Цветники

Упражнения на развитие координации речи с движением. Педагогические условия для работы над согласованностью движений и речи на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста с общим не Развитие согласованности речевых движений

Дата добавления: 11 Января 2012 в 23:07
Автор работы: P***********@mail.ru
Тип работы: реферат

Скачать (46.55 Кб)

Работа состоит из 1 файл

Скачать документ Открыть документ

Реферат.doc

- 200.50 Кб

На занятиях систематически проводится работа по развитию устной речи детей: в процессе вербализации игровых ситуаций, словесного объяснения упражнений, в ходе разучивания текстов, песен (уточнение трудных слов, отработки их ритмической структуры, четкости произношения звуков). Проводится работа над обогащением словаря, формируются грамматические обобщения; формы речи поэтапно усложняются.

Очень важно, какие методы и приемы, и каким образом используются на музыкальных занятиях. На занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные и тактильно-мышечную наглядность.

Итак, наглядно-слуховые приемы включают:

  • исполнение музыкального произведения музыкальным руководителем, воспитателем, ребенком;
  • использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.

Из наглядно-зрительных приемов целесообразно использовать следующие:

  • показ педагогом разнообразных приемов использования музыкально-ритмических движений;
  • показ приема детьми, которые хорошо его освоили;
  • сравнительный показ.

И, наконец, говоря о тактильно-мышечной наглядности, можно иметь в виду индивидуальную работу педагога на занятии и в повседневной жизни.

Словесные методы, которые используются на занятиях, включают в себя:

  • объяснения;
  • указания;
  • вопросы.

Практический метод, или метод упражнений связан с многократным повторением трудных мест или всего упражнения в целом.

Таким образом, при подборе методов и приемов нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка с общим недоразвитием речи.

В программе обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи проведение музыкальных занятий с элементами логоритмики является желательным. Занятия рекомендуются проводить 2 раза в неделю со всей группой детей в первой половине дня. Продолжительность занятия от 20 до 25 минут, в соответствии с возрастной нормой. Материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей.

1.3. Музыкально-речевые и рече-двигательные средства музыкального воспитания.

Основными музыкально-речевыми и рече-двигательными средствами музыкального воспитания являются развитие мелкой моторики, развитие общей моторики и развитие артикуляционной моторики.

«Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь». Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупных ученых. Коррекция речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До 3-х лет ребенок должен научиться правильно бегать, ходить, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, сопровождающими движения. В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объём информации об окружающем мире. Мышечная радость- основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе речевого развития малыша развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.

Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом является мощным, естественным средством правильной речи и движений.

«Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук». Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

«Развитый мозг и развитая рука вполне закономерны, при современном образе жизни» . Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Неточность моторных актов проявляется преимущественно при выполнении заданий на динамическую координацию движений, также при выполнении движений в быстром темпе и, особенно при скоростном переключении движений. При выполнении заданий на динамическую координацию движений отмечаются скованность, несоразмерность движений. У части детей недостаточно сформированы динамический праксис и кинестетическая основа двигательного акта, у большинства – пространственный праксис. Выше перечисленные нарушения тонкой моторики у детей с общим недоразвитием речи затрудняют овладение манипулятивной деятельностью и нуждаются в своевременной коррекции. Коррекционная работа должна строиться с учетом того, что нарушение тонкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи носит системный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта. В практике логопедической работы данной категории детей развитие тонкой моторики включается в систему занятий. Занятия проводят в форме игр, динамических пауз, желательно разнообразить их, вносить соревновательный элемент. Работа по развитию тонкой моторики пальцев рук может осуществляться логопедом в системе коррекционных занятий и музыкальным руководителем на музыкальных занятиях. При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности этой деятельности – ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них.

Одним из показателей речевого развития ребенка является сформированные навыки звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Важной частью коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения. Через артикуляционные упражнения мы формируем правильные скорректированные кинемы, необходимые для артикуляции того или иного звука. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми с общим недоразвитием речи, осуществляется в игровой форме. Движения органов артикуляционного аппарата должны быть ненапряженными, ритмичными, точными. Также очень важно проводить артикуляционную гимнастику, она помогает учить детей с ограниченными речевыми возможностями правильному произношению звуков. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционного аппарата. Эффективное становление речи невозможно без развития мелкой моторики рук.

Таким образом, произношение звуков речи – сложный двигательный навык. Для повышения качества постановки звуков у детей с общим недоразвитием речи созданы специальные комплексы гимнастик.

1.4. Роль ритмических и темповых упражнений в работе над согласованностью речи и движений

Важным аспектом воздействия на развитие согласованности речи и движения является воспитание чувства ритма и темпа в движении . У человека имеется врожденная, естественная склонность к осуществлению ритма и темпа. Уже маленький ребенок умеет двигаться согласно ритму и темпу музыки. По мнению ученых при восприятии музыкального ритма и темпа у детей возникают такие движения, как щелчки пальцами, топанье, удары руками по бедрам как самые естественные средства выражения экспрессии. Ребенок, организуя с помощью ритма и темпа эти естественные движения, совершенствует их двигательную координацию.

Ритм – это сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения, выполняется с наибольшими мышечными напряжениями, а затем движение продолжается некоторое время по инерции, пассивно. Ритм, как известно, организует двигательную деятельность человека. Выполнение ритмических упражнений способствует саморегулированию и развитию движений. Ритм регулирует не только движения, но и слово, также руководит темпом и динамическими особенностями речи. Разнообразные ритмические упражнения формируют у детей с общим недоразвитием речи способность к развитию согласованности движений с речью.

Для правильного воспроизведения ритмов в движении и проговаривании необходимо, чтобы ритм, передаваемый движением, соответствовал фразе. Из ритмических упражнений наиболее сложным является восприятие и воспроизведение ритмов стихотворений или небольших текстов. Умение дифференцировать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения, способствует их автоматизации, что исключает напряжение и положительно влияет на речь.

Темп речи также играет важную роль в развитии согласованности движений и речи. Темп – это частота повторения циклов движений или количества движений в единицу времени, или произношения слов в секунду. Например, темп ходьбы равен 120-140 шагов в минуту, а для разговорной речи характерно произношение 5-6 слов в секунду. Темп движения зависит от массы движущейся части тела. В пределах нормального диапазона различают замедленный, средний и быстрый темп. С изменением темпа нередко изменяется вся структура движения. Каждый человек имеет свой индивидуальный темп выполнения движения, который в случаях патологии может изменяться. Различные темповые упражнения со слоговым материалом усваиваются на движениях таких, как ходьба, прыжки, взмахи руками, когда используются словосочетания, слова, сочетания, считалки, скороговорки, то характер движений становится более разнообразным. Коррекция темпа движений помогает сформулировать правильный речевой темп, а нормальный темп произношения благотворно складывается на координации речи с движением . Итак, развитие чувства темпа и ритма достигает своего совершенства в музыкально-ритмических композициях.

Таким образом, различные речевые нарушения быстрее и легче преодолеваются с помощью музыкальных занятий, на которых используются логоритмические упражнения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупных ученых. Коррекция речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений, ритмических и темповых упражнений, которые оказывают положительное влияние на развитие согласованности речи с движением.

Работу нужно проводить с помощью специальных игр и упражнений, проведенных на занятиях в виде динамических пауз и вне занятия в виде индивидуальной и подгрупповой работы. Также работа должна проводиться индивидуально для всех трех уровней развития. Для детей с высоким уровнем подбирать более усложненную систему логоритмических упражнений с более трудными речевками и движениями. А для детей с низким уровнем развития подбирать простые игры и упражнения с нетрудными речевками и движениями. Повышать объем упражнения на воспроизведение ритмических рисунков, на развитие общей речевой моторики.

Глава 2. Система работы над согласованностью движений и речи.

2.1. Анализ модели логоритмических упражнений Е.П.Прописновой.

Неполноценная речь негативно сказывается на развитии двигательной сферы, в которой наиболее существенные недостатки наблюдаются со стороны коррекционных способностей. Коррекционно-педагогическая работа в специализированных дошкольных учреждений логопедического направления связана со своевременным исправлением дефектов речи и развитием координации слова с движением. В практике логопедической работы дошкольных учреждений существует логопедическая ритмика, основу которой составляют логоритмические упражнения. Поэтому Е.П. Прописновой была разработана модель системы логоритмических упражнений (Приложение 1).

Ее цель – развитие согласованности речи и движений на музыкальных занятиях, а также преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции у детей с нарушением двигательных и психических процессов.

В систему логоритмических упражнений входят: упражнения, которые используются на логоритмических занятиях (Приложение 2); упражнения, используемые на музыкальных занятиях; упражнения, используемые на других занятиях и логоритмические упражнения вне занятий.

Опорные компоненты данной системы - движение, слово и музыка.

Основой для овладения ребенком двигательными действиями служат движения, обеспечивающие эффективное формирование умений и навыков, развитие опорно-двигательного аппарата, физических качеств функций организма.

Первый компонент системы – движение. В его состав входят:

1. Движения, развивающие общую моторику (основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метанье, удержание равновесия). Упражнения включаются в основную часть урока и подбираются в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». В целях гармоничного физического развития детей в течение года предусматривается примерно одинаковое количество упражнений по каждому виду движений.

2. Движения, способствующие развитию мелкой моторной координации движений и созданию функциональной базы для становления речи ребенка. Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в согласовании с музыкой и направлены на развитие ручных навыков мелкой моторики и координации движений рук. На первом этапе ознакомления с комплексом пальчиковые упражнения выполняются в статичном положении. По мере освоения движений детям предлагается сочетать их с другими несложными по координации двигательными действиями (ходьбой, элементарными движениями рук и ног). Целесообразнее выполнять пальчиковые упражнения во вводной или основной части занятия. Чем выше развита двигательная и координаторная активность руки, тем лучше развивается речь и тем меньше трудностей ребенку придется испытывать, когда он будет учиться писать.

Описание

Целью исследования является выработка педагогических условий, которые способствуют эффективной работе над согласованностью движений и речи. Из цели вытекает следующие задачи работы:
изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
изучить и проанализировать систему логоритмических упражнений Е.П.Прописновой.
разработать систему логоритмических упражнений, способствующих развитию согласованности движений и речи;
выделить педагогические условия, способствующие более эффективному развитию согласованности движений и речи.

Наталия Львовна Кочнева
Движение и речь. Методы двигательной коррекции

Движение и речь

Связь движения и речи - общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является не такой уж сложной и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.

Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением . И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников .

Всем известны игры, «У медведя во бору» , «Гуси-гуси, га-га-га» и др). Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения . Игры довольно часто используются для обучения. Они раскрепощают, с их помощью легко объяснить то, что не выразить словами.

Для формирования и автоматизации соответствующих навыков используют также различные упражнения. К примеру – прыжки на скакалке в разных темпах с одновременным проговариванием стишка или скороговорки. Это упражнение позволяет отработать речевое дыхание в состоянии физических нагрузок. Существуют упражнения, направленные на умение координировать темп речи и движения , силу голоса и другие рече-двигательные аспекты .

Тесная взаимосвязь речи и движения позволяет задействовать мощные компенсационные механизмы у детей, имеющих проблемы в развитии. Педагоги и дефектологи знают, что развитие речи через движение приносит положительные результаты. С этой целью создана целая методика : логопедическая ритмика. Совершая определённые движения , ребенок более чётко и правильно произносит те слоги и слова, которые раньше ему не удавались.

Методы двигательной коррекции используются в коррекционной педагогике как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения - восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми.

Упражнения на развитие координации речи и движения

Петрушка

Стоит в лесу избушка, Руки над головой изображают крышу дома.

А в ней живет Петрушка. Движение , имитирующее игру на дудочке.

К нему идут зверушки Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Олени, носороги, Скрещивание рук над головой.

Медведи из берлоги Переступание с ноги на ногу.

Приходят друг за дружкой Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Косули и еноты, ежи и бегемоты Выполнять «пружинку» , руки на поясе.

Идут после охоты Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Малиновка, овсянка,живая обезьянка, Ритмичные взмахи руками. Покачивание туловища вправо-влево; руки согнуть в локтях, ладони открыть.

У всех одно и то же-

Попрыгать, поиграть.

Стоит в лесу избушка,

А в ней живет Петрушка.

К нему идут зверушки

Попрыгать, поиграть.

Мы лопатки взяли, Движения

Грядки раскопали.

Раз-два, раз-два-

Вот как раскопали, Выполнять движения в соответствии с текстом.

Грабли в руки взяли, Движения , имитирующие носку лопаты на плече.

Грядки причесали.

Семена рядами в землю мы сажали.

Раз-два, раз-два-

Вот как мы сажали. Выполнять движения в соответствии с текстом.

Мы водой холодной грядки поливали. Раз-два, раз-два-

Вот как поливали. Движения , имитирующие полив грядок из лейки.

Урожай богатый дружно собирали. Полуприседания влево-вправо с отводом руки.

Хоровод и песни Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо.

Сами затевали. Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево.

Раз-два, раз-два- Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо.

Вот как затевали. Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево.

Подарило лето

Вместе с солнцем ярки

Мамам, бабушкам и детям

Вкусные подарки. Дети идут по кругу по часовой стрелке, взявшись за руки.

Мы в лесу гуляли,

Мы грибы искали.

Раз грибочек, два грибочек-

Полный кузовочек. Присесть, имитируя сбор грибов в кузовок.

Около тропинки

Рвали мы малинку.

Раз малинка, два малинка-

Полная корзинка. Встать, имитируя срывание с куста малины.

По саду гуляли,

Яблочками мы рвали.

Вкусных, красных, ароматных много мы нарвали. Встать на носки, поднять руки вверх, имитируя срывание с дерева яблок.

Принесем мы маме

Кузовок с грибами,

Красных яблок и малинки

Полную корзинку. Идут по кругу против часовой стрелки, взявшись за руки.

Морское путешествие

Рыбки плавали, ныряли

В чистой светленькой воде.

То сойдутся-разойдутся,

То зароются в песке. Выполнять движения в соответствии с текстом.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три-

Морская фигура, замри. Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа-налево, изображая волны. Руки поднять вверх и, изображая фонарики, опустить вниз.

Кто это? Что это?

Куа угадать? Кто это? Что это?

Как разгадать? Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Руки поднять вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево .

Это рыбацкая лодка, Ноги на ширине плеч. Руки в сторны, кисти подняты вверх. В таком положении выполнять покачивания из стороны в сторону.

А это морская звезда, Руки поднять вверх, сжимая и разжимая пальцы, затем опустить руки вниз.

Это, конечно улитка. Руки в стороны, выполнять круговые движения .

Всех разгадаю вас я. Руки развести в стороны.

Заводные игрушки

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине : Широко развести руки в стороны.

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата- Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Все на полочках сидят, Присесть.

С нами поиграть хотят. Прыжки.

Вот солдатики стоят,

Начинается парад! Исходное положение-стойка смирно.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы шагать. Дети маршируют друг за другом.

Вот бегут машины,

Шуршат своими шинами.

Желтые и красные-

Все такие разные. Дробно топают с продвижением вперед . Спина прямая, голову низко не опускать, ноги согнуть в коленях.

Бум-бум, тра-та-та!

Барабан гремит с утра- Дети имитируют игру на барабане.

Зайчики играют,

Лапкой ударяют. Выполнить легкие прыжки то на одной, то на другой ноге.

Публикации по теме:

Логоритмика - это движение, движение - это здоровье Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми,.

Игра представляет собой игровое поле и конверты с заданиями. Цель игры: формирования у детей дошкольников устойчивых навыков знаний поведения.

дним из основных условий и показателей хорошего физического и нервно- психического развития ребёнка является своевременное и разностороннее.

Консультация для воспитателей «Движение и речь» Часто у дошкольников с патологией речи можно наблюдать комплексные нарушения. Дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и.

Речь - это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зри­тельный, двигательный и кинестетический анализаторы.

Для правильного произнесения звука ребенку требу­ется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуля­ция, фонация и дыхание должны быть достаточно ско­ординированы в своей работе, а речедвижения соотне­сены с соответствующими слуховыми ощущениями. Для того чтобы ребенок понял значение слова, необхо­димо слияние между собой слуховых, зрительных и ося­зательных ощущений в единый образ предмета. И.М. Сеченов отмечал: «...всякое ощущение по природе смешанное... к нему обязательно примешивается мы­шечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

Физиологи придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Так, И.П. Павлов отмечал: «Речь - это, прежде всего, мы­шечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». Развитие звукопроизношения связано с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. У здорового ребенка овладение зву­ковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. М.М. Кольцова экспериментально дока­зала, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и ока­зывается более совершенной. Взаимосвязь между раз-


витием речи и формированием общей, мелкой и арти­куляционной моторики подчеркивается многими ис­следователями. Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Н.А. Бернштейн разработал теорию организации движений и отнес речь к высшему уровню организации движений. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения, которые необходимо учитывать при коррекционной работе с различными формами ре­чевой патологии, характеризующейся нарушением про­извольных моторных актов. На начальном этапе осу­ществляется восприятие и оценка ситуации самим ин­дивидом, включенным в данную ситуацию. На втором этапе намечается двигательная задача и образ того, что должно быть. Двигательная задача постепенно усложня­ется. По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет коррекцию с тем чтобы поставленная двигательная за­дача и модель (эталон) будущего движения совпали. На третьем этапе происходит программирование ре­шения определившейся задачи, т.е. индивид сам наме­чает цель и содержание движений и адекватные средст­ва, с помощью которых он может решить двигательную задачу. На четвертом этапе осуществляется фактиче­ское выполнение движений: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управ­ляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений. Нарушение одного из компонентов координации (точность, соразмерность, плавность) ведет к нарушению движения.


Координация движений развивается постепенно на основе опыта и упражнений, поскольку это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и кончающийся адекватным центральным от­ветом.


Л.В. Фомина обследовала детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени раз­вития тонких движений пальцев рук.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что функция движения руки всегда тесно связана с функ­цией речи, и развитие первой способствует развитию второй. Кольцовой с сотрудниками Научно-исследова­тельского института физиологии детей и подростков АНМ СССР установлено:

& около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, кото­рая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны;

& работа над движениями пальцев рук действитель­но стимулирует созревание центральной нервной систе­мы, что проявляется, в частности, в ускорении развития речи ребенка.

Высказывание Павлова о том, что «речь - это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга», подтвержда­ется многими исследователями детской речи. Поэтому при изучении проблемы, как стимулировать развитие речи ребенка, возникла мысль об использовании мы­шечных ощущений от речевого аппарата. Посмотрев «карту» головного мозга, мы видим, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигатель­ной областью, а площадь двигательной проекции зани­мает проекция кисти руки, расположенная очень близ­ко от речевой моторной зоны. Величина проекции кис­ти и ее близость к моторной речевой зоне навели многих ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на раз­витие активной речи ребенка.

В невропатологии и дефектологии уже давно име­лись наблюдения, говорившие о тесной связи речевой функции и двигательной функции руки. Так, было из­вестно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утра-


чивается не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, даже когда сама область двигательной проекции пальцев не затронута.

Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тон­кие и точные двигательные акты, как письмо, рисова­ние, игра на музыкальных инструментах, речь и т.д., требующие дифференцированных реакций многих мы­шечных групп. Структурные и функциональные особен­ности двигательного анализатора, заключающиеся в том, что он имеет чрезвычайно богатые связи со всеми структурами центральной нервной системы и принима­ет участие в их деятельности, дают повод предполагать особое значение двигательного анализатора в развитии деятельности мозга.

Локомоторные функции развиваются у ребенка к началу второго года жизни. В возрасте 1-2 лет отме­чаются неуклюжесть и неустойчивость движений, вы­званные недостаточной дифференциацией движений и отсутствием необходимой регуляции тонуса. У детей этого возраста налаживаются выразительные и защит­ные движения и начинают появляться обиходные дви­жения, еще крайне неточные; наблюдается масса син-кинезий.

Дети 3-7 лет отличаются подвижностью и грациоз­ностью, у них хорошо развита способность к передви­жению и выразительным движениям; однако двигатель­ное богатство бывает лишь при свободных движениях. Если ребенка просят производить точные движения, он сразу начинает утомляться, отвлекаться и стремится ук­лониться от задания. Неспособность к точности зависит от недоразвития корковых механизмов и от недостатка выработки формул движения. Кажущаяся двигательная неутомимость ребенка связана с тем обстоятельством, что он не производит продуктивных рабочих движений, требующих преодоления сопротивления и точности, а следовательно, и большой затраты энергии.

Тонкая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой


мелких мышц руки и глаза. Ее необходимо осваивать, т.к. навыки тонкой моторики помогают ребенку ис­следовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет. Навыки тонкой моторики по­могают ребенку самостоятельно обслуживать себя, вы­ражать себя через творчество - игру, пластику, способ­ствуют повышению самооценки ребенка. Они облегча­ют ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социаль­ный опыт.

В исследованиях психопатологов очень большое внимание уделяется вопросу о том, является ли разви­тие моторики ребенка следствием естественного созре­вания соответствующих структур или же это есть ре­зультат научения. В ранних работах главная роль в этом процессе отводилась фактору созревания. В более по­здних исследованиях уже ставится вопрос о том, что и созревание, и научение являются факторами, в равной мере необходимыми для формирования моторики ре­бенка. В отношении первых факторов созревание будет, естественно, решающим, в то время как в отношении условно-рефлекторных двигательных актов определяю­щим фактором будет научение.

Бернштейн считает, что сущность развития мо­торики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном созревании морфологических субстра­тов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека.

Как показывают наблюдения, в овладении движе­ниями рук большую роль играет подражание. Различают три вида подражательных реакций:

& повторение собственных движений;

& повторение знакомых движений взрослого;

& повторение новых движений.

История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладыва­ет ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы.


Рисование, по мнению Л. С. Выготского, «есть свое­образная графическая речь, графический рассказ о чем-либо». Специальные исследования показали, что есть своеобразный критический момент, когда простое чир­канье карандашом и бессмысленные каракули начина­ют обозначать что-то.

В 1 - 1,5 года малыш крепко зажимает карандаш в ладони, это очень ограничивает движения. В этом воз­расте он не пытается еще изобразить что-то определен­ное, просто получает радость от самого процесса.

В 2-3 года ребенок, как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтан­ные, почти не ограничиваются.

Примерно с трех лет линии становятся более опре­деленными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выпол­нении вертикальных движений, но еще плохо выполня­ются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много: человек, солнышко, колеса и т.п.

В 3,5-4 года ребенок уже умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрас­ту совершенствуется координация движений и зритель­но-пространственное восприятие, и это позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.

В 5 лет хорошо выполняются горизонтальные и вер­тикальные штрихи. Ребенок уже способен ограничивать длину штриха, линии становятся более ровными, четки­ми, и этому помогает правильный способ держания ручки.

Рисунки пятилетних детей показывают их способ­ность выполнять вертикальные, горизонтальные и цик­лические движения. Они пытаются писать буквы.

В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геомет­рические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте детям до-


ступны любые графические движения, любые штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенст­вуют движения, тренируют зрительную память и про­странственное восприятие, создавая основу для успеш­ного обучения письму (М.М. Безруких).

Способность ребенка к рисованию и копированию является необходимым элементом определения готов­ности ребенка к школе. Поэтому важным параметром школьной зрелости является уровень развития мотори­ки кисти ведущей руки, определяющей скорость и лег­кость формирования навыка письма. Процесс овладе­ния навыком письма имеет многокомпонентную психо­физиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложнейшие механизмы координации регуляции движений. Двигательный состав письма весь­ма сложен и отличается своеобразием на каждой ступе­ни овладения навыком.

Н.А. Бернштейн отмечает, что акт скорописи в сформированном виде включает ряд факторов: общий тонический фон пишущей руки и всей рабочей позы, вибрационную иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев, которая очень ритмична и монотонна; осу­ществление округлости движения и его временного рит­мического узора; реализация начертательной стороны письма (контуров букв и того, что составляет сущест­венную часть почерка). В акте письма непременно име­ют место элементы прилаживания к пространству: ква­лифицированная хватка и держание орудия письма, ре­ализация движения кончика пера по поверхности бумаги вдоль действительных или воображаемых линий.

Письмо - сложный координированный навык, требующий сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений тела. Дело в том, что сложно координированные движения ребен­ка - это прежде всего произвольные движения, т.е. Движения, которые имеют цель; движения, которые планируются, контролируются и оцениваются; движе-


ния, параметры которых могут изменяться при изме­няющихся условиях деятельности. Выполнение таких движений обеспечивается интегральной (совместной) деятельностью различных мозговых структур, и наруше­ние этой деятельности может быть основой нарушения движений, трудностей их формирования и контроля. Кроме того, у детей 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей за­пястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регу­ляция, и это затрудняет формирование и выполнение движений. Формирование этих функций завершается к 10-13 годам.

Нельзя исключить еще один фактор трудностей формирования тонко координированных действий. Мо­торная неловкость в выполнении манипуляторных дей­ствий, трудности в овладении ими, неудачи и частое не­довольство взрослых вынуждают ребенка избегать вы­полнения действий, которые сложны, поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками», вязать, лепить, конструировать «неинтересно, не хо­чется».

Особого внимания заслуживают графические движе­ния. Нелюбовь к рисованию - один из показателей на­рушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, - инструментальное дейст­вие, оно сложнее, чем просто движение рукой: ведь не­обходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими, контролировать их. При этом возраст 6-7 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в раз­витии моторики кисти.

Е.М. Мастюкова описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

И. С. Теплова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №1. - С. 49-52.

1. Развитие мелкой моторики рук

Каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьёзно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Дети, идя в школу, часто не умеют держать ручку и завязывать шнурки.

Что такое мелкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимание мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связанны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками.

Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев рук, активизировать работу мышц кисти. Существует ряд простых занятий, которые способствуют развитию мелкой моторики.

  • 1. Лепка из глины и пластилина.
    2. Рисование или раскрашивание картинок
    3. Изготовление поделок из бумаги.
    4. Конструирование
    5. Застёгивание и расстёгивание кнопок, пуговиц, крючков.
    6. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
    7. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.
    8. Всасывание пипеткой воды.
    9. Нанизывание бус и пуговиц.
    10. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
    11. Переборка круп.
    12. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Ежедневно предлагайте детям такие занятия. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребёнка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

Во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

Во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

В-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

2. Развитие графического навыка и зрительно- моторной координации

Графический навык предполагает:

Умение красиво и легко (а значит не напряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т. д.; условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т. д.). Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

Легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки, соблюдая необходимый угол наклона;

Устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

Выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

У детей поступающих в первый класс, ещё недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети дошкольного возраста ещё плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям.

Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребёнком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

Поднять то правую, то левую руку.

Взять предмет то правой, то левой рукой.

После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха и т. д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве.

Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку

Трудности в письме связаны, прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.

Самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, используя силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает её движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином и глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок развивает и укрепляет мелкие мышцы пальцев.

Существует интересный способ развития пальцев руки - ощипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев ощипывают клочки и создают своего рода аппликацию. Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.


Так же можно изготовить различные игрушки, где будут молнии, шнурки, пуговицы, банты и т. д.


Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете маленький ребёнок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысление знакомство ребенка с миром. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Активная тренировка общих движений и ручной моторики позволяет совершенствовать произвольное внимание, развивать навыки контроля и планирования целостного действия, а так же формировать учебную мотивацию, развивать регулирующую роль речи.

Зрительно-двигательная координация занимает важное место в формировании готовности к письму

Зрительно-моторная координация - согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Зрительно-двигательная координация - это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Глаз видит - рука изображает - такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.

Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики руки. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода:

5, 5–6, 5 мес - начинает брать предметы,

6, 5–7, 5 мес вращение кистью с игрушками.

К 11мес совершенствование кистевого и пальцевого праксиса.

1г-1, 5г - попытки рисовать «как попало».

1, 5–2г - появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия.

В 3г появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу).

3–4г - режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки).

В 5–6лет появляется способность обводить клетки.

6–7лет - готовность к развитию графо - моторных навыков.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику - массировать пальчики. Тем самым воздействуя на связанные с корой головного мозга активные точки. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, передаются импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»).

Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, рисунки из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.

Пальчиковый игро-тренинг

Пальчиковые игры и упражнения при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Включение в любое занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самомассаж рук

Массаж карандашами: с помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья и кисти рук (пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны). Такой массаж способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук, стимулирует речевое развитие. Особый интерес у детей вызывают массажные упражнения с проговариванием коротких стихов и рифмовок.

Тренировка зрительно-двигательной координации

Особое внимание необходимо обратить на выработку у детей навыков точной и четкой координации в системе «глаз - рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз.

Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Конструирование по чертежам, выкладывание мозаичных узоров или панно в соответствии с образцами, срисовывание изображений различных предметов, обведение, дорисовывание постепенно совершенствуют зрительно-моторную координацию, формируют умение точно воспроизводить графические образцы.

Например, при выполнении задания «Письмо в воздухе» ребенок «прописывает» в воздухе рукой буквы, цифры и целые слова. Усложненным вариантом этого задания является «прописывание» букв, цифр и слов только глазами.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Для штриховки используются раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов и набор разных лекал. После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, ему можно предложить штриховку волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями.

Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы.

Работа по восприятию формы буквы через тактильные и кинестетические ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтесори. И получила распространение уже в 20-е годы XX века. Кроме этого, зрительно-моторную координацию развивают такие занятия, в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого «Дорожки» по прямой, волнистой линии или через лабиринт, в которых надо определить, «Что нарисовано», соединив все точки.

Разнообразные задания: «Дорисуй левую (правую) сторону предмета», «Дорисуй рисунок, соблюдая последовательность», «Продолжи ряд», «Нарисуй такой же», «Дорисуй узор» и др. Обучение ориентировке на листе бумаги.

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки.

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия

Эти упражнения помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги. И Формирование навыка движения по нему руки: формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху - вниз и слева - направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Специальные физические упражнения

Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке) открывают широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц руки.

Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на канате способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия. Итак, для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму, необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, развивать зрительно-пространственное восприятие.

Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариваиием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Вначале используется средний музыкальный темпо-ритм, который позволит заикающимся сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.

Пример:

Под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.

Постепенно темпо-ритм усложняется и меняется. Для заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии соединение речи с движениями и музыкой является трудной задачей и требует длительной проработки. Заикающиеся с невротической формой заикания достаточно быстро усваивают эти упражнения.

5)пение

Целью пения является коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими характеристиками.

6)игра

В конце логоритмического занятия у детей дошкольного возраста, как правило, проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях (см. Приложение № 6).

Особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитиечувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится “скелетом” слова и играет важную роль в процессе усвоения лексем и опознания их при восприятии.

У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении заикающихся ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.

На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе; состоять из достаточно коротких фраз; они должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных.

Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей - ямб - дактиль.

Ритмический рисунок хорея:

2. Ямб:

Мы едем, едем, едем,

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Мы солнышком согреты,

Мы вместе все живем,

И песенку об этом

Мы петь не устаем (С Михалков)

Ритмический рисунок ямба:

3. Дактиль:

Ритмический рисунок дактиля:

Наиболее трудными для усвоения являются стихи типа дольников, в которых нарушается соответствие синтаксического членения в строке, а также стихи, осложненные стечением согласных и обилием малоупотребительных слов.

Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленные на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки. Одним из видов таких упражнений является“послоговый ритм” или теннинг.

Данное упражнение проводится следующим образом:

Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. По мере овладения навыком, темп речи ускоряется.

Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.

В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т.е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку. Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный “роботообразный” характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизи-рованной речи проходило одновременно с активной работой по формированию интонационного оформления высказывания. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций. Поэтому при обучении заикающихся теппированию обращают внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь.

По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным произнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время.

Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называетсяполным стилем произнесения.

Полный стиль произнесения способствует выделению ритмической структуры слова в артикуляторной программе, выравнивает все слоги по времени произнесения,

что в целом является основной для ритмизации речевого процесса и формирования плавной речи.

Одним из видов упражнений, направленных на выработку ритмизации речевых артикуляций являетсяпословный ритм.

Главной характеристикой этого технического приема по установлению плавной речи является движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы. Особенное интенсивно движение руки осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбирается индивидуально - от резкого в среднем темпе до плавного в замедленном темпе.

При невротической форме заикания ритмизация речи быстро усваивается. Их ритмизированная речь под влиянием упражнений довольно быстро становится интонированной. Имеется опасность, что быстрое достижение положительного эффекта приводит к прекращению заикающимися этой группы тренировок в ритмизированной речи.

В то же время речевая ритмизация, как и любой двигательный навык, особенно у взрослых, нуждается в длительной автоматизации.

При неврозоподобной форме заикания усвоение ритма крайне затруднено. Вначале необходимо подобрать индивидуальный темпо-ритм, при котором заикающийся чувствовал бы себя достаточно комфортно. Затем необходима постепенная, индивидуальная тренировка ритмических движений руки.

Следующим этапом тренинга является совместная тренировка ритмических движений руки и речи. Интонационно-мелодическое оформление ритмизированной речи у заикающихся этой группы также крайне затруднено и требует тщательной и длительной тренировки.

В целом ряде методик по установлению плавной речи у заикающихся предлагаются различные приемы ритмизации речи (Л.И. Богомолова, 1977; Л.З.Андронова, 1990; В.М. Шкловский, 1994).

В ряде методик первый этап установления ритмизированной речи сопровождается значительным замедлением ее темпа до одного слога в секунду (Л.3. Андронова, 1990).

Для того чтобы темпо-ритмическая организация речи заикающихся автоматизировалась и стала стабильной, темпо-ритм должен подбираться индивидуально, вызывая у пациента чувство комфорта. Только при этих условиях возможно продолжение самостоятельной работы заикающегося по автоматизации нового навыка речи.