Многолетники

Материя основные свойства и формы существования. Способ и формы существования материи. Основные виды материи

2. Формирование понятия материи, его методологическая роль. 3

3. Движение как способ существования материи. Основные формы движения и их взаимосвязь. 4

4. Пространство и время как основные формы существования материи. 10

4.1.Основы концепций пространства и времени. 10

4.2.Основные свойства пространства и времени. 17

5. Современная наука о единстве материи, движения, пространства и времени. 23

6. Заключение 27

7. Список литературы 28

1.Введение

Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств и взаимообусловленностей. В связи с этим перед философией и другими науками стоит множество вопросов: Что такое материя? Как развивались представления о ней? Что является причиной ее формирования и изменения? Как осуществляется взаимный переход одних видов материи и форм ее движения в другие?

Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим совокупность разнообразных предметов, вещей. Эти предметы обладают самыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни просты, другие - более сложны, одни постигаемы достаточно полно непосредственно чувственным образом, для проникновения в сущность других необходима абстрагирующая деятельность нашего разума. Отличаются эти предметы и по силе своего воздействия на наши органы чувств. Однако при всей своей многочисленности и разнообразии самые различные предметы окружающего нас мира имеют один общий, если так можно выразиться, знаменатель, позволяющий объединить их понятием материи.

2.Формирование понятия материи, его методологическая роль.

Субстанция обозначает единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма, которой противостоит дуалистическая трактовка мира. В домарксистском материализме материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как некоторая телесность, параматерия, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. Домарксистский материализм рассматривает ее как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира.

Материя - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.

Материя - (лат. materia - вещество) вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи, составляющего суть концепции метафизического материализма.

1) материя существует независимо от сознания (первичность материи по отношению к сознанию)

2) она отображается ощущениями (признание принципиальной познаваемости мира).

Достоинство этого определения - единство онтологического и гносеологического подходов и является исходным пунктом естествознания и философии.

Домарксистское понимание материи является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы - человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы.

3.Движение как способ существования материи. Основные формы движения и их взаимосвязь.

При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субстанцииводы вели к образованию различных вещей; у Гераклита диалектична идея о вечных изменениях огня; Демокрит и другие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся в пустоте.

Позднее, в условиях господства метафизических и механических воззрений в философии, хотя и поверхностно, но признавалась неразрывность материи и движения. Именно английский философ Д. Толанд в XIII в. Высказал убеждение, что "движение есть способ существования материи". Эта мысль была подхвачена и развита французскими материалистами.

Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть абстракция. Нет движения как такового, а есть движение конкретных материальных предметов.

На основе развития частных наук, анализа философских идей своих предшественников создатели диалектико - материалистической философии углубили понимание сущности движения, его непрерывной связи с материей, пространством и временем. Диалектический материализм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и движение без материи.

Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение, как только механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), которая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием бога.

С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.

Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой сущности диалектики, основными принципами которой являются принципы всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая концепция движения преодолевает механистическое и метафизическое понимание движения, как только простого перемещения предметов друг относительно друга, как движение по замкнутому кругу с возвратом в исходное положение, как только чисто количественные, или только качественные изменения. С диалектико-материалистической точки зрения любой предмет, находящийся в состоянии покоя относительно одних тел, находится в движении по отношению к другим телам. Более того, внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения и процессы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц, полей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый момент времени является той же и в то же время уже другой. Из сказанного следует, что "движением называются всякие изменения и процессы во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мышлением". И это бесконечный процесс, в этом суть, в этом основа и причина существования бесконечного многообразия вещей, объединяемых общим понятием "материя". Как видим, если предположить невозможным отсутствие движения, то материя представляла бы собой лишенную всякой определенности, мертвую, безжизненную, полностью лишенную активности массу. Именно благодаря движению материя дифференцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение всего многообразия предметов и явлений. Движение способ существования материи, и, следовательно, быть, существовать значит быть вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это значит, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания относительности движения в различных конкретных случаях. Например, механическое движение одного предмета относительно другого иливзаимопревращение конкретных элементарных частиц данного состояния по отношению к другому их состоянию. Так, аннигиляция электрона и позитрона ведет к появлению двух протонов. Здесь мы видим различие конечного результата по отношению к начальному состоянию элементарных частиц.

Признавая абсолютность движения, диалектический материализм не отрицает его противоположности покоя. Под покоем понимается неизменность вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний.

Если движение является причиной возникновения конкретных, качественно различных вещей, то покой является причиной сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей, условием их существования. Если представить себе, что состояние покоя не существует, то всю материю придется представить как нечто хаотичное, лишенное всякой определенности, качественно неразличимое. Таким образом, благодаря движению образуются конкретные качественно различные предметы, а благодаря состоянию покоя они существуют какое-то время в определенном состоянии и в известном месте. Например, Пимезон "живет" всего 0,25*10-5 с. Это очень малое время, но в течение этого времени он остается самим собой. Таким образом, состояние покоя, состояние временного равновесия является, как и движение, необходимым условием дифференциации материи. Вместе с тем важно отметить, что сама возможность покоя, относительной устойчивости вещей определяется движением материи. Не было бы движения, не было бы и качественно различных предметов, не было бы и равновесия, стабильности и т.д., т.е. не было бы и покоя. Это еще раз приводит к мысли, что "движение абсолютно, а покой относителен". И если можно в какой-то мере говорить об абсолютности покоя, то только в плане необходимости всеобщего временного существования конкретных вещей. В отличие от механистического материализма, абсолютизирующего механистическую форму движения, распространяющего ее на любые материальные образования, диалектический материализм, исходя из достижений всей совокупности наук, рассматривает движение во всем многообразии его форм и во взаимопереходах последних. При этом важным является утверждение, что каждая форма движения имеет определенного материального носителя. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями.

Вместе с тем каждая основная форма характеризуется соответствующими законами, действующими на том или ином структурном уровне материи. Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно прямолинейное, равномерно ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др. Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид материи социальный.

Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить

друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности масса.

Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой основной формы движения квантово-механической, которая, видимо, на сегодняшний день является простейшей. В развитие представлений об основных формах движения речь в настоящее время идет о геологической, космической формах движения, имеющих специфических материальных носителей, изучаемых современными науками физикой, астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей, "читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в развитии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы.

Введение

В философии реальность - это все то, что существует в нашем мире. Есть два вида реальности: объективная и субъективная. Объективная реальность - это то, что человек не может осознать и представить таким, какое оно есть. Мы имеем отрывочное представление о времени, пространстве и движении, но точно не сможем сказать, что это такое. Субъективная реальность - это наоборот все то, что доступно нашему пониманию; предметы бытовой жизни, которые мы можем осязать, ощущать и каким- то образом воспринимать.

Человек может находиться и ощущать себя внутри объективной реальности, смотреть фотографии, которые были сделаны в прошлом и тем самым, ощущать время. Но эта реальность есть только в сознании. Именно для этого для ее определения философы вывели понятие материи.

Материя - это и есть объективная реальность, которая существует отдельно от сознания человека, но отображается именно им. Она существует в нескольких формах, которые неразрывно с ней связанны, а в то же время они связанны и между собой.

Объективные формы существования материи

Выделяют три объективные формы существования материи, которые помогают ее описать: движение, пространство, время .

Движение.

Любая материя (т.е. любой материальный объект) может существовать лишь при том условии, что элементы, из которых она состоит, постоянно взаимодействуют друг с другом. Ведь, например, существование любого организма основано на комплексном взаимодействии всех систем органов, а каждая система на взаимодействии органов, органы на взаимодействии клеток и т.д. Так же эти объекты взаимодействуют с другими объектами, которые их окружают. Каждый объект может стать частью системы (ее элементом).

Материя устроена именно так для того, чтобы взаимодействовать с объектами внутренне или внешне и изменять свои свойства, свое состояние или отношение к другому объекту или группе объектов.

Под движением материи понимают изменение ее положения относительно других материальных объектов, изменение ее состояния по отношению к ним, а так же отношения между ними. Любая конкретная часть материи или сама материя существует потому, что в ней постоянно происходит какое-то движение. Учитывая это, любой без исключения объект может изменяться. Любая материя подвижна, даже в самой малой степени, ведь без движения ее просто нет, она не существует. Если же движение все-таки отсутствует, то такой неподвижный объект, становится частью другого движущегося объекта. Все это обозначает, что движение неотъемлемая часть материи.

Движение присуще любому объекту, оно охватывает все без исключения. Ни одним известным способом нельзя доказать обратное. Как и у любого понятия, у движения есть противоположность - покой, т.е. отсутствие движения. Покой тоже присущ каждому объекту, ведь все они до какого-то момента остаются неизменными. Любая вещь существует лишь при соблюдении этих противоположных условий. Значит, движение и покой дополняют друг с друга: в конечном итоге при взаимодействии частей предмета они становятся неизменными.

Покой относителен, а движение абсолютно. Именно поэтому их нельзя считать равноправными, а тем более противопоставлять друг другу. Они являются разными сторонами одного предмета, это значит, они единое целое и их нельзя рассматривать отдельно друг от друга.

Движение, если его пытаться представить -- это отвлеченное понятие, оно присуще только действительно существующим материальным предметам, которые способны изменять свои параметры, а «чистое» движение имеет место только в наших мыслях.

Пространство и время.

Любая материя имеет пространственную и временную структуру. Под пространством понимается форма материи, протяженность, ее место среди других материальных объектов. Так как ни одна материя не может существовать отдельно от пространства и времени, то пространство - абсолютная величина, но материя со временем изменятся, значит, пространство еще и относительно.

Пространство можно представить образно лишь через понятие протяженности. Сама же протяженность показывает то как части объекта относятся друг к другу, т.е. показывает структуру объекта. Если попытаться обнаружить протяженность как таковую, то это можно сделать лишь потому, что скорость передачи действия от объекта к другому объекту имеет конец. Ведь если двигаться с бесконечной скоростью, любые расстояния становятся точками, а любые предметы вовсе исчезают.

Время, как таковое, можно представить через понятие длительности. Это означает, что материю нельзя сотворить и нельзя уничтожить и что объекты пребывают последовательно и в определенных состояниях.

Пространство противопоставлено времени, а время пространству. Если разобраться в этом боле подробно, то становится понятно, что момент времени, который существует в пространстве, сам отрицает понятие времени как такового, ведь он не обладает длительностью; а любое количество пространства, существующее в определенном временном отрезке, само отрицает свое существование, ведь оно не обладает протяженностью.

Из этого можно сделать два вывода:

  • · И время, и пространство - это объективные понятия;
  • · пространство и время неизменно связаны друг с другом и с движением материи (а движение не существует вне пространства и времени).

У каждого объекта есть свое определенное место. Сложное устройство нашего мира, выражено некоторыми особенностями, они достаточны просты: Объектам присуще быть протяженными и находится по соседству рядом с другими материальными объектами. Это самые простые характеристики пространства. Если рассматривать эти характеристики отдельно, то это и будет пространство.

Пространство, как таковое, действительно существует благодаря сложному устройству материи. Если бы мир был устроен просто, то вводить понятие пространства было бы бессмысленно.

Все объекты, которые нас окружают, осязаемы, а значит материальны. Эти объекты являются частями нашего мира, значит и наш мир тоже материальный. Объекты, составляющие его, также находятся в постоянном движении и развитии, т.е. они являются довольно сложными процессами. Эти процессы состоят из многих этапов и делятся на стадии, которые накладываются друг на друга и иногда повторяются. Скорость смены стадий может быть, как равномерной, так и более быстрой или медленной (если сравнивать ее с предыдущей). Все эти сложные процессы характеризуются понятием длительности. Без этих характеристик, длительность, как признак процессов, и будет временем.

Использование понятия времени, как формы существования материи, обоснованно. Мир находится в постоянном движении и постоянно развивается. Если бы мир (или материя вообще) был недвижим, то использовать понятие времени было бы бессмысленно.

Как связаны пространство, время и движущаяся материя.

Многие великие умы пытались вывести правила, с помощью которых связанны пространство, время и движение. Попытки не остались безуспешными и в философии и науке появились две основные концепции (модели). материя субстанциальный реальность пространство

Субстанциальная концепция.

Первая концепция - субстанциональная. В ней и пространство, и время считаются самостоятельными единицами, они же являются необходимыми для того, чтобы объекты могли двигаться.

Этой модели придерживались такие великие философы и ученные, как Платон, Декарт, Ньютон. Именно в этой концепции время и пространство стали считаться абсолютными.

В абсолютном пространстве помещена вся материя, ведь оно бесконечно. Так же оно не зависит от процессов, которые происходят с материей внутри.

В абсолютном времени возникает и появляется любая материя, оно течет равномерно и никак не реагирует на изменения.

Современные физики рассматривают субстанциональную модель, как вполне возможное предположение. В пример можно взять геометродинамику. Она утверждает, что мир - это лишь пустота и искривленное пространство.

«В программе геометродинамики физические явления строятся из свойств пространства-времени. Она гласит: «в мире нет ничего, кроме пустого искривленного пространства. Материя, заряд, электромагнитные и другие физические тела являются лишь проявлением искривленности пространства. Физика есть геометрия. Все физические понятия должны быть представлены с помощью пустого, различным образом искривленного пространства, без каких-либо добавлений к нему». Классическая геометродинамика включает в себя построение из геометрии пространства-времени эквивалентов массы, заряда, электромагнитного поля. В этой теории частица выступает как чисто геометрическое понятие. Масса, время, длина, электромагнитные поля … являются объектами чистой геометрии. Физика оперирует только длинами и ничем другим. Эта программа была продолжена в квантовой области.»

Древнегреческие атомисты полагали, что пространство - это лишь то, что остается после того, как исчезнет сам объект. Но если придерживаться этого утверждения, то в мире остается лишь пустота, которая обладает свойствами пространства. Время же, в их понимании, было чем-то самостоятельным, бесконечно длинным и текучим.

Исходя из положений древнегреческих атомистов пространство и время не зависели от материи. В этом и был парадокс, ведь какая может быть материя даже без одной из ее характеристик.

Реляционная концепция.

Гипотезу реляционной модели вывели Г. Лейбниц и Г. Гегель, а математически обосновал А. Эйнштейн.

В ней пространство и время это особые отношения между процессами и объектами.

Физика описывает мир с помощью тех знаний и представлений, которые можно обобщить в настоящий момент времени. Полная научная картина мира обосновывается на идеальных конструкциях, они же создаются из-за неполного физического обоснования.Л. Кар утверждал «Так же и времени нет самого по себе, но предметы сами ведут к ощущению того, что происходит теперь и что воспоследствует позже… никем ощущаться не может время само по себе, без движения тел и процесса».

Ньютон вводит понятие «эфира» - как универсальной среды. Считалось, что эфир есть везде и во всем. Используя это понятие, объясняли все известные (на то время) явления в физическом мире, так же на нем строились многие теории. Но сам эфир был недоступен для физических экспериментов. Желая проверить реальность эфира Майкельсон (сначала самостоятельно, затем вместе с Морли), производит серию опытов, проверяет скорость Земли относительно эфира. Результаты были негативными.

Они сделали два парадоксальных вывода (оба противоречили науке того времени):

  • · Земля неподвижна.
  • · Эфира нет.

В теории относительности Эйнштейна реляционная концепция была естественнонаучно обоснована. Теория относительности подтвердила факт зависимости пространственно-временных свойств от характера движения материального объекта.

Сейчас наиболее достоверной выглядит именно реляционная теория. Исходя из нее:

  • * время -- форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;
  • * пространство -- форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Виды материи:

  • Вещество (имеет массу покоя, различные агрегатные состояния)

Форма материи – совокупность различных объектов и систем, обладающих единой качественной определенностью, выражающейся в общих свойствах и специфических для данной формы материи способах существования.

1. Физическая форма материи известна нам лишь с простого уровня – лептонов и кварков, выше которого уровень элементарных частиц – протонов, нейтронов, атомов макротел, включая образование – метагалактику, или нашу вселенную. В более укрупненном плане ФФМ может рассматриваться как составленная из двух основных форм физической материи – вещества и поля.

Хотя современная физика не знает как наиболее простых, так и наиболее крупных уровней физической реальности, в ней получила серьезные основания идея генетического единства ФФМ. Согласно современным представлениям, известная нам физическая реальность возникла из относительно простого сингулярного состояния в результате “Большого взрыва” 10-20 млрд. лет назад. Не зная нижнего и верхнего пределов ФФМ, мы можем, однако, с большой уверенностью заключить о существовании объединяющих физическую реальность двух наиболее фундаментальных свойств – массы и энергии.

Каждая частная физическая форма материи и движения обладает своими специфическими свойствами, отличающими ее от других форм, однако в целом, в своей тотальности частные физические формы материи характеризуются единым, общим, интегральным свойством – энергией, в которой угасают эти специфические свойства, исчезают различия между частными физическими формами материи и движения. Наличие этого свойства оказывается необходимой основой взаимодействия и взаимопревращения различных физических объектов, позволяет ввести общую меру физического движения, отражающую единство физической реальности, ее отличие от химической, биологической социальной форм материи.

Фундаментальные свойства масса и энергия находятся в глубокой зависимости, фиксируемой соотношением Эйнштейна E=mc2. таким образом, физическая форма материи – это масс-энергетический мир.

Материал современной физики позволяет определить специфический способ, или форму, развития. С момента Большого взрыва развитие ФФМ осуществлялось первоначально путем преимущественно дифференциации, возникновения все большего многообразия физических объектов, затем, все в большей степени, посредством прямого субстратного синтеза, интеграции простых образований в более сложные. Важнейшей особенностью этого процесса дифференциации – интеграции является его масс-энергетический характер.

Единым способом существования являются 4 типа взаимодействия: сильное, слабое, электромагнитное, гравитационное.

2. Химическая форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции.

ХФМ включает уровни от атома до макромолекулярных комплексов, лежащих в преддверии живой материи. ХФМ «строится» из физической. Химический атом синтезирован из протонов, нейронов и электронов.

Существенный факт в пользу своеобразной химической реальности является то, что химические связи между качественно различными атомами в физическом отношении различаются только количественно. Так связь Н-С отличается от Н-F с физической стороны лишь полярностью и разностью электроотрицательности атомов. С химической же стороны – это связи водорода с качественно различными химическими элементами.

Химический мир – это над-массэнергетический мир, в котором слабые масс-энергетические процессы хотя и имеют место, образуя физическую основу химизма, но не определяют ее природы. Химический мир, как подметил еще Гегель, характеризуется несравненно большим качественным многообразием, чем физическим. Образуясь всего из трех элементарных частиц, ХФМ включает свыше 100 химических элементов, из которых возникает огромное качественное многообразие химических соединений. В настоящее время идентифицировано порядка 8млн химических соединений и ежегодно синтезируется около 0,5млн. Химические элементы составляют низший, наиболее простой и исходный уровень химической эволюции. Они возникают в результате предшествующего физического процесса эволюции, обладают неодинаковой физической и химической сложностью и, следовательно, различными возможностями дальнейшего химического процесса развития, различным потенциалом развития. Углерод – наиболее сложный химический элемент, обладающий наивысшим потенциалом химического развития. В той или иной мере близкими углероду эволюционными потенциалами обладают водород, азот, сера и фосфор. В силу этого углерод, водород, кислород и др. хим. элементы играют главную роль в химической эволюции, закономерно приводящей к появлению жизни, и поэтому называются элементами-органогенами.

В основе представления о химическом способе объективно-реального существования и развития лежит понятие химической реакции. Химическая реакция - это относительно самостоятельное превращение, связанное с некоторым конечным числом реагирующих субстратов.

Химический процесс есть единство синтеза (ассоциации) и распада (распада). Поскольку химический синтез приводит к усложнению веществ, он является химической формой прогресса, а распад – регресса.

Общим интегральным направлением химических преобразований является прямой субстратный синтез. Он выступает в качестве общего для Ф и ХФМ способа объективно-реального существования и развития, однако он обладает в них своей существенной спецификой.

Химический субстратный синтез включает особый, специфический механизм – катализ, т.е. способность ускорения химических превращений. В ХФМ, таким образом, возникает своеобразная способность многократного самоускорения движения и развития.

В развитии ХФМ можно выделить целый ряд направлений. Общим направлением всех линий развития является движение от низшего к высшему, от простого к сложному: от химических элементов к молекулам и их комплексам. В пределах общего направления можно выделить магистральное, т.е. основное направление, и побочные, или тупиковые, ветви развития.

Магистральное направление развития ХФМ связанно с углеродом как наиболее сложным и богатым хим. элементом и другими элементами-органогенами – Н, О, N, S, Ph. Тупиковые направления обуславливают развитие на магистральной линии, создают необходимые для химической эволюции условия. В конечном счете, химическая эволюция закономерно приводит к возникновению живой материи. В химической эволюции обнаруживается одна из важнейших закономерностей развития – аккумуляция содержания низших ступеней в высших. Хим. эволюция представляет собой не простую смену одного состояния другим, а накопление, синтез основных результатов развития в последующих ступенях, в результате чего возникает материальный субстрат, обладающий наибольшим многообразием самых различных и даже противоположных свойств. Так белки, один из важнейших компонентов живой материи, обладают кислотными и основными, гидрофильными и гидрофобными свойствами, обнаруживают все основные типы реакций. В нуклеиновых кислотах благодаря их особой структуре происходит накопление информационного содержания в сжатой, кодированной форме.

Возникновение жизни обусловлено, прежде всего, магистральным направлением химической эволюции, где ХФМ выступает в своем оптимальном или, или достаточно полном, содержании или многообразии.

3. Биологическая форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции.

Субстрат: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры, некоторые минеральные соединения.

Жизнь – высшая из природных форм движения материи, которая характеризуется самообновлением, саморегуляцией, самовоспроизводством разноуровневых открытых систем субстратную функциональную основу которых составляет белки, жиры, нуклеиновые кислоты, фосфорорганические соединения.

Сущностью жизни, или биологического способа существования, является тенденция к самосохранению путем приспособления к среде.

Особенность биологической формы материи (БФМ): если более простые материальные тела – физические и химические существуют в силу присущей им большей или меньшей устойчивости, то у живой материи самосохранение становится результатом активных процессов. На самосохранение направлена вся совокупность физических, химических и биологических процессов живого организма. Это самосохранение возможно только благодаря активному приспособлению живых организмов к окружающей среде.

Самосохранение путем приспособления, как два важнейших свойства БФМ, выражаются в совокупности других существенных свойств живой материи: ассимиляции и диссимиляции, росте развитии организмов, раздражимости и сократимости живой ткани, способности к движению, способности к эволюции.

Наследственность – концентрированное выражение способности живого к самосохранению, своего рода биологическая память. Важнейшие индивидуальные, видовые и другие признаки живого закрепляются посредством особых биологических структур – генов, совокупность которых образует геном организма. Совокупность всех геномов живых организмов составляет генофонд живой материи в целом.

В классификационном отношении живые организмы образуют четыре царства природы – растений, животных, грибов и вирусов, которые в свою очередь делятся на типы, классы, отряды, семейства, роды, виды, некоторые промежуточные единицы.

Одним из замечательных способов самосохранения живого является непрерывное существование жизни через смену поколений. Живое и его генетическая основа являются в этом смысле бессмертными, смертны лишь отдельные индивиды и поколения.

Весьма важную роль в развитии БФМ играет способность отображения внешней среды, возникающая первоначально в форме раздражимости, на основе которой далее возникает чувствительность и психическая деятельность.

Биологическая эволюция. Наиболее разработанной теорией биологической эволюции является современный дарвинизм (СТЭ). Согласно СТЭ важнейшими факторами эволюции являются наследственная изменчивость и естественный отбор, понимаемый как выживание наиболее приспособленных организмов. Принято считать, что наследственная изменчивость имеет случайный характер и поэтому биологическая эволюция должна рассматриваться как случайный процесс. Ключевую роль в эволюции играют, таким образом, случайные по своей природе мутации, естественный отбор превращает случайные изменения в необходимые. Дарвин считал, что биологическая эволюция приводит к появлению наиболее сложного живого существа – человека.

4. Социальная форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции. Место и роль человека в мире.

Одной из важнейших сторон учения о формах движения материи является трактовка общественных процессов как социальной формы материи.

В современной науке, включая философию, широко распространено представление о случайности появления человека в ходе биологической эволюции, развитии природы, или, иначе, о случайности человека по отношению к природе мира в целом. Утверждение о случайности человека по отношению к миру означает, что человек находится в поверхностном, внешнем (случайном) отношении к миру, к его сущности, возникает не на магистрали, а на задворках мирового развития. Он обладает, следовательно, случайным, несущественным содержанием, природой и, следовательно, не может с достоверностью судить о природе мира

С позиции случайного человека природа мира оказывается непознаваемой, достоверное мировоззрение – невозможным. Более того, не находясь в отношении к самой сущности мира, обладая случайным содержанием и случайной сущностью, человек не может судить и о своей случайности или необходимости.

Концепция случайности человека по отношению к миру, его сущности, с необходимостью приводит к заключению о бессодержательности и бессмысленности человеческого существования, ибо случайное и есть бессодержательное и, следовательно, бессмысленное. Таким образом, если исследовать основания и смысл утверждения о случайности человека по отношению к бесконечному мировому процессу, мы неизбежно приходим к выводу, что это утверждение противоречит самому себе и поэтому лишено смысла.

В марксистской философии концепция человека имеет многоуровневый и многоаспектный характер. В рамках единой концепции человека можно различить прежде всего два уровня, которые с некоторой условностью можно назвать всеобщей и особенной концепциями человека. Первая концепция входит в состав наиболее общей философской науки – диалектического материализма и представляет собой описание человека во всеобщих категориях, т.е. применительно к всеобщим сторонам мира – материи, развитию, необходимости, случайности и т.п. Вторая концепция представляет собой описание человека в категориях особенного – социологии, или исторического материализма – общества, производительных сил и производственных отношений, классов, наций и т.д.

С позиции научной философии возникновение человека (общества), как высшей формы материи, вызвано тремя группами факторов или причин: всеобщими, особенными и единичными. К всеобщим относится природа (сущность) бесконечного мира. К особенным причинам появления человека необходимо отнести, прежде всего, эволюцию биологической формы материи, закономерно порождающую высшую форму жизни – мыслящие существа. Следует выделить также единичные факторы возникновения человека, к которым можно отнести локальные условия земли, определившие специфические черты земного человечества.

Абсолютная тенденция жизни к самосохранению закономерно приводит к появлению более эффективного и радикального способа существования, способа выживания, чем приспособление к среде. Таким новым способом выживания может стать только преобразование среды и, на этой основе, преобразование самого живого, т.е. производство жизни. Производство самого себя на основе преобразования среды – новый, высший способ существования и развития человека, социальной формы материи.

Среди факторов, названных нами особенными, весьма важное место принадлежит труду. Энгельс сформулировал новую концепцию антропосоциогенеза. Основная идея этой концепции заключается в том, что труд, как процесс преобразования природы и самого человека, с момента своего зарождения и в процессе дальнейшего формирования служил вначале активным, а затем определяющим фактором формирования человека. Огромную роль в формировании человека сыграли биологические факторы, включая естественный отбор. Зарождающийся и формирующийся труд мог привести к возникновению человека лишь становясь в то же время и биологическим фактором – фактором естественного отбора.

Труд – процесс взаимодействия человека с природой, который осуществляется с помощью вырванных из природной среды и преобразованных природных элементов – средств труда (прежде всего орудий труда). Труд имеет коллективный характер и выступает основой формирования общества как сложного коллектива людей, объединенных социальными, прежде всего экономическими связями.

Человеческая сущность. Человек – это существо, которое производит само себя, свое бытие сущность. Человек живет тем, что в природе не существует, что он должен непрерывно создавать. Главное в человеческом способе существования – производство самого себя, своего собственного бытия и своей сущности. Производство предметов – средство существования человека, его бытия и сущности. Человек, человечество – высшая форма материи, обладающая наиболее сложным способом существования и развития. Важнейшими сущностными силами человека являются труд, или преобразовательная материальная деятельность человека, мысль, или универсальная и неограниченная способность познания мира, общение, т.е. социальная связь с себе подобными. Вторым ярусом человеческих сущностных сил выступают способности и потребности. Важными сущностными свойствами человека, связанными с обеими группами свойств, являются коллективность и индивидуальность, свобода и ответственность.

Производящий способ существования человека как высшей формы материи определяет возникновение другой сущностной черты человека – сознание. Человек поэтому – производящее и сознающее существо.

Человеческая сущность противоречива: она несет в себе противоречия между потребностями и способностями, трудом и мыслью, трудом и формами общения, коллективностью и индивидуальностью, свободой и ответственностью и др. развитие человеческой сущности происходит на основе ее внутренних противоречий.

Смысл человеческого существования определяется сущностью человеческого существования, но не тождественен с нею. Сущность человека, человеческого существования имеет наиболее общие и постоянные, вечные черты, поскольку она всегда заключается в производстве человеком своего собственного бытия.

Научная философия показала, что смысл человеческого существования нельзя искать вне человеческой жизни – в природе, боге, идеи. Смысл заложен в самом человеческом существовании. Человек производит свое собственное существование, что и составляет его сущность и смысл. Смысл существования – не в бессмысленном течении времени человеческого бытия, а в движении человека в свою собственную сущность, в углублении человека в свою бесконечную человеческую сущность.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - крайняя форма антропоморфизма, познавательной установки, в которой утверждается наличие человеческого измерения в любом знании о природе, обществе и в самом познании. Классическую формулировку антропоцентризм обретает в знаменитой формуле Дротагора “человек есть мера всех вещей”. В отличие от античного уподобления микро- и макрокосма, а также от объективизма классической рациональности в современном естествознании антропоцентризм выражает зависимость научного результата не только от положения субъекта-наблюдателя и характеристик его инструментальной и целеполагающей деятельности, но и от самого факта его присутствия во вселенной.

В социальном познании антропоцентризм противоположен социоцентризму, или социологизму. В концепциях антропоцентристского направления подчеркивается самостоятельность индивида как субъекта свободного выбора и ответственного поступка. В политике принцип антропоцентризма реализован в либерализме, признающем приоритет интересов личности перед интересами любых сообществ и неотчуждаемость ее естественных прав. Методологически антропоцентризм противостоит натуралистическому детерминизму и историцизму, означая приоритет целеполагающей человеческой деятельности перед социальными структурами и “законами исторической необходимости”. Антропоцентристской установке чуждо масштабное социальное проектирование и жесткие социальные технологии (см. Технологии социальные), подчиняющие интересы личности логике проекта и превращающие человека в “винтик” государственной машины. Антропоцентризм содержит в себе требование соразмерности социальных преобразований человеку и очерчивает пределы вмешательства власти в человеческую повседневность. Что касается марксизма, то он унаследовал просветительский взгляд на человека как на продукт обстоятельств и воспитания и определял сущность человека как комплекс социальных отношений. И хотя деятельностный подход, реализованный в понятии общественной практики, и претендует на снятие дилеммы антропоцентризма и социоцентризма, марксизм в целом явно тяготеет к последнему. Отход К. Маркса от антропоцентризма, заявленного в “Экономическо-фалософских рукописях 1844 г.” и “Манифесте Коммунистической партии” (“свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех”), отчетливо виден в его концепции формационного развития общества как естественно-исторического процесса, в рамках которого человек представляет собой “личный элемент производительных сил”. Русские марксисты, напр., Г. В. Плеханов, явно тяготели к социоцентризму в решении вопроса о роли личности в истории. В классической социологии основная позиция антропоцентризма отчетливо выражена Г. Спенсером, полагавшим, что “каждое социальное явление должно иметь своим источником известные свойства индивидов”, а потому “тип общества определяется природой составляющих его единиц”. Развернутую социологическую интерпретацию антропоцентризм обрел в “понимающей социологии” At. Вебера. Веберовский постулат субъективной интерпретации гласит: ничто не может быть понято лучше, чем индивидуальное осмысленное действие. Понять социальное явление значит свести его к субъективным смыслам действующих индивидов - конечному пункту теоретического анализа любых социальных процессов. В поствеберовской социологии антропоцентризм противопоставлен структурному функционализму, сторонники которого акцентировали внимание на детерминирующем воздействии социальных структур. Наследующая же веберовские традиции феноменологическая социология выступала против реификации (овеществления) социальных структур и трактовала их как набор социально одобренных образцов человеческого поведения. Не отрицая структурирующего воздействия социальных институтов на человеческую деятельность, она исследовала систему высокосложных типизации, аккумулирующих опыт индивидуального “усвоения” подобных образцов в исполнении социальных ролей (интериоризация). Социологический постмодернизм ликвидировал противопоставление человека и продуктов его творческой активности, радикализировав структуралистские идеи “смерти субъекта” (М. Фуко), растворения автора в тексте (Р. Борт). Современной социологии свойственны попытки снятия дилеммы антропо- и социоцентризма с помощью понятия габитуса как инкорпорированной социальности (П. Бурдье). Но в отличие от традиционных обществ, габитус современного человека, вовлеченного во множество изменчивых личных и анонимных социальных связей, не может считаться социальным инвариантом, а концепция габитуса-окончательным снятием дилеммы антропоцентризма и социоцентризма.

Краснова Е.М.

На рисунке различные ФСМ с соответствующими им типами связей расположены на поверхности шара. Эта фигура выбрана потому, что она обеспечивает наглядность взаимосвязи форм существования материи, единства, взаимопревращения (схема рис.1).

М - материя, Т- самодвижение во времени, L - самодвижение в пространстве, n - дискретное, ~ - непрерывное.

Нельзя объять необъятное - дать качественную характеристику всех ФСМ. Выход один: в описании как можно короче остановиться и только на тех сущностях, которые вытекают из предложенной классификации.

Тип связи 1. Формула связи Мn Тn Ln => Еn. Связь образуется в дискретной массе, системы обладают ограниченным самодвижением в пространстве и во времени. Изменения наступают только под действием внешних противоречий. Энергия связи в принципе потенциальная.

Это - закрытые системы. Таков способ существования вещества, минералов, их систем различных структурных уровней, вплоть до планет. Внутренне такая связь предельно устойчива, т. к. все факторы связи имеют одну характеристику (n). Внешние противоречия возникают между данной формой существования материи, являющейся закрытой системой (En), и всеми другими - открытыми системами (E~), которые вовлекают ее в процесс движения.

Здесь уместно лишний раз вспомнить, что "... для познания конкретного предмета нужно найти единство противоположностей" , т. е. в природе нет ничего абсолютного. Так, например, формирование таких закрытых систем как планеты имеет определенную степень завершенности в каждом конкретном случае. Закон единства противоположностей во всех описаниях систем подразумевается.

Тип связи 2. Формула связи Мn Тn L~ => Е~, форма существования материи - лучи. Для бытия этой формы существования материи, образованной дискретной массой (фотоны) с постоянным ритмом временных изменений (длина волны), необходимо непрерывное пространство. Именно непрерывное самодвижение в пространстве отличает ее от закрытых систем и термодинамических систем.

Если поведение закрытых систем корректно укладывается в систему понятий классической физики, то все остальные формы движения материи являются открытыми системами и их характеристики необходимо, кроме того, согласовать с системами понятий физики квантовой. Хотя бы в самой общей форме.

Говорят, что Эйнштейн долго мечтал узнать: – что такое ФОТОН? Почему фотоны так принципиально отличаются от всего сущего в природе (фотоны - поле, все остальное - вещество)? Предлагаемая гипотеза отвечает на эти вопросы. Достаточно субэлементарным частицам (непосредственно или скалярно) соединиться за счет энергии самодвижения во времени, чтобы получился луч.

Лучи не так жестко специфичны, как полагал Эйнштейн. Фотоны дискретны, как, например, и термодинамические системы. Способность непрерывно двигаться в пространстве, да еще с постоянной скоростью, у них в принципе одинакова с Галактикой. Для существования лучам не обязательно непрерывно изменяться. От самодвижения во времени у них остались только поперечные колебания. Вместе эти два движения - прямолинейное равномерное движение и поперечные колебания создают классическую волну, а дискретность субстрата обеспечивает квантованность энергии. Это классический объект квантовой физики.

Тип связи 3. Формула связи Мn Т~ Ln => Е~. Сюда относятся молекулы, атомы, протоны, электроны, а также некоторые другие элементарные частицы. От вещества эти системы отличаются тем, что беспрерывно изменяются во времени, а движение в пространстве у них также ограничено. Хаотические движения в скоплениях атомов, молекул, электронов и т. д. называют тепловым движением. Поэтому соответствующую форму существования материи можно назвать "термодинамические системы". Преодолевая внутреннее противоречие между дискретностью материи и движения в пространстве и непрерывностью изменений во времени, данная форма существования материи более или менее легко дает начало закрытым системам (Тn Ln Тn).

Термодинамические системы представлены дискретными субстратами, частицами. Следовательно, их энергия квантована. Сложнее формализуется движение термодинамических систем. Реальное движение частиц здесь складывается, как и у фотонов, из одного движения непрерывного, а второго дискретного. Значит, условие для образования волны как будто имеется. Различие в том, что движение во времени (изменение) непрерывно и "волна" неизвестно как перекручена. Исследование движения электрона привело к введению в физику таких понятий как принцип дополнительности, принцип вероятности, многомерное конфигурационное пространство (волна вероятности), соотношение неопределенностей и т. д. Все это вызвано кризисными ситуациями, которые с большей рефлексией изложил Гейзенберг. Вопрос: по какой траектории движется электрон вокруг ядра? - в квантовой теории так и остался открытым.

В свете учения Гегеля о философской категории "количество", характер движения термодинамических систем (непрерывное изменение во времени) вполне может быть причиной затруднений в квантовой механике.

С большой неуверенностью я отнесла (хотя и с оговоркой) элементарные частицы к термодинамическим системам. Во-первых, так называемые "истинные элементарные частицы" естественно должны предшествовать всем формам существования материи. Во-вторых, интуитивно мне представляется необходимым классифицировать элементарные частицы по формам существования материи. Вполне логично ожидать, что каждая форма существования материи начинает формироваться со своих элементарных частиц. Но это интуиция, не более того.

Тип связи 4. Формула связи Мn Т~ L~ => Е~. Это - гравитоны (суб-элементарные частицы, монады), создающие гравитационное поле (хаос). Частицы гравитационного поля обладают непрерывным самодвижением в пространстве и непрерывным самодвижением во времени, т. е. вся энергия этих движений проявляется в кинетической форме.

Внутренним противоречием связи является противоречие между дискретностью субстрата и непрерывностью движений. Оно приводит к возникновению связей между проточастицами, к концентрации материи в природе. Такой взгляд на гравитационное поле соответствует полевой гипотезе возникновения всех видов существования материи, имеющей наибольшее распространение в естествознании.

Название частиц - гравитоны, лучше всего отвечает их сущности - кванты гравитационного поля, связывающие, по мнению физиков, все элементарные частицы. На роль "истинных элементарных частиц" физики выдвигают и многие другие частицы.

Так как с этой формой существования материи связано очень много в сознании людей, необходимо, хотя бы вкратце, остановиться на свойствах, вытекающих из ее существенной характеристики Мn Т~ L~.

1. Это частицы с исчезающе малой массой покоя, которые не "из чего" не состоят и ни "на что" не делятся.

Масса покоя принципиально неизмерима, не только потому, что она предельно мала и не только потому, что частицы не существуют в покое (электроны, фотоны и многие другие элементарные частицы тоже существуют только в непрерывном движении, однако физики уверенно сообщают их массу покоя), но и потому, что у гравитонов непрерывно меняются характеристики, из которых масса покоя рассчитывается.

2. Самодвижение в пространстве и самодвижение во времени гравитонов непрерывны, актуальны. Из формулы E= mc2 следует, что реальное движение каждой частицы будет изменяться по направлению и скорости от через- равную - нулю до через- равную- С2. Следовательно, в этом интервале актуально существует бесконечное множество скоростей и векторов движения. Бесконечность проявляется как в пространстве (актуальная) так и во времени (в возможности). В каждый миг времени в бесконечной вселенной имеются гравитоны с бесконечно разнообразным движением и каждый гравитон во времени по характеру движения изменяется бесконечно. Вряд ли это движение можно назвать волной. Оно не формализуется.

3. Энергия гравитонов квантованная, т. к. носитель энергии - материя, дискретна.

Математики и физики кладут запрет на скорость движения, превышающую скорость света - С. Но, во-первых, в любом реальном пространстве - времени статистическим методом будет обнаружена скорость гравитонов не выше С, а в бесконечном пространстве - времени векторная сумма движения будет равна нулю. Во-вторых, запрет основан, в частности на том, что нужно затратить бесконечно большую работу, чтобы сообщить частице скорость, равную скорости света. Но в гравитонах движение не привносится извне, а является внутренней сущностью субстрата (как и у фотонов и других систем), о которой науке ничего не известно. Это свойство не более удивительно, чем, например, непрерывная самоизменчивость.

Человечество давно осознавало эту форму существования материи. Великий Лейбниц логически вычислил существование таких частиц, удивился их чудным свойствам, усмотрел в них божественную сущность и назвал МОНАДАМИ или энтелехиями: "Таким образом, последняя причина вещей должна находиться в необходимой субстанции, в которой многоразличие изменений находится в превосходной степени, как в источнике", и это точная характеристика гравитонов (монад), а Лейбниц назвал эту субстанцию Богом. Религии скорее всего именно в этом смысле называли нечто ХАОСОМ, как и неоплатоники, которые прямо сравнивали хаос с монадой. Современные представления о хаосе более расплывчаты, как о чем-то рассеивающемся, бесструктурном, беспорядочном вообще.

Древнее признание хаоса как изначальной сущности в науку пробивается с трудом, от идеи невозможности постичь хаос у Платона до попыток количественной характеристики его в современной синергетике. Вместе с тем достаточная сущностная характеристика гравитационного поля (хаоса) вырисовывается только в единой классификационной системе. Без этого интуитивное чувство бессилия физики и математики перед бесконечным многообразием мироздания в XX в. привело к бунту ученых против материализма. Недавно от имени физиков и математиков по этому поводу бескомпромиссно высказался, например, доцент математики, кандидат философских наук В. Тростников. По их мнению, для объяснения феномена природы необходимо понятие актуальной бесконечности и учение о монадах, которых в материальном мире, по мнению Тростникова, быть не может. Выручить природу может только Бог.

1) Понятие материи и её основные свойства

2) Движение как способ существования материи.

3) Пространство и время, формы существования материи

Основной вопрос философии – вопрос о соотношении материи и сознания природы и духа телесного и духовного. Этот основной вопрос философии имеет две стороны. Первая сторона – что первично. Что составляет первичную субстанцию? Материальное или духовное? И вторая сторона. Способен ли человек познавать и насколько глубоко окружающий мир. Так вот наши последующие рассуждения с первой стороной будут связаны.

Понятие материи впервые было введено в оборот Платоном. Именно он разделяя весь мир на мир идей, который по его мнению первичен и мир вещей, кот не обладает вечностью существования. Ввел понятие материи для последнего. Материя конечно понятие широкое и общее. В логике есть такой закон. Определение понятий. Способ определения через ближайший род и видовое отличие. Если определить понятие матери под какое более широкое понятие можно его подвести. Под понятие бытие подвести? Да. Это форма бытия. Способ проявления бытия. А отличительные признаки опять-таки затруднительно. Материю определить чрез материю очень трудно.

Три ступени определения материи:

1) На первом этапе отождествлялось с понятие субстанции. В определении субстанции первенствовал натуралистический подход. И поэтому в качестве первоначально субстанции выделялись вода, огонь воздух и комбинации их у например Аристотеля Понятие материи отождествлялось с видом окружающей среды. Первым, кто попытался сделать шаг в сторону, был Демокрит. Он выделил понятие атома – не то, что можно пощупать. Атом – мельчайшая частица. Облают разной формы тяжестью и т.д. Но конечно это была просто догадка. Тем не менее, не имело научного обоснования. Аристотель говорил, что она инертна, не способна к саморазвитию, что к ней нужно приложить силу – а эту силу он называл формой. Откуда оно взялось не важно. Оно было всегда. Существует вечно. В этом отношении он материалист. А вот понимание, откуда движение взялось, ничего не мог сделать

2) 17-18 века. Попытка связать понятие материи с понятием вещества. Какова была точка зрения Галилея, Ломоносова, Лавуазье. Свойства вещества. Делимость до атомов, атомы это мельчайшие частички, кирпичики, непроницаемые и далее неделимые. Вещество обязательно обладает массой покоя или движения. Но обязательно обладает массой. Оно находится в движении, но механическом движении. Независима от свойств пространства и времени. И вещество инертно. Не способно к самодвижению. Вот такая трактовка вплоть чуть не до 20ого века. «Вещество или материя есть то, что, наполняя пространство имеет вес, то есть представляет массу. То из чего состоят тела природы, в чем совершается движение и явление природы» – Менделеев. Что положительного на этом этапе? Во-первых, признание матери как первоосновы. Это уже шаг от религиозной основы. Признание материального единства мира. Второе положительное – стремление найти общее. А общим для всех вещей является то что они состоят из вещества. Каковы недостатки такого подхода? Первый недостаток – признание неизменной сущности вещества. Второе – сведение движение только к одной из форм – механическому движению. Господствует механический материализм. Третье – сведение вопроса о философском понятии материи к естественнонаучному представлению о материи. Последнее самое важное. Потому что естественнонаучные и философские разные. Не распространялось на социальную сферу – на жизнь общества. Связано оно было толь с природой. Только с естеством. Надо сказать, что уже тогда не очень удовлетворяла философов. И французские материалисты: Дидро, Гольба. Гольба: «Материя это всё то, что действуя на нас, производит на нас ощущения». Это понятие должно отражать то общее, что есть в вещах и не должно быть связано ни с каким конкретным видом и никаким конкретным состоянием. Понятие материи должно быть абстракции отвлечённое от конкретных вещей. В их время не было данных естествознания, которые могли бы поменять.


3) На рубеже 19-20 веков произошла революция в естествознании. Был открыт более мелкий элемент – электрон. Открыта новая элементарная частица. Масса его в 1800 раз меньше атома водорода – самого простого элемента. Были открыты неизвестные виды излучения. Рентгеновское излучение Рентгеном, радиоактивное Пьером и Марией Кюри. Явление радиоактивного распада было открыто. И, наконец, Эйнштейн создаёт теорию относительности. Значительное продвижение вперёд математика получила – особенно Пуанкаре толкнул. Пришли к выводу, что атом не является неделимым, не проницаемым. Оказывается, атом распадается и не распадается на непонятно что. Тогда решили, что атом распадается на энергию. Но мы-то сейчас знаем, что на протоны, электроны и т.д.

Лекция 10 9.12.2011

Революция в естествознании была связана с рядом фундаментальных событий. Которые по существу создали ситуацию, когда новые открытия не могли с позиции ньютоновской механики е моли быть объяснены. И вот эту ситуацию учёные назвали кризисом в естествознании. Интересно. Кризис и революция одновременно. Классическая наука в противоположность с открытиями. Методологический кризис. Значит нужно новую научную методологию. Таким образом, родилась на свет механика объясняющая микропроцессы – Квантовая механика. Это событие. Физики постепенно стали осмыслять. Создана была квантовомеханическая картина мира.

Какие же последствия для философии они имели. На втором этапе философское представление о материи с понятием вещества отождествлялось. А у вещества атом. То есть материя это атом. И вдруг оказалось, что атом распадается, уничтожается на непонятно что. Выделяется громадное количество энергии и остается в результате электрон. Идеалистические философы, задачей которых было все время борьба с понятием материи. Ещё в свое время Беркли субъективный идеалист писал так. В борьбе с материализмом не следует направлять усилия по поводу частностей концепции необходимо сосредоточить усилие на дискредитацию понятия материи. Как только будет разрушено это понятие, всё здание материи будет разрушено. Беркли это понимал.

Факт распада атома был истолкован как факт уничтожения материи. Материя исчезла. Осталась одна энергия. Стоить заметить, что это тогда об элементарных частицах никто не знал. И поэтому так полагали. Таким образом, было сказано, что исчезла материя. В этой новой ситуации нужно было защитить материализм и дать новую интерпретацию философскому понятию материи. Маркс и Энгельс говорили, что понятие материи не связано с конкретным веществом. Этим словом мы объединяем различные виды материальных тел. Платон был недалёк от такого положения. Но Платон отдавал ему вторичность. А в смысле рассмотрения материи как абстракции в этом отношении он был прав. И вот возникла новая ситуация.

Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм»:

1) Обобщил и интерпретировал с позиции материализма новые открытия в науке

2) Отделил естественнонаучные представления о строении и свойствах материи от философского понятия материи. Указал что это не дно и то же

3) Указал направление, по которому следует идти, вырабатывая философское понятие материи.

4) Сформулировал определение материи, которое звучит так:

Материя это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человека(реальность) в ощущениях на чувственном уровне, которая копируется, отображается этими ощущениями, но существует независимо от них. Исходя из этого определения:

А) вводится понятие философской материи как абстракции, обобщения от реальных свойств

Б) Указывается на возможность постижения, познания окружающего материального мира.

В) Признается объективность, независимость существования материального мира от познающего человека.

Естественнонаучный подход и философский подход это не одно и то же. Естественнонаучная картина мира и философская картина мира это не одно и тоже. До сих пор определить понятие материи – отыскание первокирпичиков. Если бы материалисты продолжили эту традицию, то тогда, наверное, нужно было сказать, что материя – это электрон. Откроется более мелкая частица – будет названа она в качестве материи. Получается, что философское определение материи будет изменятся. Но это неправильно. Философские понятия не могут редуцироваться до научных понятий.

Проблема уже назрела. Всё шло к этому, и Лениным наиболее ярко и убедительно было сделано.

С каким же общим свойством связывает понятие материи Ленин? Связывает с наиболее общим свойством всех материальных тел. Со свойством быть объективной реальностью. То есть существовать независимо от нашего сознания. Это предельно общее свойство.

Что дало это открытие? Была подтверждена мысль о неисчерпаемости свойств и состояний материи. Нет абсолютно мельчайшей частицы. Электрон также неисчерпаем, как и атом. Природа бесконечна. Она существует бесконечно – Ленин.

Ленинское определение и подход связывающий понятие материи с понятием объективной реальности имел то важное значение, что он указал на природу появления кризисов научного знания. Это не совпадение новых открытий, не вписывание новых открытий в прежние научные теории. Означает ли это крах ньютоновской теории? Нет. Она не отброшена. Просто указаны границы её верности.

Какие наиболее общие свойства присущи материи:

1) Свойство абсолютности. Материя везде и всюду.

2) Неисчерпаемость. То есть в изучении материи нельзя дойти до какой-то точки, где мы скажем всё познано. Дальше идти некуда.

3) Структурность. Материя сложно устроена.

4) Быть в движении, в изменении.

5) Существовать в пространстве и времени.

6) Свойства отражения. Это способность тел живой и неживой природы реагировать на внешние воздействия в соответствии с характером этого воздействия и качественной спецификой тела, на которое это воздействие оказывается. Воздействие очень однообразно. Наступаем на пол, и с ним ничего не происходит. А если на песок, то останется реакция. Или цветки. Тюльпаны закрываются с заходом солнца.

С точки зрения современных естественно научных представлений принято делить материю на мега мир, макромир, микромир.

Энгельс указал, что путь, по которому наука должна идти, рассматривая и углубляя свои понимания о материи, – это путь неразрывности движения материи: Нет материи без движения, как и нет движения без материи.

Откуда же взялось движение? На этот вопрос ответы разные.

Гегель: источник движения – абсолютный дух. Абсолютна идея. Религия – перводвигатель Бог. Материалистическая точка зрения: источник движения внутри самой материи нужно искать. Как философски определить движение?

Движение – есть всякое изменение вообще. В связи с этим требуется уточнение. Понятие движения и развития одно и тоже? Нет. Развитие есть изменение характеризующееся определённой направленностью. Вот маятник мотается. Движение есть. А развитие есть.

Движение противоречиво. В каком смысле? Поскольку оно представляет единство изменчивости и покоя. Изменения и устойчивости. Движение абсолютно. Оно есть везде и всегда. Так же как и материя. Движение представляет собой единство прерывностей и непрерывностей. И наконец движение существует в целом ряде форм. Выделяют 5 основных форм движения материи:

1) Механическое – перемещение тел в пространстве

2) Физическое – внутриатомные процессы

3) Химическое – взаимодействие молекул

4) Биологическое. В основе лежит клеточный обмен. Клетка едина

5) Социальное. Общественная жизнь со всеми ее изменения.

Между формами движения существует взаимосвязь. Она выражается. В способности при определённых условиях переходить одной формой движения материи в другую. Например, как древние добывали огонь? Механическое трение переходило в химическую – огонь. Лучевая болезнь. После облучения изменяется структура клеток. Нет непереходимых граней между этими формами движения. Способность в ходе движения превращения одного в другое нужно иметь в виду, что материя переходит из одного состояния в другое, но не исчезает. И необходимо восполнять этот материальный процесс.

Наряду с движением, как всеобщим изменением необходимо признание покоя, как временное состояние устойчивости равновесия. Вот был Гераклит. В одну и ту реку войти дважды. А вот Кротил единожды.

Признание покоя необходимо для:

1) Определения качественного состояния того или иного тела.

2) Для выражения скорости.

3) Понимания относительности.