Цветники

Что показывает маяк. Жизнь на маяках. Ограждение морских опасностей

Министерство образования Республики Беларусь

Отдел образования, спорта и туризма Новополоцкого

городского исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

«Гимназия №1 г. Новополоцка»

МАЯК: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Учащийся 4 «А» класса

Руководитель

Новополоцк, 2014

Введение …………………………………………………… 3

1 Что такое маяк? Виды маяков ……………………….. 4

2 История маяков ………………………………………… 6

2.1 Морские светофоры … ………………………….. 6

2.2 Самый древний маяк ………………………….… 6

2.4 Российская маячная служба……………………. .9

2. 5 Восстановление маяков после Великой

Отечественной войны ………………………….. 10

3 Источники света маяков …………………………….….11

3.1 Свет древних маяков ……………………………. 11

3.2 Линза Френеля ……………………………………12

3.3 Лазер ………………………………………………. 14

4 В помощь штурману ……………………………………. 15

5 Создание модели маяка ………………………………… 16

Заключение …………………………………………… 18

Список использованных источников ……………... 21

Приложения ………………………………….…….... 22

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена слово маяк ассоциировалось с надеждой, помощью и спасением для моряков. Сколько кораблей и жизней было спасено, благодаря маякам...

Есть мнение, что первые маяки появились вместе с зарождением мореплавания более шести тысяч лет назад. Каких маяков только не было: приметные места на местности, строения, плавучие маяки, костры, «коровьи маяки» (блуждающие маяки), лампы, фонари, трубы, гонги, колокола, сирены, пушки.

За многовековую историю человечества смелая инженерная мысль создала немало выдающихся творений, но морские маяки, несомненно, одна из вершин технического творчества. Возводимые на скалах, в труднодоступных местах побережий или на крошечных искусственных островках, одинокие башни бдительно охраняют морских путешественников от коварства Нептуна, а если и случается беда, то люди, на них живущие, первыми приходят на помощь потерпевшим.

Отдыхая с родителями на южном берегу Крымского полуострова, мы посещали морские экскурсии в г. Симферополе. Там увидели много кораблей, как военных, так и торговых. Меня заинтересовал вопрос: «А как же ориентируются моряки в море?». После отдыха мы с папой попробовали сделать модель маяка. В школе после каникул я всем рассказывал, где и как отдыхал. Я рассказал про Крым, и какой мы видели в горах маяк, показал одноклассникам пробный макет маяка. И тогда наша учительница предложила мне изучить эту тему подробнее.

Тема моего исследования – «Маяк: история и современность». В качестве объекта и предмета исследования мы выбрали следующее:

Объект исследования – морская навигация.

Предмет исследования – навигационные знаки.

Гипотеза – возможно, что в век электроники и научных достижений актуальность маяков не утрачена.

Цель работы – изучить, сформировать представление о роли маяков в прошлом и современном мореплавании.

Задачи , которые раскрывают цель:

1. Определить, какие бывают маяки.

2. Изучить историю создания маяков.

3. Показать роль маяков в мореплавании.

4. Создать усовершенствованную модель маяка.

В работе были использованы следующие методы: изучение

литературных источников по теме исследования, анализ, сравнение, моделирование, обобщение.

1 Что такое маяк? Виды маяков

Для того, чтобы обеспечить безопасность мореплавания, необходимо соблюдать, по крайней мере, два условия: с достаточной точностью нанести на навигационную карту все известные морские опасности и оградить эти опасности в море определенными, хорошо видимыми знаками или другими искусственными предметами, по которым мореплаватель мог бы легко ориентироваться и заблаговременно уклониться от встречи с опасностью. Кроме того, каждый мореплаватель нуждается в различных береговых и морских ориентирах для определения своего места в море, опознания побережья, подходов к портам и якорным стоянкам.
Совокупность всех средств и устройств, которые обеспечивают безопасность мореплавания в определенном районе или море, назывался навигационным оборудованием данного района или моря в целом .

По месту установки средства навигационного оборудования могут быть береговыми и плавучими.
Основное назначение навигационного оборудования-ограждение морских опасностей. Плавучее ограждение устанавливают на воде - это буи, баканы, вехи и плавучие маяки, которые служат для непосредственного предостережения штурмана о существующей в данном месте опасности. Береговое ограждение - морские и береговые маяки, береговые знаки и башни, створ ные знаки - устанавливают на прибрежной полосе материков и островов.

Береговой маяк является основным береговым ориентиром, его устанавливают для того, чтобы облегчить мореплавателям ориентировку в море относительно морских опасностей, лучше опознать берег и вход в порт или на рейд, определить место судна при плавании в видимости берегов.

Рис.1: Береговой маяк

Это грандиозное строение в древности считали одним из семи чудес света. Александрийский исполин послужил образцом для десятков маяков, построенных древними римлянами в Европе. Знаменитый маяк продолжал действовать вплоть до 1326 года, когда он был разрушен землетрясением. Его руины стали частью стен турецкой крепости. А название Фарос стало нарицательным, от него произошли и наши «фары».

В России первые маяки были построены в 1702 г. в устье Дона и в 1704 г. на Петропавловской крепости в Петербурге. Строительство старейшего маяка на Балтике - Толбухина близ Кронштадта - растянулось чуть ли не на 100 лет. Здание начали строить по приказу Петра I. Сохранился его собственноручный эскиз с указанием основных размеров башни и припиской: «Протчее дается на волю архитектору». Сооружение каменного здания требовало значительных средств и большого числа искусных каменщиков. Строительство затягивалось, и царь приказал срочно построить временную деревянную башню. Его приказание было выполнено, и в 1719 г. на маяке, названном по имени косы, на которой он был установлен, Котлинском вспыхнул свет. В 1736 г. была предпринята еще одна попытка возвести каменное здание, но закончить его удалось только в 1810 г. Проект разрабатывался с участием талантливого русского зодчего, создателя здания Главного Адмиралтейства в Петербурге. С 1736 г. маяк носит имя полковника Федора Семеновича Толбухина, разгромившего в 1705 г. шведский морской десант на Котлинской косе, а затем военного коменданта Кронштадта.

В 1724 г. в Финском заливе начал работать маяк Кери (Кокшер) на острове того же наименования. К началу XIX в. на Балтийском море действовало 15 маяков. Это старейшие маяки в России. Срок их службы превышает 260 и более лет, а маяк Кыпу на о. Даго существует уже более 445 лет.

Один из старейших маяков на Черном море - Тарханкутский с башней высотой 30 м. Он вошел в эксплуатацию 16 июня 1817 г. На одном из зданий маяка начертаны слова: «Маяки - святыня морей. Они принадлежат всем и неприкосновенны, как послы держав». Сегодня его белый огонь виден на 17 миль. Кроме того, он оборудован радиомаяком и звуковой сигнализацией.

В 1843 г. на самой оконечности Карантинного мола Одесского залива был поставлен брандвахтенный пост-дом с мачтой, на которой с помощью лебедки поднимали два масляных фонаря. Таким образом, этот год следует считать годом рождения Воронцовского маяка. Однако настоящий маяк на Карантинном молу был открыт только в 1863 г. Это 30-футовая (более 9 м) чугунная башня, увенчанная специальным фонарем.

В 1867 г. одесский маяк стал первым в России и четвертым в мире, переведенным на электрическое освещение. Вообще переход на новый источник энергии происходил крайне медленно. В 1883 г. из 5 тыс. маяков земного шара только 14 были с электрическими источниками света. Остальные же еще работали на керосиновых, ацетиленовых и газовых светильниках и горелках.

После того как рейдовый мол значительно удлинили, в 1888 г. был построен новый Воронцовский маяк, который простоял до 1941 г. Это была чугунная башня высотой 17 м. В дни обороны Одессы маяк пришлось взорвать. Но именно он изображен на медали «За оборону Одессы». Новый маяк, тот, что мы видим сегодня, построен в начале 1954 г. Башня, имеющая цилиндрическую форму, стала намного выше - 30 м, не считая 12-метрового основания. В маленьком домике, что на втором причале, смонтировано дистанционное управление всеми механизмами. Строгая белая башня, стоящая на самом краю рейдового мола, изображена на марках и почтовых открытках и стала одним из символов города.

К 1917 г. на всех морях России было построено 163 световых маяка. Наиболее слаборазвитую сеть маяков имели моря Дальнего Востока (всего 24 при протяженности побережий в несколько тысяч километров). На Охотском море, например, действовал всего лишь один маяк - Елизавета (на о. Сахалин), на Тихоокеанском побережье также один - Петропавловский, на подходе к порту Петропавловск-Камчатский.

2.4 Российская маячная служба

Российская маячная служба ведёт свою историю с зарождением Российского флота и, конечно с именем Петра I. В 1704 году зажглись огни на Петропавловской крепости. В 1705 году по указанию Петра I вдоль узкого извилистого фарватера Северной Двины были установлены лоц-бочки, закупленные в Голландии, а в устье реки соорудили «огневые маяки» (сооружения на берегу с установленными на них емкостями для горючих материалов), зажигавшиеся перед приходом с моря военных судов.

Россия, в отличие от Европы, где маяки строились с древних времён, начала ставить сигнальные башни лишь после того, как Пётр I прорубил «окно в Европу». За новое дело взялись активно: уже к концу XVIII века в России насчитывалось 19 маяков, из них на Балтийском море – 15, на дальневосточных морях – 3, и на Каспийском – 1.

Строили маяки в спешке, в основном из подручного российского материала – из дерева. А поскольку для освещения использовали масло или нефть, частым бедствием были пожары. И это была не только российская проблема – деревянные маяки горели по всему миру. Поэтому позже их стали строить из гранита и кирпича, а цоколь облицовывать чугуном и сталью. Для изготовления световой камеры и арматуры применяли нержавеющую бронзу , а со временем и алюминий . В результате многие маяки по прочности не уступали крепостям и теперь представляют собой настоящие инженерные шедевры.

Возведение башни всегда было связано с большими трудностями. Ведь маяки часто ставят там, где нет ни дорог, ни причалов: на коварных берегах или прямо в море – на выступающих из воды скалах, отмелях и рифах.

Бум отечественного маячного строительства пришёлся на годы. За эти двадцать лет маяков поставили больше, чем за три столетия существования российского флота. На сегодняшний день в России насчитывается четыреста три действующих маяка. Большинство из них находятся в ведении Министерства обороны. Маяками на северном морском пути заведует Министерство транспорта.

Все морские державы периодически публикуют перечни своих средств навигационного оборудования. В них указаны точное местоположение, тип, конструкция и рабочие характеристики маяков. У корабельного штурмана есть карта с данными каждого маяка, который судно встретит, следуя своим курсом.

2.5 Восстановление маяков после Великой Отечественной войны

Во время войны значительная часть маяков была разрушена. Из 69 маяков на Черном и Азовском морях оказались полностью уничтоженными 42, из 45 на Балтийском море - 16. Всего же было разрушено и уничтожено 69 маячных башен, 12 радиомаяков, 20 звукосигнальных установок и более 100 светящих навигационных знаков. Почти все сохранившиеся объекты средств навигационного оборудования находились в неудовлетворительном состоянии. Поэтому после окончания войны Гидрографическая служба ВМФ приступила к восстановительным работам. По данным на 1 января 1987 г., на морях нашей страны действовало 527 световых маяков, из них 174 - на морях Дальнего Востока, 83 - на Баренцевом и Белом морях, 30 - на побережье Северного Ледовитого океана и 240 - на других морях.

В начале 1982 г. огни еще одного дальневосточного маяка - Дуга восточная - загорелись на побережье Охотского моря.

В 1970 г. закончилось сооружение маяка - памятника экипажам кораблей и судов, погибшим на Балтике в годы Великой Отечественной войны. Маяк Таллинн установлен на глубине 7,5-10,5 м в районе банки Таллинмадал в 19 милях от порта.

На тяжелой бронзовой мемориальной доске увековечены наименования эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов - всего 72 корабля. Маяки, подобные «Таллинну», не нуждаются в обслуживающем персонале. Поэтому в настоящее время взят курс на строительство именно таких маяков.

Среди маяков, построенных и введенных в действие за последние годы, особое место принадлежит автоматическому маяку Ирбенский. Он построен в открытом море на гидротехническом основании. Все технические средства маяка работают автоматически. Маяк оборудован вертолетной площадкой.

3 ИСТОЧНИКИ СВЕТА МАЯКОВ

3.1 Свет древних маяков

Источником света маяка с ХII века служили свечи или плошки с маслом, которые ставили под стеклянный колпак. Так продолжалось до конца XVIII века, когда появилась масляная лампа Арганда с воздушной тягой: пламя в ней не коптило и было более ярким.

Со временем её сменили более совершенные лампы – керосиновая, газовая и, наконец, электрическая.

3.2 Линза Френеля

Но настоящий переворот произвела изобретённая в 1819 году французом Огюстеном Жаном Френелем восьмигранная призма, состоявшая из многоугольных линз. Это устройство во много раз усиливало яркость света. Если вращать призму вокруг лампы, то свет, фокусируемый линзами в отдельные пучки, проходит последовательно через все точки горизонта. Кстати, именно этот эффект вдохновил и конструкторов пресловутых автомобильных «мигалок».

Изобретение не устарело до сих пор. В Англии на мысе Лизард установлена лампа мощностью всего 40 ватт. Однако благодаря линзе Френеля её свет виден за 50 километров.

Разнообразные линзы и фильтры придают маяку индивидуальность. Не говоря уже о цвете огня, с их помощью можно менять характер свечения: непрерывное ровное, отдельные проблески или серии через равные отрезки времени, плавно усиливающийся и ослабевающий огонь. Кроме того, комбинация конструкции светового отсека и высоты маячной башни определяют высоту огня над уровнем моря, а значит дальность видимости и сектор освещения.

Световой отсек – сердце маяка. И одновременно его пульс – с наступлением сумерек лампы включаются, за час до восхода солнца

выключаются. Электроника автоматически переключает перегоревшие лампы на резервные и сигнализирует смотрителю о неисправностях

В туман или снежную метель, когда свет бессилен помочь мореходам, маяки подают звуковые сигналы. В древности использовали и гонги, и трубы. В Европе даже палили из пушек, но наибольшее распространение получили колокола: их наряду с паровыми гудками и сиренами используют и сегодня.

Подавляющее большинство современных сигнальных башен оснащены радиомаяками. Принимая радиосигналы, судно может определить направление на маяк – так называемый пеленг. Есть радиомаяки направленного и ненаправленного действия. Первые пеленгуются только с определённых курсов, вторые – из любой зоны моря.

В труднодоступных местах действуют автоматические маяки. Смотрителей на них нет, а специалисты посещают их лишь изредка – только во время плановых технических осмотров. В СССР были построены даже автоматические маяки, работавшие от атомных установок. Их хватало на 15-20 лет. Но в 1990-х годах воровство дорогостоящих батарей приобрело такие размеры, что специалистам маячной службы поневоле пришлось задуматься о новых технологиях – солнечных батареях и ветряных генераторах.

8. Большая советская энциклопедия

9. Интернет

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

«Береговое право» ХII века

С развалом Римской империи торговое и военное мореплавание замерло, и о маяках забыли. Когда в XII веке судоходство в Западной Европе начало возрождаться, моряков поджидала большая неприятность. Действовало «береговое право», гласившее: «Тот, кто найдёт предметы, выброшенные на берег моря, становится их владельцем ». Это распространялось и на потерпевшие крушение или выброшенные штормом на берег корабли. Просто сидеть у моря и ждать счастливого случая прибрежные жители не хотели. Целые береговые посёлки жили за счёт терпевших бедствие судов. Их население без малейших угрызений совести старалось увеличить число крушений. По «береговому праву» считать найденное своей собственностью можно было, только если прежние владельцы погибли. Поэтому добравшихся до берега моряков безжалостно добивали.

Жители побережий не считали за грех погасить в бурю маяк, развести ложный костёр, передвинуть буй – и судно садилось на мель или разбивалось о рифы. Додумались и до «блуждающих огней» – корову или лошадь с привязанным фонарём в штормовую ночь водили по берегу. Корабль-жертва, приняв колеблющийся свет фонаря за сигнальный огонь на плывущем судне, подходил близко к берегу и разбивался.

«Береговое право» находило поддержку даже у священников, получавших от мародёров немалые пожертвования. «На всё воля Божья, – говорили они. – Если кораблям суждено тонуть, то ставить маяки им в помощь, значит идти против господа». В царствование Людовика XIV священник острова Умант рассердился на прихожан за скудные пожертвования. По его словам, только их жадность привела к тому, что всевышний перестал посылать корабли на скалы. А когда на одном из британских островов Силли наконец была выстроена маячная башня, местное население пришло в ярость. Маяк лишал их «божьей милости и хлеба насущного». И это нельзя списать исключительно на «их нравы». У жителей села Солза в Двинском заливе тоже была выразительная поговорка: «Разбей бог ладью – накорми Солзу».

Приложение 2

Роль маяков в эпоху великих географических открытий

Возведение сигнальных башен внезапно стало прибыльным делом. Потраченные на строительство деньги скоро возвращались в виде пошлины, которую хозяева маяков собирали с судовладельцев.

В Британии – тогдашней владычице морей и океанов – маяки признали делом поистине государственной важности. Власти уже в 1514 году учредили комитет по их строительству и содержанию. Но ещё долгое время ставить башни на берегу продолжали доброхоты, которые по религиозным, моральным, да хотя бы и по экономическим соображениям не могли мириться с гибелью судов и экипажей.

Так было, к примеру, в Шотландии с её береговой линией в 2500 километров и частыми штормами. Здесь сигналы маяков стали вопросом жизни и смерти для тысяч людей – шотландские рыбаки и моряки редко доживали до сорока лет. Между прочим, мужчины в семье известного романиста, автора «Острова Сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона на протяжении XVIII-XX веков занимались маячным строительством. 97 маяков, построенных Стивенсонами в разных точках Шотландии, продолжают вести суда и сегодня.

Приложение 3

Смотритель маяка

Главная задача смотритель – не допускать поломок на маяке. От этого зависят жизни моряков. Поэтому, чтобы ни произошло, какие бы штормы ни бушевали вокруг, в любое ненастье, в праздники и будни, в мирное время и в тревожные дни маяк должен светить. Перегорели лампы, сломался дизель, потекла крыша – смотритель должен справиться с любой проблемой в самый краткий срок. Каждый маячный смотритель – мастер на все руки. Приходят в эту профессию разными путями. Часто смотрителями становятся морские офицеры в отставке, для которых смысл жизни – служба морю. В любом случае все люди, работающие на маяках, – фанатики своего дела. Очень часто на маяках живут семьями, передавая должность из поколения в поколение. При некоторых маяках возникают посёлки со школой, огородами и пастбищами. Но это скорее исключение, чем правило. Большей частью маяки расположены вдали от городов и посёлков. На многие километры ни души –только ты и море. Добровольным робинзонам жить по-прежнему трудно, хотя телефон, радио и телевизор несколько скрашивают их будни.

Некоторые смотрители настолько привыкают к маякам, что не представляют себе жизни вдали от них. Закончив службу, они просят разрешения дожить свой век возле родной башни.

А как живут на «северах»? Когда открыто судоходство, корабли завозят обитателям маяков продукты на следующий год. Всё остальное время смотрители могут рассчитывать только на себя и ведут «натуральное хозяйство» – собирают грибы, ягоды, охотятся и рыбачат.

История знает много случаев героических поступков смотрителей, оказавших помощь маякам. Им не ставят памятников, но сами маяки – это монументы тем, кто на них служил.

Приложение 4

Интересные факты о маяках

– Возможно, эту идею людям подсказали извергающиеся вулканы.

– Первое письменное упоминание о маячной башне принадлежит греческому поэту Лесхесу, жившему в VII веке д. н.э.

– Радиус действия маяков – 20-50 км, радиомаяков – 30-500 км, звукосигнальных устройств – 5-15 км.

– Светооптическая призма Френеля была впервые установлена в 1822 году на Кордуанском маяке во Франции. Сейчас ими оборудованы 80% всех действующих маяков.

– В России маяки стоят на берегах Северного Ледовитого и Тихого океанов, Балтийского, Чёрного, Азовского, каспийского, Баренцева, Белого, Японского и Охотского морей. Из 403 российских маяков 287 – жилые.

– Самый известный маяк в мире – статуя Свободы в Нью-Йорке.

– Самый высокий маяк стоит в японском городе Иокогама – 106 м.

– Открытая в 1886 году в Нью-Йорке статуя Свободы – это электрический маяк.

– Самым старым в мире считается маяк около испанского города Ферола. Маяк на этом месте стоял ещё во времена римского императора Траяна. Все действующие маяки не раз перестраивались.

Кандидат технических наук Сергей АКСЕНТЬЕВ (г. Севастополь).

Уединённый мир обитателей маяков знаком немногим. В прошлом году журнал «Наука и жизнь» (№ ) рассказал о феодосийском маяке, уже более сотни лет помогающем кораблям в плаваниях. в этом материале речь пойдёт о том, кто и как обеспечивал работу таких сооружений. Люди, работающие на маяках, достойны рассказа об их нелёгком, а подчас и опасном труде.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Маяки на острове Рюген, на мысе Аркона - самой северной точке Германии. Маяк, который мы видим на фото слева, построен в 1902 году, его высота 36,3 м. Справа - маяк, возведённый по проекту знаменитого архитектора Карла Фридриха Шинкеля в 1829 году.

Маяк на мысе Сант-Блейз в Мосселбайе на юге Африки (ЮАР). У подножия маяка, откуда открывается великолепный вид на Индийский океан, находится пещера - место важных археологических находок. Фото Натальи Домриной.

Маяк Вульф-Рок (гравюра).

Тарханкутский маяк в начале ХХ века.

Маячная башня: 1 - фонарное помещение; 2 - вахтенная комната; 3 - колонна; 4 - жилые помещения; 5 - галерея; 6 - аппаратная; 7 - кладовая; 8 - погреб.

Горелка Арганда (1836).

Катоптрический осветительный аппарат. В фокусах каждого из 15 параболических зеркал, расположенных по окружности, устанавливалась масляная лампа Арганда.

Маячный городок сегодня. Феодосийская бухта, Крым, 2000 год.

Маячная башня во время шторма.

Маяк на мысе Игольный (ЮАР) - самой южной точке Африки.

Маяк Дорнбуш на острове Хиддензе, на севере Германии.

Маяк на мысе Рока (Португалия) - самой западной точке Европы.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Инструкция, написанная кровью

В архивах британского Адмиралтейства хранится рапорт известного строителя маяков Роберта Стивенсона (деда знаменитого писателя), составленный после инспекторской поездки на острова пролива Ла-Манш летом 1840 года. «Маяк на скалах Каскетс, - докладывал Стивенсон, - важнейший из всех и находящийся на самой напряжённой в мире судоходной трассе, хуже всех, которые я осмотрел. И я настоятельно рекомендую заменить на нём фонарь и ревун. Можно содрогнуться от одной мысли, что там может произойти, если это не будет сделано». Но чиновники из Trinity-House - учреждения морской навигации, в обязанности которого входили установка и поддержание в надлежащем виде маяков, буёв и другого навигационного оборудования, проигнорировали предостережение Стивенсона. Стихия не прощает ошибок: 1 апреля 1899 года Великобритания была потрясена «пасхальным кораблекрушением»: на скалах Каскетс разбился пароход «Стелла». Капитан в густом тумане не увидел слабого огня маяка и не услышал сирены. Из 217 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, погибли 124 человека.

В 1907 году по этим же причинам произошла одна из самых невероятных морских катастроф: корабль врезался в маяк. В плотном тумане огонь маяка был совсем невидим, а сирена оказалась неисправной. Два морских буксира осторожно вели «за усы» (швартовые концы, поданные с носа буксируемого судна на буксировщики) элегантный четырёхмачтовый корабль «Жаклин». При подходе к маяку Вульф-Рок, что высится в центре Бристольской бухты (юго-запад Великобритании), в месте раздвоения фарватера, буксиры начали огибать маяк: один - слева, а другой - справа... Сильнейший удар сотряс маячную башню. Перепуганные служители выскочили на галерею и прямо перед собой увидели корабль с развороченной носовой частью...

Понятие «маяк» включает в себя целый комплекс помещений и оборудования. Но основой всего является маячная башня, а её сердцем - огонь. Маячные огни светят белым, красным или зелёным светом либо определённым сочетанием этих цветов, но не синим. Он оказался непригоден для навигационных целей, так как быстро рассеивается каплями атмосферной влаги и огонь маяка, особенно в дождь и туман, размывается, становясь нечётким уже на расстоянии нескольких миль. А ведь малейшее изменение характеристики огня или ослабление его яркости чревато серьёзными авариями и даже морскими катастрофами. Это понимали давно все, кто был связан с морем.

Потребовались десятки лет и многие человеческие жизни, чтобы наконец были разработаны чёткие инструкции смотрителям маяков. В Англии они появились в конце 50-х годов XIX столетия. В России «Инструкция смотрителю маяка» была издана в 1869 году. Первый её параграф в категорической форме требовал: «Ма-ячный смотритель обязан зажигать лампы каждый вечер при захождении солнца, наблюдать, чтоб они постоянно горели, чисто и ярко, до восхождения солнца». За неисполнение этого требования грозила тюрьма и даже каторга, если по вине смотрителя в районе ответственности произошла катастрофа и погибли люди. Не менее строго подходила инструкция и к содержанию осветительных приборов, принадлежностей к ним, механизмов и оборудования. Всё маячное хозяйство должно было содержаться в образцовом рабочем состоянии. Это относилось и к жилым и к служебным помещениям.

Жизнь и повседневные заботы

Итак, вся деятельность служителей маяков направлена на выполнение единственной и на первый взгляд очень простой задачи: следить за тем, чтобы маяк светил кораблям в ночи от заката до рассвета. Сейчас за началом и окончанием работы маяка с точностью до минуты наблюдает электроника, а электрические или светодиодные светильники не требуют практически никакого ухода в течение многих месяцев, но прежде этот монотонный, утомительный и ответственный труд отнюдь не был настолько лёгок.

На первых черноморских маяках - Тарханкутском и Херсонесском, - построенных в 1816 году, использовались катоптрические (зеркальные) осветительные аппараты - пятнадцать масляных ламп Арганда, установленных в фокусе пятнадцати полированных параболических чаш. Горючим служило сурепное масло, пропитывающее хлопчатобумажный фитиль. Для создания тяги и защиты огня от влияния окружающего воздуха на горелку надевался стеклянный конический колпак, открытый сверху. Масло хранилось в специальных резервуарах ламп. В задачу вахтенного входило своевременно очищать от нагара фитили, следить за яркостью и высотой пламени, чистотой поверхности отражателей и своевременно пополнять резервуары маслом. Все эти манипуляции приходилось проделывать каждый час, а то и чаще. Когда в 1824 году маяки перевели на проблесковый режим работы, хлопот прибавилось. Для равномерного вращения осветительного аппарата (чтобы иметь определённую характеристику проблесков маячного огня) его установили на круглый поплавок-основание, опущенный в чашу, заполненную ртутью. Во вращение аппарат приводился сложным шестерёнчатым механизмом, работу которого, подобно часам с гирями, обеспечивали тяжёлые грузы, плавно скользившие на тросах внутри центральной колонны маячной башни. Теперь вахтенный помимо поддержания огня следил за равномерной работой вращательного механизма, своевременно поднимал грузы наверх и периодически смазывал детали. Так как запас масла в лампах был невелик, то за смену приходилось совершать по крутой винтовой лестнице десятки походов на склад, расположенный на нижнем этаже тридцатишестиметровой башни.

Как правило, внутри маячная башня представляет собой круглый каменный цилиндр с цементной пустотелой колонной в центре для приводного груза вращательного механизма. Начинаясь у фундамента, колонна упирается в пол маячной комнаты. Стены башни двухметровой толщины у основания плавно уменьшаются, и в районе маячной комнаты, расположенной под фонарным сооружением, толщина их не превышает метра. Такая конструкция обеспечивает устойчивость всего тысячетонного сооружения к воздействию колоссальных знакопеременных ветровых нагрузок и ударов волн во время штормов и ураганов, а также сейсмическую стойкость при землетрясениях. В цокольном этаже башни обычно размещались кладовки с имуществом и оборудованием, а также небольшой запас масла для осветительного устройства. С переходом на освещение нефтью, а затем и керосином хранилища по противопожарным соображениям пришлось из башни убрать. От цоколя в маячную комнату ведёт крутая винтовая лестница. Она ажурной чугунной лентой обвивает ствол башни, занимая всю ширину пространства между стволом и внутренней стеной. Четыре яруса световых окон обеспечивают хорошее освещение внутри при любой погоде. Подъём по узкому крутому серпантину с непривычки тяжёл (сто сорок ступенек на Тарханкутском маяке). Поэтому, чтобы служитель мог перевести дух или оставить на время ношу, на лестнице имеется несколько площадок - пролётов. Крупные и тяжёлые предметы поднимали наверх с помощью ручной лебёдки, установленной в вахтенной (маячной) комнате. А вот расслабиться служителям во время вахты возможности не было никакой. Инструкция на этот счёт неумолимо требовала: «...ни в фонаре, ни в комнате под фонарём, называемой вахтен-ною, не дозволяется иметь ни дивана, ни кровати, ни какой другой мебели, на которую бы можно было склониться».

В фонарный отсек можно попасть только из маячной комнаты. Вертикальный трап (около двух метров), прикреплённый к стене, упирается в крышку входного люка, откинув которую попадаешь в святая святых - световой (фонарный) отсек. Там в центре стеклянного цилиндра установлен осветительный аппарат, посылающий с наступлением сумерек спасительный огонь в ночную даль...

Если учесть, что маячная башня не отапливается, а зимние ветры выстуживают её так, что стены покрываются инеем, то станет понятно, насколько тяжела восьмичасовая вахта. Чтобы оградить служителей от холода и не дать замёрзнуть маслу, избежать появления плесени и гнили, маячную комнату, где размещалась вахтенная смена, утепляли, обшивая деревом. Обстановка вахтенной комнаты была спартанской: стол, стул, необходимый набор инструментов, карта района на стене и таблицы с указанием времени захода солнца.

Кроме забот о маячном огне и чистки стёкол фонарного сооружения в обязанности вахтенного входило систематическое наблюдение за морской акваторией и даже (весной и осенью) за перелётом птиц. С появлением флажного семафора вахтенный принимал телеграммы с судов, следующих мимо маяка. Для этого ему в любую погоду приходилось периодически выходить на открытую галерею башни.

Научный прогресс не обошёл вниманием маяки. В конце XIX века на смену катоптрическим огням пришли диоптрические светоопти-ческие аппараты, основу которых составляли линзы Френеля. Фитильные лампы заменили керосинокалильными установками. Это позволило значительно увеличить яркость свечения и дальность видимости огня. Но забот вахтенной службе с введением этих новшеств только прибавилось. Для работы керосинокалильной установки нужен был сжатый воздух, а нежные колпачки из вискозной ткани, пропитанные солями тория и церия, требовали постоянного наблюдения: едва сетка начинала прогорать, её следовало немедленно заменить. Сжатый воздух был необходим и для пневматических «калорических» сирен. С их установкой маячные служители должны были приобретать новые навыки обслуживания и эксплуатации сложных механизмов.

С годами менялся жизненный уклад обитателей маяков, только требования Инструкции оставались неумолимо жёсткими. «Служитель (как и на заре маячного дела) перед концом своей вахты должен оправить лампы, чтобы они горели в совершенном порядке, прежде чем выйти из фонаря, а тот, кто вступит на вахту до восхождения солнца, погасив огонь, должен сделать все необходимые приготовления для открытия огня при захождении солнца». И по сей день, в век спутниковой навигации и электроники, вахтенный, прежде чем покинуть свой пост, приводит в порядок маячное хозяйство и передаёт заступающей смене всё оборудование и приборы в безукоризненно исправном состоянии.

Знакомясь с повседневной жизнью хранителей маячного огня, невольно отмечаешь: подобное ревностное служение избранному делу нынче большая редкость. Такое можно встретить разве что в храме или монастыре.

Люди и быт

Место, где в начале XIX века поставили Тарханкутский и Херсонесский маяки, было диким. До уездного центра - Евпатории - более 65 вёрст, а до Севастополя - более 20. Сносных дорог не было. Местная вода оказалась сильно засолённой и неприятной на вкус. Поэтому воду возили бочками на лошадях из ближайших деревень. Камень для строительства добывали в Инкерманских карьерах под Севастополем и доставляли на Тарханкут морем, а на Херсонес - на подводах. Рядом с башнями для смотрителя и маячной прислуги построили дома и складские помещения. Но дома оказались сырыми и плохо отапливаемыми, а в складских помещениях, из-за отсутствия вентиляции, имущество и продукты плесневели и быстро портились. Пустынный пейзаж не радовал глаз, и отчаяние охватывало первых поселенцев. Поэтому неудивительно, что смотрители маяков постоянно жаловались начальству на низкую дисциплину, беспробудное пьянство и плохое исполнение служебных обязанностей своих подчинённых: матросов и унтер-офицеров, списанных с флотских экипажей.

Капля камень точит, и жалобы в конце концов возымели действие. С 1866 года весь обслуживающий персонал, включая и смотрителя, сделали вольнонаёмным и разрешили селиться на маяках семьями. Существенно повысили и оклады. По новому «Положению о найме смотрителей и прислуги для маяков» за безупречное исполнение обязанностей служителям раз в три года выплачивалась денежная надбавка в размере 1/4 оклада. Положили хорошие продовольственные пайки и бесплатное обмундирование. Улучшили и снабжение маяков топливом, строительными материалами и инструментом.

Правда, на первых порах это не принесло желаемого повышения качества работы, поскольку, привлечённые высокими окладами и сытой жизнью вдали от начальства, в смотрители ринулись люди весьма сомнительные: начиная от нечистых на руку титулярных советников и помощников градоначальников по особым поручениям и заканчивая спившимися артистами императорских театров. Проку от них было немного, а вред подчас они наносили большой. Многие из них заканчивали маячную карьеру в тюремных камерах. Поэтому от практики назначать на должность смотрителя кого ни попадя вскоре отказались и требования к подбору людей ужесточили.

По новым правилам кандидатуру смотрителя маяка по представлению Главного командира порта утверждали в Главном гидрографическом управлении Морского министерства. К кандидату предъявлялись серьёзные требования: он должен был быть уживчивым с людьми, грамотным, иметь опыт морской службы, владеть многими ремёслами, а также навыками оказания первой медицинской помощи, так как большая удалённость маяков от портов и городов создавала проблемы с доставкой продуктов, имущества и врача. Больше всего этим требованиям отвечали флотские офицеры, вышедшие в отставку. Их охотно брали на должности смотрителей маяков.

Смотритель, вступая в должность, давал клятву на верность служебному долгу и подписывал присяжный лист. С ним ежегодно перезаключался контракт. Боязнь потерять хороший заработок заставляла смотрителей ревностно исполнять свои обязанности и того же требовать от подчинённых. Укреплению дисциплины на маяках способствовало и изданное государством «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Раньше недобросовестные люди, пользуясь пресловутым правилом «берегового права» (широко распространённое в Средние века право прибрежных жителей на выброшенное волнами имущество разбившихся судов), частенько сознательно гасили маячные огни, чтобы во время бури поживиться на жертвах морских катастроф. Теперь виновного в устройстве ложных сигналов с целью дезориентации проходящих кораблей ожидали каторжные работы сроком от 10 до 12 лет. Опыт показал: чем дольше маяк находился в ведении одного и того же смотрителя, тем больше порядка было на объекте. Поэтому хорошими смотрителями дорожили и всячески приветствовали создание маячных династий, когда, отслужив положенный срок, глава семейства передавал заведование маяком своему сыну.

Ужесточили требования и к обслуживающему персоналу. Служитель подписывал обязательство беспрекословно выполнять приказания смотрителя, касающиеся службы и распорядка на маяке.

Суровая и хлопотная жизнь маячного служителя подходила далеко не всем, поэтому на маяки брали людей спокойных по характеру, общительных и пунктуально исполнительных. И хотя разнились они по возрасту, вероисповеданию и жизненному опыту, имели привычки и наклонности подчас далеко не благородного свойства, всех их объединяла тяга к свободной аскетической жизни.

Среди обитателей маяков не одно поколение пересказывалась история о бристольском башмачнике, который отправился служителем на Эддистонский маяк (он находится в море на удалении десятка миль от берега) лишь только потому, что ему надоела городская кабальная жизнь в мастерской за шилом и колодками. И хотя бедолаге во время затяжных штормов в одиночку не раз приходилось жестоко страдать от голода, питаясь сальными свечами, цепенеть от страха, когда ураганы, сотрясая каменные стены башни, перебрасывали многотонные волны через фонарь маяка, башмачник уверял, что «даже в эти ужасные дни он чувствовал себя по-настоящему свободным человеком».

Долгое время жизни обитателей маяков мешала нерешённость жилищной проблемы. Так, в начале семидесятых годов XIX века на Тарханкутском маяке в маленьком жилом домике размещались двадцать два человека: 11 солдат, 2 телеграфиста, 3 сигнальщика, смотритель с женой и 3 служителя, один из них также с женой. Подобная картина была и на Херсонесском маяке. Там в четырёх комнатах ютились двадцать человек.

В отчёте Гидрографического департамента за 1871 год отмечается: «Важнейший недостаток большей части Черноморских и Азовских маяков заключается в неудобных, до крайности, помещениях для маячных семейных служителей. Ежедневные ссоры, нарушение главных распорядков маячной службы и основных правил дисциплины, безнравственность, доходящая иногда до крайних пределов безобразия, служат поводом к назначению следствий, обнаруживающих разнообразные уголовные преступления, увлёкшие некоторых маячных служителей в арестантские роты и в Сибирь, на каторжные работы. Чтобы смягчить условия жизни на отдалённых маяках и обеспечить точное исполнение требований маячной службы, при маяках необходимо устраивать жилые здания так, чтобы в них было удобно помещаться отдельным семьям. Для нижних неженатых чинов необходимо иметь специальные казармы со всеми удобствами». В рекомендательной части отчёта предлагалось разработать универсальные жилые и хозяйственные постройки, пригодные для всех маячных городков. Это, по мнению авторов, намного удешевляло и ускоряло строительство.

По заданию Гидрографического департамента инженер-полковник Рулев составил типовой проект двухэтажного здания с учётом климатических и гигиенических условий. Своё решение Рулев обосновывал тем, что «в двухэтажном здании при одном и том же количестве строительных материалов достигается более обширное помещение, т.к. фундамент, стены и крыша составляют общую принадлежность для обоих этажей, что особенно важно в отношении крыш, ремонтирование которых сопряжено со значительными расходами, при большом числе маяков». Гидрографический департамент согласился с проектом Рулева, и вскоре на черноморских маяках появились опрятные городки с удобными для проживания коттеджами.

Постепенно на маяках складывались крепкие коллективы. Вырастали дети. Многие из них навсегда оставались на маяке, продолжая семейные традиции. Маячные городки обустраивались и хорошели. Летом они радовали глаз цветниками и розариями, утопали в зелени садов, оказывая неизгладимое впечатление на каждого, кому доводилось побывать в этом романтическом, мало кому известном мире...

Испытание морем

Исправно горящий огонь маяка, как показывает жизнь, ещё не гарантия безопасного судоходства. Если у капитана не достаёт морской выучки или опыта плавания в штормящем море, а команда не расторопна или плохо обучена, то и свет маяка не поможет попавшим в беду мореплавателям. И тогда служителям маяка приходится идти на помощь терпящим бедствие.

В ночь на 1 октября 1817 года на траверзе Херсонесского маяка разыгралась трагедия. С заходом солнца при спокойном море из Севастополя на Одессу вышел фрегат «Везул» под командованием капитана 2 ранга И. И. Стожевского. Шли по счислению. Вскорости погода начала портиться. Небо заволокло низкими грозовыми тучами. Ветер, быстро усиливаясь, перешёл в жестокий шторм. Наставление мореплавателям на этот случай даёт чёткий совет: «Держитесь на хорошем расстоянии от береговой линии». Но ошибка в счислении места составила около 6 морских миль (примерно 12 км). Сильно уклонившийся в сторону берега фрегат нёсся прямо на Херсонесский риф. Увидев приближающийся огонь маяка, командир попытался сделать галс в море, но поворот не получился. Тогда срочно отдали якорь, но он «не забрал». Беспомощный фрегат несло на камни. Вскоре послышался удар корпуса о гранитное дно. На маяке, увидев эту трагедию, тут же сообщили в Севастополь на эскадру. Больше пока ничем помочь терпящим бедствие не могли. Море бесновалось с такой яростью, что о спуске на воду шлюпки не могло быть и речи.

К рассвету шторм начал стихать и к лежащему на борту «Везулу», который волны продолжали методично колотить о камни, подошёл вельбот с маячниками. Команду во главе с командиром спасли, а вот фрегат измолотило в щепки. Квартирмейстер и юнга, до подхода спасателей со страху бросившиеся в море, погибли.

Великий князь Михаил Павлович, оказавшийся в то время в Севастополе, писал царю: «Многие из офицеров, находившихся на эскадре, свободные от должности, поспешали на помощь несчастным сослуживцам... наняли верховых лошадей - барказов нельзя было посылать в открытое море в такой ветер - и опрометью поскакали к Херсонесскому маяку. Фрегат был разбит, и потеря его оценена в 270 630 руб.».

Море не раз испытывало и сами маяки. Тысячетонные махины маячных башен без труда выдерживали натиск ураганов и свирепых штормов, а вот городки и находившиеся на их территории постройки море не щадило. Особо жестокие испытания выпали на долю обитателей Херсонесского маяка в ночь на 18 декабря 1887 года. Смотритель маяка А. Федотов срочно телеграфировал в Севастополь: «Бурей залило двор и здания, прошу спасти служащих от гибели». Командир Севастопольского порта контр-адмирал М. Н. Кумани немедленно выслал на маяк людей и спасательные средства. Позже Федотов показывал: «При шторме 17 декабря 1887 года зыбь с моря перебрасывало через каменные возвышения набережной, а в 11 часов сделался сильный шторм. Вокруг маяка образовалось уже озеро... В некоторых местах вода доходила до 6 футов (почти 2 метра)... Затопило конюшню, сараи, кладовые, погреб... Вода поднималась до окон зданий. Женщин и детей отправили вброд по пояс в ближайшую деревню. .. Служители, набрав хлеба и петролеума в запас, укрылись в башне, чтобы обеспечивать исправное освещение. Перед этим они спасли команду турецкого брига с грузом, который разбился до основания. Утонуло 10 человек, а 4 спаслось. Нужна небольшая плоскодонная вёсельная шлюпка для спасения».

После шторма башню и все жилые и хозяйственные постройки пришлось капитально ремонтировать. Со стороны моря для защиты от буйства стихии возвели мощный каменный вал (брекватер), а при маяке возродили упразднённую ранее спасательную команду, оснастив её вёсельными вельботами и специальным снаряжением.

Потом ещё не раз море испытывало обитателей маяков. Во время землетрясения 12 сентября 1927 года, одного из самых сильных в Крыму за всю историю, могучие башни Херсонесского и Тарханкутского маяков выстояли. Служители же отмечали, что во время толчков они раскачивались, как стволы могучих дубов. Одновременно из фонарных сооружений обоих маяков наблюдали далеко в море между Севастополем и мысом Лукулл громадную огненную полосу. Создавалось впечатление, что там горит море. Истинная причина столь необычного явления и по сей день остаётся загадкой...

Хрестоматия

В пустой маяк, в лазурь оконных впадин,
Осенний ветер дует – и, звеня,
Гудит вверху. Он влажен и прохладен,
Он опьяняет свежестью меня.
Остановясь на лестнице отвесной,
Гляжу в окно. Внизу шумит прибой
И зыбь бежит. А выше – свод небесный
И океан туманно-голубой.
Внизу – шум волн, а наверху, как струны,
Звенит-поёт решётка маяка.
И всё плывёт: маяк, залив, буруны,
И я, и небеса, и облака.

И.А. Бунин. На маяке (1903-1904)

МАЯК
сооружение в виде башни, располагаемое в судоходных водах или на суше вблизи них. Он служит видимым ориентиром днем и испускает непрерывный свет или световые вспышки ночью, чтобы предупредить моряков об опасностях и помочь им в определении безопасного курса судна. Очень важна идентификация каждого маяка, в том числе координаты его местоположения. Маяки опознаются по характерному очертанию башни (днем) и по отличительным изменениям яркости света, его цвету, характеру световых импульсов маячных огней и т.д. (ночью). Благодаря разработке в первой половине 20 в. дополнительных навигационных средств безопасности маяки теперь часто оснащают другим важным сигнальным оборудованием. К нему относятся звуковая сигнализация, включаемая в условиях плохой видимости, и радиомаяки. Последние, обладающие большим радиусом действия (300 км и более), часто работают по установленному графику в ясную погоду, а также дополнительно включаются во время тумана, задымления или снегопада. Маяки оборудуют также радиолокационными станциями для помощи в навигации близ места их расположения или радионавигационными системами дальнего действия (типа "Лоран") с целью проводки судов в открытом море. Система "Лоран" имеет радиус действия 2100 км. По характеру выполняемых функций с маяками тесно связаны разнообразные плавучие вспомогательные навигационные средства, которые стали важным элементом безопасности судов и управления их движением. Хотя термин "маяк" обычно связывается с управлением движением судов, эти сооружения часто используются также для управления воздушным движением, особенно когда применяются радиотехнические средства. Сооружения, расположенные главным образом вдали от водных пространств и вдоль установленных воздушных трасс для указания пути самолетам, часто называют авиационными маяками ввиду большого сходства с их более ранней разновидностью. Наиболее известный из маяков древности - Александрийский, или Фаросский - был построен в 283-247 до н.э. на острове Фарос вблизи египетского города Александрия. Маяки условно делятся на крупные и малые, а те, в свою очередь, на расположенные на берегу или в море. Крупные маяки представляют собой высокие башни, они создают свет большой мощности и часто имеют дополнительные средства оповещения, например радиомаяки и звуковые устройства. На крупных береговых маяках обычно постоянно присутствует обслуживающий персонал. Малые маяки играют второстепенную роль, чаще всего работают в автоматическом режиме без постоянного присутствия персонала и располагаются вдоль внутренних или других близлежащих водных путей в судоходных водах либо на побережье между крупными маяками. Важные средства оповещения о навигационной опасности должны сооружаться вблизи опасного места или прямо над ним. В подобных случаях стационарное сооружение башенного типа может быть непрактичным, поэтому используются плавучие буи или бакены при малых размерах опасного места либо плавучие маяки на якорях с сигнальными огнями при больших размерах опасного места. На крупных плавучих маяках обычно постоянно присутствует экипаж; они требуют больших затрат на постройку и эксплуатацию, однако их можно снабдить теми же мощными сигнальными средствами, что и большие наземные маяки, и поэтому их установка в особо ответственных местах с интенсивным судоходством оправдана. Там, где это позволяют условия, вместо плавучих маяков оборудуются стационарные, закрепленные на морском дне. При проектировании и постройке подводных опор следует учитывать воздействие приливов и отливов, подводных течений, морских солей, льда и возможную эрозию дна. Поскольку сооружения, возведенные в море, подвергаются большему воздействию природных сил, чем где-либо еще, проектированию и строительству таких сооружений должно уделяться особое внимание. Общая проблема для всех сооружений, возведенных в открытом море, - коррозия металлов. Эта проблема усугубляется в условиях тропического климата. Материалами башен маяков могут служить камень, бетон, кирпич, чугун, качественная сталь, древесина и даже обычная сталь, когда коррозия не слишком велика, как на пресноводных озерах. Кирпичная кладка и гранит в качестве строительных материалов для сооружения важных маяков предпочтительны. Для изготовления световой камеры и арматуры широко применялась бронза, стойкая по отношению к коррозии. Однако сегодня вместо бронзы используется алюминий. На легких подводных грунтах для сооружения фундамента маяка используется конструкция кессонного типа, погружаемая в грунт и заполняемая бетоном. Песчаные отмели - самые трудные места для строительства маяков, и история дает немало примеров сооружения фундаментов в таких местах - порой удачных, но часто катастрофических. В качестве источника светового сигнала на маяках обычно используются прожекторы с лампами накаливания большой мощности. Разнообразие режимов работы, точная фокусировка светового пучка в оптических системах, чистота, безопасность, широкий набор точно определяемых характеристик, высокая и легко изменяемая концентрация световой мощности - главные факторы, обеспечившие успех ламп накаливания. На малых маяках местного значения широко применяются низковольтные лампы накаливания, питаемые током от переносных аккумуляторных батарей. Вероятно, важнейшим усовершенствованием оптического оборудования маяков стало применение линзы Френеля около 1820. Такие линзы, изготовленные из шлифованного и полированного стекла, быстро вошли в общее употребление, а при их повороте и комбинировании с цветными светофильтрами оказалось возможным получать большое разнообразие световых вспышек высокой мощности. Многообразие мощностных и световых характеристик еще более увеличилось с разработкой электрических ламп накаливания. В большинстве стран маяками и их навигационными средствами занимаются специально организованные службы. Эти службы имеют специальные суда для строительства, ремонта и эксплуатации маяков, а также установки и обслуживания бакенов и буев. В последнее время уменьшается количество крупных световых станций и плавучих маяков, и увеличивается число радиомаяков и дальнодействующих систем, а также бакенов и буев. Эти изменения вызваны не только необходимостью использования более мощных и современных радиотехнических сигнальных средств, но и более дешевой стоимостью эксплуатации. В случае светящих бакенов очень важна возможность точного указания места опасности. Чтобы маяки и другие сигнальные средства использовались в морской навигации с наибольшей эффективностью, моряки должны иметь всю необходимую информацию о них. Поэтому страны, осуществляющие морские перевозки, периодически публикуют перечни своих морских сигнальных средств, где указываются точное местоположение, тип, конструкция и рабочие характеристики действующих в данное время маяков и других сигнальных средств. Например, светящие средства характеризуются цветом и частотой световых вспышек, чтобы избежать ошибок при опознавании. Разные стороны отмелей обозначаются навигационными знаками разного цвета, указывающими безопасный курс судна. Звуковые сигналы, подаваемые в условиях плохой видимости, различаются длительностью гудков и порядком их следования, а сигналы радиомаяков - комбинациями "точек" и "тире", передаваемых на частоте, закрепленной за данным маяком. Для моряков также важно знать высоту светящего средства над уровнем моря и дальность его видимости, в связи с чем необходима информация о яркости и силе света источника. Радиомаяк излучает сигналы, пользуясь которыми штурман может определить положение своего судна. Радиолокационный маяк представляет собой приемо-передающую навигационную радиостанцию, которая позволяет определить, кроме своего местоположения, направление на маяк и расстояние до него. Некоторые маяки осуществляют синхронизированную раздельную передачу звукового сигнала и радиосигнала. Измеряя временную задержку между моментами приема этих сигналов, переданных одновременно, штурман может преобразовать ее в расстояние с учетом того, что задержка в 3 с приблизительно соответствует дальности в 1 км - такое расстояние проходит звуковой сигнал за 3 с при обычных погодных условиях. См. также НАВИГАЦИЯ .





ЛИТЕРАТУРА
Политехнический словарь. М., 1976

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "МАЯК" в других словарях:

    Маяк - Маяк, Великобритания. МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых сигналов,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Light house) 1. Искусственное сооружение, служащее для определения места судна при плавании в виду берегов и для лучшего опознания берега с целью избежания опасностей. Обыкновенно маяк представляет собой башню, на которой ночью обязательно… … Морской словарь

    Маяк - (Кирилловка,Украина) Категория отеля: Адрес: Улица Калинина 150, Кирилловка, 72563, Украина … Каталог отелей

    Маяк - (Челябинск,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Дарвина 2А, Челябинск, Росс … Каталог отелей

    МАЯК, башнеобразное строение с высоко расположенной световой камерой, находящееся на берегу моря для того, чтобы судна не сбились с курса ночью. Маяки строят на суше и в море, иногда вблизи порта или гавани, а иногда в знак того, что в том или… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Маяк - Приспособление для наблюдения за развитием трещин: гипсовая или алебастровая плитка, прикрепляемая к обоим краям трещины на стене; две стеклянные или плексигласовые пластинки, имеющие риски для измерения величины раскрытия трещины и др. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Передовик, путеводная звезда, стахановец, маячок, флагман, ударник, правофланговый, башня Словарь русских синонимов. маяк 1. путеводная звезда 2. см. передовик Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов

    МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых сигналов, радиосигналов (радиомаяк) … Современная энциклопедия

    Сооружение башенного типа, устанавливаемое на выступающих в море частях берега, в устьях рек, на скалах, отмелях; служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется светооптической системой, а также др. средствами сигнализации (сирена, диафон … Большой Энциклопедический словарь

    МАЯК, маяка, муж. 1. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, острове для ориентировки проходящих судов. 2. Символ, эмблема надежды (книжн., ритор.). Спасительный маяк. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова


2. Те, кто меня читает давно, знает, что Херсонесский маяк является одним из моих любимых мест в Крыму.
Уж столько раз, сколько он у меня появлялся в постах, появлялось не так много мест. Разве что Фиолент или Ай-Петри...
Около маяка я был десятки раз, а вот внутрь попасть все не удавалось...

3. Херсонесский маяк знаком и узнаваем многими. Он расположен у входа в Севастопольскую бухту, в ее юго-западной части, на далеко выступающей в море оконечности мыса Херсонес (не путать с заповедником Херсонес, который расположен непосредственно в городе Севастополь).
Первые сведения о маяке в этих местах появились в 1789 году, спустя 6 лет после того, как в Ахтиярскую бухту впервые вошли российские военные корабли.
Обустройство морской военной базы и закладка города Севастополь требовала, в том числе, и организация навигационных сооружений. Одним из которых и стал Херсонесский маяк.

4. Строить Херсонесский маяк начали в 1816 году вместе с Тарханкутским. Руководил выбором места и строительством Леонтий Спафарьев, директор маяков самой развитой в этом отношении акватории Российской Империи - Финского залива.

5. Маячная башня представляла собой 36-ти метровый пустотелый каменный конус с двухметровыми стенами у основания. К уровню маячной комнаты толщина стен уменьшалась до одного метра. Как показал опыт эксплуатации, запас прочности конструкции позволял успешно противостоять колоссальным знакопеременным ветровым нагрузкам, ударам штормовых волн и даже сейсмическим ударам. Маяк пережил самое серьезное крымское землетрясение XIX-XX веков, которое было в 1927 году.

6. Еще в XIX в. для маячной прислуги возле башни построили дома. Сначала прислуга ютилась всего в нескольких комнатах, но позже появился небольшой жилой маячный городок, который, впрочем, не раз страдал от штормов и бурь.
В наше время одно из помещений оборудовано под маячно-техническое. В нем располагается вся необходимая радиоаппаратура, а также автоматическая система, управляющая маяком

7. В самом начале, в 1816 году, в качестве источника света на маяке было пятнадцать ламп Арганда с хлопчатобумажным фитилем, пропитанным сурепным маслом. Горелка, защищенная открытым сверху стеклянным колпаком, напоминала привычную нам керосиновую лампу (хотя последняя, впрочем, изобретена лишь 37 лет спустя). Лампы помещались в фокусе полированных параболических зеркал.
Позже осветительный аппарат модернизировали для обеспечения проблескового режима работы. Зеркала и лампы поместили на круглый поплавок, опущенный в чашу со ртутью. Сложный шестеренчатый механизм, принцип работы которого аналогичен работе часов с гирями, придавал поплавку равномерное вращение с заданной скоростью.
В конце XIX в. зеркальный осветитель демонтировали. Вместо него установили светооптический аппарат на основе линз Френеля, состоящих из примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, имеющих в сечении форму призмы.
После войны осветительная система снова была модернизирована и проблесковый режим работы обеспечивается уже не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы.
Сегодня уже нет необходимости постоянного присутствия смотрителя в маячной комнате на башне, ручного разжигания маяка и наблюдения за тем, чтобы свет не погас.
Всем этим управляет автоматическая система в служебном здании около маяка.

8. Смотритель в назначенное время только должен повернуть ручку включения маяка.

9. Но пора идти внутрь башни. Ведь впереди самое интересное

10. Несмотря на таблички с годом 1816, самой башне не 200 лет.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) башня была почти полностью разрушена и заново отстроена в 1950-1951 гг. из железобетона, облицованного инкерманским белым камнем.

11. Как устроена маячная башня?
Как я уже говорил, она имеет высоту 36 метров. Нижняя часть - пустотелый конус с винтовой лестницей и четырьмя ярусами световых окон для освещения лестницы.
В верхней части располагается маячная комната (с круглым окошком и оградой по контуру), в которой сначала располагалась система розжига маяка, а также ночью находился смотритель. На самом верху - колпак, в котором располагается лампа. Колпак имеет 360-градусной остекление, чтобы свет маяка был виден отовсюду.

12. Маячная комната под световым колпаком. Здесь низкий потолок и совсем нет места, чтобы развернуться. Небольшой стол, телефон экстренной связи и маленькое окно-иллюминатор

13. И вот - святая святых - в люке показывается горящая в ночи лампа маяка

14. Сегодня используется система с кварцево-галогенной лампой мощностью 1 кВт, установленная во время послевоенной отстройки маяка в 1951 году.
Проблесковый режим работы обеспечивается не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы. Причем, чередование длительности импульсов обеспечивает передачу азбукой Морзе сигнала «СВ» - Севастополь.
Кроме того, на мысе работает круговой радиомаяк КРМ-300, передающий тот же сигнал «СВ» на дальность до 150 миль (280 км). Помимо него имеется аппаратура более точной навигационной системы «Маяк-75», принцип действия которой основан на измерении времени между сигналами ведущей и ведомой станций и вычислении расстояния до них. Станция «Маяк-75» работает совместно с аналогичными, расположенными на мысах Тарханкут, Фиолент и у Геническа.

15. Момент розжига лампы. Потом на нее смотреть физически невозможно

16. Вид на маячный городок с башни маяка.
Городок тоже появился не сразу. Первое время обслуживающий персонал ютился в крохотных плохо отапливаемых домах - 20 человек в 4 комнатах.
В начале 1870-х годов построили первое двухэтажное здание для размещения нижних чинов. Правда, это здание было сильно повреждено штормом 1876 года.
После шторма вокруг маяка возвели брекватер, защищающий башню и маячный городок с моря.
Сегодня здесь несколько двухэтажных зданий, в которых живут люди, так или иначе обеспечивающие или обеспечивавшие функционирование маяка и его оборудования.

17. Ночью с маяка открывается прекрасный вид на открытое море.
Кстати, огонь маяка ясной ночью видно примерно с расстояния в 16 миль (30 километров)

18. Башня маяка ночью

19. Так выглядит 36-метровая башня с моря

20. Один из десятков закатов, которые я провел на берегу под маяком

21. Вечерний Херсонесский маяк

Теперь в моем блоге можно быстро забронировать номер в отеле или купить авиабилет

— это место, где рождается и через мгновение умирает свет и это повторяется снова и снова. Со времен знаменитого Александрийского Маяка башни, посылающие в темноту лучи света, становятся путеводной звездой для морских судов и объектом восторга для туристов.

Средство навигационного оборудования морских театров в виде капитального сооружения башенного типа, предназначенное для определения места судов в море. Это сооружение обладает яркой контрастной окраской, визуально выделяющей его на фоне окружающей местности. Маяки оснащаются сильным источником света и, как правило, снабжаются оптическими средствами для усиления светового сигнала, чтобы быть хорошо заметными и в ночное время.

Маяк может также подавать судам звуковые сигналы и (или) передавать радиосигнал, чтобы выполнять свою функцию и в условиях недостаточной видимости (временной, как во время тумана, или постоянной - например, вызванной условиями рельефа местности).

Из-за применения современных навигационных технологий роль маяков как навигационного средства несколько снизилась, и в настоящее время количество работающих маяков во всём мире не превышает полутора тысяч.

Александрийский Маяк (Lighthouse Alexandria) является единственным из Семи Чудес Света, который, кроме архитектурной элегантности, несет еще и практическую функцию.

Александрийский Маяк был самым высоким сооружением в мире и находился на древнем острове Фарос . Александрийский Маяк был гарантией безопасного возвращения моряков в Большую Гавань. Высота Александрийского маяка, по разным оценкам, составлял от 120 до 140 метров. В течение многих столетий он был самым высоким сооружением на Земле. Именно поэтому маяк включем в список 7 древних чудес света.

В 332 году до н.э Александр Македонский завоевал Египет и решил основать там новую столицу — Александрию.

Быстрыми темпами развивалась морская торговля и все острее стояла потребность в маяке, который бы указывал безопасный путь в александрийскую гавань. И в итоге на восточной оконечности острова Фарос, лежащего на расстоянии 1290 м от Александрии, был построен на маяк, получивший название острова. Связь имени маяка и его функции оказалось настолько крепкой, что с того времени слово «фарос» стало корнем слова «маяк» на многих языках. В высоту маяк достигал 135 м и его свет был виден на 60 км – расстоянии. Построил его архитектор Сострат Книдский в 280 г. до н.э. на скале, возвышающейся на восточном берегу острова Фарос.

Нижней частью маяка была четырехгранная призма 60-метровой высоты с основанием в виде квадрата, длина стороны которого составляла 30 м.
Внутри маяка хранился разный инвентарь, а основанием средней части служила плоская крыша, украшенная громадными статуями Тритона по углам.

Крышей служила башня, облицованная белым мрамором. Верх маяка был сооружен в виде цилиндрической колоннады, возглавленной 7-метровой фигурой из бронзы морского повелителя Посейдона. Огромный костер служил главным источником света. До сих пор не установлен феномен дальности свечения и яркости маяка. По некоторым версиям такой эффект достигался с помощью огромных полированных зеркал, по другим – из-за использования прозрачных шлифованных камней – линз.

В мае 1100 года сильнейшее землетрясение уничтожило маяк почти до основания. После этого, в средние века основание Александрийского маяка было встроено в турецкую крепость Кайт Бей. На данный момент она превратилась в египетский военный порт, поэтому добраться до остатков не могут даже ученые – археологи.

Маяки Тевеннек (Lighthouse Tevennec) и Ля-Вьей (La Vieille) .

Атлантическое побережье Франции издревле жило морем, рыболовством и торговлей. Портовый Брест — вдоль этих берегов всегда оживленно плавали небольшие торговые и рыбацкие суденышки – на юг Франции, в Испанию и дальше. Но на пути парусников находилось очень неприятное место – длинная цепь островов и подводных рифов, уходящая далеко в море — Шоссе-де-Сэн (Chaussée de Sein).

Огромное количество судов там пропало. И вот в 1869 году было решено поставить маяк на острове Тевеннек (Tevennec) – самом первом опасном месте, если плыть с севера на юг Франции. Более пяти лет ушло на возведение маяка, и в 1875 году на нем вспыхнул огонь. Таким образом он вместе с маяком Ля-Вьей (La Vieille) образовывали некие световые ворота и кораблям нужно было держаться между ними.

Этот маяк находится на острове Уэссан (расположенный в самой западной точке бретонской акватории во Франции). La Jument построен прямо в море на скальном отроге недалеко от берега и имеет высоту 100 метров.

Несколько последовательных кадров маяка, отснятых фотографом Jean Guichard с вертолета в сильный шторм в 1989 году. На фото смотритель маяка, который из-за шума вертолета подумал, что прилетели спасательные службы и вышел из укрытия наружу. В этот момент гигантская волна обрушилась на здание. Смотритель чуть не погиб, но успел вовремя скрыться за стальными дверями входа в маяк.

Хранители маяков проходят весь путь, начиная от «ада» (маяки в открытом море), через «чистилище» (острова) и до «рая» (континента) в одиночестве, причем не только метафизическом. В XX веке хранителями часто становились ветераны Первой мировой войны; как ни странно, и после Второй мировой эта профессия считалась «привилегированной» для инвалидов войны. Современный уровень техники делает ненужным присутствие человека в здании маяка.

В 2004 г. Кереон («Морской дворец»), последний обитаемый маяк в море, закрыл свои двери с прекрасной розой ветров из красного и черного дерева. Сегодня здесь больше никто не живет.

Бретань. Маяк Teignouse.

Многочисленные маяки Бретани — верные путеводители моряков, и с рыбаками они говорят на одном языке. Например, на полуострове Киброн (Quiberon) вместо «сгорел» или «получил солнечный ожог» говорят «стал как маяк Тэйнюз (Teignouse)» — белый с красным носом.

Маяк-башня Фур (Four) (категории «ад»), который способен противостоять волнам 30-метровой высоты.

Маяк Фур (Le Four). Фото большого разрешения

Маяк Ар Мен (в переводе с брет. «скала») - маяк на береговом рифе острова Иль-де-Сен во французской Бретани. Получил свое название от одноименной скалы, на которой он был сооружен в период с 1867 по 1881 год. Маяк широко известен благодаря своей изолированности и трудностям, возникшим при его строительстве (маяк стоит в открытом океане в 5-ти километрах от ближайшего берега, это остров Сен, что у западного побережья Франции), а также сложностей, связанных с эвакуацией персонала с маяка. В сообществе хранителей маяков считается одним из самых сложных мест работы, за что получил прозвище «Ад адо́в».

Решение строить маяк в совершенно невозможном месте было принято после кораблекрушения фрегата Sane в 1859-м году (в этой точке океана есть лишь узкий проход среди подводных скал, одно из опаснейших мест для мореплавания, прозванное дорогой из ада в ад). Проблема была в том, что единственная скала в том районе, на которой можно было что-то построить, выступала над поверхностью моря лишь на пару метров. В принципе, этого было бы достаточно при спокойной воде, но океан в том месте тихим не бывает практически никогда. Несколько экспедиций возвращались из рекогносцировок с вердиктом «строить нельзя». Но без маяка кораблекрушения бы продолжались и проект таки продавили.

Строительство началось в 1867 году, высадкой на скалу группы рабочих. Так стартовала подготовка скального основания (сверление шурфов и установка арматуры). Люди работали прямо во время сильного волнения, со страховками и в специальной обуви, чтобы не быть сметенными волнами, перехлестывавшими через скалу. Короткими сменами, во время отливов. Такая подготовка шла два года.

Основные работы начались в 69-м, выкладкой гранитных блоков и заливкой бетонного основания маяка из портленд-цемента, стойкого к воздействию морской воды. 40 часов работы давали один кубометр основания.

Строительство шло 15 (!) лет, при этом катастроф, человеческих жертв практически не было, лишь в 81-м погиб один из рабочих, оказавшихся в воде (хотя самих случаев смыва человека в океан было множество и в процессе работ, и после). В процессе строительства были опасения, что конструкция получится непрочной и не выдержит ударов волн, ведь размер скалы лишь чуть больше диаметра башни маяка! Но маяк стоит, лишь стены потравлены морской водой.

Первый сигнал маяка можно было увидеть в ночь с 30 на 31 августа 1881 года. И он работает до сих пор, пройдя несколько технических модернизаций.

В конце 1980-х годов Маяк Ар-Мен был электрифицирован и оснащен галогеновой лампой мощностью 250 Вт. Был автоматизирован одним из первых, и с 10 апреля 1990 года работает полностью в автоматическом режиме.

Высота маяка:

  1. Высота над уровнем моря: 33,50 м
  2. Габаритные размеры: 37 м
  3. Высота Длина: 33,50 м

Источник света

  1. с 1 октября 1897 года - дизельное топливо (производятся на острове Иль-де-Сен)
  2. с 1903 года - пары́ нефти
  3. 1988 год - электрификация (галогенные лампы по 250 Вт)
  4. 1990 год - автоматизация

Этот маяк находится в живописном месте на краю полуострова Конке (Conquet).

Самый высокий маяк в Европе находится на острове Вьерж (Ile Vierge) близ Плугерно (Plouguerneau). Маяк имеет высоту 82,5 метра и был построен в 1897 году, а рядом с ним находится маленький маячок, но он немного старее – он был построен в 1845 году. Берег легенд (Cote d’ Legende) относится к департаменту Финистер (Finistere), который известен своими бухтами — Абэр-Ильдю (Aber-Ildut), Абэр-Бенуа (Aber Benoît) и Абэр Врак (Aber Wrac’h). Как раз в устье последней и расположен маяк.

Маяк Les Pierres-noires («Камни-негритянки»).

Маяк находится в городе Conquet во Франции. Он строился с 1867 по 1871 год. 1 мая 1872 года маяк начал свою работу. В то время на строительство этого проекта было потрачено 325 тысяч франков золотом.

Действующий маяк в Côtes-d’Armor (Франция). Высота маяка 60 м и он считается 24-м по высоте маяком в мире.

Маяк расположен на скалистом рифе Roches-Douvre, который считается очень опасным за счет того, что во время прилива полностью покрыт водой и с поверхности его не видно. Маяк Roches-Douvres считается одним из наиболее удаленных от материка в Европе, он расположен в 30-ти километрах от французского побережья.

К зданию можно добраться только на катере с берега. Сам маяк полностью закрыт от общественности.

Маяк с виду самый обычный, но место, где он находится в заливе Alum Bay, отличается сказочной красотой.

Маяк Needles в Alum-Bay

Местность, где находится маяк представляет собой узкий скалистый хребет, который местами возвышается до 120 м в высоту. Эти скалы всегда представляли большую опасность для морских судов. Но в 1781 торговцы и судовладельцы подали прошение на строительство маяка. Они получили патент в январе 1782 года.

И в завершении небольшая подборка красивых маяков и простых современных, но которые находятся в очень живописных местах.

Маяк Линдау. Боденское озеро. Высота маяка 33-метра. Бавария, Германия

Маяк «Hook Head», Ирландия

  • Самым известным происшествием, связанным с маяками, было таинственное исчезновение одновременно трех смотрителей маяка на Островах Фланнана в декабре 1900 года.
  • Во Франции береговая линия не обозначалась огнями вплоть до XVII века, делалось это для предотвращения нападения пиратов.
  • Одна из немногих, действующая до сих пор, церковь-маяк - Вознесенская церковь, сооружена в 1867 году на Секирной горе Большого Соловецкого острова (см. Соловецкие острова).
  • Статуя Свободы с 1886 по 1902 года использовалась как маяк.
  • Самый западный маяк России, построенный в 1813-1816, находится в городе Балтийске. Он указывает путь кораблям, следующим в порты Балтийска,Светлого и Калининграда.
  • Маяк Вестерлихтторен (Westerlichttoren) был изображён на нидерландской банкноте в 250 гульденов.
  • Первым зарегистрированным маяком был Маяк Александрии, построенной в 200 до н.э на острове Форос (Pharos) египетским Императором Птолемеем (Ptolemy). Форосский маяк считается одним из Семи Чудес Света. Высота маяка была 150 метров (492 фута) – это приблизительно в три раза выше, чем современные маяки.
  • Римские императоры построили много маяков, чтобы помочь своим войскам в навигации. В 90 году н. э. император Калигула (Caligula) приказал соорудить маяк в Дувре, Англия. Этот маяк считается самым старым маяком в Англии, и он все еще стоит у основания Дуврского замка.
  • В 1543 году был построен самый высокий кирпичный маяк в мире, Лантерна (Lanterna) в Генуе. Его высота - 75 м (246 футов).
  • Первым каменным маяком в мире считается Smeaton Eddystone, который находится к югу от Плимута, Англия. Этот маяк был построен в 1756 году отцом градостроительства Англии Джоном Смеатоном. Он освещал при помощи 24 свечей. Eddystone простоял 47 лет, пока в нем не случился пожар, после этого его демонтировали и построили на соседней скале.
  • Сегодня эквивалент огня маяка составляет около 20 миллионов свечей. И современные маяки работают на ксеноновых лампах высокого давления.
  • Самым высоким маяком в мире считается стальная башня в Парке Ямашита (Yamashita) в Йокогаме. Его высота 106 метров (348 футов).

Перепечатка данного материала на другие ресурсы запрещена!