Водоёмы

Правописание частицы не с глаголами. Правописание частицы не с глаголами Краткие имена прилагательные

Урок - повторение с использованием информационно - коммуникационных технологий.

Цели урока: научиться писать употребительные глаголы без ошибок; расширение кругозора об окружающем мире;

совершенствовать навык самостоятельной деятельности;умение исппользовать информационные технологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НЕ С ГЛАГОЛАМИ Учитель русского языка Солдатова Лариса Евгеньевна Урок русского языка в 5 классе НЕ С ГЛАГОЛАМИ Учитель русского языка Солдатова Лариса Евгеньевна 2012г.

Знать: правило написания НЕ с глаголами Уметь: применять это правило; отработать правописание слов - исключений

Что такое текст?

Одним махом он выбросил на луг тяжёлую, крупную щуку. Хороша! Спинка тёмная, с зелёным отливом. На боках чешуя вся золотистая, так и блести на солнце. Краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё она получила за окраску плавников. О чём эти тексты? Чем они отличаются? Подчеркнуть в текстах глаголы.

Глагол – это… А) служебная часть речи, которая обозначает действие предмета; Б) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет; В) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета; Г) часть речи, которая обозначает признак предмета. Что такое глагол?

Не выучил, не делай. Не знаешь, не спеши. С глаголами отдельно Частицу НЕ пиши!

Задача: вспомнить орфограмму написания НЕ – с глаголами; обратить внимание на слова – исключения; отработать навыки правописания слов на данную орфограмму. НЕ? ДОМОГАТЬ НЕ? НАВИДЕТЬ НЕ? ГОДОВАТЬ НЕ? ДОУМЕВАТЬ НЕ? ЖИТЬСЯ НЕ? БЫВАТЬ НЕ? ХОДИТЬ НЕ? СПАТЬ НЕ? ПИСАТЬ НЕ? ГОВОРИТЬ

ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ НЕ БУДЕТ ХЛЕБА – НЕ БУДЕТ И ОБЕДА. НЕ СМАЖЕШЬ КОЛЕСА – НЕ ПОЕДЕШЬ. НЕ ПОСЕЕШЬ – УРОЖАЙ НЕ СОБЕРЕШЬ. ЛЕНТЯЮ ВСЕ НЕМОЖЕТСЯ ДА НЕЗДОРОВИТСЯ.

Работа с учебником с.53 параграф 19 (слова – исключения) - Тренировочное упражнение 143.

Работа на закрепление с использованием компьютерной программы – тренажёр «Фраза»

МОЛОДЦЫ!!!

1. Русский язык. Поурочные планы к учебнику М.М.Разумовской и П.А. Леканта: «Русский язык» 5 класс. Автор В.В.Львов Москва «Дрофа» 2004 г. 2. Русский язык. Учебник для 5 класса. Авторы:М.М.Разумовская и П.А. Лекант Москва. «Дрофа » 2004 г. 3. http://cvetoforum.ru/topic2901-15.htm Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: обобщение изученного по теме "НЕ с существительными"Задачи:закрепить навык применения правила о правописании НЕ с именами существительными;развивать орфографическую зоркость, умение анлизи...

Методическая разработка обобщающего урока-исследования для 7 класса "Правописание приставки не- и частицы не с разными частями речи"

Данная разработка поможет учителю совместно с учениками обобщить орфограммы, касающиеся слитного и раздельного написания не с разными частями речи....

Круглый стол по теме «Что с нею, с моей душой?» в 9а классе.(по книге В.Железникова «Чучело» и фильму Р. Быкова «Чучело») Человек начинается с детстваАктуальность.Урок состоялся после...

РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

(ФГОС, УМК «Перспектива», 3 класс)

Чаликова Любовь Ивановна,

МОУ Лицей №9,

Волгоград

Тема: Правописание частицы « не» с глаголами

Цель: сформировать новые знания, умения и навыки по теме: « Правописание частицы « не» с глаголами»

Задачи: обучающие:

    актуализировать знания о понятии «служебные части речи»

    не с глаголами

    научить:

- определять случаи написания глагола с частицей не и обосновывать своё мнение

- рассказывать правило написания частицы не с глаголами

- писать глаголы с частицей не

- выполнять учебное действие, используя правило;

- в рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины

развивающие:

    развивать умение наблюдать за языковым материалом, анализировать, сравнивать материал;

    развивать умение работать в паре: выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению;

    развивать навыки контроля и самоконтроля

воспитательные:

    воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу одноклассников

    формировать мотивы учебной деятельности

Тип: урок введения нового знания.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Базовый учебник: «Русский язык 3 класс» часть 2, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, М.: Просвещение, 2013

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ноутбуки у обучающихся, готовые электронные образовательные ресурсы

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута уч-ся:

Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достигнуть учитель:

Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

Создать положительный эмоциональный настрой;

Помочь принять правильную рабочую позу;

Напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы:

Словесный, объяснительно-иллюстративный, способствующий активизации познавательных процессов.

Учитель приветствует учащихся.

Учитель создает положительный эмоциональный настрой.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Учитель обращает внимание учеников на лист самооценки. На каждом этапе работы дети оценивают свою работу.

Учащиеся приветствуют учителя.

    Актуализация опорных знаний

Целя для учащихся:

Актуализировать знание служебных частей речи, умение делить их на группы, красиво писать.

Цель для учителя:

Проверить знания учащихся о служебных частях речи, выявить затруднения в деятельности учащихся.

Методы организации работы:

Словесный,

частично – поисковый, способствующий активизации познавательных процессов.

Методы стимулирования:

- похвала.

Методы оценивания:

Самооценка с помощью сигнальных карточек

На доске:

1. И, от, об, а, под, но, на, над, перед, за, не

(Не) гордись званием, а гордись знанием.

- Внимательно посмотрите на первую строчку. На какие группы можно разделить эти слова?

Что вы можете сказать о словах, которые написаны?

Верно. Почему они так называются? Запишите их рядом: сначала союзы, потом предлоги и частицу не.

(Проверка)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Это предлоги, союзы.

Это служебные части речи.

Они служат для связи слов в предложении.

Дети записывают:

И, а, но; от, об, под, на, над, перед, за; не.

    Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока

Цель для учащихся:

Сформулировать тему урока и определить цель урока.

Цель для учителя:

Подвести учащихся к формулированию темы урока и постановке целей урока.

Методы организации работы:

Словесный,

поисковый.

1. Не гордись званием, а гордись знанием.

Теперь прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?

Какое маленькое слово (частица) помогает создать противоположное значение?

Назовите мне часть речи, перед которой Не стоит.

Как написана частица НЕ с глаголом?

Спишите пословицу,

подчеркните изученные орфограммы.

Учитель вносит изменения в запись.

Как вы думаете, что такое не ? Какую работу она выполняет?

Поиграем в игру: «Отрицание»

быть - не быть, дать - не дать, любить – не любить.. .

Назовите тему урока.

Учитель вывешивает запись на доску: Ч астица НЕ с глаголами

Сформулируйте цели урока.

- Хитрый вопрос нашего урока:

Раздельно или слитно? (Учитель вывешивает на доску «хитрый вопрос»).

Дети объясняют смысл пословицы.

Частица НЕ

Часть речи – глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос: что делай?

Раздельно.

Списывают пословицу, п одчёркивают орфограммы.

Работа: противоположное значение, отрицание

Учащиеся делают вывод, что не – это тоже служебная часть речи.

Называют тему.

Сегодня мы должны научиться правильно писать глаголы с частицей не .

    «Открытие» нового знания

Цель для учащихся:

Определять случаи написания глагола с частицей не и обосновывать своё мнение;

Рассказывать правило написания частицы не с глаголами;

выполнять учебное действие, используя правило

Писать глаголы с частицей не ;

В рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины.

Рассказывать правило написания частицы НЕ

Цель для учителя:

ввести правило написания частицы не с глаголами

Методы организации работы:

Словесный,

Поисковый

- коллизия

1. Знакомство с правилом в учебнике.

2. На интерактивной доске пословицы, в которых пропущена частица не :

Кто … сеет, тот … жнёт.

Руки … протянешь, так и с полки … достанешь.

Без трудов ничего … даётся.

Пашню пашут – руками … машут.

Прочтите пословицы внимательно. Что хотите сказать?

Что надо сделать?

Учитель дописывает частицу не .

Какой смысл приобрели глаголы с частицей не ?

Учитель предлагает записать учащимся две пословицы (по выбору) в тетрадь.

Делают вывод.

3. - Прочтите ещё одну пословицу:

Лентяю всё неможется да нездоровится.

Что заметили?

Как думаете, почему НЕ с глаголами написано слитно?

Для разрешения ситуации противоречия обратимся к орфографическому словарю.

К доске выходят ученики и проверяют по словарю написание слов неможется, нездоровиться.

Есть глаголы, которые не употребляются без НЕ. Это глаголы-исключения.

Запишите эти глаголы в тетрадь.

Подчеркните не .

Учитель предлагает объяснить значения глаголов: нездоровиться, негодовать, несдобровать, невзлюбить

Придумать и записать предложения с этими глаголами в тетрадь.

Делают вывод: Есть глаголы, которые не употребляются без НЕ. Это глаголы-исключения.

Учащиеся знакомятся с правилом по учебнику: с.88.

Дети читают пословицы, объясняют их смысл, объясняют написание НЕ с глаголами.

Необходимо дописать частицу НЕ.

Противоположное значение

Записывают две пословицы (по выбору) в тетрадь.

Учащиеся делают вывод: глаголы с НЕ пишутся раздельно.

Здесь не с глаголами пишется слитно.

Высказывают предположения.

Делают записи в тетради и читают предложения.

    Первичное закрепление

Цель для учащихся:

- упражняться в правописании глаголов с частицей не.

Цель для учителя:

создать условия для формирования умения правильно писать глаголы с частицей не.

Из предложенных слов разных частей речи выпишите глаголы с частицей не , раскрывая скобки:

(не)жил, (не)лепый, (не)годовать, (не)уклюжий, (не)лежал, (не)видит, (не)был, (не)хочу, (не)воля, (не)волить, (не)ем, (не)деля .

Учащиеся находят глаголы и объясняют их написание: (не)жил, (не)годовать, (не)лежал, (не)видит, (не)был, (не)хочу, (не)волить, (не)ем .

    Самостоятельная работа.

Цель для учащихся:

-уметь применять полученные знания на практике.

Цель для учителя:

-выявить пробелы, коррекция

Методы:

-словесный, наглядный,

коллизия.

Самостоятельная работа.

Спишите, раскрывая скобки.

1 вариант.

Кто (не)работает, тот (не)ест. Потчевать велено, а (не)волить грех. Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.

Спишите, раскрывая скобки.

2 вариант.

Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. (Не)домогать - (не)значит болеть. Каши маслом (не)испортишь.

Взаимопроверка.

    Домашнее задание

Цель: закрепить умение правильно писать не с глаголами.

С.88 запомнить правило, с.89 №160

    Рефлексия

Цель:

- осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Методы:

оценка и самооценка

Какие цели ставили в начале урока?

Удалось ли выполнить поставленные цели?

Что нового узнали на уроке?

Какие тайны русского языка удалось открыть?

Для лучшего запоминания предлагаю вам стихотворение-памятку,но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача дополнить его словами. ___ выучил- __ делай,

___ знаешь- __ спеши,

С глаголами ___________

Частицу ____ пиши.

Учитель благодарит учащихся за активную работу на уроке.

НЕ с глаголами

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

ЦЕЛИ УРОКА

  • формировать навык правописания НЕ с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями;
  • обосновывать раздельное и слитное написание НЕ с глаголами;
  • закрепить сведения о глаголе, умение отличать глагол от других частей речи.
Добрый день! Прозвенел звонок весёлый, Он позвал нас на урок, Все задания сегодня Выполнить должны мы в срок!

1. Глагол - это.............часть речи:

а) самостоятельная; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и........................ .

ПОВТОРЕНИЕ «Рассказ-сообщение о глаголе».

5. Спряжение глаголов - это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам

7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью.........

8. В предложении чаще всего глагол бывает........... и образует с подлежащим.............

Орфоэпическая пятиминутка.

Библиотека, километр, нажил, поняла, процент, начал, позвонишь, тефтели, широко, старо, положил, договоры, понял, началась, звонишь, создала.

Отгадайте загадку.

Все предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Работа со словарём:

Недоумевать -

сомневаться, удивляться, не понимать.

Негодовать - возмущаться, выражать крайнее неудовольствие.

Неволить - принуждать, заставлять делать что-то против воли.

Недомогать – чувствовать себя не совсем хорошо.

ВЫВОД

1)Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

2)Некоторые глаголы без НЕ не употребляются, поэтому пишутся слитно.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1.Слово не воробей, вылетит – (не) поймаешь. 2.(Не) будет хлеба – (не) будет и обеда. 3.(Не) смажешь колеса – быстро (не) поедешь. 4.(Не) посеешь – урожай (не) соберешь. 5.Лентяю все (не)можется да (не)здоровится.

6.(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

7.В чужом доме (не) указывают.

8.(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

ПРОВЕРЬ!

1.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 2.Не будет хлеба – не будет и обеда. 3.Не смажешь колеса – быстро не поедешь. 4.Не посеешь – урожай не соберешь. 5.Лентяю все неможется да нездоровится.

6.Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

7.В чужом доме не указывают.

8.Не хвали сам себя, есть лучше тебя.

Творческая работа.

Откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

В чужом доме указывают.

Лодырю всегда здоровится.

Здоровье за деньги купишь.

Ложь человека красит.

Творческая работа.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

В чужом доме не указывают.

Лодырю всегда нездоровится.

Здоровье за деньги не купишь.

Ложь человека не красит.

Игра «Будь Внимателен!»

(Не) торопиться, (не) годовать, (не) знать, (не) досыпать,

(не)доумевать, (не) говорить, (не) навидеть, (не) смеяться, (не) взлюбить, (не) прощаться.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек не обманет, не украдет, не предаст.

  • Он не оставит без помощи и внимания старых родителей, не обидит слабого, не унизит себя лицемерием и лестью.
  • 5. На работе не схалтурит.

    2.Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Восстанови пословицы». ЗАКРЕПЛЕНИЕ

НЕ с глаголами

1 вариант.

(Не)доумевать, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ.

2 вариант.

(не)говорить с человеком, (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть, (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

1 вариант.

Недоумевать, не прекращать работы, не разоряйте гнёзд, не привлекать внимания, не купили книгу, не знакомиться с автором, негодовать на недруга, не верить в рассказ.

2 вариант.

Не говорить с человеком, не ответил на вопрос, мне нездоровится, не решиться, ненавидеть, не знать погоды, не боялся соперника, не терять ни секунды.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 108, стр.242.(выучить правило);

Составьте и напишите памятку:

1.Правила поведения на улице.

2.В общественном транспорте.

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо, но есть вопросы

многое непонятно

ГУ «Средняя школа №16 отдела образования акимата города Костаная»

Урок русского языка в 5 классе

по теме:

«Правописание НЕ с глаголами»

Подготовила: Винникова Л.В. учитель русского языка и литературы

г. Костанай, 2011

Тема: Правописание НЕ с глаголами.

Цель: - познакомить с ролью частицы НЕ, дать понятие о глаголах-исключениях; формировать навыки правописания НЕ с глаголами;

Развивать умение строить предложения, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей;

Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, любовь к природе.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

МТО: учебник, доска, листы с тестами, флипчарт (при условии работы с интерактивной доской).

Ход урока:

    Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.

    Сообщение темы и целей урока.

знать : правила написания НЕ с глаголами;

уметь : правильно писать НЕ с глаголами;

работать: активно.

    Актуализация знаний.

* Фронтальный опрос.

    Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

    Какие постоянные морфологические признаки есть у глагола? (вид и спряжение)

    Как определить спряжение у глагола? (по ударному личному окончанию, по инфинитиву)

    Как определить вид? (по вопросу и значению)

    Какие непостоянные признаки есть у глагола? (род, число, лицо, время)

    Какие формы времени есть у глагола? Как их определить? (три формы времени? Прошедшее время, настоящее и будущее. Определяем по вопросам и значениям)

** Морфологический разбор (по вариантам)

Дюймовочка решила 3 уйти из леса. Она стала 3 искать себе жильё.

    Объяснение новой темы.

У каждого на парте разрезанный листок с фразой «НЕ с глаголами пишется раздельно!». Задание: быстро собрать фразу из разрезанных слогов и прочитать вслух (см. Приложение №1).

Стихоправило:

Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.

Всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно? (нет, так как есть случаи слитного написания НЕ с глаголами)

Об этом нам рассказывает сказка Усадовой Юлии .

"Однажды молодой Глагол влюбился в прекрасную частицу НЕ. Долго он ухаживал за ней, ходил по пятам, но НЕ была капризной частицей и не обращала на влюблённого Глагола никакого внимания. «Я не могу без тебя жить!» - говорил Глагол. А НЕ отвечала: «Пока ты не найдёшь хотя бы одно слово, которое докажет, что ты так сильно меня любишь, и не можешь жить, я не буду с тобой!» И побрёл Глагол по всем словарям и справочникам, но, так и не найдя ничего, совсем отчаявшись, пошёл к НЕ. Узнав о том, что поиски Глагола окончились неудачно, НЕ разозлилась и закричала: «Негодую! Ненавижу!» Тут Глагол подбежал к НЕ, обнял её крепко-крепко: «Ну вот видишь, ты сама всё и доказала!»

Упражнение№1: Записываем стихотворение. НЕ с глаголом пиши раздельно.
Например: не ходил, не знал.
Только помни об исключениях:
Ненавидел, негодовал.

    Закрепление.

Упражнение №2. Записываем пословицы, объясняем написание НЕ с глаголами.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Не будет хлеба – не будет и обеда. Не смажешь колеса – быстро не поедешь. Не посеешь – урожай не соберешь. Лентяю всё неможется да нездоровится.

Упражнение №3. Записываем глаголы, распределяя их в две колонки:

НЕ раздельно НЕ слитно

Не прочитал, невзлюбить, не сказал, ненавидит, не пошёл, негодовать, недоумевать, не видеть, несдобровать, невзвидеть света, не закрыть, не успеть.

А знаете ли вы, что…

Пишутся слитно глаголы с составной недо -, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке пере-:

Записываем: недосолить - пересолить , недооценить свои возможности - переоценить свои возможности .

Следует различать глаголы с приставкой недо -, обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой до -, которым предшествует отрицание не и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца:

Записываем: недосмотреть за ребенком (допустить упущение при надзоре) - не досмотреть спектакль до конца (не закончить смотреть); Безработные постоянно недоедали. - Дети часто не доедали за обедом свой суп .

Упражнение №4. Придумайте и запишите три предложения с НЕ с глаголами по теме «Каникулы». (Примерные предложения: На каникулах мы не ходим в школу. Дома мы не сидим за уроками, а бегаем на улице. Мы не решаем задачи, не пишем диктанты, не выполняем упражнений. Зато мы вовсю отдыхаем, играем и веселимся.)

Упражнение№5. Слушаем загадки, отгадываем. Записываем только НЕ с глаголами.

Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады (мороз). Он всюду, в поле и в саду, но в дом не попадет. И никуда я не пойду, покуда он идет (дождь). Бежит, бежит, не выбежит. Течет, течет, не вытечет (река). Всегда во рту, а не проглотишь (язык). Сроду он не ест, не пьет, песни звонкие поет. И с урока на урок подает свой голосок (звонок). Овсом не кормят, кнутом не гонят. А как пашет – семь пудов тащит (трактор).

    Контроль знаний.

Тест.

1 вариант

    Выберете слитное написание НЕ с глаголом:

А) (не)живет В) (не)моет

С) (не)сдобровать D ) (не)узнаю

    Укажите раздельное написание НЕ с глаголом:

А) (не)здоровится В) (не)волить

С) (не)взлюбить D ) (не)выпить

    В словах (не)истовствовать, (не)навидеть, (не)годовать – НЕ пишется…

А) слитно В) раздельно

С) через дефис

    (Не)заморозил пишется…

А) слитно В) раздельно

    Укажите неверное написание НЕ с глаголом:

А) не прочитал В) не зашить

С) недоумевать D ) невыполнить

Вариант/№

    Домашнее задание.

§§64, 94, упражнение 991 (995), знать ответы на вопросы на стр. 288 (287).

    Подведение итогов урока.

Приложение №1.

НЕ с гла гол ами пиш ется раз дель но!

Использованная литература:

    Сабитова З.К., Павленко В.К. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. – Алматы: «Атам ұ ра», 2010.

    Гетманова В.С. Волшебное путешествие в страну знаний. – Шымкент: «Шикула и К», 2007

    http://nachalka.uz/publications/183_poslovicy_i_pogovorki_na_vse_pravila_russkogo_yazyka.html

    http://claw.ru/book11/017.htm

Укажите СПП 1)Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. 2)Я вернулся домой но образ бедной Акулины долго не выходил из

моей головы. 3)Все проходит да не все забывается. 4)Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем.

Из текста нужно выписать деепричастие с теми словами к которым они относятся: А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.Ручьи, журча

и извиваясь и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат... Но невеста молодая, до зари в лесу блуждая, между тем все шла да шла и на терем набрела. Помогите пожалуйста

найдите предложения 1) безличные 2) назывные 1)Льет без конца. В лесу туман. Качают елки головою: «Ах, Боже мой!» - Лес точно

Пресыщен влагой дождевою.

2)Край без истории...

Все лес да лес, болота,

Трясины, заводи в ольхе и тростниках

В столетних яворах...

На дальних облаках -

Заката летнего краса и позолота,

вокруг тепло и блеск.

3) Едем бором, черными лесами.

Вот гора, песчаный спуск в долину.

Вечереет. На горе пред нами

Лес щетинит новую вершину.

4)Ледяная ночь, мистраль

(Он еще не стих).

Вижу в окна блеск и даль

Гор, холмов нагих.

Ребята, помогите (отдам все 20 балов).задали сочинение-рассуждение,не знаю как делать,помогите написать.Тема:Выскажите свое мнение о жизненной позиции

маленькДеловой человек поднял голову.- Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за все время мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. Третий раз… вот он! Итак, стало быть, пятьсот миллионов…- Миллионов чего?Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя.- Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.- Это что же, мухи?- Да нет же, такие маленькие, блестящие.- Пчелы?- Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.- А, звезды?- Вот-вот. Звезды.- Пятьсот миллионов звезд? Что же ты с ними делаешь?- Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?- Что делаю?- Да.- Ничего не делаю. Я ими владею.- Владеешь звездами?- Да.- Но я уже видел короля, который…- Короли ничем не владеют. Они только правят. Это совсем другое дело.- А для чего тебе владеть звездами?- Чтоб быть богатым.- А для чего быть богатым?- Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет.«Он рассуждает почти как пьяница», - подумал Маленький принц.ого принца и делового человека(по тексту):

Ребята, помогите (отдам все 40 балов).задали сочинение-рассуждение,не знаю как делать,помогите написать.Тема:Выскажите свое мнение о жизненной позиции

маленького принца и делового человека.(по тексту)
Деловой человек поднял голову.- Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за все время мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. Третий раз… вот он! Итак, стало быть, пятьсот миллионов…- Миллионов чего?Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя.- Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.- Это что же, мухи?- Да нет же, такие маленькие, блестящие.- Пчелы?- Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.- А, звезды?- Вот-вот. Звезды.- Пятьсот миллионов звезд? Что же ты с ними делаешь?- Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?- Что делаю?- Да.- Ничего не делаю. Я ими владею.- Владеешь звездами?- Да.- Но я уже видел короля, который…- Короли ничем не владеют. Они только правят. Это совсем другое дело.- А для чего тебе владеть звездами?- Чтоб быть богатым.- А для чего быть богатым?- Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет.«Он рассуждает почти как пьяница», - подумал Маленький принц.