богини Луны — Иш-Чель. Жрецы давали младенцу детское имя и составляли для него гороскоп, предсказывающий, какое божество будет покровительствовать или вредить ребенку на протяжении всей его жизни.

Одним из главных признаков красоты у майя считалось косоглазие. Для его развития к волосам ребенка прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусина, свисавшая между глаз. К головке младенца спереди плотно прибинтовывали деревянную дощечку с тем, чтобы череп стал более плоским и удлинилась линия лба, что считалось признаком красоты и высокого общественного положения.

В жизни каждого представителя народа майя важное значение имел обряд половой зрелости. День для его проведения выбирался особенно тщательно. В назначенный день все участники торжества собирались во дворе дома покровителя. Жрец совершал обряд очищения жилища и изгонял злого духа, двор подметали и расстилали на земле циновки. Обряд заканчивался пиршеством и всеобщим пьянством. После него разрешалось вступление в брак. Отцы выбирали для своих сыновей будущих жен, соблюдая запрет на браки междулицами, связанными кровным родством.

Особым занятием в культуре майя считалась игра в мяч, которая носила религиозно-церемониальный характер. Подготовка к игре сопровождалась сложным ритуалом, поскольку считалось, что в игре вступают в борьбу те или иные божества.

Гибель цивилизации майя относится к XI в. Этот исторический факт до сих пор является загадкой, поскольку огромная империя вдруг погибла без видимых на то причин. При этом города остались нетронутыми — без следов разрушений, как будто их обитатели ненадолго отлучились и вскоре собирались вернуться.

Цивилизации Доколумбовой Америки обладают для западного человека какой-то особой притягательностью. Отчасти это объясняется тем своеобразием, которого достигли эти цивилизации, находясь в полной изоляции от остального мира. Отчасти дело в том, что по-настоящему достижения инков, ацтеков, майя и других этносов и государств были оценены совсем недавно, примерно сто лет назад, когда были обнаружены останки величественных городов и храмовых комплексов. Исчезнувшая цивилизация майя уже поразила исследователей, не раскрыв при этом ещё многих своих тайн.

Цивилизация майя – причины конца

Так сложились исторические обстоятельства, что остальной мир в лице испанских конкистадоров открыл цивилизацию майя, существовавшую на полуострове Юкатан (территория современной Мексики), уже на финальной стадии её существования. Конечно, формально черту под ней подвели именно испанцы, прошедшие по индейским землям огнём и мечом. Однако к началу XVI века, когда европейцы появились на американском континенте, древняя цивилизация майя была лишь бледной тенью себя самой и была на последнем издыхании. Между тем расцвет империи майя испанцы не застали – его цивилизация, первые свидетельства существования которой относятся к началу II тысячелетия до нашей эры, пережила III-X веках нашей эры. Именно к этому периоду относятся основные достижения цивилизации майя.

Однако затем началась эпоха, до сих пор представляющая собой одну из наиболее интересных тайн мировой истории – стремительный закат одной из самых блистательных цивилизаций. Не более чем за пятьдесят лет майя проделали стремительный путь вниз – от высот развитой цивилизации, контролирующей большую территорию, до разрозненных и малочисленных сообществ. Эти сообщества были вынуждены выживать, а не расширять своё влияние, сохранять огромное культурное богатство предшественников, а не пытаться развивать его и создать что-то новое. У историков нет ответа на вопрос, что же случилось, зато есть множество различных гипотез.

Существуют версии, что закат майя был ознаменован крупными военными конфликтами – внутренней междоусобной борьбой или внешним вторжением со стороны тольтеков. Однако археологические исследования не находят следов крупномасштабных сражений и разрушений очагов цивилизации. Есть предположение, что майя подкосила эпидемия неких смертельных болезней, которая быстро сократила численность народа до критического значения. Наиболее распространена теория, что упадок цивилизации связан с климатическими факторами: чередой последовательных сильных засух, истощением плодородных почв, экологической катастрофой в результате злоупотребления природными ресурсами.

Культура цивилизации майя – без письменности не бывает ответов

Самое интересное, что наиболее представительные остатки былого могущества майя были обнаружены европейцами даже не при испанской колонизации, а уже в XX веке, когда в джунглях Юкатана были найдены руины величественных городов майя. При этом учёным пришлось начинать всё практически с нуля: конкистадоры на первом этапе не слишком заботились о культурном изучении покоряемых ими народов, на первом плане стояло военное завоевание, политическое господство и банальный грабёж. Когда же некоторые любопытные европейцы заинтересовались письменностью майя, оказалось, что при завоевании уничтожено абсолютное большинство памятников письменности майя, а также людей, которые могли бы передать их значение.

Несколько столетий письменность оставалась нерасшифрованной, что фактически похоронило цивилизацию майя – города ещё не были открыты, а насчёт символов не было понятно, являются ли они простыми рисунками и элементами орнамента или представляют собой буквы и слова. Лишь когда в середине XX века письменность была в основном расшифрована советским учёным Юрием Кнорозовым, стало понятно, почему загадки цивилизации майя были столь хорошо скрыты. Письменность майя представляет собой очень сложную фонетическую и семантическую систему. В ней нет как таковых символов-букв, имеющих постоянное зафиксированное значение. Есть символы-буквы, есть символы-слоги, есть символы-слова и даже целые символы предложения. При этом значение этих символов может меняться в зависимости от ситуации и от нахождения рядом с другими символами. Один и тот же символ может быть разными буквами, разными слогами и разными словами в зависимости от повествовательного и графического контекста. Поэтому даже на настоящий момент письменность майя до конца не прочитана, значение примерно четверти знаков остаётся либо неизвестным, либо неоднозначным.

Пирамида как признак цивилизации

Разумеется, развитая и сложная система письменности является признаком настоящей цивилизации. Однако в силу сложности своей письменности племя майя, таинственная цивилизации Доколумбовой Америки , долгое время воспринималось сквозь призму первого восприятия колонизаторов. Их считали полудикими варварами, не способными на настоящие достижения, не знающими даже колеса и способными лишь на человеческие жертвоприношения. Однако когда учёные обнаружили настоящие храмовые города майя, усыпанные ритуальными пирамидами, тут даже скептики вынуждены были согласиться – дикари на такое не способны, это плод творческого труда настоящей цивилизации.

Ступенчатые пирамиды майя , посвящённые различным божествам, служили многофункциональными религиозными сооружениями – это были и главные жертвенники, на которых приносились человеческие, и не только, жертвы. Это были храмы, в которых жрецы совершали ритуалы поклонения богам и записывали религиозные тексты. Это были, как показали исследования, и усыпальницы правителей, главных жрецов и особо знатных людей. Наиболее масштабные пирамиды майя были созданы в классический период расцвета цивилизации, то есть с III по X века. Но ступенчатые сооружения, пусть и меньших размеров, сооружались майя и ранее, примерно с начала I тысячелетия до нашей эры. Что самое интересное – пирамиды возводились не только правителями или жрецами, их могли по собственной инициативе построить и земледельческие общины, которым нужна была помощь того или иного бога.

Александр Бабицкий


История цивилизации майя полна загадок. Одна из них - причина внезапного исчезновения этого древнего народа, достигшего удивительно высокого уровня развития культуры.

Происхождение и территория обитания

Майя, одна из цивилизаций Мезоамерики, начала формироваться примерно в 2000 г. до н. э. Она сложилась на территории мексиканских штатов Юкатан и Табаско, стран Гватемалы и Белиз, Гондураса и Сальвадора. Местность, на которой жили эти древние племена, делится на три климатические зоны: каменистую и засушливую горную территорию, тропическую сельву и районы с богатой фауной.

По поводу происхождения народа, как и о том, куда пропали майя, существует несколько теорий. Есть версия о том, что они пришли из Азии, и даже фантастическое предположение, что это потомки жителей мифической Атлантиды. Еще одна теория утверждает, что они выходцы из Палестины. В доказательство приводят тот факт, что многие элементы схожи с христианскими (идея прихода Мессии, символ креста). Кроме того, народа очень походит на египетскую, и это наводит на мысль, что он каким-то образом связан и с Древним Египтом.

Индейцы майя: история великой цивилизации

Исследователям повезло - сохранилось немало источников, по которым можно составить картину жизни этого древнего народа. Его историю делят на несколько больших периодов.

В доклассическую эпоху индейцы представляли собой небольшие племена, добывающие пропитание охотой и собирательством. Около 1000 г. до н. э. появляется множество мелких поселений земледельцев. Эль-Мирадор - один из первых городов майя, известный сейчас своим огромным пирамидальным комплексом высотой в 72 метра. Это была крупнейшая метрополия доклассического периода.

Следующая эпоха (400 г. до н. э. - 250 г. н. э.) характеризуется большими изменениями в жизни индейцев. Происходит бурный рост городов, возводятся монументальные архитектурные комплексы.

250-600 гг. н. э. - время классической эпохи развития народа Мезоамерики. В этот период сложились соперничающие друг с другом города-государства. Их архитектура была представлена пышными архитектурными сооружениями. Обычно здания располагались вокруг прямоугольной центральной площади и украшались масками богов и мифологических персонажей, вырезанными в камне. История племени майя говорит, что особенностью их поселений было наличие в центре городов пирамид высотой до 15 метров.

К концу классического периода население низменных областей Гватемалы достигло внушительной численности в 3 миллиона человек.

Поздний классический период - время наивысшего расцвета культуры древнего народа Мезоамерики. Тогда были основаны великие города - Ушмаль, Чичен-Ица и Коба. Численность населения каждого из них составляла от 10 до 25 тысяч человек. История племени майя не может не удивлять - в это же время в средневековой Европе не было таких крупных поселений.

Занятия и ремесла майя

Основными занятиями индейцев были земледелие (подсечно-огневое и ирригационное), пчеловодство и ремесло. Выращивали маис (основная культура), фасоль, томаты, тыкву, различные виды перца, табак, хлопок, батат и разнообразные приправы. Важной культурой было какао.

Занимались майя и выращиванием фруктов. Сейчас сложно сказать, какие из плодовых деревьев были культурными. Жители использовали в пищу папайю, авокадо, рамон, чикосапоте, нансе, мараньон.

Несмотря на высокий уровень развития, майя никогда не прекращали заниматься собирательством. Листья пальм использовались как материал для кровли крыш и сырье для плетения корзин, собранную смолу применяли как благовоние, а из коросо готовили муку.

Охота и рыболовство тоже входили в число основных занятий индейцев.

Из археологических исследований ясно, что на Юкатане и в Гватемале жили искусные ремесленники: оружейники, ткачи, ювелиры, скульпторы и зодчие.

Архитектура

Майя известны своими величественными постройками: пирамидальными комплексами и дворцами правителей. Кроме того, они создавали прекрасные скульптуры и барельефы, основными мотивами которых были антропоморфные божества.

Жертвоприношения

Среди сохранившихся до наших дней построек основную часть занимают здания религиозного характера. Этот факт и другие источники позволяют сделать вывод, что религия занимала в жизни майя центральное место. Они известны своими обрядами кровопускания и человеческими жертвами, приносимыми богам. Самыми жестокими из обрядов было закапывание жертвы заживо, а также вспарывание живота и вырывание сердца из тела еще живого человека. В жертву приносились не только пленники, но и соплеменники.

Тайна исчезновения народа

Вопрос о том, куда пропали майя, продолжает интересовать многих исследователей. Известно, что к IX веку южные территории проживания индейцев стали пустеть. По какой-то причине жители стали покидать города. Вскоре этот процесс распространился и на центральный Юкатан. Куда пропали майя и по какой причине они оставили насиженные места? На этот вопрос пока нет ответа. Есть гипотезы, которые пытаются объяснить внезапное исчезновение одного из народов Мезоамерики. Исследователи называют следующие причины: вражеские нашествия, кровопролитные восстания, эпидемии и экологическая катастрофа. Возможно, майя нарушили баланс между природой и человеком. Быстрорастущее население окончательно истощило природные ресурсы и стало испытывать серьезные проблемы с нехваткой плодородных почв и питьевой водой.

Последняя гипотеза об упадке цивилизации майя предполагает, что это произошло из-за сильной засухи, которая и привела к опустошению городов.

Ни одна из этих теорий не получила серьезного подтверждения, и вопрос о том, куда пропали майя, до сих пор остается открытым.

Современные майя

Древний народ Мезоамерики не исчез бесследно. Он сохранился в своих потомках - современных индейцах майя. Они продолжают жить на родине своих знаменитых предков - в Гватемале и Мексике, сохранив язык, обычаи и образ жизни.

Сегодня населяют некоторые регионы Гватемалы, Мексики, Гондураса и Белиза. Джунгли Центральной Америки сохранили десятки городов, основанных представителями древнейшей и одной из самых загадочных цивилизаций. Остались от них только руины, но и они позволяют многое рассказать о том, какой была культура майя. В музеях мира сегодня хранится большое количество предметов керамики, украшений, статуэток, которые некогда им принадлежали. До недавнего времени о культуре этого народа было известно очень мало. Названия городов, имена художников и жрецов были неразгаданной тайной.

Только когда в руки исследователей попали рукописи «Чилам Балам», написанные латиницей на языке майя, они смогли почерпнуть мифологические, исторических и астрономические сведения.

К моменту прихода конкистадоров были расселены по огромной территории Кампече, Кинтана-Роо, части Табаско, западных регионов Сальвадора, Чьяпаса и многих других. Зародилась цивилизация в первые века нашей эры. Культура майя переживала свой расцвет в 7-8 веке нашей эры. Именно в это время были созданы самые значительные творения архитектуры, скульптуры, живописи майя.

Уже в 9 веке жизнь во многих городах практически прекращается. Перестают появляться храмы и дворцы, замирает строительство, исчезают алтари. Почти полностью замирает научная жизнь, пустеют дворцы и мастерские. Ученые до сих пор спорят о том, что послужило причиной заката цивилизации. Самым правдоподобным предположением сегодня считают гипотезу об иноземном вторжении, которое и стало причиной разрушения городов и изгнания из них народа.

Просуществовавшая сравнительно недолгий период времени цивилизация оставила после себя множество доказательств того, что ее представители обладали удивительно обширными знаниями. Культура майя была развита настолько, что ее достижения поражают даже сегодня. Календарь майя представлял собой целую систему календарей, каждый из которых применялся и с религиозной, и с практической целью. Гороскоп стал первым в мире, который использовался для определения благоприятных периодов для проведения обрядов, посевных и т.д.

Астрономы майя создали также и лунный календарь, не имея в своем распоряжении телескопов или какого-либо другого оборудования. Они смогли вычислить продолжительность года, измерить и Луны. Эти календари были относительно непродолжительными. Для длительных по времени исчислений применялся календарь «Длинного Счета». Именно по его данным планета в 2012 году должна прекратить свое существование.

Культура майя была довольно многоликой. Она была представлена храмовой росписью, архитектурой и наукой. Индейцы поклонялись солнцу, поэтому «солнечная тематика» прослеживается в большинстве В храмовой росписи художники пользовались красками, которые отличались высокой устойчивостью. Их состав не известен даже сегодня. Ценными предметами считались деревянные фигурки богов и умерших родственников.

Памятникам архитектуры характерна однотипность. Сооружения возводились на стилобатах, часто имели четырехугольное или овальное основание. Майя создали целые города-государства, которые были высечены из камня. Примерно двести лет назад ученые обнаружили город Паленке. Он представляет собой настоящее произведение искусства с пирамидами, дворцами, храмами. Особенного развития достигла скульптура.

При этом у майя существовали довольно странные представления о красоте. В их понимании красивыми считались деформированные черепа, треугольные зубы, косые глаза. Существовали у них и весьма жестокие ритуалы и традиции: широко практиковались человеческие жертвоприношения с вырыванием сердца.

Майя отличалась своеобразием и незаурядностью, поэтому она так интересна для современных исследователей.

Архитектура майя зародилась еще в формативный период, однако в то время культура этого народа не была свободна от внешних влияний. Среди архитектурных памятников этого периода можно назвать пирамиду, обнаруженную в городе Вашактуне, в нескольких километрах к северу от Тикаля. Это сооружение, известное под названием E-VII-«cy6», расположенное в городском секторе «Е», дает нам представление о сложности селений майя. Культурный слой, исследованный археологами, был разделен на секторы, обозначенные римскими цифрами. Внутри здания VII в секторе «Е» оказалась другая, более древняя пирамида. Поскольку более позднее строение почти не сохранилось, было принято решение разобрать его и открыть древнюю постройку.

E-VII-«cy6» - это небольшая пирамида из четырех уступов. Со всех сторон к ее вершине ведут лестницы, окаймленные балюстрадами, украшенными гигантскими масками с изображением ягуара, символизировавшего, возможно, бога дождя, однако выполненного полностью в ольмекском стиле. Можно сказать, что это пока еще зависимое искусство. Вся пирамида облицована слоем тщательно отшлифованного штука, а на ее вершине возвышался храм, построенный из нестойких материалов и разрушившийся с течением времени; остались только следы его основания. По углам верхней площадки обнаружены четыре углубления, куда вставлялись столбы, на которых монтировался храм и котбрые позволяют восстановить его план. Судя по этому плану, строения майя существенно не изменились вплоть до нашего времени.

Мы уже упоминали, что в классический период появился самый характерный элемент архитектуры майя - ступенчатый свод. Важную роль играли и другие элементы, такие, как карнизы, колонны и кровельные гребни, всевозможные варианты которых вместе с пирамидальным основанием положили начало различным архитектурным стилям цивилизации майя; о некоторых из них мы расскажем ниже.

С архитектурой теснейшим образом связана живопись и скульптура. Круглая скульптура и барельефы представляют собой, пожалуй, самое заметное явление в искусстве майя. В качестве материала используются штук, камень и дерево. Резьбой украшались стелы, алтари, настенные панели, притолоки, фасады, дверные косяки, колонны, лестницы и т. д. Встречаются также круглые скульптуры, изображающие атлантов, Чак-Мооля, бога тольтекского происхождения, а также человеческие фигуры. Однако намного чаще встречаются барельефы и горельефы.

Живопись носила в основном декоративный характер, однако в нее вкладывалось также определенное религиозное и историческое содержание. Преимущественное развитие получили настенные росписи. Различные рисунки встречаются и в кодексах, на керамике, штуке, колоннах и фасадах. На картинах изображены различные религиозные и мифологические сюжеты, а также сцены из жизни, рассказывающие о военных сражениях, описывающие пейзажи, животных и существовавшие обычаи.