Кусты и деревья

Программы обучающие чтению. Паровозики. Учимся читать по слогам. Найди буквы и раскрась

Мама.ру подобрала для дошкольников и их родителей шесть мобильных приложений, которые не только развлекут в дороге или займут ребенка на некоторое время, но и будут полезными – помогут малышне выучить буквы и научиться считать.

Приключение смышленого щенка
Подходит для: iOS 6.1 и выше. Совместима с iPad.
Возраст: 3–4+
Стоимость: бесплатно

«Приключение смышленого щенка» представляет собой интерактивную сказку про песика в супергеройском костюме. В ходе игры ребенку предстоит решать задачи различной сложности. Щенку под руководством ребенка необходимо пройти пять разных зон игры. В них нужно выполнять задания на логику, творческое мышление и внимательность: составлять пазлы и слова и знакомиться с цифрами.

Веселая математика
Подходит для: iOS 8.0 и выше. Оптимизировано для iPhone 5, совместимо с другими моделями iPhone, iPad и iPod touch.
Возраст: 4+
Стоимость: 59 рублей

Приложение представляет собой сборник иллюстрированных задачек по математике. На экране появляется картинка, текст и варианты ответов – красочные цифры, одну из которых ребенок должен выбрать и нажать. Пример задачи: «У Коли есть 3 грузовика, Миша забрал у него 1 грузовик. Сколько грузовиков у Коли осталось?».

Арифметика и математика для дошкольников и первоклассников от Намби
Подходит для: iOS 7.0 и выше. Оптимизировано для iPhone 5, совместимо с другими моделями iPhone, iPad и iPod touch.
Возраст: 4–5+
Стоимость: бесплатно

Главное достоинство игры от Намби, переведенной на несколько языков, это удачная и оптимальная смесь развлечения с обучением. Игра, обучающая анализу, сравнению, сложению, вычитанию, а также запоминанию единиц, десятков и числительных, проходит на нескольких смешных уровнях (среди них, например, страна мороженого и подводный мир).

Потерянный алфавит
Подходит для: Android 2.2 и выше
Возраст: 2+

Сюжет игры простой: злая колдунья похитила из замка алфавит и набедокурила в волшебной стране. Ребенку необходимо собирать буквы, путешествуя по разным уровням игры и возвращая литеры на свои места. Приложение забавно озвучено, помогает ребенку самостоятельно выучить и запомнить звуки и буквы.

Букварик
Подходит для: Android 2.3 и выше
Возраст: 3–4+
Стоимость: бесплатно

Главный герой игры – котенок, который должен прыгать по движущимся полочкам и собирать буквы в слова. Приложение помогает ребенку запомнить, как визуально выглядят буквы, как они звучат (в настройках есть функция, позволяющая установить озвучку букв в виде звуков) и как из них составляются слова.

Whiz Kid
Подходит для: Android (требуемая версия зависит от устройства, на которое устанавливается приложение)
Возраст: 3+
Стоимость: бесплатно, но есть платный контент

Приложение состоит из нескольких уровней, расположенных в порядке от простого к сложному. В начале ребенку предлагается найти одинаковые предметы на двух картинках, позднее необходимо закончить последовательность цифр, определить время на часах, купить что-то на определенную сумму, сравнить числа, решить простейшие примеры и так далее.


28
апр
2014

Dora the Explorer: Fairytale Adventure / Дора в Сказочной Стране / Даша следопыт (2008)

Отправляйся вместе с Дорой в Сказочное Приключение! Злая ведьма наложила усыпляющие чары на Волшебную Страну. Только настоящая принцесса способна разрушить их! Путешествуя вместе с Дорой, по Сказочной Стране, дошколята будут собирать красочные пазлы, решать интересные головоломки и помогать своим волшебным друзьям освободиться от проклять...

Год выпуска: 2008
Жанр: развивающая игра для детей
Разработчик:
Издательство:
Сайт разработчика: www.imaginengine.com/
Язык интерфейса:
Платформа: PC
Операционная система: Windows XP SP2
Процессор: Pentium III 800 МГц
Оперативная память: 256Мб
Видеокарта: 32 Мб DirectX 9-совместимая


16
апр
2014

Скоро в школу. Учимся считать (2009)

Научить малыша считать как можно раньше, да еще и играя – вполне возможно! Озорная арифметика в стихах «Учимся считать» поможет без труда выучить цифры, а упражнения с яркими картинками сделают занятия веселыми и увлекательными. Новая программа известной серии «Скоро в школу» познакомит ребятишек с числами, геометрическими фигурами, задач...

Год выпуска: 2009
Жанр:
Разработчик:
Издательство:
Сайт разработчика: неизвестен
Язык интерфейса: Русский


15
апр
2014

Четвероногие друзья (2006)

Веселая и добрая игрушка-симулятор в стиле тамагочи, в которой вы сможете завести себе виртуального щенка. Он ласковый, добрый, любит играть и обучаться новым фокусам. Он почти как настоящий. Вы можете выбрать породу, пол, окрас и возраст щенка из 6 предложенных вариантов. Внимательно следите за индикаторами желаний щенка. Ведь он, как лю...

Год выпуска: 2006
Жанр: (Аркада -симулятор)
Разработчик:
Издательство:
Сайт разработчика: неизвестен
Язык интерфейса:
Платформа: PC PII-600 / 64M RAM / 16M Video 3D, Windows XP, DirectX 9.0


15
апр
2014

Простоквашино. Веселая ферма (2010)

Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное. А чтобы купить что-нибудь, нужно сначала... построить ферму и заработать много-много денег! Бизнес-аркада с любимыми героями! Кот Матроскин решил стать сельскохозяйственным магнатом! И к делу, как всегда, подошел очень обстоятельно: тут у него и коровки, и овечки...

Год выпуска: 2010
Жанр: Тайм менеджмент Симуляторы Для детей
Разработчик:
Издательство:
Сайт разработчика: nd.ru
Язык интерфейса: Русский


14
апр
2014

Раннее развитие детей по системе Монтессори: Мир вокруг нас, Формы и цвета, Занимательная логика (2009)

Год выпуска: 2009
Жанр: Детская обучающая программа с элементами игры
Разработчик:
Издательство:
Сайт разработчика: bayun-school.com
Язык интерфейса:
Платформа: PC
Система: /
Процессор: Pentium® III 1000 МГц
Память: 256 MБ Видео-карта: поддерживающая разрешение 1024*728 Аудио-карта:
Жесткий диск: 450 МБ
Дополнительно: принтер для распечатывания доп. заданий (по желанию)


14
апр
2014

Три поросенка против волка. Учим алфавит (2008)

"А зачем учиться читать и писать?" – спрашивают часто дети. Три поросенка ответят на этот вопрос и помогут выучить буквы, складывать их в слова и записывать на бумаге. Обучающая программа разработана на основе всеми любимой сказки про трех поросят, но теперь волк стал очень-очень добрым, совсем не ест мяса, а питается только грибами и яго...

Год выпуска: 2008
Жанр:
Разработчик:
Издательство:
Сайт разработчика: неизвестен
Язык интерфейса: Русский


24
мар
2014

Pony World 2 (2011)

Мир пони 2 - позволит вам создать своего пони мечты с нуля, развивайте своего героя, обучайте, постройте карьеру и заведите новых друзей. Выберите внешний вид и одежду, потом меняйте их у стилиста, когда захотите. Позаботьтесь о своем пони, чтобы держать его счастливым и здоровым. Игра перешла на новый уровень взаимодействия с ребенком - ...

Год выпуска: 2011
Жанр: ( /Busin.) / 3D / /
Разработчик:
Издательство:
Сайт разработчика: www.rhemagroup.pl
Язык интерфейса:
Платформа:
Операционная система: Windows XP / Vista / 7
Процессор: Intel Pentium 2.0 GHz
Оперативная память: 512 MB


16
мар
2014

Баба-яга "Пойди туда, не знаю куда..." (2004)

Развивающая компьютерная игра «Баба-Яга. Пойди туда, не знаю куда» - увлекательное продолжение компьютерной игры «Баба-Яга учится читать». Но на этот раз задания будут гораздо сложнее и интереснее. Вместе с Котом, которого наказала Яга за то, что он тайком водил в ее курятник хитрую Лису, юным следопытам предстоит отправиться в волшебный...

Год выпуска: 2004
Жанр: развивающая компьютерная игра
Разработчик:
Издательство:
Сайт разработчика: www.comedia.ru/
Язык интерфейса:
Платформа: PC Операционная система Windows 98/Ме/2000/XP Процессор Pentium III-500 МГц 64 Мб оперативной памяти 12-ти скоростной CD-ROM Звуковая карта, колонки или наушники


09
мар
2014

Чаггингтон. Паровозики идут в школу (2012)

Учиться гораздо интереснее в компании забавных паровозиков из Чаггингтона! В их школе четыре самых важных предмета: грамота, математика, окружающий мир и правила поведения. С интерактивной азбукой ваш ребёнок быстро выучит все буквы и узнает много новых слов. На уроках математики освоит счет и научится решать задачки на сложение и вычитан...

Год выпуска: 2012
Жанр: детские игры
Разработчик.

Решила я присмотреть для ребенка программу по обучению чтению. После беглого ознакомления с предложениями на рынке обнаружились только две подходящие: "Веселая Азбука" Кирилла и Мефодия, Россия и "Волшебный букварь" Copyright Акелла, Швеция. Возможно, конечно, это только мне так не повезло, и кто-нибудь обнаружил что-нибудь еще.

Решила я присмотреть для ребенка программу по обучению чтению. После беглого ознакомления с предложениями на рынке обнаружились только две подходящие: "Веселая Азбука" Кирилла и Мефодия, Россия и "Волшебный букварь" Copyright Акелла , Швеция. Возможно, конечно, это только мне так не повезло, и кто-нибудь обнаружил что-нибудь еще.

К моему глубокому сожалению, к дискам либо вообще не прилагалось описания ("Веселая Азбука") либо описание было очень кратким и невнятным ("Волшебный букварь"). Неужели изготовители предполагают, что потребителю при выборе учебной программы достаточно посмотреть на красивую картинку и название? Пришлось брать кота в мешке.

Надо сказать, что я осталась не в восторге от обеих программ! Хотя и там, и там нашлись рациональные зерна. Вот если бы, как у Гоголя, к куску одной, добавить кусок другой, большую часть выкинуть, а еще большую часть добавить, то, возможно, и получилось бы то, что нужно. Но меня, к сожалению, производители не спросили:)

Но начнем со сценария.

Итак, "Веселая Азбука". Как указывают сами изготовители - это "интерактивные мультфильмы-уроки для детей". Главный персонаж - заяц. Он же нарисован и на диске. Структура программы - строго линейная. Кое-где есть три уровня сложности. Перейти на следующий этап, минуя предыдущий, невозможно.

  1. "История о том, как зайцы заговорили".

    Мультфильм на пару минут. Никакой интерактивности. Хочешь не хочешь, в первый раз или в двадцатый придется просмотреть все от начала до конца. Хотя мультипликация и приличная, но, все-таки, особенно в ситуации отсутствия интерактивности, я предпочитаю демонстрировать ребенку классику мультипликации на видеокассете предложенной сюжетной белиберде.

    "На этой картинке есть предмет, который может звучать или говорить. Найди его". Картинки повторяются. Можно вернуться назад, но нельзя проскочить этот этап, не отыграв все четыре предлагаемые ситуации. Уровень сложности определяется количеством предлагаемых для выбора предметов. В пятый раз это уже утомляет.

  2. "Заяц догадался, что всякое слово можно нарисовать".

    Еще один мультик на пару минут. Просмотр обязателен. Прервать и перескочить не удается.

    Интерактивная игра. На большой картинке необходимо найти предметы, нарисованные на маленькой картинке. Например: Слева - скакалка. Справа - четыре картинки с зайцем в разном окружении. На одной из этих картинок заяц скачет на скакалке. Три уровня сложности определяются общим количеством больших картинок: две, три или четыре. Наверное, есть какой-то глубокий методический смысл присутствия именно этой игры на диске по обучению азбуке.

  3. "Заяц понял, что слова состоят из букв"

    Мультик еще на пару минут. Один раз можно посмотреть. Но предстоит смотреть его ровно столько раз, сколько вы будете запускать программу. Не выйти в этом месте, не перескочить через этот или другие этапы вам не удастся. Можно вернуться только на предыдущий этап и посмотреть все с начала, но до самого начала, до выхода, так тоже не доберешься. Может быть, и есть какие-то клавиши для выхода с любого места программы, но я перебрала все стандартные и нужных не обнаружила.

    Интерактивная азбука. На экране все буквы. При выборе буквы, она произносится и показывается картинка со словом, начинающимся с этой буквы. Слава богу, все буквы перебирать не обязательно. Можно быстро перейти к следующей игре. Огромный недостаток игры, на мой взгляд, в том, что здесь и далее произносятся названия букв, как в алфавите, а не звуки, соответствующие буквам. Я приверженец обучению звукам и быстрому переходу к слогам. Согласна со многими рекомендациями по обучению чтению, в которых говорится, что при обучении на начальном этапе названиям букв, в последствии гораздо труднее перейти к слиянию. Простое слово "папа" ребенку придется превращать в слово из сочетания букв пэ-а-пэ-а, вспоминая попутно то петуха, то аиста. Зачем усложнять процесс, когда он и так непрост?!

  4. "Заяц показывает, как из букв получаются слоги"

    Короткий мультик. Заяц-фокусник приближает М к У, молния, гром, получается МУ. Содержательно и, главное, не так утомительно долго, как в предыдущих сериях. Вообще этот этап один из самых удачных, на мой взгляд. Если структура программы не была бы строго линейной, я начинала бы с него и им бы и ограничивалась. Все остальные, на мой взгляд, методически совсем слабые. Качество мультипликаций - ничего. Но сюжет мультфильмов в большей их части - тоже никакой. Очень напоминает американские комиксы.

    Интерактивная игра. Составление слогов. Две банки. В каждой - по несколько букв, в зависимости от уровня сложности. Заяц просит составить определенные слоги. Надо выбрать по букве из каждой банки. Набор слогов ограничен десятком. "Ку-" демонстрируется кудахтающая курица. "Ав-" собака. "Ух-" филин и т.п.

    Интерактивная игра. Составление слов из слогов. На картинке несколько гирь расставлены вперемежку, надо их переставить, чтобы получить нужное слово. Если все правильно, то слово демонстрируется. Это - мило.

    Хотя этот этап и является одним из самых удачных в программе, на мой взгляд, но он также имеет ряд существенных недостатков. Набор предлагаемых слогов и слов в программе очень ограничен. Не больше чем по десятку. При втором, третьем просмотре все повторяется. Львиная часть слогов вообще не задействована. Поэтому долго заниматься этим этапом не будешь. Сложность слогов очень разная. Все вперемежку: и открытые, и закрытые, и из двух букв, и из трех. Авторам явно не хватает методически грамотного сценария.

  5. "Каждая законченная мысль является предложением".

    Мультфильм.

    Интерактивная игра. Необходимо из заданных слов составить предложения. Читать ребенку на этом этапе не обязательно. Слова прочитываются, если на них указать мышкой.

  6. Церемония вручения диплома. Диплом можно распечатать.

    Вот только теперь можно выйти из программы. Слава богу! Маленький понравившийся мне кусочек не стоит моих долгих плутаний.

Переходим к "Волшебному букварю". Надо сказать, что эта программа попалась мне первой, и я считала ее не очень удачной до техпор, пока не посмотрела "Веселую азбуку".

После входа в программу можно выбрать два режима. Один свободный, другой несвободный. Процессом в том и другом случае руководят два разных тролля.

Несвободный вариант мне вообще не понравился. Из нескольких букв тролль просит выбрать одну. При этом называет название буквы, а не звук, ей соответствующий. Правильно выбранную букву надо обвести мышкой. Надо сказать, что даже у меня это не всегда получается с первого раза, а у меня очень хорошая мелкая моторика и большой опыт работы с мышкой. Ребенок может и вовсе отчаяться. Пока же не обведешь, дальше не выйдешь.

Свободный этап намного лучше. Можно набрать любой слово. Программа его прочитает. Буквы и слоги при этом очень мило оживают. Чтение идет по слогам, даже можно сказать по складам, как это принято в методике Зайцева. Вообще этот момент из программы, на мой взгляд, можно использовать параллельно с зайцевской методикой как еще один из вариантов "прописывания" слов. Есть кубики, есть таблица, есть кассета - почему бы не использовать еще программу? Но тут, как всегда, обнаруживается ложка дегтя. Если программа не знает слова, то она "читает" его по буквам, называя не звуки, а названия букв. Вот тут то ребенок, которого обучают складовому чтению и запутается! Гениальным решением было бы, кроме слов, заложить в программу склады! Но: меня не было, когда писали сценарий.

Если слово есть в программе, то все замечательно. Оно читается правильно, в начале по слогам, потом целиком. Затем демонстрируется соответствующая картинка. Картинки очень милые. На одно и тоже слово каждый новый раз программа может показать разные картинки. Мой ребенок (3 года) в этот момент приходит в восторг. Просит показать еще и еще. Но и тут - ложка дегтя. Иногда показываются картинки с предложением, включающим данное слово. Слово выделяется. Идея замечательная, только предложения уж очень убогие подобраны!

Еще пара недостатков. Нельзя набрать слово больше чем из шести букв. Не на все слова, которые заложены в память машины и правильно читаются, есть картинки. Не заложены очень популярные слова. Например, слова "баба", "дед" машина не знает и "читает" их бэ-а-бэ-а и дэ-е-дэ. Уж лучше бы вообще не пыталась! А слово "бабушка", "дедушка" и многие другие наши любимые: "крокодил", "бегемот", "помидор": не помещаются в предложенные рамки. Машина также не может прочесть имена.

И, наконец, сразу после слов программа автоматически переходит к играм с этим словом или с другим, если набранное слово не заложено в память машины. В этот момент звучит музыка и повторяется всякий раз одна и та же фраза: "А теперь поиграй в различные игры со словом". Хотя мы играем очень редко, не чаще раза в неделю и используем компьютер только как вспомогательное средство для обучения чтению, но эта музыка и фраза уже безумно надоела. Я даже пыталась найти соответствующий звуковой файл среди программных файлов и заменить его на пустой, но не нашла, к сожалению. Через 10 набранных слов компьютер уже хочется чем-нибудь стукнуть! Фраза въедается в память намертво. Если бы не было автоматического перехода и можно было бы набирать слова, пока не надоест, а потом, в любой удобный момент переходить к играм, было бы гораздо интереснее.

В принципе эта программа как раз выигрывает по сравнению с предыдущей именно за счет своей гибкости. Выбирать можно из 9 игр. Игры на любой вкус. Но опять недостатки - буквы называются в играх по их названиям, мало внимания слогам. В результате я показываю ребенку только три игры. Одна - собрать слово из пазлов (каждая буква из двух частей). Другая - поймать нужных попугайчиков в нужном порядке. Третья - найти слово среди многих других.

Из понравившихся мне своей идей игр есть еще ежик, которому нужно выбрать дорожку, чтобы собралось слово. Есть змейка, которая должна проползти и съесть слово по буквам. Однако по ходу этих игр называются названия букв, чего я стараюсь избегать.

В результате, отчаявшись найти подходящий готовый вариант, я использую для своего ребенка только отдельные элементы:

  1. Самодельную презентацию в PowerPoint демонстрирующую и называющую склады в разном порядке (в таблице, парами звонкие-глухие и т.д. и т.п.). Склады я сделала пока только частично. Серия складов должна, по моей идее, заканчиваться словами эти склады закрепляющими. Слова читаются и демонстрируются по складам, затем целиком и показывается картинка. Слова и картинки постепенно подбираю.
  2. "Волшебный букварь", чтобы писать и читать слова. Чтобы избежать побуквенного чтения программой, я выписала и предлагаю те слова, которые заложены в машину, правильно читаются и на которые есть картинка. Выбор все равно пока больше, чем в моей презентации, хотя это и временно, поскольку в целом выбор в букваре все-таки маловат.
  3. Три названные игры из "Волшебного букваря".
  4. Хорошо бы еще игры со слогами из "Азбуки", но не хватает терпения прокручивать ради маленького кусочка весь мультик.
  5. В самом начале я бы добавила еще больше игр на фонетику. Например, так:
    Называется слово. Нужно найти среди предложенных буквы, которые в этом слове встречаются. Нашел правильно - буква занимает свое место в слове. Все слово собрал, демонстрируется картинка. И - поактивнее. Не просто показать, а поймать, схватить, выстрелить, повернуть, отгадать.

Конечно, такой подход неудобен и интерактивности явно маловато. Поэтому, так хочется все-таки найти приличную программу! Набрал любое слово - машина прочитала, картинку показала, фразу хорошую привела. Побаловался - перешел к играм. Гораздо больше возможностей для экспериментирования самого ребенка! Что напечатал, то и прочитали. Способный ребенок быстро схватит закономерности самостоятельно. К чему, собственно, и следует стремиться при любом обучении. Но пока, что имеем, про то и пишем:).

Личный опыт

Бардова Лидия Георгиевна

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

Валентин Берестов

«Учим ребенка читать» эффективная и доступная программа обучения дошкольников беглому и осознанному чтению

О проблемах в обучении чтению маленьких детей.

Чтение - это удивительное средство познания мира. Мы ежедневно пользуемся этим средством в самых различных ситуациях. В любую минуту мы можем удовлетворить свое любопытство, открыв книгу или включив компьютер. За долгие годы учебы процесс чтения дошел у нас до автоматизма. Мы читаем без труда, и порой нам кажется, что нет ничего проще, чем читать.

Если в семье растет дошкольник, то перед родителями встает вопрос: как научить ребенка читать. В прежние времена детей учили читать в школе, сейчас же, следуя какому-то неписаному правилу, ребенок должен поступить в 1 класс читающим.

Надо сказать, что сами родители постигали азы чтения много лет назад, и, естественно, позабыли, какой это трудоемкий и сложный процесс. Поэтому многие из них с энтузиазмом берутся учить своего ребенка этому «простому», как они считают, процессу. И если ребенок легкообучаемый, то родители справляются с этой работой без проблем.

Однако многие родители при обучении детей чтению сталкиваются с большими трудностями. Это вынуждает их искать нужную информацию в интернете и на книжных полках, где её сейчас, к слову, бесчисленное множество. Однако, зачастую эта информация либо сложная для домашнего применения, либо - весьма неэффективная. Поэтому часть родителей, чей семейный бюджет позволяет это сделать, прибегают к помощи репетиторов.

А что делать остальным родителям? Кто научит их детей читать?

Получается, что дошкольники стали заложниками этой непростой ситуации.

Эффективная программа обучения детей.

Для родителей, которые хотели бы помочь своему ребенку научиться читать, разработано данное пособие. При его составлении использовался опыт наиболее успешных учителей начальных классов, а также репетиторов, готовящих детей к школе. За основу этой программы взято общеизвестное правило: любая трудная работа станет легкой, если:

Правильно разделить её на части, т. е. - правильно дозировать;

А затем расположить эти части в строго определенной последовательности.

В предлагаемой программе последовательность изучения букв и слогов существенно отличается от общепринятой традиционной системы в школе. А объем материала для каждого занятия дозирован с учетом того, что в этом возрасте внимание у детей крайне неустойчивое. Поэтому заниматься с ребенком надо примерно 10-15 минут в день.

Именно такая последовательность каждого занятия и именно такое дозирование этих занятий стали главными достоинствами данной программы.

А ещё одним её достоинством является то, что взрослому для работы по данной программе не обязательно иметь педагогическое образование: ему достаточно показать образец чтения и добиться его повторения.

  1. Создайте и поддерживайте на занятиях позитивную атмосферу. Проявите максимум терпения, не торопите ребенка во время чтения, подскажите ему в критический момент. Никогда не ругайте его, хвалите по поводу и без повода.
  2. В настоящее время различные гаджеты никак не способствуют пробуждению у ребенка интереса к чтению. Мало того, некоторые дети открыто выражают упорное нежелание читать. Учитывая это обстоятельство, к занятиям надо приступать в мягкой форме, без нажима и принуждения, достигая согласия с ребенком, учитывая его желания, но при этом проявляя и некоторую настойчивость. И, благодаря тому, что эти занятия короткие по времени и небольшие по объему, уже через несколько дней ребенок позитивно воспринимает процесс чтения.
  3. Настройте себя и ребёнка на ежедневные занятия (кроме выходных) , сделайте их обязательным пунктом режима дня.
  4. Педагоги и психологи утверждает, что у каждого ребенка свой темп усвоения знаний. Именно поэтому в данной программене указываются временные рамки для прохождения того или иного занятия. Но, для достижения хороших результатов следует соблюдать одно очень важное правило: к следующему занятию следует переходить только тогда, когда слоги и слова предыдущего занятия ребенок читает без ошибок и в хорошем темпе. На протяжении всех занятий это самое важное правило. Неукоснительное его соблюдение приводит к формированию у ребенка одного из важнейших навыков - навыка уверенного чтения. И это тот фундамент, на котором впоследствии легко вырабатывается беглое чтение.

Слово - за взрослыми.

Цель данной программы - максимально облегчить труд по обучению чтению, причем, не только ребёнку, но и взрослому. Она включает в себя 28 занятий, которые наглядно показывают, какой большой объём работы предстоит проделать маленькому ребенку для того, чтобы научиться читать. К примеру, одних двухбуквенных слогов надо будет выучить более 150 вариантов.

Если родители решают пройти этот путь вместе со своим ребенком, то они достойны самого глубокого уважения и почтения. А в награду за этот труд родителям предстоит неоднократно испытать чувства радости за каждый очередной успех, а также гордости за себя и за своего ребенка. И тогда забываются все трудности, которые приходится за это время преодолевать.

И ещё один немаловажный фактор: такие совместные занятия и успехи значительно сближают взрослых и ребенка.

Опыт показывает, что любовь к ребенку, терпение и регулярные занятия обязательно приводят к тому, что к концу обучения чтению по данной программе абсолютное большинство детей читают на уровне ученика, заканчивающего 1 класс, а некоторые даже и лучше. Удивительно, но этот результат достигается всего лишь 10-15-минутными занятиями в день! Безусловно, такой результат оправдывает любое время, потраченное на эти занятия.

Успехов Вам и Вашему ребенку!

Занятия по обучению чтению дошкольников

Количество слогов и слов, подобранных к каждому занятию, вполне достаточно для того, чтобы научиться читать, но это при условии, что будет соблюдаться упомянутое выше правило: к следующему занятию следует приступить только тогда, когда слоги и слова предыдущего занятия ребенок читает без ошибок и уверенно.

Занятие 1.

Вначале учим 20 согласных букв. Произносить их надо коротко, отрывисто, без призвуков. Нельзя произносить Бэ, Вэ, Гэ…

В первое время учим только заглавные буквы вместе с соответствующей картинкой, затем читаем их без картинок.

Б В Г Д Ж З К Л М Н

П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ

Занятие 2.

БА ВА ГА ДА ЖА ЗА КА ЛА МА НА

ПА РА СА ТА ФА ХА ЦА ЧА ША ЩА

Занятие 3.

Сообщаем ребенку, что большая буква в начале некоторых слов обозначает, что это слово - чье-то имя.

МА-МА ПА-ПА ПА-РА ЛА-ПА БА-БА РА-НА

ВА-ША ЖА-БА ФА-РА ПА-РА ЧА-ША ЧА-ЩА

РА-МА КА-ША НА-ША ВА-ЗА ЛА-МА ВА-ТА

ДА-ЧА ПА-НА-МА ЗА-ДА-ЧА МА-ША ДА-ША

СА-ША ТА-МА-РА НА-ТА-ША ПА-ША

Занятие 4.

БО ВО ГО ДО ЖО ЗО КО ЛО МО НО ПО РО СО ТО ФО ХО ЦО ЧО ШО

Занятие 5.

НО-ША РО-ЗА ДО-МА МЫ-ЛО СА-МА РО-ЩА

КО-ЖА РА-БО-ТА РО-МА ВО-ВА СО-ФА ЖО-РА

Занятие 6.

БУ ВУ ГУ ДУ ЖУ ЗУ КУ ЛУ МУ НУ ПУ РУ

СУ ТУ ФУ ХУ ЦУ ЧУ ШУ ЩУ

Занятие 7.

МУ-КА МУ-ХА ЛУ-НА ЛУ-ЖА РУ-КА ПУ-МА

СУ-ША ЩУ-КА ШУ-БА ТУ-ЧА БУ-МА-ГА

РА-ДУ-ГА КУ-КУ-РУ-ЗА

Занятие 8.

БЫ ВЫ ГЫ ДЫ ЗЫ КЫ ЛЫ МЫ

НЫ ПЫ РЫ СЫ ТЫ ФЫ ХЫ ЦЫ

Занятие 9.

РЫ-БА РО-ЗЫ РА-МЫ ША-РЫ

ГО-РЫ ГУ-БЫ ЗУ-БЫ КУ-РЫ

ЧА-СЫ БУ-СЫ КО-ЗЫ БА-НА-НЫ

Занятие 10.

БИ ВИ ГИ ДИ ЖИ ЗИ КИ ЛИ МИ НИ ПИ РИ

СИ ТИ ФИ ХИ ЦИ ЧИ ШИ ЩИ

Занятие 11.

Это занятие может вызвать некоторые затруднения, т. к. в этих словах будут чередоваться мягкие и твердые согласные. Обычно для него требуются 2-3, а, возможно, и более занятий.

ПИ-ЛА ПО-НИ НО-ГИ РУ-КИ КИ-НО КО-НИ

СИ-ЛА ГУ-СИ ЛИ-ПА ЗИ-МА ТИ-ШИ-НА ГО-ЛУ-БИ МУ-ЗЫ-КА МА-ЛИ-НА СУ-ХА-РИ ДО-МИ-КИ

МИ-НУ-ТА МА-КА-РО-НЫ ВИ-ТА-МИ-НЫ

Занятие 12.

БЕ ВЕ ГЕ ДЕ ЖЕ ЗЕ КЕ ЛЕ МЕ НЕ

ПЕ РЕ СЕ ТЕ ФЕ ХЕ ЦЕ ЧЕ ШЕ ЩЕ

Занятие 13.

ПО-ЛЕ МО-РЕ СЕ-НО КА-ЧЕ-ЛИ ЧУ-ДЕ-СА

ПЕ-ТУ-ХИ ДЕ-ТИ ГА-ЗЕ-ТА ЛЕ-НА ЛЕ-РА

ГЕ-НА ВЕ-РА ВА-ЛЕ-РА

Занятие 14.

БЁ ВЁ ГЁ ДЁ ЖЁ ЗЁ КЁ ЛЁ МЁ НЁ

ПЁ РЁ СЁ ТЁ ФЁ ХЁ ЧЁ ШЁ ЩЁ

Занятие 15.

БЕ-РЁ-ЗА ЩЁ-КИ ТЁ-МА ЛЁ-ВА

СЕ-РЁ-ЖА ЛЁ-НЯ СЁ-МА

Занятие 16.

БЯ ВЯ ГЯ ДЯ ЗЯ КЯ ЛЯ МЯ

НЯ ПЯ РЯ СЯ ТЯ ФЯ ХЯ

Занятие 17.

ТЁ-ТЯ ПУ-ЛЯ НЯ-НЯ ВА-РЯ ВА-ЛЯ ВА-НЯ

ВА-СЯ КА-ТЯ ФЕ-ДЯ НА-ДЯ МИ-ТЯ СО-НЯ ВИ-ТЯ

ЖЕ-НЯ ТО-ЛЯ ПЕ-ТЯ ГА-ЛЯ ТО-НЯ КО-ЛЯ

Занятие 18.

БЮ ВЮ ГЮ ДЮ ЗЮ КЮ

ЛЮ МЮ НЮ ПЮ РЮ СЮ ТЮ

Занятие 19.

ЛЮ-БА ЛЮ-СЯ КА-ТЮ-ША

ТА-НЮ-ША ВА-РЮ-ША

ВА-ЛЮ-ША И-ЛЮ-ША Ю-ЛЯ

Занятие 20.

На этом занятии надо ввести маленькие буквы а, б, е, ё.

тё-тя бе-рё-за ба-ра-ба-ны щё-ки бу-сы чу-де-са го-лу-би гу-бы зу-бы жа-ба за-да-ча ба-на-ны шу-ба ры-ба ра-бо-та за-бо-ры

Занятие 21.

рак дом дым рис кит сок лес мак мёд лак суп сын сыр рот нос кот пёс наш жук мир душ час шум мел

Занятие 22.

буб-лик бан-тик бал-кон сус-лик зон-тик пар-кет пер-сик ков-рик коз-лик сек-рет кар-тон бар-сук

лас-тик воз-дух док-тор фар-тук фан-тик мос-тик жур-нал шаш-лык лан-дыш дож-дик кар-ман

Занятие 23.

реч-ка реп-ка пал-ка печка сет-ка пол-ка вес-на вет-ка вил-ка сум-ка бан-ка кук-ла бук-ва ман-ка мет-ро боч-ка мис-ка нит-ка шор-ты щёт-ка

шаш-ки чаш-ка шап-ка суш-ки

тан-цы мыш-ка кош-ка

Занятие 24.

ба-нан ще-нок ша-лаш ма-лыш са-лат са-лют за-пах бу-кет бу-фет пе-тух пи-рог то-пор дя-тел ту-ман

ве-тер ве-чер са-хар ры-бак ка-ток ко-тик

Занятие 25.

ю-ла у-ши ут-ка аз-бу-ка ум-ни-ца иг-ра ик-ра ёл-ка ар-буз А-ли-на у-ли-цачай мой май май-ка твой чай-ник са-рай зай-ка бе-лый иг-рай добрый Ю-ля му-ра-вей твой свой

Занятие 26.

соль пыль тень день царь конь гусь пень боль боль-но боль-ше день-ги паль-то паль-цы ле-жать ки-сель пьёт льёт пьёт семь-я се-мья вью-га

Занятие 27.

брат спит стол стул смех стук гром врач слон грач внук март волк тигр мост слон зонт парк торт цве-ты тру-ба зве-ри гла-за слёзы пчё-лы брю-ки гру-ша кни-га шко-ла кры-ша

Занятие 28.

эк-ран э-то э-тот э-таж эк-за-мен

Э-дик Э-ля съел въезд подъ-езд съе-ла

На этом этапе заканчиваем изучение букв, а также различных вариантов слогов и слов с ними. Осталось сказать, что буква Й также является согласной буквой, но, в отличие от других согласных, она не образует с гласными буквами самостоятельного двухбуквенного слога.

Большое закрепление.

Навыки чтения можно закреплять по различным пособиям. К примеру, в книгах О. Перовой «Букварь-тренажер» и Бахтиной «Букварь» собран отличный материал для этих занятий. Занятия по-прежнему надо проводить регулярно, в течение примерно месяца. Материал надо давать небольшими объемами, чтобы избежать переутомления ребенка. И помните: даже 10-15-минутные ежедневные занятия дают очень хороший результат.

Выработка беглого чтения (пошаговая инструкция) .

  1. Для работы над беглостью чтения подбираются рассказики из 4-6 предложений. Подходящий для этого материал есть, например, в «Букваре» Н. С. Жуковой.
  2. Сообщаем ребенку следующую цель: «Ты молодец, хорошо читаешь. Но ты растешь, и поэтому, сегодня мы начинаем учиться читать как взрослые». Ребенок читает подобранный рассказ, и мы задаем ему 2-3 вопроса по содержанию рассказа. «Про что (или о чем) написано в этом рассказе? Что о нем (о них) сказано? Далее говорим: «Прочитай рассказ еще раз, но читай чуть-чуть быстрее». Хвалим ребенка и просим прочитать рассказ еще раз, но чуть-чуть еще быстрее.
  3. В итоге ребенок прочитал рассказ 3 раза. Несомненно, ребенку и самому понравится то, что некоторые слова ему уже удается читать целыми словами. После этого ребенка надо похвалить и на этом занятие закончить. На этом этапе очень важно соблюдать следующее правило: нельзя требовать и, тем более, принуждать ребенка читать целыми словами. Со временем переход от слогового чтения к чтению целыми словами происходит естественным образом.
  4. Следующее занятие начинаем работой над рассказом с предыдущего занятия. Напомните ребенку, что он очень хорошо, почти как взрослые, прочитал этот рассказ на прошлом занятии и попросите его прочитать сейчас так же хорошо. После этого похвалите ребенка и больше с этим текстом на этом занятии не работаем, даже если ребенок не очень быстро его прочитал. Переходим к работе над следующим рассказом. Читаем его 3 раза точно так же, как и на предыдущем уроке.
  5. Следующее занятие опять начинаем работой над рассказом с предыдущего занятия.

Чтение детских книжек.

Цель этих занятий - прививать любовь к чтению .

Детские книжки должны быть красочными и с подходящим шрифтом. В этот период можно читать книжки уже без деления слов на слоги. И время от времени напоминаем ребенку, что мы стараемся читать как взрослые, потому что растем.

Для повышения интереса к чтению существует много разных приемов и способов. Одним из наиболее эффективных способов достижения этой цели является следующий способ: взрослый читает начало какого-то интересного рассказа вслух, (для этого подходят, например, детские рассказы Носова, Сутеева и др. авторов) . Далее взрослый, сославшись на занятость, неожиданно останавливается, желательно на самом интересном месте и сетует, что не будет времени узнать, что же дальше произошло. Если ребенок достаточно заинтересовался, то он самостоятельно продолжает чтение.

Также для развития интереса к чтению можно предложить детям читать увлекательные детские энциклопедии с короткими познавательными рассказами, а потом попросить ребенка рассказать и нам, что интересного он узнал. На рынке сейчас великое множество таких энциклопедий, выбираем их в соответствии с возрастом и предпочтениями ребенка.

«Лунтик. Учимся читать!»

Приложение рассчитано на детей от 1 года до 7 лет и подойдёт даже для тех, кто ещё не знает букв. Бесплатная версия включает 4 уровня, полная — 10 уровней, из которых первые 4 — работа со слогами и отдельными буквами, а следующие 6 посвящены словам. Уровни выстроены по принципу возрастающей сложности: узнавание букв, чтение слогов, составление и чтение слов. Если ваш кроха любит Лунтика, заставлять его заниматься точно не придётся!

Скачать на Android

Скачать на iOs

Цена: демо-версия бесплатно, полная — 119 р.

«Говорящая АЗБУКА»


Одно из самых весёлых приложений, где малышам предлагается выучить буквы с помощью игр и запоминающихся песенок. Главная фишка «Говорящей азбуки» — смешные герои, нарисованные в духе пластилиновой анимации.

Скачать на Android

Скачать на iOs

Цена: версия Lite бесплатно, Pro — 249 р.

«Учимся читать по слогам. Читаю сам. Обучение чтению»


Приложение подойдёт для дошколят, которые уже знают буквы. Процесс игры построен по принципу деления слов на склады (на такой методике основаны знаменитые кубики Зайцева). Ребёнок учится читать, составляя слова из карточек с буквами и слогами. Правильное составление слова сопровождается симпатичной анимацией, которая делает обучение более увлекательным и приятным. Игры совсем не сложные, так что малыш может учиться читать совершенно самостоятельно.

Скачать на Android

Скачать на iOs

«Азбука для Детей! Учим Алфавит!»


Эту игру ещё называют «Азбука в коробочках». Выучить алфавит и сделать первые шаги в обучении чтению малышу помогают озорные буквы из коробочек. Задача ребёнка — ловить живые буквы и складывать из них слово, а затем из деталей конструктора собирать персонажа, которого это слово обозначает. В игре есть 2 режима чтения: по буквам (для самых маленьких) и по слогам (для тех, кто уже знает алфавит). Яркая, красочная анимация и куча положительных отзывов родителей — тут не грех и полную версию приобрести!

Скачать на Android

Скачать на iOs

Цена: версия Lite — бесплатно, Pro — 196-299 р.

«Учим буквы весело!»


Игра состоит из 3 блоков. В первом каждая буква представлена так, что ребёнок с лёгкостью её запоминает. В этом ему помогут яркие анимированные иллюстрации и озвученное диктором стихотворение. Смешные животные «оживают», если на них нажать. Во втором блоке малыш с помощью игры закрепляет полученные знания и составляет слова из изученных букв. В третий блок игры добавлены умные раскраски со знакомыми персонажами. Каждую картинку нужно раскрашивать, используя буквы русского алфавита. Это приложение понравится даже родителям!