Многолетники

Вячеслав Полунин: биография, личная жизнь, интересные факты, фото. "Снежное шоу" Вячеслава Полунина: отзывы. "Снежное шоу" Славы Полунина: описание и особенности представления Главный учитель - внучка Миа

, СССР

Профессия:

Биография

Окончил Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств) и эстрадное отделение ГИТИСа .

С 1988 года работает в основном за границей (жил в Лондоне , затем недалеко от Парижа): в Англии награждён премией Лоуренса Оливье за лучший спектакль года, в Эдинбурге его спектакль признан лучшим театральным спектаклем фестиваля, в Ливерпуле и Дублине получил премии за лучшее шоу сезона, в Барселоне - премию за клоунаду, а также приз английской критики и журнала «Таймаут». Получил звание почётного жителя Лондона.

Начиная с 1989 года несколько раз приезжал в Россию . Один из организаторов и руководителей международного фестиваля уличных театров «Караван мира» (1990). Один из главных учредителей Академии дураков , которая в 1993-1994 провела в Московском киноцентре фестивали «Бабы-дуры».

Накануне январских гастролей 2008 года в Берлине (Адмиралспаласт) корреспондент русскоязычной газеты Германии «Европа-экспресс» записал интервью, в котором Слава Полунин рассказывает о своей новой идее театрализации жизни:

В 2010 году своё 60-летие Слава Полунин отметил с друзьями в собственной творческой мастерской во Франции в преддверии посвящённого юбилею «Каравана мира» - международного фестиваля пантомимы и клоунады .

24 января 2013 года Вячеслав Полунин согласился стать художественным руководителем Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке и планирует соединить цирк с оперой, симфоническим искусством, живописью и балетом .

Семья

Супруга - Ушакова Елена Дмитриевна, актриса, работает вместе с мужем. Дети: Ушаков Дмитрий; Полунин Павел, учится в музыкальном училище в Санкт-Петербурге (информация начала 2000-х); Полунин Иван, играет на сцене вместе с родителями.

Фильмография

  • - Только в мюзик-холле - мим Полунин
  • - Небывальщина - иноземный царь
  • - И вот пришёл Бумбо… - клоун
  • - Четыре клоуна под одной крышей
  • - Как стать звездой - жёлтый клоун с красным носом-цилиндром
  • - Убить дракона - воздухоплаватель , человек с тачкой
  • - Привет, дуралеи! - Юра Каблуков (Каблук) (озвучивает Андрей Мягков)
  • - Клоун - клоун (камео)
  • - Гофманиада - озвучка

Награды

Напишите отзыв о статье "Полунин, Вячеслав Иванович"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (20 января 2009 г., ЦДРИ)

Отрывок, характеризующий Полунин, Вячеслав Иванович

Но кардинал, с улыбкой, отказался.
– Завтра я уже буду в другом, более спокойном месте. И надеюсь, Караффа обо мне на время забудет. Ну, а как же вы, мадонна? Что же станет с вами? Я не могу помочь вам из заключения, но мои друзья достаточно влиятельны. Могу ли я быть полезным вам?
– Благодарю вас, монсеньёр, за вашу заботу. Но я не питаю напрасных надежд, надеясь отсюда выйти... Он никогда не отпустит меня... Ни мою бедную дочь. Я живу, чтобы его уничтожить. Ему не должно быть места среди людей.
– Жаль, что я не узнал вас раньше, Изидора. Возможно, мы бы стали добрыми друзьями. А теперь прощайте. Вам нельзя здесь оставаться. Папа обязательно явится пожелать мне «удачи». Вам ни к чему с ним здесь встречаться. Сберегите вашу дочь, мадонна... И не сдавайтесь Караффе. Бог да пребудет с вами!
– О каком Боге вы говорите, монсеньёр? – грустно спросила я.
– Наверняка, уж не о том, которому молится Караффа!.. – улыбнулся на прощание Мороне.
Я ещё мгновение постояла, стараясь запомнить в своей душе образ этого чудесного человека, и махнув на прощание рукой, вышла в коридор.
Небо развёрзлось шквалом тревоги, паники и страха!.. Где находилась сейчас моя храбрая, одинокая девочка?! Что побудило её покинуть Мэтэору?.. На мои настойчивые призывы Анна почему-то не отвечала, хотя я знала, что она меня слышит. Это вселяло ещё большую тревогу, и я лишь из последних сил держалась, чтобы не поддаваться сжигавшей душу панике, так как знала – Караффа непременно воспользуется любой моей слабостью. И тогда мне придётся проиграть, ещё даже не начав сопротивляться...
Уединившись в «своих» покоях, я «зализывала» старые раны, даже не надеясь, что они когда-либо заживут, а просто стараясь быть как можно сильней и спокойнее на случай любой возможности начать войну с Караффой... На чудо надеяться смысла не было, так как я прекрасно знала – в нашем случае чудес не предвиделось... Всё, что произойдёт, я должна буду сделать только сама.
Бездействие убивало, заставляя чувствовать себя всеми забытой, беспомощной и ненужной... И хотя я прекрасно знала, что не права, червь «чёрного сомнения» удачно грыз воспалённый мозг, оставляя там яркий след неуверенности и сожалений...
Я не жалела, что нахожусь у Караффы сама... Но панически боялась за Анну. А также, всё ещё не могла простить себе гибель отца и Джироламо, моих любимых и самых лучших для меня на свете людей... Смогу ли я отомстить за них когда-либо?.. Не правы ли все, говоря, что Караффу не победить? Что я не уничтожу его, а всего лишь глупо погибну сама?.. Неужели прав был Север, приглашая уйти в Мэтэору? И неужели надежда уничтожить Папу всё это время жила только во мне одной?!..
И ещё... Я чувствовала, что очень устала... Нечеловечески, страшно устала... Иногда даже казалось – а не лучше ли было и правда уйти в Мэтэору?.. Ведь кто-то же туда уходил?.. И почему-то их не тревожило, что вокруг умирали люди. Для них было важно УЗНАТЬ, получить сокровенное ЗНАНИЕ, так как они считали себя исключительно одарёнными... Но, с другой стороны, если они по-настоящему были такими уж «исключительными», то как же в таком случае они забыли самую простую, но по-моему очень важную нашу заповедь – не уходи на покой, пока в твоей помощи нуждаются остальные... Как же они могли так просто закрыться, даже не оглядевшись вокруг, не попытавшись помочь другим?.. Как успокоили свои души?..
Конечно же, мои «возмущённые» мысли никак не касались детей, находящихся в Мэтэоре... Эта война была не их войной, она касалась только лишь взрослых... А малышам ещё предстояло долго и упорно идти по пути познания, чтобы после уметь защищать свой дом, своих родных и всех хороших людей, живущих на нашей странной, непостижимой Земле.
Нет, я думала именно о взрослых... О тех, кто считал себя слишком «особенным», чтобы рисковать своей «драгоценной» жизнью. О тех, кто предпочитал отсиживаться в Мэтэоре, внутри её толстых стен, пока Земля истекала кровью и такие же одарённые, как они, толпами шли на смерть...
Я всегда любила свободу и ценила право свободного выбора каждого отдельного человека. Но бывали в жизни моменты, когда наша личная свобода не стоила миллионов жизней других хороших людей... Во всяком случае, именно так я для себя решила... И не собиралась ничего менять. Да, были минуты слабости, когда казалось, что жертва, на которую шла, будет совершенно бессмысленна и напрасна. Что она ничего не изменит в этом жестоком мире... Но потом снова возвращалось желание бороться... Тогда всё становилось на свои места, и я всем своим существом готова была возвращаться на «поле боя», несмотря даже на то, насколько неравной была война...
Долгие, тяжёлые дни ползли вереницей «неизвестного», а меня всё также никто не беспокоил. Ничего не менялось, ничего не происходило. Анна молчала, не отвечая на мои позывы. И я понятия не имела, где она находилась, или где я могла её искать...
И вот однажды, смертельно устав от пустого, нескончаемого ожидания, я решила наконец-то осуществить свою давнюю, печальную мечту – зная, что наверняка никогда уже не удастся по-другому увидеть мою любимую Венецию, я решилась пойти туда «дуновением», чтобы проститься...
На дворе был май, и Венеция наряжалась, как юная невеста, встречая свой самый красивый праздник – праздник Любви...
Любовь витала повсюду – ею был пропитан сам воздух!.. Ею дышали мосты и каналы, она проникала в каждый уголок нарядного города... в каждую фибру каждой одинокой, в нём живущей души... На один этот день Венеция превращалась в волшебный цветок любви – жгучий, пьянящий и прекрасный! Улицы города буквально «тонули» в несметном количестве алых роз, пышными «хвостами» свисавших до самой воды, нежно лаская её хрупкими алыми лепестками... Вся Венеция благоухала, источая запахи счастья и лета. И на один этот день даже самые хмурые обитатели города покидали свои дома, и во всю улыбаясь, ожидали, что может быть в этот прекрасный день даже им, грустным и одиноким, улыбнётся капризница Любовь...
Праздник начинался с самого раннего утра, когда первые солнечные лучи ещё только-только начинали золотить городские каналы, осыпая их горячими поцелуями, от которых те, стеснительно вспыхивая, заливались красными стыдливыми бликами... Тут же, не давая даже хорошенько проснуться, под окнами городских красавиц уже нежно звучали первые любовные романсы... А пышно разодетые гондольеры, украсив свои начищенные гондолы в праздничный алый цвет, терпеливо ждали у пристани, каждый, надеясь усадить к себе самую яркую красавицу этого чудесного, волшебного дня.

Создатель одной из самых успешных и популярных в мире клоунских антреприз и очень популярного на американском Бродвее спектакля "сНежная Симфония" неоднократно входил в рейтинг журнала "Форбс" как высокооплачиваемый представитель российского шоу-бизнеса. Вячеслав Полунин, наверное, самый обаятельный участник этого списка. Сейчас он проживает в окрестностях Парижа, в большом доме, в котором шумно, как в цирке-шапито.

Ранние годы

Родился Вячеслав Полунин 12 июня 1950 на Орловщине, в небольшом селе Новосиль. Родители - Иван Павлович и Мария Николаевна - были работниками торговли. В детстве Вячеслав много читал и постоянно что-то изобретал. Игры никогда не покупал, все делал своими руками по сюжетам прочитанных книжек. За свою творческую активность получил много школьных грамот и наград.

Когда ему было десять лет, увлекся тем, что сейчас считается видом искусства ленд-арт. Сооружал в близлежащем лесу восьмиэтажные шалаши, зимой - целые города из снега. А как-то раз сделал громадную трехметровую рогатку, на которую пошла резина от мотоциклетных камер и кожаная шапка. Из нее Слава стрелял большой морковкой или куском кирпича. Снаряд летел далеко, через все поле.

Вячеслав Полунин говорит, что ему повезло с педагогом Ниной Михайловной в Доме пионеров, которая давала детям полную свободу творчества и помогала развиваться. Он там проводил все свободные вечера. Дети организовывали КВН, вечера отдыха, каждые выходные местные жители приходили в Дом пионеров, потому что там их ждали интересные впечатления.

Хочу быть клоуном

В детские годы он очень любил комедии. Местный кинотеатр находился напротив школы. Огромный сарай, в котором показывали кино, имел сбоку окно. Вячеслав Полунин, поскольку не было денег, просил какого-нибудь человека, который имел билет, немного отодвинуть занавеску. Через эту щелку мальчик посмотрел множество фильмов, включая культовые советские фильмы: "Веселые ребята", "Иван Бровкин на целине" и "Приключения Питкина в больнице".

Особенно ему нравились комедии, которые он просто "впитывал". Потом мальчик пересказывал их, изображал героев фильма в лицах, разъяснял сюжет и показывал, что и как делали персонажи. Но больше всего Вячеслава Полунина поразил Чарли Чаплин, фильм которого "Малыш" считает лучшей картиной всех времен и народов. Однако решающее значение при выборе профессии и даже образа жизни сыграл Марсель Марсо. Увидев великого мима по телевизору, он уже через несколько дней изображал во дворе пантомиму. Потом попал на школьную сцену, далее играл во всевозможных постановках местного масштаба и так добрался до Питера.

Обретение профессии

После окончания школы Вячеслав Полунин поехал в Ленинград, чтобы поступать в театральное училище. На собеседовании ему сказали, что он не выговаривает 33 буквы. Тогда он подумал, если не может выговаривать, то и незачем, будет заниматься тем, что ему нравится - пантомимой. Правда, сначала он начал учится в техническом институте. Однако инженером так и не стал, решил начать все снова и поступил в институт культуры, в котором позже даже преподавал некоторое время.

Первый успех пришел к Вячеславу на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где он выступал дуэтом с Сашей Скворцовым. Вторую премию конкурса им вручал Аркадий Райкин. У комиков был десяток удачных миниатюр, которые хорошо принимали зрители. Дуэт стал известным, но, как говорил сам Вячеслав Полунин, хотя зрители и были в восторге - море аплодисментов, через два дня их забывали, потому что персонажи не были интересными, не создавали свой мир и характеры.

Взрыв популярности

В 1968 году Полунин создает ставший знаменитым на всю страну. Настоящий успех пришел к нему в образе клоуна Асисяй. Вячеслав Полунин говорит, что произошел "взрыв", когда он в первый раз вышел в желтом коротком костюме с носом и сыграл номер с телефоном. После того как показали этот номер по телевизору, Слава уже больше нигде не платил в такси и ресторанах, такая фантастическая любовь настигла этот образ.

Потом были другие номера: "Грустная Канарейка" ("Блю-Блю-Блю Канари"), "Низя". Вячеслав Полунин и группа "Лицедеи" стали всенародными любимцами. Однако в какой-то момент им стало тесно в рамках одного коллектива, и Полунин предложил поработать некоторое время отдельно.

Cirque du Soleil

В 1982 году Вячеслав Полунин организует в Ленинграде мим-парад, на который съехались около 800 артистов пантомимы. В 1987 году он провел Всесоюзный фестиваль уличных театров, а в 1989 году - караван уличных комедиантов, с которого начался европейский традиционный фестиваль уличных театров "Караван мира". Бродячие артисты проехали пол Европы с концертами. Вместе с Роланом Быковым Полунин стал инициатором организации "Академия дураков".

Когда начались тяжелые годы перестройки, Полунин начал думать, где переждать эти непростые времена. Он всегда мечтал поработать в цирке, и поэтому позвонил в лучший из них - Cirque du Soleil. Конечно, его давно там знали и очень обрадовались, что Асисяй хочет поработать у них. Так он прилетел в Монреаль, но уже через год затосковал. Знаменитый коллектив работал как машина: все по сценарию, никакой импровизации.

"Желтая мельница"

Когда его отпустили из цирка, он решил поработать в Лондоне. Позвонил директору театра "Хакни Эмпайр" (в нем начиналась карьера Чарли Чаплина) и попросил приютить на годик со своим спектаклем. Ему дали сцену на 40 спектаклей в год. Представления "Живая радуга" шли с огромным успехом. За это шоу Вячеславу Полунину английская королева присвоила звание "Почетный житель Лондона".

Потом был Нью-Йорк, где Полунин дал тысячу спектаклей на Юнион-сквер. Девять месяцев он пытался подписать контракт с продюсерами, но его не устроили жесткие условия. И тогда вместе с австралийскими коллегами он просто арендовал "Театр Юнион-сквер", в подвале которого сделали русский клуб. Фото Вячеслава Полунина с этих представлений украшали многие городские газеты.

Когда пришло выбирать место жительства, то артист остановился на Париже - в это время продюсер предложил ему контракт на три года в этом городе. Актер сказал, что согласится: "Но тогда вы покупаете и обустраиваете "Мельницу", а я к вам в рабство ухожу на три года". Вообще из метких и смешных высказываний Вячеслава Полунина можно составить целый юмористический сборник.

С 2013 года Полунин несколько лет проработал руководителем петербургского цирка. Сейчас артист занимается новыми проектами, много гастролирует по всему миру.

Личная информация

Вячеслав Полунин женат на актрисе Елене Ушаковой, которая работает вместе с ним. У супружеской пары трое детей:

  • Ушаков Дмитрий - работает техническим директором Театра Полунина;
  • Иван Полунин - тоже работает артистом, в этом же театре;
  • Павел Полунин - музыкант.

Сейчас дом Полуниных находится вблизи Парижа, как говорит глава семьи, место он выбирал так, чтобы расстояние было не больше, чем в 30 минутах от аэропорта и скоростного поезда, иначе друзья не смогут заезжать. Правда, живут они там не более трех месяцев в году, столько же проводят в России. Ежегодно делают двухмесячный тур по Сибири, обязательно посещают Москву, Питер и Сочи.


Клоуны - это по определению люди без лица, люди-маски. Веселят публику в интервалах между серьезными номерами - вот и вся их роль. История человечества знает тысячи тысяч клоунов - безликих, с нарисованными улыбками до ушей. Сотрешь улыбку - и нет клоуна. Никто никогда не узнает, не вспомнит. Но есть единицы, которых знает весь мир. Это - гении, несущие свой жест, свое сообщение людям, которые легко понимают их с первого жеста. У каждого гениального клоуна есть имя, которым наделяют его люди. Почему так полюбился Асисяй? Почему все мы вот уже какое десятилетие повторяем вслед за ним: «Любоффь! Детектива!!!»? И ни с кем его не спутать! И дар его - один из самых редких и ценных. Дар этот - любовь. И нежность. Тот род нежности, от которого слезы наворачиваются, промывая глаза. После этих слез мир видится другим - уютным и теплым. И сердце готово сочувствовать и любить. В день рождения главного клоуна страны вспоминаем самые примечательные факты биографии Полунина.

Начало. Лицедеи

Студенчество - Самодеятельность - Армия - Театр «Лицедеи» - Blue Canary и «Асисяй-ревю» - Кто есть кто в «Лицедеях» - Фурор и гастроли - Пусть каждый идет своим путем

Их, великих советских клоунов и мимов, можно сосчитать на пальцах одной руки: Карандаш, Олег Попов, Юрий Никулин, Леонид Енгибаров. Один из этого ряда, конечно, Слава Полунин. На рубеже эпох, когда в воздухе уже носился запах больших перемен в стране, он сделал то, чего до него не сделал никто: соединил искусство пантомимы и клоунады с традициями русского фольклора, опыт древних артистов-скоморохов с современным театральным авангардом. И создал театр «Лицедеи». Популярность их была поистине феерической, признание - повсеместным и неизменным.


«Лицедеи» - это народность, республика, остров. И это сообщность. С двенадцати лет я выступал сольно: дома, в школе, в кружке самодеятельности. А когда в 1967 году окончил десятый класс и переехал из города Новосиль Орловской области в Ленинград, стал искать, у кого можно было бы поучиться. Нашел в ДК имени Ленсовета комнатку с табличкой «Студия пантомимы». В ней - никого. Ни одного студента. Я и остался. Через год появился Саша Скворцов, с которым мы сразу стали репетировать вместе. Через два года пришел Коля Терентьев. В этот момент у нас на некоторое время появился режиссер Эдуард Розинский, который собрал наши миниа- тюры в спектакль «Новеллы о смешном и серьезном». То, чем занимались, мы называли экспрессивным идиотизмом, по-научному - эксцентрической пантомимой. Продуктивность у нас была огромная, мы делали номер за номером.


Дуэт Полунин-Скворцов тринадцать лет развивался и работал в свое удовольствие. Мы не уходили в профессиональную систему принципиально: это была самодеятельность. Я решил, что, пока не найду свою идею, стиль, образ, эстетику, ни в какие профессиональные организации не пойду.

В конце 1960-х в Ленинграде грянул бум пантомимы, в городе стихийно возникло около пятнадцати студий, но преподавателей не хватало. В то время пантомима несла идею фантастической свободы и новой культуры. Тогда ведь всех хватали за язык, не давали личности проявить себя. А тут человек не говорит ни слова и за язык его не схватишь. Поэтому в пантомиме люди могли искренне открываться, что в словесных жанрах было сложно. Я вел четыре кружка - в студенческих клубах Политехнического института, Военмеха, в Доме культуры глухих. Проводя занятия, я обучал и сам себя. Но потом решил не разбрасываться, оставить себе одну студию, а остальные раздать друзьям: Коле Терентьеву, Саше Скворцову. Вот с этой группы товарищей все и началось. Мы со Скворцовым мощно фантазировали, а все остальные тут же втягивались в процесс. Первая миниатюра, которую мы сделали в нашей маленькой студии и показали там же, в ДК имени Ленсовета, и обозначила рождение труппы. Я обычно называю дату 1 апреля 1968 года. Выступлений у нас было много, до сорока в месяц. Зимой мы работали в Ленинграде, а летом отправлялись в дальние уголки страны - например, на Алтай, в Коми АССР. Приглашения получали через Дом художественной самодеятельности, в отделе студенческих агитбригад, примыкали к какой-нибудь агитбригаде и радостно отправлялись на все лето путешествовать.

Название театра я придумал, когда служил в армии, - дело происходило под Ригой с 1976 по 1978 год. Вариантов, как назваться, была масса. Но как-то в письме кому-то из девчонок я первый раз написал слово «Лицедеи». Тогда же начал обдумывать концепцию будущего театра: я хотел основать его сразу по возвращении. А пока готовился, у меня была целая серия армейских пантомим. Например, я показывал «Сон солдата»: вскакивал, бежал, срывая с себя подворотничок, сапоги, закидывал все это черт-те куда. Кто-то из старших по званию увидел эту зарисовку и дал распоряжение срочно доставить меня в штаб армии, после чего меня перевели в Минск и сделали заведующим клубом. Все было замечательно, образовалась целая бригада из танцоров, актеров и музыкантов. Но приехал генерал и сказал: «Расформировать! Разогнать по дальним гарнизонам!» И я очутился на острове в Прибалтике. Однако при этом я всегда попадал туда, куда надо. Сразу спрашивали: «Кто художник?» - «Я!» - «Кто музыкант?» - «Я!» Кроме того, я занимался самообразованием. Во время ночных дежурств масса свободного времени, читай - не хочу. Составил себе список из ста книг, которые нужно проштудировать, в основном классика, русская и французская: «Красное и черное», «Прогулки одинокого мечтателя». Из ста книг тридцать стали любимыми и теперь стоят в моей библиотеке. Это, конечно, Гоголь, Руссо, «Опыты» Монтеня, откуда я выписал все лучшее в специальную тетрадку. Жаль, тогда еще не было в доступе Хармса и Булгакова. Когда в 1978 году я демобилизовался, мы перешли на профессиональную сцену, но не стали выступать, а попросили дать нам год на репетиции. В ансамбль пантомимы «Лицедеи» кроме меня вошли Саша Скворцов и Коля Терентьев, а когда мы играли спектакли, приглашали Феликса Агаджаняна и Галю Андрееву. За год мы сделали несколько спектаклей: «Лицедеи», «Малая Олимпиада» и «Фантазеры». Последний был тоже придуман во время службы в армии. Под окном моего кабинета был детский сад. Именно фантазии детей, их беготня и игры, их поведение и общение друг с другом вдохновили меня. Подражая детским играм, средствами пантомимы мы рассказывали друг другу истории, по ходу которых превращались в отважных мореплавателей или летчиков.

Мы были нарасхват, на конкурсе артистов эстрады получили премию из рук Аркадия Райкина, но все же старались меньше участвовать в сборных концертах, предпочитая продвигать свой спектакль, чтобы развиваться дальше. К 1980 году мне стало сложней работать с Сашей Скворцовым. Я пытался двигаться в сторону поэтической пантомимы и философской клоунады, а Саня - великий юморист, и ему это было неинтересно. Я и предложил: «Давай сделаем перерыв, а потом посмотрим, стоит нам дальше делать что-то вместе или нет». Потом я решил перебраться во Дворец молодежи и объявил набор в свою студию. А в 1982 году организовал первый всероссийский фестиваль пантомимы, на который собрались восемьсот человек со всей страны. Повалила новая волна: ко мне пришли поступать Антон Адасинский, Анвар Либабов, Юрий Делиев. На одном из фестивалей самодеятельности я нашел Витю Соловьева, а после какого-то конкурса пригласил Сережу Шашелева, глухонемого. Вскоре нам стали не нужны переговорные устройства во время спектакля: мы жестикулировали друг другу из-за кулис. Язык жестов делится на знаковый и буквенный. Я запретил буквенный, чтобы артисты думали образами, и вся труппа овладела знаковым языком.

Тем временем часть артистов моей студии работали в Ленконцерте, но студия оставалась для всех нас главной. В этот период мы сделали с писателями-сатириками замечательную программу «Шоу 01», в которой участвовала моя команда: Валера Кефт, Витя Соловьев, Галя Войцеховская, Коля Терентьев, Аня Орлова. Ситуация в Ленконцерте иной раз бывала непростой. Например, однажды мы показали на художественном совете номер, который не был принят. Нам сказали: «Ну что это? Поете под фонограмму. Трюков акробатических не делаете. На гармошках играть не умеете». Тогда я предложил этот номер телевидению, и его тут же показали в «Голубом огоньке». Это была пантомима «Голубые канарейки».

Верхний ряд: в белом костюме - Виктор Соловьев, в клетчатом пиджаке - Валерий Кефт.
Центр: в полосатой футболке - Сергей Шашелев, в шляпе - Роберт Городецкий
под ними, в галстуке-бабочке, - Галина Войцеховская.
Левая ветка: Николай Терентьев, стоит Анна Орлова, сидит Галина Андреева.
Правая ветка: ближе к стволу - Вячеслав Полунин, сидит Ольга Кочнева,
по центру - Анвар Либабов, крайняя справа - Елена Ушакова.

Номер Blue Canary - «Голубые канарейки» - публика увидела в 1983 году. Дело было так. Двумя годами раньше я впервые в России поставил цельный двухчасовой спектакль клоунады «Чурдаки», с героями, декорациями, драматургией. Успех был огромный. И как раз тогда Роберт Городецкий, с которым мы давно дружили, начал захаживать к нам в студию. Как-то вечером он вытащил из своего портфеля картинку, на которой были изображены три поющих клоуна, и дал мне послушать музыку, в которой я тут же узнал мелодию, записанную на моем первом в жизни магнитофоне одной из первых. «Робик, - сказал я ему, - сегодня вечером ты выступаешь». Брови Робика от удивления улетели до небес. Он много лет носил с собой эту картинку и предлагал свою идею повсюду. И только у нас произошло чудо: идея нашла плодотворную почву. Созданная мной концепция поэтической клоунады и воспитанные в нашем театре актеры смогли идеально воплотить эту мечту. В 1983 году я создал первый в России самоокупаемый театр. Скептики говорили мне: «Зачем ты тянешь всю эту кучу народа? У вас с Сашей была такая отличная пара! Зачем тебе все эти дети?» Уже потом, когда труппа стала мощно развиваться, все поняли, что «Лицедеи» - самый настоящий театр. Просто молодым ребятам необходимо было время, чтобы сформироваться.

Мне очень нравилась концепция группы The Beatles. Каждый персонаж классического состава «Лицедеев» (1985–1991 годы) представлял свою философию и имел свою аудиторию. Анвар Либабов - альтернативщик, аутсайдер. Таким был в жизни Хвост (Алексей Хвостенко), который вливался только в то, что ему было интересно. Анвара арестовывали на каждом шагу, он не мог спокойно пройти по городу: его непременно по нескольку раз останавливала милиция и проверяла документы. Антоша Адасинский - экстремал! Упертый, мощный. От него буквально исходила опасность, он все время толкал свое, другое: другую идею, другую философию, другую культуру. Он был фаворитом у революционеров, нигилистов, которые знали, чего хотят, и были уверены, что все делают не то, что надо. Персонаж Валеры Кефта я с самого начала строил для романтически настроенных девушек. Я назвал его Одуванчиком: кучерявые белые волосы, нежный и трепетный. Словом, Фанфан-Тюльпан. Но вскоре у Валеры проявилась его суть - парня с Лиговки, где он жил и вырос. Постепенно он поломал первоначальный персонаж, зарыл его и стал двигаться в сторону анархии. Правда, потом мировоззрение Кефта скорректировалось, когда он, будучи отличным художником, поступил в Серовское художественное училище. Появились новые краски: оставаясь парнем с Лиговки, он стал рисовать свой персонаж, придумывал интересные решения, выдавал бесконечные гэги. Валера сам был художественным явлением, к нему «прилипали» люди соответствующего склада: музыканты, художники и вообще разные «творяги». Образ Лени Лейкина - Кола Брюньон (герой Ромена Роллана. - Прим. ред.) или даже Гаргантюа (герой повести Рабле. - Прим. ред.). Леня - это упоение жизнью! В нем как будто живут четыре человека одновременно! Как только он попадает в компанию, ему сразу нужно быть в центре внимания, взбодрить эту кислую жизнь, чтобы она звенела, пела, орала. Искры из глаз! Как только энергия убывает, ему становится неинтересно. Мне пришла в голову идея номера «Низя», и я пригласил Леню Лейкина сыграть его со мной. Он делал первые шаги на сцене, но уже тогда его обаяние, фантазия и радость были способны осветить все вокруг. Персонаж Роберта Городецкого молчит, молчит, а потом как выдаст! И эта фраза остается в памяти месяцами, так точно он ее произнесет, так иронично. У Роберта очень тонкий взгляд на вещи, он все анализирует. Он спокойно сидит в уголке, незаметный, но обаятельный. При этом за ним всегда тянется толпа. В кабаретной паре с Робертом Городецким работал Коля Терентьев. У него в роду восемь колен питерских интеллигентов, а дядя был дирижером в Мариинском театре. Сам Коля очень любит оперу, с утра до ночи поет арии, знает наизусть весь репертуар великих певцов, а шкафы у него сверху донизу набиты уникальными пластинками. Еще Коля был чемпионом Ленинграда по фехтованию. Вот пожалуйста - клоун и в то же время спортсмен! Эта пара - два белых клоуна - торжественно несла мудрость, не сильно обращая внимание на всякие трепыхания окружавшей их шантрапы. И если говорить о белых и рыжих, то наша палитра была побогаче, чем обычно. То, что делали ранние «Лицедеи», было новой комедией дель арте с новыми принципами создания группы гротескных персонажей.


И когда публика приходила в театр, происходила дифференциация: каждый зритель следил за своим любимцем и за его проявлениями в общем представлении. Задача была создать из этих разношерстных характеров единое сообщество, теплое, живое, как семья. Вот это и было главной идеей: доказать, что людям вместе вполне может быть хорошо и, оттого что они друг другу нужны, возникает нечто очень важное. Такое и правда редко бывает, только тогда, когда люди обладают достаточной степенью терпимости и даже мудрости, чтобы своих близких, родных или друзей принимать такими, какие они есть, и находить с ними общий язык.


Мой клоун Асисяй родился вместе с новеллой «Телефоны» в 1981 году. Он так понравился зрителям, что я сделал на базе этой новеллы спектакль «Чурдаки» - про четырех клоунов, живущих под одной крышей. В нем были заняты Терентьев, Кефт, Шашелев и я. С этой командой мы выпустили несколько успешных спектаклей. И я подумал, что маленький зал на сто человек нам уже мал - надо попробовать работать на большую аудиторию, придумать постановку для зала на тысячу человек.


Тогда в 1985 году и было сделано «Асисяй-ревю». Анечке Орловой я подложил мячики туда, подушки сюда, одел ее в желтый костюм. Витя Соловьев появился с сетками-авоськами в спектакле «Ночь на Лысой горе». Его персонажа стали называть Мамаша-Родина, потому что бабки с сетками в то время ходили по всему СССР. Оттого так и прижился этот образ. Так же как и персонаж Ани - квинтэссенция популярнейшего женского типажа, этакая буфетчица-красавица. Первый раз «Асисяй-ревю» было показано в Казани, во Дворце молодежи, на Новый год. Мы не думали, что справимся с большой сценой, но успех был необыкновенный. Тогда мы отправились с этим спектаклем на Фестиваль молодежи и студентов, и там уже был разгул. Потом поехали по России и объездили все, что только возможно. А в 1988 году начались международные гастроли, включая двухмесячную поездку по Америке. Молодежь моя стала мощной, каждый продвигал свою идею. И где-то к 1989 году я почувствовал, что каждый хочет чегото своего. Все были яркими индивидуальностями, я их не учил, а провоцировал на творчество и корректировал. Этот принцип они активно приняли, и каждому хотелось себя проявить. Адасинскому я подсунул буто-данс, и Антон отправился в самостоятельное плавание, увлеченный этой идеей. Как только я понял, что не смогу реализовать свои идеи, стало ясно, что нет смысла в том, чтобы тащить на себе огромный груз руководства театром да еще и не делать то, что хочешь. Лучшим выходом в этой ситуации было попробовать всем самостоятельно искать свою дорогу. В результате Антон Адасинский создал свой театр, Валера Кефт и Сережа Шашелев ушли в Cirque du Soleil, где работают и по сей день, Коля Терентьев остался со мной, а Леня Лейкин, Витя Соловьев, Аня Орлова и Анвар Либабов по-прежнему вместе. Иногда к ним присоединяется Роберт Городецкий. На мой взгляд, неверно то, что они называют себя «Лицедеями». Если бы они именовались «Лицедеи Петербурга», «Новые лицедеи» или Театр Леонида Лейкина, это было бы правильней. Но изменить название следовало бы обязательно, потому что публика до сих пор путается.

Анвар Либабов

Когда я увидел «Лицедеев» на сцене, сразу влюбился. Беспробудно, понастоящему! Не люблю слово «фанат», мне нравится «поклонник». Но я был больше чем поклонник, для меня они являлись небожителями. А первый раз я увидел Полунина на расстоянии вытянутой руки в Доме художественной самодеятельности на улице Рубинштейна, 13. Это была какая-то шаровая молния творческой энергии. Слава для меня прежде всего учитель. И отец. Само творчество открылось для меня через Славу. Именно он предопределил мой путь, а встреча с ним стала судьбоносной. Вокруг Полунина всегда царит буйство идей, он обладает невероятной способностью зарождать эти идеи, давать им движение и вести за собой. В жанре эксцентрической театральной клоунады он Петр I. Это он прорубил окно в Европу. У него божий дар созидателя. Я бы назвал его апостолом Славой! В науке есть открытия, которые изменяют мир, двигают цивилизацию по пути прогресса. То же самое Слава Полунин сделал в искусстве, принеся людям легкость бытия и радость жизни. Это, собственно, его лозунг: радостная душа на флаге театра».

Валерий Кефт

Как я отношусь к Славе Полунину? Как к вождю и учителю! А как можно относиться к вождю? Просто преклоняться перед ним! И не только потому, что это матерый человечище, а потому, что он открыл мне путь, показал, чем надо заниматься, и объяснил, как это делать. Он заслуживает памятника при жизни, потому что является фигурой мирового масштаба. То, что он создал, - это культурное явление. Начиная с «Лицедеев» и заканчивая тем, чем он занимается сегодня, это целая эпоха в клоунаде. Человек, выросший в рамках театрального искусства советского периода, он мыслил глобально и умел остро чувствовать все новое, что появлялось в клоунаде и вообще в театре. В этом один из его основных талантов. Он «держал нос по ветру» и чувствовал, что в данный момент будет интересно, актуально, модно. И всегда старался достигнуть совершенства во всем, продолжая делать это по сей день на самом высоком уровне. Он безошибочно определяет человека, который ему нужен в настоящий момент, чтобы достичь результата. Он ищет таких людей, и они сами его находят. Мы проработали вместе десять лет, и каждый день был интересным. Объездили кучу стран и даже всем театром стали почетными гражданами города Лексингтон в штате Вирджиния».

Леонид Лейкин

Про Славу уже много сказано. И будет сказано еще больше, потому что этот человек сдвинул гору под ногами становления театральной клоунады. При движении этой горы появился и я, в движение это была внесена и моя лепта. И не только моя, конечно. Я попал в студию театра «Лицедеи» последним. Попал не потому, что я талантливый человек, а потому, что я был хорошим осветителем. Светил потихонечку, занимался разными делами театра, работая там на четырех должностях одновременно. Так устроил Слава: он не хотел, чтобы театр разрастался, брал к себе людей талантливых, и в первую очередь тех, кто нес в себе какую-то внутреннюю энергию. Он всех нас сплотил. Если бы не Слава, я не состоялся бы как клоун. Это самое главное, что я могу сказать. Я его боготворю! И когда-то я сказал себе, что буду следовать за этим человеком практически вечно. Я и по сей день занимаюсь тем, чему он меня научил: философской и поэтической клоунадой. Если бы не Слава Полунин, Лени Лейкина не было бы. Не в смысле как молекулы или атома, а как клоуна и артиста».

Вячеслав Полунин

Если вы выйдете на улицу и попросите первого встреченного человека назвать какого-нибудь мима – то, может, он и вспомнит Марселя Марсо. Если вы живете во Франции. Но уж в России точно половина опрошенных с ходу назовет Вячеслава Полунина, а другая половина, шевеля губами, будет долго вспоминать, а затем просветленно выдавит из себя заветное: «Асисяй!». И не потому, что не помнит фамилию, – дело в том, что у нас Вячеслав Полунин значит гораздо больше, чем просто «мим».

Это сейчас, когда Полунину уже перевалило за шестьдесят, он – один из самых почитаемых в России (да и во всем мире) клоунов. Но все мы родом из детства, и Полунин тоже - артистом он мечтал стать с самых младых ногтей.

Вячеслав Полунин — обаяние без грима

Вообще, сначала была пантомима, а потом из нее выросли классические немые комедии. С маленьким Славой все получилось наоборот: если б в далеком детстве он не посмотрел культовую полнометражку Чаплина «The Kid» – может, никакого великого мима Полунина и не было бы в природе, а был бы, скажем, директор завода или академик. Но обойдемся без сослагательного наклонения и просто констатируем, что именно Чаплин повлиял на желание Славы стать артистом. Что ж, вполне достойный пример для подражания.

Родина Полунина – крохотный городок Новосиль, который и в лучшие годы насчитывал меньше пяти тысяч человек. Конечно, в нем нечего было и думать о получении актерского образования – зато можно было стать, хм, прекрасным электромонтером. Но юного Полунина такой вариант совершенно не прельщал, и после школы он отправился в Ленинград поступать в театральный – к сильному неудовольствию мамы Вячеслава, мечтавшей о том, что сын выберет более практичную профессию.

Вячеслав Полунин в спектакле «Лицедеев»

Но увы! — надежды Полунина оказались тщетными: его не взяли в театральный из-за неких туманных «дефектов дикции». Кто знает, не тогда ли у Полунина впервые появилась мысль в своих выступлениях полностью отказаться от этой самой дикции и вообще от слов? Как бы то ни было, а он, проучившись какое-то время на экономическом, нашел в себе силы бросить нелюбимое занятие и поступил-таки в Ленинградский институт культуры.

Именно там и появились легендарные «Лицедеи» – великая комик-труппа, позже переросшая в настоящий театр. Создал ее Полунин, когда ему было всего-то девятнадцать. «Лицедеи» стали завоевывать популярность быстро и методично: сначала в студенческой среде, в «узком кругу ограниченных людей», потом и во всем Ленинграде. К концу семидесятых «Лицедеи» были абсолютно профессиональной труппой с несколькими спектаклями и бешено популярными номерами в багаже. А потом был ОН – памятный миллионам зрителей теледебют Полунина на «Голубом Огоньке» 31 декабря 1980-го. И локальная известность в одну ночь превратилась во всесоюзную.

Но пускай «Асисяя» теперь знала вся страна – он не собирался почивать на лаврах. Восьмидесятые годы были эпохой «Лицедеев», а сам Полунин постоянно изобретал новые проекты, в том числе и международные. Пиком же всего этого «экспрессивного идиотизма» стало празднование двадцатилетия театра и его же торжественные похороны – с гробами на сцене, оркестром и всем прочим. Случилось это в 1988-м, и с этого момента Полунин ушел в одиночное плавание. Работал он преимущественно за границей, и там же, в 1993-м, поставил грандиозный спектакль «сНЕЖНОе шоу» – может быть, главное творение в его жизни.

В Россию Полунин привез его поздно – уже в начале нового века. Но годы отсутствия не привели к тому, что Полунина здесь забыли; наоборот, тем сильней была радость встречи. У нас этого многократного лауреата, почетного доктора, сэра, рыцаря и фельдмаршала все еще любовно называют Славой – и в этом нет ни грамма фамильярности. Так же, как его любимый Чаплин – только Чарли, и никак иначе.

, Орловская область , РСФСР , СССР

Профессия: Гражданство: Годы активности: 1968 - наст. время Жанр: клоунада , миманс, фестивали Награды: IMDb : ID 0689883 Сайт: academyoffools.com Вячеслав Иванович Полунин на Викискладе

Вячесла́в (Сла́ва ) Ива́нович Полу́нин (12 июня 1950, Новосиль , Орловская область) - советский и российский актёр, режиссёр, клоун, мим . Народный артист Российской Федерации (2001) .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Вячеслав Полунин. "Наедине со всеми" 30.12.2015. Если ты насвистываешь – ты счастлив

    ✪ Вячеслав Полунин / Белая студия / Телеканал Культура

    ✪ Олег Меньшиков / Белая студия / Телеканал Культура

    ✪ Александр Ширвиндт / Белая студия / Телеканал Культура

    ✪ Сергей Урсуляк / Белая студия / Телеканал Культура

    Субтитры

Биография

Окончил Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской () и эстрадное отделение .

Актёр-мим, клоун, автор и постановщик клоунских номеров, реприз, масок, героев, спектаклей. В 1968 году организовал мим-театр «Лицедеи» , ставший в 1980-е годы популярным на весь Союз, как и его главный персонаж Асисяй. Наибольшей известностью пользовались номера «Асисяй!», «Низзя» и Грустная канарейка («Блю-Блю-Блю-Канари…», автор номера Роберт Городецкий). Организатор «Мим-парада» (1982), Всесоюзного фестиваля уличных театров (1987), Первого всесоюзного фестиваля «Конгресс дураков» (1988).

24 января 2013 года Вячеслав Полунин согласился стать художественным руководителем Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке и планирует соединить цирк с оперой, симфоническим искусством, живописью и балетом .

При его руководстве был проведен ремонт здания цирка, укреплен исторический купол, под который поставили новую конструкцию, позволяющую с любой точки купола слететь, взлететь, улететь . Внутри появилась система кольцевых площадок, специально для постановок нового поколения. Цирку было возвращено историческое название - «Цирк Чинизелли », по имени его основателя .

Появились и постановки, в том числе популярная «Золушка» («Бал у Чинизелли, или Тысяча и одна Золушка») .

Однако по истечении контракта 21 апреля 2016 года руководство Росгосцирка предложило Полунину перейти на работу в эту организацию, поскольку профсоюз Цирка на Фонтанке требовал назначить туда другого руководителя .

Полунин организовал и вёл секцию «Новый цирк и уличный театр» Санкт-Петербургского международного культурного форума . Главной темой секции стало фестивальное движение как практически единственный источник информации о современных тенденциях развития циркового и уличного искусства и достижениях зарубежных коллег. В дискуссии участвовали Вячеслав Полунин и генеральный директор Росгорцирка Дмитрий Иванов, вице-президент Международного фестиваля в Монте-Карло Урс Пилз, руководитель итальянского театра Nucleo Горацио Черток, директор фестиваля «Итинэрер» Джон Килби и другие специалисты. Кроме того, в Санкт-Петербург для общения с коллегами приехали генеральный директор «Золотого цирка» Чжу Чуанжень, директор Центра цирковой документации CEDAC Антонио Джарола, директор циркового агентства Stefani Art Agency Лачезар Стефанов, директор компании «Армони» Ахмет Экши. В рамках форума прошла также историческая конференция «Уличный театр и цирк - настоящее сквозь призму прошлого».

Кредо

«Я люблю сочные и яркие цвета, какими рисуют дети, люблю буйство ароматов, словно на Гавайях, люблю насыщенность звука, даже если это всего лишь треск ночных цикад… - рассказывал В.Полунин в интервью санкт-петербургскому журналу Where . - Наполненный до краев мир я и называю праздничным. Он удивляет, ошеломляет и, наконец, убеждает, что такая жизнь куда приятнее будничной - надо только сделать маленькое усилие над собой и научиться делать серое ярким. Я не хотел бы делать ничего, что не приносит радости мне, моим друзьям, моим зрителям. Так я строю всю жизнь и так собираю команду. Вижу радостного, праздничного человека - и затаскиваю его в спектакль.

В сущности, я всегда занимался созданием праздников - спектакли это, фестивали или просто вечеринки с друзьями. Я понял, что мой главный проект называется „Праздник жизни“ и состоит в том, чтобы превратить нашу серую будничность в яркое, пестрое и творческое веселье».

Своё кредо Полунин разъяснил в интервью на Радио «Свобода» .

Полунин считает, что клоунада - некий способ мировидения, восприятия действительности , а сами клоуны делятся на десяток видов. Клоун-доктор «лечит нашу душу», клоун-поэт «зовет нас к звездам, к мечтам» (Жульен Кутеро (Франция), Болеслав Поливка (Чехия)), клоуны-экстремисты «все разрушают, чтобы пересоздать по-новому», анархисты считают, что не нужно никакого порядка, должна быть полная свобода.

сНежная Симфония

Придуманная Вячеславом Полуниным и Гидоном Кремером «сНежная симфония» (SnowShow Sumphony) - продолжение его спектакля «Снежное шоу», созданного в 1993 году и выдержавшего более 4000 представлений по всему миру, в том числе более 1000 представлений на Бродвее, в Union Square Theatre .

Классические клоунские репризы соединены с инструментальными пьесами в исполнении Гидона Кремера и камерного оркестра «Кремерата Балтика», при этом музыка взяла на себя роль Белого клоуна. Музыка и клоунада дополняют друг друга, артисты и музыканты играют с залом, при этом динамичное шоу ограничено полутора часами сценического времени .

Семья

Фильмография

Год Название Роль
ф Только в мюзик-холле мим Полунин
ф Небывальщина иноземный царь
ф И вот пришёл Бумбо… клоун
ф Четыре клоуна под одной крышей Имя персонажа не указано
ф Как стать звездой жёлтый клоун с красным носом-цилиндром
ф Убить дракона воздухоплаватель , человек с тачкой
ф Привет, дуралеи! Юра Каблуков (Каблук) / Огюст Дерулен (озвучивает Андрей Мягков)
ф Клоун клоун (камео)
ф Гофманиада озвучка

Награды

Вячеслав Полунин удостоен множества наград и почётных званий.

Зарубежные

США, Нью-Йорк

2005 Выдающийся уникальный театральный эксперимент (Outstanding Unique Theatrical Experience), Drama Desk Award

2009 Специальное театральное событие (Tony nomination for «Special Theatrical Event»)

Великобритания, Лондон

1994 Приз комедийного сообщества лондонского журнала о развлекательной жизни города Time Out Comedy Award

1996 Приз газеты Liverpool Echo за лучшее гастрольное представление (Liverpool Echo Best Touring Production Award)

1996 Приз The Herald Angel Award

1998 Приз Лоуренса Оливье за лучшее представление (Best Entertainment, Laurence Olivier Award)

2006 Театральный приз газеты Manchester Evening News за лучшее международное представление (Manchester Evening News Theatre Awards)

Австралия

2000 Лучший визуальный и физический театр, премия сэра Роберта Хелпманна (Sir Robert Helpmann Award, Best Visual or Physical Theatre)

Шотландия, Эдинбург

1996 Приз критики фестиваля в Эдинбурге (Festival Critics Award)

Франция

2008 Кавалер Ордена искусств и литературы Французской Республики (Chevalier dans l’ordre des Arts et des Lettres. République Française)

Мексика, Мехико

2006 Приз Луны за лучшее международное семейное шоу (Luna prize for best international family show)

Испания, Барселона

1995 Приз «Золотой нос» Международного фестиваля клоунов