Веранды и террасы

Организаторы торговли участники торговли. Организатор торговли на рынке ценных бумаг. Смотреть что такое "организатор торговли" в других словарях

ОРГАНИЗАТОР ТОРГОВЛИ - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий . обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

1) допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;

2) правила допуска к торгам ценных бумаг;

3) правила заключения и сверки сделок;

4) правила регистрации сделок;

5) порядок исполнения сделок;

6) правила, ограничивающие манипулирование ценами;

7) расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;

8) регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции;

9) список ценных бумаг, допущенных к торгам. О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:

1) дата и время заключения сделки;

2) наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;

3) государственный регистрационный номер ценных бумаг;

4) цена одной цен ной бумаги;

5) количество ценных бумаг (ст. 9 Закона № 39ФЗ). Требования, предъявляемые к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, определены в постановлении ФКЦБ от 16 ноября 1998 г. № 4.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "ОРГАНИЗАТОР ТОРГОВЛИ" в других словарях:

    Организатор торговли - – 1) организация, осуществляющая деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг; 2) валютная или товарная биржа, имеющая фондовый отдел и созданная в форме… …

    Организатор торговли - 3) организатор торговли фондовая, валютная, товарная биржа, иная организация, которая в соответствии с федеральными законами осуществляет деятельность по организации торговли финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами;...… … Официальная терминология

    ОРГАНИЗАТОР ТОРГОВЛИ - организация, осуществляющая деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг или лицензии фондовой биржи … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

    ОРГАНИЗАТОР ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ - юридическое лицо (профессиональный участник рынка ценных бумаг), предоставляющее услуги, непосредственно способствующие заключению гражданскоправовых сделок с ценными бумагами между профессиональными участниками рынка ценных бумаг (р.ц.б.). О.т.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Организатор торговли на рынке ценных бумаг - – 1) профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг; 2) юридическое лицо, являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющее деятельность по… … Рынок ценных бумаг. Словарь основных терминов и понятий

    ОРГАНИЗАТОР ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ - юридическое лицо, являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющее деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. Под организаторами торговли понимаются фондовые биржи и организаторы внебиржевой торговли на… … Большой бухгалтерский словарь

    Организатор торговли на РЦБ - Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг...

Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами меж­ду участниками рынка ценных бумаг.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляю­щий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг.

Организатором торговли может быть фондовая биржа или другой организатор торговли, который осуществляет свою деятельность на внебиржевом рынке.

Организаторами торговли в РФ может быть как коммерческая орга­низация, созданная в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, так и некоммерческая организация. Организатор торговли должен иметь лицензию на осуществление де­ятельности и определенную величину собственного капитала. Для коммерческих организаций собственный капитал организатора тор­говли должен быть не менее 16,7 млн. руб., а для некоммерческих орга­низаций - 83 млн. руб.

Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

    правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;

    правила допуска к торгам ценных бумаг;

    список ценных бумаг, допущенных к торгам;

    правила заключения и сверки сделок;

    правила регистрации сделок;

    порядок исполнения сделок;

    правила, ограничивающие манипулирование ценами;

Расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;

Регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечислен­ные позиции.

О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:

    дата и время заключения сделки;

    наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;

    государственный регистрационный номер ценных бумаг;

    цена одной ценной бумаги;

    количество ценных бумаг.

5. Понятие и экономическое содержание ценной бумаги

«Эмиссионная ценная бумага, - отмечается в Законе, - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, кото­рая характеризуется одновременно следующими признаками:

Закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществ­лению с соблюдением установленных настоящим Федеральным зако­ном формы и порядка;

Размещается выпусками;

Имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного

выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги».

В данном определении эмиссионной ценной бумаги выделены три признака. Причем, если второй и третий признаки присущи только эмиссионным ценным бумагам, то содержание первого признака в равной мере относится к любым ценным бумагам, в том числе и к неэмиссионным.

Следует также отметить, что, если в соответствии с более ранними нормативными актами Российской Федерации ценная бумага трак­товалась как документ, удостоверяющий имущественные права, то в соответствии с последним Федеральным законом ценная бумага ценная бумага может удостоверять и неимущественные права.

Являясь инструментами финансового рынка, ценные бумаги выс­тупают в виде специальным образом оформленных финансовых до­кументов, которые предоставляют владельцу документа определенные права. Эти документы должны быть составлены в соответствии с дей­ствующим в стране законодательством. Посмотрим, какое определе­ние дается категории «ценная бумага» в соответствующих правовых актах и какие изменения произошли в трактовке этого понятия за пос­леднее время.

В этом определении подчеркнуты две характерные черты ценной бумаги: этот документ удостоверяет имущественное право, а не ка­кое-либо иное, и для осуществления этого права требуется предъяв­ление самого документа. Такая формулировка была несколько рас­плывчатой и позволяла относить к ценным бумагам различные документы.

В «Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах РСФСР», утвержденном Постановлением Правительства РСФСР 28 декабря 1991 г. была дана несколько иная формулировка ценных бумаг: «Ценная бумага - денежный документ, удостоверяю­щий имущественное право или отношение займа владельца докумен­та по отношению к лицу, выпустившему такой документ».

В этом определении можно отметить три наиболее характерных признака ценной бумаги.

Во-первых, из определения следует, что ценная бумага - это не всякий, а денежный документ. Такая характеристика, бесспорно, кон­кретизирует понятие ценных бумаг, дает им денежную оценку и отде­ляет их от других документов (например, от удостоверения личнос­ти). Однако из определения ценной бумаги как денежного документа вовсе не следует, что по данному документу всегда можно получить обозначенную на документе сумму денег. Получить эту сумму можно только по долговой ценной бумаге при наступлении срока платежа, если заемщик будет в состоянии осуществить платеж. В остальных слу­чаях этот документ можно превратить в деньги, если будет найден по­купатель ценной бумаги, а цена документа будет определена путем соглашения между продавцом и покупателем и может быть как выше, так и ниже нарицательной стоимости, обозначенной на документе.

Отечественная и мировая практика дает массу примеров, когда цен­ные бумаги полностью лишались «денежного содержания».

Во-вторых, в приведенном определении разграничиваются иму­щественное право и отношение займа. Однако, если исходить из со­держания категории «имущество», то деньги - это часть имуще­ства, и владелец долговой ценной бумаги приобретает право на получение процентов и/или основной суммы долга в виде опреде­ленного количества денег, являющихся частью имущества эмитента. Следовательно, характеристика ценной бумаги как документа, удо­стоверяющего имущественное право, распространяется и на долго­вые ценные бумаги и добавление слов «или отношение займа» для раскрытия содержания категории ценной бумаги не является необ­ходимым, что, вероятно, и было учтено в последующих норматив­ных актах России.

В-третьих, в определении ценной бумаги указывается со стороны кого и по отношению к кому возникают удостоверенные ценной бу­магой права. Эти права приобретает держатель ценной бумаги, а от­ветственность за исполнение обязательств по ценной бумаге несет эмитент ценной бумаги.

В октябре 1994 г. был принят Гражданский кодекс Российской Фе­дерации, в котором дано следующее определение ценной бумаги:

«Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдени­ем установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении».

Как можно видеть, это определение ближе к определению ценной бумаги, данному в «Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик». Однако здесь имеется весьма важное уточнение о том, что ценной бумагой может быть только документ установленной формы с наличием обязательных реквизитов. Это означает, что, если документ составлен не по форме и в нем отсутствуют обязательные реквизиты, то этот документ не является ценной бумагой.

В апреле 1996 г. был принят Федеральный закон РФ «О рынке цен­ных бумаг», в котором не содержится нового определения ценной бу­маги, как таковой, а дается определение так называемой эмиссион­ной ценной бумаги.

В приведенном выше определении ценных бумаг, содержащимся в «Основах законодательства Союза ССР и республик» отмечалось, что имущественное право, вытекающее из ценной бумаги «может быть осуществлено только при предъявлении подлинника этого докумен­та». Из этого следовало, что ценные бумаги могли выпускаться только в документарной форме. Однако уже в «Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» было отме­чено, что «ценные бумаги могут существовать в форме обособленных документов или записей на счетах».

Федеральный закон «О рынке цен­ных бумаг» также предусматривает две формы выпуска ценных бумаг. «Документарная форма эмиссионных ценных бумаг - форма эмис­сионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на ос­новании предъявления оформленного надлежащим образом сертифи­ката ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо.

Бездокументарная форма эмиссионных ценных бумаг - форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании за­писи по счету депо.

Среди исследователей нет однозначного мнения относительно того, относить ли «записи на счетах» к категории ценных бумаг. Если под­ходить формально, то действительно, в случае бездокументарной фор­мы выпуска ценных бумаг как таковых не существует. Однако нам представляется, что при любой форме выпуска ценных бумаг для вла­дельца важно не наличие самой ценной бумаги, а право владения бу­магой. В случае бездокументарной формы выпуска это право зафик­сировано в виде записи в реестре владельцев ценных бумаг либо в виде записи по счету депо.

В соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 гг. и период до 2020 г. в блок нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при организации торговой деятельности как вида предпринимательской деятельности, в частности, входят: Федеральные законы от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части регистрации в качестве участников гражданского оборота); от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (в части присвоения кодов статистической отчетности и предоставления статистических отчетов); от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части уведомления государства о начале осуществления отдельных видов торговой деятельности); от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в части регистрации создаваемых или реконструируемых торговых объектов капитального характера); от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (в части оснащения торговых объектов контрольно-кассовой техникой и ее регистрации); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части внесения в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства) и принятые в их исполнение другие нормативные правовые акты.

Согласно Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 гг. и период до 2020 г. организация торговой деятельности как подготовительный этап торгового процесса представляет собой комплекс таких действий, как приобретение на различных основаниях торговых объектов (строительство новых, реконструкция имеющихся, аренда у сторонних организаций), подготовка их к эксплуатации (включая заключение соответствующих сервисных договоров), приобретение необходимого торгово-технологического оборудования (инструмента, инвентаря) и подготовка его к эксплуатации (включая регистрацию контрольно-кассовой техники, техническое освидетельствование сосудов, работающих под давлением, лифтов), получение необходимых разрешительных документов (лицензий, разрешений) и совершение иных действий по легализации своей деятельности (подача уведомлений о начале осуществления торговой деятельности, регистрация декларации пожарной безопасности), регистрация знака обслуживания или легализация коммерческого обозначения, разработка планов (карт, схем, правил учета) торгово-технологических операций, определение режима работы, наем и расстановка персонала, проектирование финансовых процессов. С началом осуществления торговой деятельности отдельные действия организационного характера трансформируются в постоянные торгово-технологические операции (эксплуатация оборудования, координация работы персонала и оплата его труда, информационно-аналитическое обеспечение деятельности, исчисление и уплата налогов, обязательных страховых взносов и другие технологические и хозяйственные операции).

До принятия Федерального закона об организованных торгах (ФЗ об ОТ) законодательно было закреплено только одно определение понятия "организатор торговли", которое относилось лишь к торговле на рынке ценных бумаг. ФЗ об ОТ практически создал инновационную нормативную базу деятельности организаторов торговли, под которыми понимаются лица, оказывающие услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (п. 6 ч. 1 ст. 2 ФЗ об ОТ). Следует признать, что в современном товарном обороте организация торговой деятельности не сводится только к проведению организованных торгов. Активное участие в организации товарного оборота принимают оптовые ярмарки, оптовые продовольственные рынки, торгово-промышленные выставки.

Кроме деятельности различных организаторов торгов организация торгового оборота предполагает: 1) формирование материально-технической базы торговой деятельности в виде подготовки для использования торговых объектов и торговых площадей, обустройства складских помещений; 2) организацию логистической инфраструктуры и товаропотоков, создание транспортной инфраструктуры; 3) обеспечение взаимодействия субъектов торговой деятельности между собой, а также с государственными органами и органами местного самоуправления.

В соответствии с этим функции организаторов торгового оборота могут выполнять не только организаторы торгов, имеющиеся в виду в ФЗ об ОТ, такие как товарные биржи или торговые системы, но в этом процессе также принимают активное участие любые иные лица, предоставляющие услуги, непосредственно способствующие совершению торговых сделок между хозяйствующими субъектами торговой деятельности. При этом деятельность организаторов торговли не ограничивается исключительно созданием условий для совершения сделок между хозяйствующими субъектами торговой деятельности. Не менее важна деятельность организаторов торговли, связанная с созданием условий и формированием благоприятных возможностей для совершения иных торговых операций, особенно в сфере оказания посреднических услуг, и иной сервисной деятельности, обслуживающей торговлю (логистика, маркетинг, реклама и т.п.).

Вопреки устоявшемуся мнению, что в роли организаторов торговой деятельности в отличие от рынка ценных бумаг могут выступать только некоммерческие организации, ФЗ об ОТ прямо устанавливает, что организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 ФЗ об ОТ). В частности, товарная биржа как организатор торговли должна быть представлена в коммерческом обороте только в организационно-правовой форме акционерного общества (ч. 2 ст. 9 ФЗ об ОТ). Не исключены ситуации, когда в роли организатора торговой деятельности выступают не только юридические, но и физические лица, например в случае простого агентирования.

Важной особенностью организатора торговой деятельности является его непричастность к осуществлению торговли и иной деятельности, связанной с ней. Часть 3 ст. 5 ФЗ об ОТ устанавливает запрет для организатора торговли на занятие производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Организатор торговли, совмещающий деятельность по организации торгов с иными видами деятельности, обязан: 1) создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений; 2) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением. Если конфликт интересов организатора торговли, совмещающего деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, о котором участники торгов или лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не были уведомлены заранее, привел к действиям организатора торговли, нанесшим ущерб интересам участника торгов или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, организатор торговли обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (ч. ч. 5, 6 ст. 5 ФЗ об ОТ).

В соответствии со ст. 15 ФЗ об ОТ организатор торговли обязан организовать систему управления рисками, связанными с организацией торгов, а также с осуществлением операций с собственным имуществом, которая должна соответствовать характеру совершаемых им операций и содержать систему мониторинга рисков, обеспечивающую своевременное доведение необходимой информации до сведения органов управления организатора торговли. Организатор торговли обязан принимать установленные его документами меры, направленные на снижение рисков организатора торговли, в том числе рисков, связанных с совмещением деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности. Организатор торговли также обязан принимать установленные его документом (документами) меры, направленные на предотвращение конфликта интересов при проведении организованных торгов.