Многолетники

Первые десятилетия xx века. В первые десятилетия XX века. Культурная революция в Китае

Если попытаться описать стиль рубежа XIX-XX веков одним словом, то самым точным окажется "роскошь". Идеальная женщина того времени представляла собой образ живой богини, которой чужды заботы и физический труд.

Это была эпоха развития фотоаппаратов, стереоскопов, фонографов, телефонов и граммофонов. Слушали арии из лирических опер в исполнении Карузо, танцевали вальсы Штрауса, польки, мазурки, кадрили, лансье, контрдансы и галопы.

Кино было еще в стадии эксперимента, снимались первые примитивные фильмы, изображение дергалось, как будто на экране шел дождь.

Автомобили были редкостью, зато было много частных экипажей, служивших для поездок, во время которых женщины демонстрировали себя и свои туалеты.

Спорт занимал у женщин немного времени. Конная езда, катание на коньках и роликах, теннис несмело вкрадывались в жизнь, не вытесняя еще популярных в то время серсо, крокета, гольфа.

Самым привлекательным зрелищем этих времен была собственно женщина. Подготовка своей особы к этой роли стоила женщине немало труда. Ежедневное причесывание длинных волос, надевание и шнурование корсета, высоких башмаков, множества предметов гардероба - все это занимало много времени.

В начале ХХ века женскую красоту возводили в культ, пытаясь достичь совершенства с помощью корсетов и S-образных силуэтов. Дамы утягивали фигуры, добиваясь желанных изгибов: подчеркнутой груди, слишком узкой талии ("правильный" объем которой составлял нечеловеческие 42-45 сантиметров) и широких бедер. Фигуру "песочные часы" создавали широкие юбки в форме колокола, позже они стали зауженными на бедрах и расклешенными к низу, часто со шлейфом.



В то время женщины меняли наряды по несколько раз в день: считалось, что платье для утреннего чаепития не подходит для дневной прогулки, а вечером дама могла появиться в обществе только в специальном, более нарядном и "богатом" костюме. На переодевания, учитывая сложный крой одежды, уходило достаточно много времени, но в эпоху, когда главная задача женщины заключалась в стремлении к совершенству, это было нормальным. Для украшения нарядов модельеры часто использовали стеклярус, аппликации, кружево и оборки. Завершали образ женственные прически: дамы рубежа веков носили тугие пучки, а отдельные пряди завивали горячими щипцами и укладывали крупными локонами.

Callot Soeurs, дневное платье, "La Mode Artistique", 1901

В моде были женщины с полным торсом и непропорционально тонкой талией. В связи с модой распространились различные объявления и рекламы в газетах, сообщавшие о способах ухода за пышным бюстом. Даже врачи убеждали, что любую грудь можно развить и омолодить, применяя соответствующие патентованные средства.

Специальная конструкция сужала платье этого периода в области коленей, чтобы еще выразительнее сделать выпуклость сзади; подол платья вместе с треном был разложен вокруг стоп, как веер.

Несмотря на большой бюст и скульптурность затянутых бедер, силуэт был легким, а его воздушность подчеркивалась шелестом складок и сильным запахом духов.

Новинки в моде появлялись, конечно, в Париже, весной, в день вернисажа, а также на знаменитых скачках в день Grand Prix в Лоншане.

Светские дамы, оглядывая костюмы артисток, демонстрирующих новые модели, заказывали понравившееся на следующий же день в знаменитых Домах мод: у Дусе, Маделен де Руф, Ворта, Феликса, Пуаре, Ребо и др.

Женская фигура стянута корсетом, но в 1903 году балерина Айседора Дункан танцует в свободном, просвечивающемся платье, называемом пеплос, без корсета и китового уса. Черные платья, «ниспадающие с плеч безнадежно печальными складками» {как характеризует Гана Квапилова моду конца столетия), сменились блестящими сверкающими красками фовистов.

Авторитетами в области моды во Фракции были знаменитые дамы полусвета, имевшие открытые салоны. Парижанки принимали или отвергали новую моду, окрестив ее mauvais gerne, gerne cocotte и т. п. Отвергнутые модели не выходили обычно из среды актеров, иногда приживались в провинциях или вне Франции.

В соответствии с модным идеалом, показанным в журналах мод, на подмостках театров и страницах бульварных романов, женщина должна была быть слабой и утонченной, но одновременно обладать цветущей кожей и живым румянцем.

Женщина должна была постоянно делать вид, что лелеет какие-то туманные идеалы - это ей предписывала мода. Дома вечно слабая и мучимая частыми мигренями, такая женщина в танце проявляла избыток сил.

Томного взгляда "декаденствующие" девицы добивались, используя вместо туши толченый уголь. Женщина должна была напоминать мотылька или хризантему, быть гибкой и облаченной в летящие волнообразные драпировки.

Импозантность была в то время одной из главных ролей женщины, которая стала рабыней моды. Она носила большие шляпы с изобилием перьев, бантов, птиц и цветов, должна была изучать мимику и жесты.

Подобно тому, как Бальзак определил психологию женщины по манере ношения платочка в руке, в этот период о женщине судили по манере поддерживать платье: "Некоторые женщины делали это энергично и всей рукой, другие - двумя пальцами, деликатно, манерно, неестественно. Одни поднимали его (платье) сбоку, другие - сзади, одни на высоту ладони, другие - едва приподнимали, подметая пыль с пола. Поэтому нижняя юбка имела в то время такое большое значение и всегда была красивее платья..." (Боэн).


«Зэ Лейдиз Филд» (The Ladies"Field}, 1903г. Дамская спортивная одежда еще мало чем отличается от светского платья. Костюм оторочен мехом, рукава кружевные, туалет дополняет шляпа, украшенная перьями; только юбка несколько короче.


«Зэ Лейдиз Филд», 1903 г. Материал для светских туалетов более претенциозный, нежели ткань для выходной одежды; эти платья вышиты и отделаны кружевами и мехом; шляпы украшены перьями.

Модницы начала ХХ века вообще обожали богатый декор. Их украшали меха, перья, роскошные ткани, банты, обилие бижутерии. Волосы на голове укладывались в пышные "трудоемкие" прически. Процесс одевания превращался в настоящее искусство, а процесс раздевания — в непосильный труд. Жан-Филипп Ворт, сын знаменитого модельера, как-то произнес: "Раздевание женщины — это процесс, сопоставимый со взятием крепости".


«Зэ Лейдиз Филд», 1903 г. В вечерних туалетах тяжелый атлас юбки скомбинирован с кружевами и тюлем. Декольте и юбка туалета справа украшены вышивкой в виде больших звездообразных цветов.


Фотография дамы того времени, посещающей скачки. На ней платье, состоящее из двух частей, меховая накидка, шляпа с перьями, в руках сумочка и зонтик.


Дамские костюмы, 1912г. Дамские жакеты приобретают фасон классического мужского пиджака.


Дамские костюмы, 1912 г. Два варианта простого, прилегающего дамского костюма.



«Новые дамские платья Г. Бушманна». Послеобеденные платья.


«Новые дамские платья Г. Бушманна». Домашние платья, цельнокроенные.


Драгоценности Сары Бернар, выполненные в стиле модерн. Из книги «Париж, конец века» (Paris, fin de siecle).


«Ульк» (Ulk), Берлин, 1910 г. «Как можно носить юбку в стиле модерн и одновременно двигаться вперед!»

Пуаре придерживался в искусстве позиций, противоположных позициям Пикассо, но и того и другого побуждали к работе сходные обстоятельства. Главное, что оба они стремились работать совершенно иначе, нежели их предшественники. Группа Пикассо, под названием «Бато-Лавуа», впервые ссылалась на искусство примитивистов, в то время как фантазия Пуаре питалась по-старому экзотикой и античностью.

Слава Пуаре и его стиль были более кратковременны. После первой мировой войны он перестал быть модным, его модели были слишком вычурны для этого времени; Пуаре не смог приспособиться к демократизации моды.

Процесс "освобождения" женского тела уже начинался. Немалую роль в этом сыграла и знаменитая Айседора Дункан, которая совершила переворот не только в хореографии, но и в женской моде. Уже в начале ХХ века она танцевала в прозрачной рубашке античного покроя, "украшенной" одной только шалью. Костюмы к 1910 г. начинают приобретать строгие линии и свободные формы. Начинался новый этап "нагой моды". Сверху одевались прозрачные легкие ткани, а снизу делались разрезы, обнажающие ноги. Айседора Дункан

С 1909 года пошла волна интереса к гаремной тематике, порожденная успехом "Русских сезонов" С.П. Дягилева в Париже, костюмы и декорации для которого создает Леон Бакст. Молодой модный модельер, больше художник, чем портной Поль Пуаре, который сначала работал у Борта, очень внимательно следит за всеми этими импульсами и наконец, выходит на улицы Парижа с туалетами носящими как отпечаток истории — предлагает платье в виде туники и пеплос -, так и отпечаток Востока. В его эскизах чередуются японское кимоно, персидская вышивка, пестрая батика и восточные тюрбаны с мехом и парчой.

Костюмы, созданные по эскизам Бакста, ошеломили публику своей красочностью и экзотичностью. Арабские шаровары, греческие хитоны, сандалии, яркий насыщенный цвет открыли для Европы очарование древности и Востока. В моду входят богатая вышивка и прозрачно-дымчатые муслины.

Эскизы Леона Бакста.

Мода отказалась от корсетов и обратила внимание на флегматичных полунагих округлых женщин, возлежащих на оттоманках. Предметом обожания стали полные формы с пухлыми упитанными руками и ногами. Модельер П. Пуаре первым подхватил это новое веяние и ввел в моду бескорсетные платья, шаровары-панталоны и прозрачную ткань.


В первые десятилетия XX века вкусы Щукина несколько изменились: он увлекся постимпрессионистами - Сезанном, Ван Гогом и Гогеном. Затем любимцем его стал основатель фовизма Матисс, которому он заказал два уникальных панно для своего дома - «Музыку» и «Танец». Наконец, в предвоенные годы Щукин разглядел и Пикассо. К этому времени его коллекция почти утроилась: если в 1906 году в ней было 80 картин, то в 1913-м их стало 222. С Пикассо Щукина познакомил Матисс. Креспель называет первые картины, приобретенные русским собирателем у Пикассо, и правильно указывает, что к 1917 году таких приобретений было уже «не менее пятидесяти». Однако при этом он умалчивает о главном: в период с 1908 по 1914 год Пикассо смог преодолеть нужду, получить признание и снять фешенебельную квартиру на бульваре Монпарнас только благодаря деньгам Щукина, который по-царски платил ему за ранее никем не покупаемые полотна…

Щукин не был дельцом от искусства, и поэтому писать о нем под заголовком «Торговцы и спекулянты» вряд ли уместно. Будучи горячим пропагандистом нового искусства, он превратил свой роскошный особняк в музей, где сам стал гидом. Позднее, когда после Октября новая власть национализировала и его дом, и его коллекцию, а сам он оказался за рубежом, Сергей Иванович произнес благороднейшие слова, неточно переданные Креспелем: «…Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, моя коллекция должна оставаться там».

Говоря о собрании Ивана Абрамовича Морозова (1871–1921), нельзя не сказать несколько слов о его старшем брате. Михаил Морозов, имевший характерное прозвище «Джентльмен», питомец Московского Императорского университета, человек увлекающийся, пробовал свои силы не только в коммерции, но и на литературном поприще. Но главной страстью его стало собирание картин, которым он занялся с двадцатилетнего возраста. В его особняке встречались ведущие русские живописцы, среди них Врубель, Серов, Коровин, Пастернак. Их полотна, равно как и работы Сурикова, Головина, Левитана, украшали стены комнат Михаила. Позднее он увлекся французами - Мане, Дега, Ренуаром, Гогеном. В этой обстановке и вырос брат-погодка Михаила Иван, в 1903 году принявший эстафету собирательства. В том году он приобрел первую картину Сеслея, затем коллекция начала быстро расти. Главными поставщиками Морозова стали парижские маршаны Дюран-Рюэль и Воллар. В 1907–1908 годах Воллар продал русскому собирателю восемь картин Гогена, в числе их знаменитое «Ночное кафе в Арле», а позднее уступил ему не менее известный свой «кубистский» портрет кисти Пикассо. Своим любимым художником Иван Абрамович объявил Сезанна, полотна которого покупал при каждом удобном случае. Затем, подобно своему сопернику Щукину, увлекся Матиссом. Впрочем, справедливости ради следует сказать, что слово «соперник» здесь вряд ли уместно: оба коллекционера жили мирно, никогда не пытаясь ущемить друг друга, а скорее дополняя один другого. Если Щукин для украшения своего особняка избрал «Музыку» и «Танец» Матисса, то Морозов с этой же целью обратился к Боннару и Дени - лидерам «набидов». И Дени украсил дом Морозова уникальным памятником декоративного искусства - комплектом из двенадцати панно «История Психеи».

Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А. В. Луначарский - видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.

С первых дней существования Наркомпроса одним из направлений его деятельности стала работа по охране художественных и исторических ценностей. Был создан Государственный совет по заведованию музеями и дворцами республики. В его обязанность входил контроль над деятельностью музеев, которых в стране насчитывалось свыше 150. К работе совета были привлечены многие известные деятели искусства, в частности художники А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов и В. Д. Поленов, архитекторы Р. И. Клейн и В. А. Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фотокинопромышленности. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства и создано государственное издательство (1919 г.), осуществлявшее публикацию учебной литературы, сочинений русских классиков и т.д.

Революционные события 1917 г. и гражданская война не остановили процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями революционного искусства. Со страниц газеты «Искусство коммуны» поэты-имажинисты призывали к разрушению литературного «старья», к диктатуре «левого искусства». Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение. Пролеткульт (пролетарская культура) представлял собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г. Руководители Пролеткульта (А. А, Богданов, В. Ф. Плетнев и др.) видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопоставляя ее всей предшествовавшей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров. Пролеткультовцы издавали свои журналы - «Гудки», «Пролетарская культура» и др. Публиковались сборники стихов пролетарских поэтов; например, были изданы книги А. К. Гастева «Поэзия рабочего удара» и В. Т. Кириллова «Зори грядущего». В 1920 г. в пролеткультовском движении участвовали около 400 тыс. человек.

Создавались и довольно быстро распадались другие литературные группировки. Так, например, в течение 1917-1918 гг. действовала группа «Скифы», в рядах которой находились М. М. Пришвин, Н. А. Клюев, С. А. Есенин. Осмыслить происшедшие события пытались в своем творчестве поэты А. А. Блок (поэма «Двенадцать») и В. В. Маяковский (поэма «Мистерия-буфф»), художники К. С. Петров-Водкин (картина «1918 год в Петрограде») и К. Ф. Юон («Новая планета»).

Заметным явлением в художественной жизни первых послереволюционных лет была монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. Авторами новых монументов были известные скульпторы Н. А. Андреев (Обелиск советской Конституции в Москве), С. Д. Меркуров (памятники К А. Тимирязеву и Ф. М. Достоевскому), Л. В. Шервуд (памятник А. Н. Радищеву).

Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна по своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Разгон Учредительного собрания, система чрезвычаек оттолкнули от большевиков многих представителей культуры. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели И. А. Бунин и Д. С. Мережковский, авиаконструктор И. И. Сикорский и академик Петербургской академии наук химик П. И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К. А. Тимирязев, поэты В. В. Маяковский и В. Я. Брюсов). Руководители страны понимали необходимость совместной работы с деятелями науки и искусства и принимали меры по вовлечению их в органы государственной власти.

Условия развития культуры в годы нэпа

С завершением гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объединения - научные, творческие, культурно-просветительные. Тысячи людей участвовали, например, в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организациях, обществе друзей радио и т. п.

В крупных городах действовали частные и кооперативные издательства («Былое», «Огни», издательство Гржебина и др.). В негосударственных издательствах, которых в 1922 г. насчитывалось свыше 200, печатались философские и экономические журналы, литературные альманахи и сборники, книги для детей и учебная литература. Была денационализирована часть зрелищных предприятий. Коллективам и частным лицам были переданы около 30% общего числа действующих кинотеатров, театров, художественных школ.

Процесс либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты[i]. Для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество воинствующих материалистов (1924 г.). С середины 20-х годов работа частных издательств, так же как и общественных организаций, стала ограничиваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров.

Образование и наука

Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно 3/4 всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных районах.

С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности.

Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Вместе с Наркомпросом она возглавила развернувшуюся в стране работу по обучению грамоте населения. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых средств, слабостью материальной базы, нехваткой педагогических кадров. В этих условиях большую помощь в борьбе с неграмотностью оказали общественные организации. В 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн. человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры.

В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать. Численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г.- 24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями города и деревни.

Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди чих - действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сейчас - имени А. Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н. Е. Жуковский, физик А. Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам - ИНИОН). В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелою положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для становления науки. Выли основаны новые институты в системе Российской академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.

Литература и искусство

Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М. П. Герасимов, В. В. Казин, И. Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного журнала). Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочею класса.

В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».

Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ).

Входившие в состав пролетарских творческих групп музыканты, литераторы, художники стремились отразить в своем творчестве современную им действительность. На художественных выставках демонстрировались картины «Тяжелая индустрия» Ю. И. Пименова и «Тачанка» М. Б. Грекова. В театрах ставилась политическая оперетта «Белые и черные» В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; «Мистерия-буфф» В. Маяковского. Деятели искусства стремились к утверждению агитационно-пропагандистских форм на театральной сцене. Поиски нового зрелищного театра отразились наиболее полно в постановках режиссера В. Э. Мейерхольда.

Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны (романы А. П. Чапыгина «Разин Степан» и О. Д. Форш «Одеты камнем»). Тема минувшей гражданской войны заняла большое место в творчестве писателя М. А. Булгакова (роман «Белая гвардия», пьеса «Бег») и драматурга К. А. Тренева (пьеса «Любовь Яровая»).

Внутренняя перестройка произошла в поэзии С. А. Есенина и Н. Н. Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной жизни.

К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художественной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему предшествующему искусству.

Много интересных событий насчитывает история России. 20 век - это новая эпоха в летописи нашего государства. Как начался он с нестабильного положения в стране, так им и закончился. За эти сто лет народ видел и великие победы, и большие поражения, и просчеты руководства страны, и тиранов у власти и, наоборот, простых руководителей.

История России. 20 век. Начало

С чего началась новая эпоха? Казалось бы, у власти Николай Второй, все вроде бы хорошо, но народ бунтует. Чего ему не хватает? Конечно же, фабричного законодательства и решения земельного вопроса. Эти проблемы станут основными причинами первой революции, которая начнется с расстрела у Зимнего дворца. Рабочая демонстрация с мирными целями направлялась к царю, но ее ожидал совершенно иной прием. Первая русская революция закончилась нарушением октябрьского манифеста, и страна вновь погрузилась в неразбериху. Вторая революция привела к свержению единоличного царствования - монархии. Третья - к установлению в стране большевистской политики. Страна превращается в СССР и у власти встают коммунисты: при них государство расцветает, обгоняет по экономическим показателям Запад, становится мощным промышленным и военным центром. Но вдруг война…

История России. 20 век. Испытание войной

За ХХ век было немало войн: это и война с Японией, когда царская власть показала свою несостоятельность в полной мере, и Первая мировая, когда успехи русских солдат были предельно занижены; это внутренняя гражданская, когда страна погрузилась в террор, и Великая Вторая мировая, где советский народ показал патриотизм и отвагу; это и афганская, где погибли молодые ребята, и молниеносная чеченская, где жесткость боевиков не знала предела. История России 20 века была наполнена событиями, но главным из них все же остается ВОВ. Не стоит забывать о Московской битве, когда враг был у ворот столицы; о Сталинградском сражении, когда советские солдаты переломили ход войны; о Курской дуге, где советская техника превзошла мощную «немецкую машину» - все это славные страницы нашей военной истории.

История России. 20 век. Вторая половина и распад СССР

После смерти Сталина начинается ожесточенная борьба за власть, в которой победу одерживает неординарный Н. Хрущев. При нем мы полетели первыми в космос, создали водородную бомбу и чуть не привели весь мир к ядерной войне. Множество кризисов, первый визит в США, освоение целины и кукуруза - все это олицетворяет его деятельность. После был Л. Брежнев, пришедший также после заговора. Его время называют "эпохой застоя", уж очень нерешительным был вождь. Сменившие его Ю. Андропов, а затем К. Черненко мало запомнились миру, а вот М. Горбачев остался в памяти у всех. Именно он «развалил» мощное и сильное государство. Нестабильность положения на рубеже веков сыграла свою роль: как все началось, так и закончилось. Дефолт, лихие 90-е, кризис и дефициты, августовский путч - все это история России. ХХ век - сложный период в становлении нашей страны. От политической нестабильности, от произвола власти мы пришли к сильному государству с сильным народом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Актуальность данной темы вполне оправдана: история России первых десятилетий ХХ века - драматический период, ставший поворотным пунктом в истории отечества, в судьбах отдельных людей, поколений, народа.

Цели и задачи темы: беспристрастный анализ экономического состояния России начала ХХ века, ибо современные знания политизированы.

За период от конца XIX - начала ХХ века (до начала первой мировой войны) русская промышленность прошла значительный путь развития: промышленные подъемы, сменяемые резкими экономическими кризисами, а также экономической депрессией, войной и революцией.

Если вкратце охарактеризовать сущность столыпинской аграрной реформы, то можно сказать, что она заключалась в том, чтобы, отменив оставшиеся выкупные платежи, дать возможность всем крестьянам право свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в наследуемую частную собственность. При этом имелось в виду, что только экономическими методами можно побудить помещиков продавать свою землю крестьянам, а также использовать государственные и иные земли для наделения ими крестьян.

Об истории России ХХ века написано очень много учебников, для различных школ (авторы: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, В. П. Дмитренко, В. Д. Есаков, И.Д.Ковальченко), было издано много энциклопедий (

1. Эк ономика России в начале ХХ века

В первые годы ХХ в. в России продолжался быстрый подъем базовых отраслей тяжелой промышленности -- угольной, нефтяной, металлургической, машиностроительной. Высокая доходность новых производств, дешевизна рабочей силы привлекали в страну иностранный капитал (из Бельгии, Франции, Германии, Англии и других стран). Он широким потоком устремился в ряд передовых отраслей промышленности, а также в сферу банковского капитала.

Банки все активнее вкладывали свои средства в производство, способствуя развитию новых форм организации хозяйства -- монополий (трестов, синдикатов). Пять крупнейших банков имели до сотни филиалов каждый, в том числе в Париже, Лондоне. К 1913 г. они сосредоточили до половины финансовых ресурсов всех российских банков. По мере укрепления позиций российских банков меняется и их место в экономике страны -- они начинают теснить иностранные капиталы, закрепляя за собой роль основных инвесторов отечественной промышленности.

Облегченным оказался для России проходивший во всех индустриальных странах процесс сращивания интересов государства с интересами монополий, получивший название государственно-монополистического капитализма. Так, правительство, например, активно занималось регулированием сахарного производства, пойдя на этот шаг под влиянием настойчивых просьб крупнейших сахарозаводчиков.

Вступление российских банков на путь финансирования промышленности положило начало сращиванию банковского и промышленного капиталов и появлению финансового капитала. Активней всего этот процесс шел в тяжелой промышленности. Так, под эгидой Петербургского международного банка возникли тресты «Коломна-Сормово» и «Наваль-Руссуд»; в сфере интересов Русско-Азиатского банка оказался военно-промышленный концерн, организационным центром которого был Путиловский завод.

При поддержке науки ускорялось техническое перевооружение промышленности и других отраслей народного хозяйства. Механизация затронула и быт (швейные машинки Зингера).

В экономике страны усиливалась тенденция к концентрации и специализации. Создавались новые крупные промышленные центры в районах Донбасса, Баку, Северного Кавказа, на территории Польши. Складывались зоны производства экспортной продукции (Прибалтика, Причерноморье, Сибирь).

Одной из особенностей экономического развития России было наличие огромного государственного сектора экономики. Его ядро составляли так называемые казенные заводы, которые удовлетворяли, прежде всего, военные нужды государства. В начале ХХ в. около 30 крупнейших заводов принадлежали различным ведомствам и финансировались государством. Среди них -- Тульский, Ижевский, Сестрорецкий, Обуховский, Ижорский и др.

Все эти предприятия были исключены из сферы рыночной экономики, из стихии свободной конкуренции. Единственным заказчиком и покупателем продукции казенных заводов являлось государство, а управлялись они государственными чиновниками. Возникновение таких предприятий было связано не с какими-то новейшими явлениями, обусловленными индустриализацией, а с традиционными экономическими отношениями, идущими от государственных мануфактур Петра I.

Кроме того, государству принадлежало свыше двух третей железнодорожной сети, огромная площадь земельных и лесных угодий.

Государственное хозяйство быстро росло: в 1900 г. доходы от него вместе с винной монополией составляли 0,8 млрд. руб., а в 1913 г.-- 2 млрд., что составляло соответственно 47% и 60% доходов государственного бюджета.

Государство активно вмешивалось во все сферы хозяйственной деятельности частных предприятий, стимулировало железнодорожное строительство, развитие черной металлургии, угольной промышленности. Правительство принудительно регулировало цены, обеспечивало защиту молодой российской промышленности от конкуренции путем установления высоких таможенных пошлин. Государство раздавало частным компаниям и фирмам казенные заказы, предоставляло им кредиты через Государственный банк.

В начале ХХ в. государство взяло на себя также функцию создания благоприятных условий для привлечения в страну иностранного капитала. Именно с этой целью была проведена в 1897 г. финансовая реформа, которая ввела золотое обеспечение рубля, его свободную конвертируемость.

Особая заинтересованность России была в притоке иностранного капитала. Это объяснялось тем, что страна несла огромное бремя непроизводительных расходов: на содержание царского двора, полиции, армии и флота, огромного бюрократического государственного аппарата. Иностранный капитал поступал в страну путем непосредственных капиталовложений в виде государственных займов, продажи ценных бумаг на финансовых рынках. Иностранные инвестиции в российскую экономику составляли почти 40% всех капиталовложений. Немецкие предприниматели предпочитали создавать в России филиалы действовавших в Германии крупных фирм. Излюбленными сферами их деятельности были электротехника, химические производства, металлургическая и металлообрабатывающая промышленность, торговля. Французские капиталы направлялись в Россию главным образом через банки. Они действовали преимущественно в угольной и металлургической промышленности Донбасса, металлообработке и машиностроении, добыче и переработке нефти. Английские капиталы обосновались в нефтяной промышленности, добыче и выплавке цветных металлов.

Таким образом, наиболее передовые отрасли промышленности, определявшие лицо индустриализации, развивались, как правило, с участием иностранного капитала. Однако это не привело к созданию иностранных зон влияния, к полной или даже частичной зависимости России от иностранных компаний и государств. Иностранные фирмы, компании, банки не вели в России самостоятельной экономической политики, не имели возможности влиять на принимаемые политические решения.

Приток иностранного капитала сопровождался процессом сращивания его с капиталом отечественным, создавая тем самым реальные предпосылки включения России в мировую экономическую систему. В то же время широкое проникновение иностранного капитала имело и свои минусы: часть накоплений, которая могла бы умножить национальное богатство страны, расширить возможности капиталовложений в экономику, повысить жизненный уровень населения, уплывала за границу в виде прибылей и дивидендов.

Менялся облик Санкт-Петербурга. На окраинах столицы возникали крупные предприятия судостроения и машиностроения. Город играл все более активную роль во внешней торговле, в сфере финансового капитала. Множились банки, страховые компании. Москва также укрепляла свои позиции крупнейшего торгового и промышленного центра. Наряду с традиционными отраслями (текстильной, пищевой) бурно развивалось машиностроение, химия, металлообработка, полиграфия. Изменился и внешний вид города. Развернулось бурное строительство крупных магазинов, ресторанов, страховых обществ, банков, особняков разбогатевших предпринимателей, доходных домов. Строились первые «высотки» -- дома в 6--10 этажей. Создавалась широкая водопроводная и канализационная сеть, для освещения улиц стали использовать электричество.

В условиях появления новых тенденций в экономике возрастала потребность в самоорганизации всех классов и социальных слоев, их политической консолидации. Начало ХХ в. в России отмечено зарождением политических партий.

В конце ХIХ -- начале ХХ в. европейские страны потряс мощный экономический кризис. Выход из него был мучительным и трудным, но в то же время он продемонстрировал высокие адаптационные способности капиталистического производства. Ответом капиталистической экономики на разрушающие последствия кризисов, обусловленных свободной конкуренцией, стало создание монополистических объединений. И если европейское индивидуализированное сознание с большим трудом воспринимало новые явления в экономике, то в России этот процесс принял как бы естественный характер. Российская экономическая система в силу своих особенностей (традиционно сильные позиции государственного сектора, изначально высокий уровень концентрации производства, широкое проникновение иностранного капитала и пр.) оказалась очень восприимчива к монополистическим тенденциям.

Первые монополистические объединения и союзы появились в России еще в 80-х гг. ХIХ в. А в начале ХХ в. они становятся основой промышленной жизни страны. Монополистические союзы договариваются об условиях продажи товаров, сроках платежей, определяют количество производимых продуктов, устанавливают цены, делят между собой рынки сбыта и сырья, распределяют между предприятиями доходы и прибыль. В соответствии со своими основными функциями монополии имеют различные формы: синдикаты, картели, тресты, концерны.

Преобладающей формой монополистических союзов в России были синдикаты. Они создавались в виде акционерных компаний, съездов и обществ фабрикантов и заводчиков, контор по продаже товаров и т. п. Однако перед первой мировой войной во многих отраслях промышленности стали создаваться тресты, преимущественно с участием иностранных компаний.

Возникшие в России монополии тотчас же повели борьбу за полное подчинение своему господству ведущих отраслей хозяйства. Так, синдикат «Продамет», объединявший в 1901 г., в момент своего возникновения, 12 металлургических заводов юга России, в 1904 г. контролировал сбыт 60%, а в 1912 г.--около 80% металлургической продукции страны. Синдикат «Прод-уголь» контролировал почти всю каменноугольную промышленность, синдикаты «Продвагон» и «Гвоздь» держали под контролем от 90 до 97% соответствующей продукции, производимой в России, картель «Нобель-Мазут» безраздельно господствовал в нефтяной промышленности.

В то же самое время целые пласты русской экономической жизни оказались вне зоны модернизации. Речь идет о той кустарной, ремесленной и промысловой России, которая существовала как бы параллельно с фабрично-заводским производством, являясь, по сути, придатком сельского хозяйства. И хотя крупная фабрично-заводская промышленность занимала в целом ведущее место (стоимость валовой продукции--7,3 млрд. рублей, число предприятий--29,4 тыс.), мелкая промышленность имела устойчивые позиции в российской экономике. На 150 тыс. предприятий работало 600 тыс. ремесленников и кустарей, выпускающих продукции на 700 млн. рублей в год. А в зимние месяцы занимались промыслами еще 3,5--4 млн. человек. В таких отраслях, как хлебопекарная, обувная, строительная, швейная, кожевенная, преобладала продукция мелких заведений.

Значительный удельный вес докапиталистических форм промышленности был обусловлен спецификой сельскохозяйственного производства, природно-климатическими условиями страны. Короткий цикл сельскохозяйственных работ делал неизбежным совмещение крестьянского труда с промыслово-ремесленным. Да и недостаточный уровень развития фабрично-заводского производства поддерживал устойчивый спрос на изделия кустарей и ремесленников.

2. Столыпинская аграрная реформа

Петр Аркадьевич Столыпин родился (5 апреля 1862 года - 5 сентября 1911года) в Дрездене. Детство и раннюю юность он провел в основном в Литве. Столыпин рано женился. Ольга Борисовна, жена Столыпина, прежде была невестой его старшего брата, убитого на дуэли. С убийцей своего брата Столыпин стрелялся на дуэли, получив ранение в правую руку, которая с тех пор плохо действовала. Тесть Столыпина Б.А. Нейгардт, почетный опекун Московского присутствия Опекунского совета учреждений императрицы Марии, был отцом многочисленного семейства. Впоследствии клан Нейгардтов сыграл важную роль в карьере Столыпина.

Столыпин был похоронен в Киево-Печерской лавре. Октябристы и правые кадеты высоко оценили труд Столыпина. А крайние черносотенцы по-прежнему были непримиримы. В последующие годы в разных городах устанавливались памятники Столыпину.

Аграрная реформа.

Цели реформы:

1) Социально-политические цели реформы.

Главная цель заключалась в привлечении на сторону режима широких слоев крестьянства и предотвращений новой аграрной войны. Для этого предполагалось способствовать превращению большинства жителей родной деревни в “крепкое проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство”, которое, по словам Столыпина, делает лучшим оплотом порядка и спокойствия”. Проводя реформу, правительство не стремилось затронуть интересы помещиков. В пореформенное время и в начале 20 в. правительство не смогло защитить дворянское землевладение от сокращения, но крупное и мелкое поместное дворянство продолжало составлять наиболее надежную опору самодержавия. Оттолкнуть его было бы для режима самоубийством.

2) Социально-экономические цели были тесно связаны с социально-политическими. Планировалось ликвидировать поземельную общину, ее экономический землераспределительный механизм, с одной стороны, составлявший основу социального единства общины, а с другой - сдерживавший развитие агротехники. Конечной экономической целью реформ должен был стать общий подъем сельского хозяйства страны, трансформация аграрного сектора в экономическую базу новой России.

Подготовка реформы. Подготовка проектов реформы до революции началось с Совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности под руководством С.Ю. Витте, в 1902-1903г. В 1905-1907г. выводы, сформулированные Совещанием, прежде всего идея о необходимости разрушения поземельной и превращения крестьян в собственников земли, нашли свое отражение в ряде проектов государственных чиновников (В.И.Гурко.). С началом революции и активного участия крестьян в разгроме помещичьих имений Николай 2, напуганный аграрными восстаниями, изменил отношение к поземельной крестьянской общине.

Крестьянскому банку было разрешено выдавать ссуды под крестьянские наделы (ноябрь 1903г.), что фактически означало возможность отчуждения общинных земель. Столыпин в 1906 г., став премьер-министром, поддержал не затрагивавший интересы помещиков. Проект Гурко лег в основу Указа 9 ноября 1906 г. И положивший начало проведению аграрной реформы.

Основы направления реформы. Изменение формы собственности на крестьянскую землю, превращения крестьян в полноправных владельцев своих наделов предполагалось законом 1910г. осуществить, прежде всего, путем “ укрепления” наделов в частную собственность. Кроме того, по закону 1911г. разрешалось проводить землеустройство (сведение земли в хутора и отруба) без “укрепления”, после чего крестьяне также становились землевладельцами.

Продать же надел крестьянин мог только крестьянину, что ограничивало право земельной собственности.

Организация хуторов и отрубов. Без землеустройства техническое усовершенствование и экономическое развитие сельского хозяйства было невозможным в условиях крестьянской чересполосицы (2\3 крестьян центральных районов имели наделы, разделенные на 6 и более полос, в различных местах общинного поля) и далеко находились (40% крестьян центра должны были еженедельно проходить от своих усадеб до наделов 5 и более верст). В экономическом плане, по замыслу Гурко, укрепления без землеустройства не имело смысла. Поэтому планировались работы государственных землеустроительных комиссий по сведению полос крестьянского надела в единый участок - отруб. Если такой отруб находился далеко от деревни, туда переносилась усадьба и образовывался хутор. Переселение крестьян на свободные земли. Для решения проблемы крестьянского малоземелья и снижения аграрной перенаселенности в центральных регионах активизировалась переселенческая политика. Выделялись средства для транспортировки желающих на новые места, прежде всего в Сибирь. Для переселенцев строились специальные (“столыпинские”) пассажирские вагоны. За Уралом крестьянам безвозмездно передавались земли, для подъема хозяйства и благоустройства, выдавались ссуда.

Продажа крестьянам земли в рассрочку через крестьянский банк также необходима была для сокращения малоземелья. Под залог надельной земли выдавались ссуды для покупки казенной земли, переданной в фонд Банка, и земли, которую продавали помещики

Ход реформы.

Юридическая основа, этапы и уроки проведения реформы. Законодательной основой реформы стал указ 9 ноября 1906г., после принятия, которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения указа были закреплены в законе 1910г., одобренном Думой и Госсоветом. Серьезные уточнения в ход реформы внес закон 1911г., отражавший изменение акцентов правительственной политики и означавший начало второго этапа реформы.

В 1915-1916г. в связи с войной проведение реформы фактически прекратилась. В июне 1917г. реформа была официально прекращена Временным правительством. Реформа осуществлялась усилиями главного управления землеустройства и земледелия, возглавлявшегося А.В. Кривошеиным, и столыпинским министром внутренних дел.

Превращение крестьян в землевладельцев на первом этапе (1907-1910г.) в соответствии с указом 9 ноября 1906г. шло несколькими путями.

Укрепление чересполосных участков в собственность. За эти годы было укреплено 2 млн. наделов. Когда нажим местных властей прекратился, процесс укрепления резко сократился. Кроме того, большинство крестьян, желавших лишь продать надел и не вести свое хозяйство, уже сделали это. После 1911г. подавали заявления лишь те, кто хотел продать свой участок. Всего в 1907-1915г. “укрепленцами” стали 2,5 млн. человек - 26% крестьян Европейской России (без западных губерний и Зауралья), но почти 40% из них продали свои участки, в большинстве своем, переселившись за Урал, уйдя в город или пополнив слой сельского пролетариата.

Землеустройство на втором этапе (1911-1916г.) по законам 1910 и 1911г. давало возможность получения надела в собственность автоматически - после создания отрубов и хуторов, без подачи заявления об укреплении в собственность. В “стародушных” общинах (общинах, где не было переделов с 1861г.) по закону 1910г. крестьяне автоматически признавались собственниками наделов. Такие общины составляли 30% от их общего числа. В то же время лишь 600 тыс. из 3,5 млн. членов беспредельных общин запросили документы, удостоверяющие их собственность.

Землеустройство. Организация хуторов и отрубов. В 1907-1910г. лишь 1/10 часть крестьян, укрепивших свои наделы, образовали хутора и отруба. После 1910г. правительство осознало, что крепкое крестьянство не может возникнуть на многополосных участках. Для этого необходимо было не формальное укрепление в собственность, а экономическое преобразование наделов. Местным властям, прибегавшим подчас к принуждению общинников, не рекомендовали больше ”искусственное поощрение” укрепительного процесса. Главным направлением реформы стало землеустройство, которое теперь само по себе превращало в частную собственность крестьян. монополия кооперация столыпинский аграрный

Теперь процесс пошел с ускорением. Всего к 1916г. 1,6 млн. хуторов и отрубов были образованы приблизительно на 1/3 крестьянской надельной (общинной и подворной) и купленной крестьянами у банка земли. Это было начало. Важно, что в действительности потенциальный размах движения оказывался шире: заявления о землеустройстве подавали еще 20% крестьян Европейской России, но землеустроительные работы были приостановлены войной и прерваны революцией

Переселение за Урал. По указу 10 марта 1906г. право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог.

Получив ссуду от правительства, на новые земли в ""столыпинских” вагонах двинулись 3,3 млн. человек, 2/3 которых составляли безземельные или малоземельные крестьяне. 0,5 млн. вернулись, многие пополнили население сибирских городов или стали сельскохозяйственными рабочими. Только небольшая часть крестьян стала сельскими хозяевами на новом месте.

Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Во-вторых, население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России.

Разрушение общины. Для перехода к новым хозяйственным отношениям была разработана целая система хозяйственно - правовых мер по регулированию аграрной экономики. Указом от 9 ноября 1906 года провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом пользования. Крестьяне могли теперь выделить землю, находившуюся в фактическом пользовании, из общины, не считаясь с ее волей. Земельный надел стал собственностью не семьи, а отдельного домохозяина. Осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств.

Покупка земли крестьянами с помощью крестьянского банка. Банком было продано 15 млн. казенной и помещичьей земли, из нее 30% купили в рассрочку крестьяне. Особые льготы предоставлялись при этом владельцам хуторов и отрубов, получавших, в отличии от других, ссуду в размере 100% стоимости приобретаемой земли под 5% годовых. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.

Кооперативное движение. Быстрыми темпами развивалось кооперативное движение. В 1905-1915г., число сельских кредитных товариществ увеличилось с 1680 до 15,5 тыс. Число производственных и потребительских кооперативов в деревне возросло с 3тыс. (1908г.) до 10 тыс. (1915г.)

Многие экономисты приходили к выводу, что именно кооперация представляет собой наиболее перспективное направление развития русской деревни, отвечая потребностям модернизации крестьянского хозяйства. Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

Заключение

К началу ХХ в. Россия представляла собой среднеразвитую страну «второго эшелона» капиталистического развития. В отличие от стран «первого эшелона» (Англии, Франции) она вступила на путь капитализма значительно позже--лишь в середине ХIХ в. Поэтому ее экономическое развитие носило догоняющий характер, проявлявшийся как в высоких темпах, так и определенной деформации его фаз и стадий. Одной из значительных особенностей была ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны.

Основные особенности, стимулирующие подъем экономики:

1. Россия была страной молодого капитализма. Она позже других стран перешла к индустриализации, поэтому большинство промышленных предприятий, действовавших к началу ХХ в., были построены в последние десятилетия. Это были новые заводы, оснащенные новой техникой и в соответствии с требованиями времени, это были крупные акционерные предприятия.

2. В российскую промышленность хлынул иностранный капитал. Высокие покровительственные пошлины препятствовали ввозу сюда иностранных товаров, но можно было ввезти капитал, построить здесь предприятия и продавать продукцию этого предприятия, естественно, без пошлин. Основная часть иностранных капиталов вкладывалась в тяжелую промышленность.

3. Содействовало подъему и определяло его особенности и государственное железнодорожное строительство. По длине железных дорог к началу ХХ в. Россия заняла второе место в мире. Это достижение было, однако, весьма относительно, если учесть территорию. Но строительство железных дорог давало сильный толчок к развитию отраслей тяжелой промышленности, обеспечивая заказы на металл, уголь, паровозы, то есть, создавая рынок сбыта для соответствующих отраслей. После промышленного подъема 90-х годов в 1900-1903гг. в России разразился новый экономический кризис. Его первым симптомом был денежный кризис, который начался еще летом 1899г. Резко обесценились акции промышленных предприятий, обанкротился ряд банков, значительно сократился кредит.

За годы аграрной реформы значительно повысилась товарность крестьянского хозяйства, в значительной степени за счет хуторов и отрубов. Вводились новые системы земледелия и сельскохозяйственные культуры. От трети до половины единоличников участвовали в кредитных товариществах, что давало им средства для модернизации. В целом же переворот в агроэкономике не произошел, но при оценке экономических результатов важно учитывать, что реформа, рассчитанная на десятилетия, за несколько лет лишь успела уточнить направление и набрать темпы. В социально-политическом отношении реформа имела относительный успех. Община как орган самоуправления российской деревни не была затронута реформой, но социально-экономический организм общины начал разрушаться. Число общин сократилось со 135 тыс. до 110 тыс. В то же время в центральных районах распад общины почти не наблюдался. В Центре общинные традиции были наиболее сильными, а сельское хозяйство наиболее отсталым в социально-экономическом отношении.

С писок использованных источников

1. Аврех А.Я. «П.А.Столыпин и судьбы реформ в России».- М.,2003 г.

2. Глаголев А. «Формирование экономической концепции П.А.Столыпина». «Вопросы экономики» № 12, 2003г.

3. Дамешек Л.И. Энциклопедия «История России», - М., 2003

4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России - 20 век», 9 класс, 2003г.

5. Есаков В.Д., Дмитриенко В.П., «История Отечества - 20 век», 11 класс,2003г.

6. Ковальченко Д.И. «История России», Москва 2002г.

7. Кулешов С.В. «История Отечества»- М.,2001г.

8. Мироненко С.В. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России 19 - начала 20 вв.- М.,2002г.

9. Островский И.В. «П.А.Столыпин и его время». - Новосибирск, 2002г.

10. Румянцев М. «Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги». «Вопросы экономики» № 10, 2004г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Образование промышленных и банковских монополий. Проблемы аграрной экономики. Основные реформы Столыпина. Экономика России в первой мировой войне. Предпосылки развития промышленности в начале ХХ века. Процесс формирования монополистического капитализма.

    реферат , добавлен 19.07.2009

    Анализ экономического и политического положения России в конце ХІХ - начале ХХ века. Ознакомление с целями столыпинской реформы (разрушение общины, развитие частной собственности, создание крестьянского банка, кооперативное движение) и ее результатами.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2010

    Историография столыпинской реформы на белорусских землях в дореволюционный период. Советский период в историографии столыпинской реформы. Изучение столыпинской реформы на современном этапе. Хронологические рамки исследования с 1906 г. по начало XXI века.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2010

    Исторические особенности развития сельского хозяйства России в начале ХХ века. Комплексное историко-правовое исследование аграрной реформы П.А. Столыпина. Сущность, содержание и современные представления о аграрной реформе, ее значение и последствия.

    дипломная работа , добавлен 06.02.2013

    Аграрный вопрос в России в начале ХХ века, кризис полуфеодального социально-экономического уклада. Крестьянское и помещичье землевладение. Значение третьеиюньского государственного переворота для жизни страны. Главный урок столыпинской аграрной реформы.

    реферат , добавлен 08.02.2012

    Предыстория аграрного вопроса в Башкортостане в начале XX века. Сущность Генерального межевания в 1798 - 1842 гг. Особенности поземельной Столыпинской аграрной реформы в Башкирии. Особенности проведения колониальной политики. Анализ результатов реформы.

    реферат , добавлен 09.12.2008

    Крупные политические деятели последних лет царизма и их оценка историками. Состояние российской экономики в начале XX века. Политические дискуссии накануне проведения аграрной реформы П.А. Столыпина. Ход и этапы проведения столыпинской аграрной реформы.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2015

    Особенности экономического и политического положения в России в конце XIX - начале XX века, промышленный подъем и экономический кризис начала XX ст. из-за несбалансированного хозяйства. Сущность и предпосылки аграрной реформы Столыпина, причины провала.

    реферат , добавлен 12.04.2009

    Общая характеристика состояния экономики России в начале XX века. Цели аграрной реформы П.А. Столыпина: "успокоение" страны, создание слоя земельных собственников - социальной и экономической опоры монархии, продолжение процесса модернизации страны.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2014

    Правовое регулирование земельных отношений в России в первой половине XIX века, общинная собственность на землю. Анализ столыпинской аграрной реформы. Крестьянская община в годы революции и Гражданской войны, в условиях начального этапа коллективизации.